Доклад Как разработать методическое пособие по предмету

Учебно-методическая литература или издание является, как правило, частью учебно-методического комплекса. Все учебно-методические издания, независимо от вида, отличаются от научно-исследовательских прежде всего тем, что имеют четко выраженную методическую направленность, ориентированы на реальную помощь обучающемуся в освоении материала и выработке навыков и умений и в организации самостоятельного изучения предмета или педагогу в преподавании предмета. В докладе "Как разработать методическое посо...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад Как разработать методическое пособие по предметуКГУ «АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 10 Г. АККОЛЬ, АККОЛЬСКИЙ РАЙОН»

УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ













Доклад

«Как создать методическое пособие по предмету»













Разработала Шупикова Л.М.,

методист












г. Акколь, 2013- 2014 уч. год



НАЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ

Учебно-методическая литература или издание является, как правило, частью учебно-методического комплекса. Все учебно-методические издания, независимо от вида, отличаются от научно-исследовательских прежде всего тем, что имеют четко выраженную методическую направленность, ориентированы на реальную помощь обучающемуся в освоении материала и выработке навыков и умений и в организации самостоятельного изучения предмета или педагогу в преподавании предмета. Все учебно-методические издания должны соответствовать основной образовательной программе и ГОСО соответствующего направления (специальности). В связи с этим учебно-методическое издание любого вида или жанра при всем разнообразии материалов, дисциплин и авторских концепций, должно обладать следующими качествами:

- точно и понятно определять цели, задачи и назначение издания;

- отражать технологии и методы обучения, способствующие усвоению материала, формированию общекультурных и профессиональных компетенций;

- обеспечивать преемственность знаний и навыков, полученных при изучении предшествующих и последующих дисциплин;

- осуществлять междисциплинарные связи;

- последовательно и упорядоченно излагать материал;

- выделять наиболее существенные смысловые связи и ключевые понятия;

- представлять единый подход к употреблению терминов.

В учебном пособии традиционно выделяется предисловие, введение, основная часть, заключение, приложение.

Предисловие - сравнительно небольшой, но очень важный в методическом отношении раздел, расположенный в самом начале издания. Предисловие, прежде всего, должно ориентировать обучающегося в содержании издания, в его направленности и методических установках. В нем дается краткая характеристика курса (дисциплины или модуля), указывается его объем (в часах или зачетных единицах), структура (количество лекций, практик и других видов работ, их последовательность и т.п.) Не лишним будет именно в предисловии объяснить место и роль данного издания в освоении дисциплины и образовательной программы в целом так же, как указать на связи с другими дисциплинами цикла. Отдельно формулируются конкретные цели и задачи курса. Обязательная часть раздела - определение компетенций, которыми может овладеть изучающий курс, как общекультурными, так и общепрофессиональными. Рекомендуется оговорить и специфику курса, его особенности по сравнению с другими курсами. Раздел может включать разного рода размышления и умозаключения преподавателя о сложностях усвоения материала. Можно сформулировать и пожелания студентам по освоению материала, если в этом есть необходимость.

Предисловие должно быть построено так, чтобы, ознакомившись с ним, обучающийся мог самостоятельно выбрать не только пособие, необходимое ему для освоения дисциплины, но и траекторию своего обучения.

Введение. Если предисловие является обязательной частью в учебном издании, то введение зависит и от вида издания, и от особенностей изложения материала. Как правило, введение характерно для учебников. В таком случае во введении дается история вопроса, обзор научной, учебной литературы и источников, рассматриваются различные точки зрения исследователей, отмечаются противоречия, а так же раскрывается позиция автора излагаемого материала.

Основная часть - самая объемная и индивидуальная с точки зрения содержания, а так же это самая вариативная часть. Вариативность связана и с видом данного учебно-методического издания, и с авторской установкой, и с конкретными целями и задачами курса и с его содержанием. Возможно несколько вариантов группировки материала. Для лучшей ориентации, в большом, как правило, материале требуется четкое деление на темы (главы); разделы (части). Желательно, чтобы в начале темы (раздела) был дан план, который позволит студентам заранее представить логику излагаемого материала, связь отдельных вопросов. Пункты плана могут быть сформулированы как в виде законченных суждений, так и в виде вопросов.

