• Преподавателю
  • Другое
  • Статья на тему Сопровождение духовно-нравственного развития инклюзивного образовательного процесса в условиях общеобразовательной школы

Статья на тему Сопровождение духовно-нравственного развития инклюзивного образовательного процесса в условиях общеобразовательной школы

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сопровождение духовно-нравственного развития

инклюзивного образовательного процесса

в условиях общеобразовательной школы

Попова Галина Александровна, учитель-психолог МБОУ СОШ №7

На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья, особенно у детей и подростков, увеличилось число детей, имеющих отклонения в психическом и физическом развитии. Возникшая проблема чаще социально обусловлена, и, безусловно, - промыслительна. Назрела острая необходимость в понимании проблем «особых» детей и их семей, уважении и признании их прав на полноценное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками.

В России и мире сегодня, сформировалась тенденция на включение людей с особыми потребностями в активную общественную жизнь. Это требует, прежде всего, отказа от деления детей на полноценное большинство и неполноценное меньшинство. Поэтому одной из приоритетных задач Федеральной целевой программы развития образования до 2020 года: «…является создание современных организационно-правовых и образовательных моделей, обеспечивающих успешную социальную адаптацию детей с проблемами в развитии».

К сожалению, общество пока еще не готово принять инвалида как равноправного члена социума, не готовы все: дети, педагоги, родители. Несправедливо, ведь ценной особенностью детей с ограниченными возможностями здоровья, за исключением детей с нарушением интеллекта, является высокий уровень учебной мотивации, высокий уровень познавательной активности, повышенный уровень развития основных психических процессов, желание быть среди своих сверстников и чувствовать себя на равных. Они сильны духом, очень старательны и терпеливы, они любят без корысти и зависти, они открываются всем, кто не унижает их. Надо просто их любить и принимать такими, какие они есть, быть рядом, поддержать и ненавязчиво помогать. Благодаря нашей с Вами любви и заботе, они совершенствуются, не обращая внимания на свой недуг, и достигают немалых побед. Но эту естественную человеческую любовь оказывается в наше время надо «взращивать». Необходимо сопровождать духовно-нравственное развитие инклюзивного процесса.

Нравственность определяется качеством поведения человека, духовность - качеством помыслов. Нравственность отвечает на вопрос «как?», а духовность - на вопрос «для чего?». Нравственное развитие укрепляется духовным! Надо стремиться к тому, чтобы участники инклюзивного школьного пространства не только не делали дурного, но чтобы им это и в голову не приходило. Сопровождаться должны все участники инклюзивного пространства - школьное содружество. Именно согласованные действия всех участников образовательного процесса, включая родителей, составляют основу поддержки учащихся, которая обеспечит их становление.

Совместное обучение важно и для здоровых детей, поскольку это позволяет развить у них необходимые волевые качества: милосердие, терпение, внимательность к ближнему, ответственность. Самым лучшим в инклюзии является то, что выигрывают все. Инклюзив помогает формировать ЧЕЛОВЕКА!

Считаем, что система психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образовательного процесса в общеобразовательной школе главным образом должна быть направлена:

  • на сопровождение нравственного и духовного развития инклюзивного образовательного процесса;

  • на организацию субъект - субъектных отношений всех участников инклюзивного процесса;

  • на ПРИНЯТИЕ ребёнка не только таким, «какой он есть», но как ценность;

  • на формирование в человеке (будь то ребёнок или взрослый, проблемный или благополучный, условно здоровый или с ограниченными возможностями здоровья) осознания своей ценности, при признании ценности других;

  • на пробуждение ответственности за свои поступки всех участников образовательного процесса.

Сопровождение может реализовываться через серию классных часов в системе нравственного воспитания и в системе дополнительного (в том числе клубного) образования и просвещения, что, очевидно, соответствует задачам ФГОС нового поколения.

Каким образом организовать процесс нравственного развития детей с особыми образовательными потребностями, с одной стороны, и как помочь людям без ограничений здоровья, осознать ценности вхождения (включения) в социум людей с особыми потребностями, с другой? Как сформировать у ровесников не жалостливое, не отгороженное отношение к детям-инвалидам, а доброжелательное, дружеское отношение?

Мы не делаем акцент, что дети больны и им нужно помогать. Мы заостряем внимание на том:

  • как хорошо, что все мы разные;

  • Бог всех людей создал по образу и подобию своему;

  • ценность человека не зависит от его способностей и достижений; каждый человек способен чувствовать и думать;

  • каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

  • все люди нуждаются друг в друге;

  • подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

  • все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

  • для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

  • разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Формируя признание своей ценности при признании ценности других, мы подчеркиваем, что недопустимо культивировать «лидеров», млеющих от осознания собственных призрачных «достоинств» и «продвинутости», готовых по головам других людей идти к осуществлению «успешной карьеры» ведь Россия всегда была сильна духом товарищества!

Принципы нашей системы сопровождения:

  • принцип не нанесения вреда;

  • принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся, их родителей и педагогов, который свидетельствует о том, что все, происходящее в образовательном учреждении, оценивается с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье всех участников образовательного процесса;

  • принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья);

  • принцип непрерывности и преемственности;

  • принцип субъект субъектного взаимодействия, когда сам ученик активно действует в здоровьесберегающей адаптивной среде;

  • принцип соответствия содержания и организации профилактического воздействия возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

  • принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье при наличии контроля со стороны родителей.

Мы верим, что инклюзия в СОШ принесет пользу не только детям с ограниченными возможностями, но и всем участникам. Это и дети с особенностями развития, и без них, одарённые дети, учителя (имеется в виду совершенствование практики преподавания и повышение профессионализма учителей), и всё школьное сообщество в плане совершенствования общего климата и духа школы.

Модуль для педагогов «С любовью и болью о человеке» ориентирован на профилактику искреннего стремления:

  • побудить и развить дар в ребёнке;

  • помочь ему в трудные минуты его постепенного взросления;

  • принять, ценить и беречь загадку его неповторимой индивидуальности;

  • закладывать духовно-нравственную основу его личности;

  • пробуждать ответственность за поступки и помыслы;

  • ориентировать ребенка на добродеяние - взращивать в человеке ЧЕЛОВЕКА.

Самое трудное - сопровождение педагогов. Подготовка учителей, их отношение к инклюзии и способность к сотрудничеству, являются наиболее важными в отношении к детям, имеющим особые образовательные потребности. Позитивное отношение к этим детям является основой для успешного проведения инклюзивных программ. Барьеры в образовании связаны не только с нехваткой материальных ресурсов для обеспечения архитектурно доступной среды для учащихся с инвалидностью. В большей степени проблемы связаны с характером социальных отношений, стереотипностью восприятия, профессиональными предубеждениями, отсутствием или нехваткой информации по вопросам обучения детей с особыми образовательными потребностями, наличием негибкого образовательного стандарта, несоответствием учебных планов, содержания и методов обучения потребностям учащегося.

Требуется проведение педагогическим коллективом школы тщательного анализа ситуации, при которой возникают препятствия и барьеры в образовании того или иного учащегося, и определения характера проблем, ведущих к недостаточности доступа к образованию. Минимизация и устранение барьеров в образовании для всех групп учащихся является основным направлением деятельности школы по реализации программы развития инклюзивного образования.

Такое отношение может и