Материал в учебном пособии может быть расположен:

* по тематическому принципу с выделением частей, тем или дидактических единиц и раскрытием содержания каждой из них, с включением заданий для усвоения материала, его закрепления и проверки остаточных знаний, со списком рекомендуемой литературы; в каждой части могут быть помещены контрольные вопросы и тесты;

* по методическим единицам (формам); в таком случае в отдельном разделе помещается развернутая программа или краткие тезисы содержания курса, в другом - задания и вопросы для проверки усвоения материала, в третьем - тексты или их фрагменты для разного рода упражнений и т.д.

В пособии может быть представлен какой-то один или несколько (выборочно) видов работы. Допустим, только контрольные задания или только тезисы лекций и т.д. В этом случае на титульном листе в подзаголовке должны быть указания на это, а в предисловии должны содержаться соответствующие разъяснения.

Предполагается, что преподаватель, владея приемами инновационных технологий, может включить технологически разнообразные задания, среди которых должны быть задания, формирующие и развивающие профессиональные навыки, задания для внеаудиторной работы, представленные в активных и интерактивных формах и другие.

Заключение может носить свободный характер и зависит как от содержания и специфики курса, так и от представлений самого преподавателя о своих методических задачах.

Оглавление. В оглавлении раскрывается предметная и логическая структура учебно-методического издания.

Приложение содержит таблицы, графики, схемы, фрагменты текстов, примеры, задачи, необходимые для более детального рассмотрения материала, изложенного в основной части. Здесь может быть помещен и список рекомендуемых источников.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Планируя учебно-методическое издание, необходимо определить не только его цель, задачи и структуру, но и вид (жанр). Среди учебной литературы выделяется основная учебно-методическая литература и дополнительная. К дополнительной относятся справочные издания и научные издания (монографии, научные сборники, периодика). Основная учебно-методическая литература - это учебники и учебные пособия.

  • Понятие «учебное пособие» используется в методической литературе в нескольких значениях. Во-первых, в широком смысле учебным пособием называется любое издание, имеющее учебную и учебно-методическую направленность. Во-вторых, «учебным пособием» называется любой материал (печатный, визуальный, предметный и т.п.), используемый преподавателем на занятиях. В-третьих, учебным пособием может определяться один из видов учебно-методического печатного издания с определенными содержательными характеристикам (собственно «учебное пособие»), которое может иметь несколько модификаций (учебное пособие по спецкурсу, учебно-методическое пособие и т.д.).

  • В данном случае термином «учебное пособие» обозначается определенный вид учебно-методической литературы.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Учебник - издание, в котором системно излагаются основы знаний в определенной области, даются полные сведения по целому курсу (предмету, дисциплине). Учебник определяет содержание обучения и систему работы студентов, через него реализуется концепция автора и стратегическая линия обучения, осуществляется руководство процессом получения знаний. Учебник должен отличаться системностью, оптимальным распределением материала с учетом его восприятия студентом. Учебник предназначен для работы студентов, поэтому и стиль, и форма подачи материала в нем отличаются от научных монографий своей методической направленностью, стилем изложения и структурой. В учебник автор может включать планы, вопросы, связанные с установками на осмысление. В учебнике не только сообщается информация, но и ставятся проблемы, обозначаются дискуссионные моменты, сообщаются базовые термины и понятия по данной дисциплине, демонстрируются принципы их работы при анализе конкретного материала.

Курс лекций - учебно-теоретическое издание, как и учебник, полностью раскрывающее содержание учебной дисциплины. В «Курсе лекций» так же, как и в учебнике, автор не должен излагать только собственную концепцию, он обязан представить обучающемуся разнообразие подходов к данной проблеме, возможные варианты ее решения, направлять познавательную деятельность студента, помогать ему определиться в принципах работы. Целью становится получение студентом углубленных знаний по предмету для успешной самостоятельной работы и дальнейшей профессиональной деятельности. Текст этого издания не должен абсолютно копировать устную речь лектора, а должен быть дидактически и методически отработанным, в нем необходимо соблюдать правила и стиль письменной речи. Материал должен быть систематизирован, логически выстроен, определения, термины и понятия выверены, лаконичны и точны.

Учебное пособие. Под учебным пособием понимается особый вид учебно-методического издания, в котором излагается материал всего курса или его части с предельно полным методическим аппаратом. Основу пособия составляют задания, связанные с осмыслением и практической отработкой теоретических положений. Вопросы и задания учебного пособия ориентированы на приобретение навыков практического использования и оценки явлений в данной области знаний. Учебное пособие должно помочь студенту овладеть культурой мышления, выработать способности к восприятию, анализу и обобщению информации. Пособие включает таблицы, схемы, графики и т.п. В нем располагаются материалы для самостоятельной работы, а также библиографические и справочные сведения, комментируются другие научные источники.

Учебное пособие по спецкурсу - это издание, по определенным параметрам приближающееся к научной монографии и содержит авторскую проработку недостаточно изученной или несистематизированной научной проблемы. В него входит изложение различных концепций по данной проблеме, история вопроса, обзор иных исследований по данной проблеме. Основная часть этого пособия - теоретическая, в которой излагается авторская концепция, анализ того или иного явления науки. Преподаватель - автор учебного пособия по спецкурсу, может включать в него задания, которые должны помочь студенту выработать способности применять полученные знания в области теории в собственной научно-исследовательской деятельности. В завершении пособия представляется научная библиография, указываются информационные источники и могут даваться методические указания для обучающихся по работе над содержанием спецкурса: задания для закрепления материала и самопроверки, вопросы для повторения, тесты и другие задания.

Хрестоматия - учебно-практическое издание, содержащее тексты, документы, фрагменты текстов, научных публикаций, необходимых для усвоения курса. Оно предназначено как для практических занятий, так и для самостоятельной подготовки студентов. Чаще всего хрестоматия является приложением к курсу лекций или учебнику. Тексты в хрестоматии могут сопровождаться пояснениями, примечаниями автора, списками литературы, контрольными вопросами-заданиями, вопросами для анализа и для самопроверки. В обязательном порядке в хрестоматии должно быть авторское разъяснение принципа отбора текстов, логики их расположения и указания или ссылки на источники полных текстов, которые должны помочь студенту овладеть основными методами, способами и средствами отбора, систематизации и переработки информации.

Практикум представляет материалы для системы занятий, проводимых с целью практического изучения вспомогательной литературы и информационных источников (словарей, энциклопедий, справочников), освоения методов работы с ними. Они имеют повторительно-обобщающий характер, являются одной из форм самостоятельной работы студентов. Практикумы содержат таблицы, схемы, облегчающие освоение материала. В конце каждого раздела, темы дается список литературы, указываются другие источники информации, здесь могут быть помещены материалы для самостоятельной работы, а также приложения справочного характера, необходимые для такого рода работы. К данной разновидности учебного пособия относится лабораторный практикум, лабораторные работы и задачник, содержащие практические задачи и упражнения, советы и рекомендации по их выполнению, способствующие усвоению пройденного материала.

Справочник - издание, содержащее справочный материал по конкретной дисциплине или ее разделу. Может включать краткие сведения по истории вопроса, структуре и системе того или иного понятия, а также словарь терминов и понятий. К данной разновидности пособия относятся словарь-справочник и решебник. Словарь-справочник тоже содержит справочный материал, но он представлен в виде упорядоченного перечня языковых единиц (слов, словосочетаний, фраз, имен, знаков), снабженных относящимися к ним справочными данными. Решебник содержит ответы на задачи и упражнения определенного учебного пособия - практикума или другого учебно-методического издания.

Наглядное пособие - учебное издание, содержащее наглядные материалы (карты, атласы, альбомы, карточки, иллюстрации и т.п.) визуального характера и помогающее в освоении курса, дисциплины.

Учебно-методическое пособие - издание, содержащее материалы по методике и технологии преподавания, изучения конкретной дисциплины (предмета) и, как правило, учебно-методическое пособие предназначается для преподавателей. В то же время учебно-методическое пособие может быть использовано в учебных целях для помощи студенту в овладении средствами самостоятельного, методически правильного использования методов познания в данной области. Оно может пояснять определенные разделы, темы и вопросы курса, указывать на род деятельности, а также характер действий при выполнении определенного задания. В случае необходимости для пояснения могут быть привлечены отдельные формулы, графики, примерные расчеты. Если эти материалы ограничены по объему, то могут быть озаглавлены как методические рекомендации или указания. Объем пособия не регламентируется.

Рабочая тетрадь - особый вид учебно-методического пособия, предназначенного для работы студентов как на лекции и на практическом (семинарском) занятии, так и для самостоятельной подготовки, в котором соединяется изложение основных положений курса с выработкой общих и профессиональных компетенций у студента. В рабочей тетради содержится как тезисное изложение основных положений курса, так и методические рекомендации по его усвоению, а также многочисленные и разнообразные примеры и задания для работы на лекции. Изложение материала чередуется с пробелами, которые заполняет студент по ходу ведения лекции или практического занятия, здесь же он может делать пометки по степени понимания, отмечать вопросы и неясности. Рабочая тетрадь дает возможность преподавателю широко использовать многочисленные современные обучающие технологии. Все многообразие приемов и форм изложения материала в рабочей тетради направлено на выработку культуры мышления, способности к восприятию, анализу, обобщению информации, на активизацию и проверку внимания студентов, на выработку навыков выделения главного и логики изложения. С помощью рабочей тетради осуществляется контроль за восприятием материала и проверка остаточных знаний.

Учебная (рабочая) программа дисциплины - нормативный документ, в котором определяются цели освоения дисциплины, место дисциплины в основной образовательной программе, круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению, логика изучения основных идей, с указанием последовательности тем, вопросов, их трудоемкость в зачетных единицах (часах). В программе должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом. Программа должна обеспечить обучающемуся студенту реальную возможность участвовать в формировании своей индивидуальной образовательной программы.

Общий порядок разработки учебного издания

  • определение роли и места данной учебной дисциплины в подготовке специалиста с учетом квалификационной характеристики и учебной программы и конкретизация на этой основе задач обучения и воспитания, решаемых в процессе преподавания курса;

  • определение характера и объема знаний, которые должны быть усвоены студентом при изучении всего курса, его тем и каждого вопроса темы;

  • выявление объема знаний, полученных в результате изучения ранее пройденных дисциплин, и использование результатов этого выявления при определении характера и объема знаний по каждому вопросу темы, по каждой теме и по всему курсу;

  • определение логической и дидактической последовательности передачи учебной информации для приобретения знаний, выработки умений и навыков, воспроизведение и использование предшествующих знаний при изучении каждого вопроса темы, каждой темы и всего курса;

  • разработка структуры учебного пособия, разделение излагаемого программного материала на методически оправданные структурные элементы: разделы, подразделы, параграфы.

В достижении высокого научно-методического уровня изложения материала главным является его доступность, последовательность и системность. При этом существуют два метода, не исключающие друг друга. Согласно первому первоначально излагаются общие понятия и определения той или иной категории, а затем дается их раскрытие; согласно второму - сначала рассматриваются частные проблемы, подводящие студента к общим выводам и определениям.

Основные требования к содержанию учебного пособия

  • преемственность при изложении материала методического пособия в содержании учебных изданий по ранее изученным дисциплинам;

  • тесная связь с содержанием учебных материалов других блоков учебного плана;

  • реализация принципов обеспечения внутридисциплинарных связей между учебными изданиями по одной дисциплине;

  • междисциплинарные связи;

  • обеспечение непрерывности отдельных видов подготовки специалистов;

  • использование общего понятийного аппарата, унификация в использовании терминологии в обозначении.

Примерная структура методических пособий

Учебно-методическое пособие

Титульный лист

Рецензия (внешняя, внутренняя)

Содержание

Введение (пояснительная записка)

Стандарт

Технологическая карта (если пособие по занятию для преподавателя)

Основная часть

Заключение (тесты, эталоны к тестам)

Список использованной литературы.

Приложения (дополнительный материал).

Методическое пособие по практическому занятию

Титульный лист

Введение.

Аппаратура, оборудование, материалы, растворы (реактивы).

Методика работы.

Анализ, обсуждение результата работы. Выводы.

Рекомендуемая литература.

Приложения. В Приложение могут входить диаграммы, карты, таблицы, схемы, словари, списки иллюстраций и др. Обычно информация, содержащаяся в «Приложении», является дополнением или пояснением к ряду структурных элементов текста.

Методическое пособие по учебной (производственной) практике:

Требования стандарта практики.

Принципы и цели практики (иметь представление, знать, уметь, иметь навыки).

Содержание практики и структура деятельности студента.

Контролирующие материалы практики (дневник, характеристика с места практики, различные документы, подтверждающие прохождение практики, отчетный продукт практики).

Заключение.

Приложение. В Приложении могут входить Инструкция по ТБ, должностные обязанности специалиста (функции, обязанности, права, ответственность), образец Титульного листа дневника практики, отчета практики, Структура дневника практики (содержание практики).


© 2010-2022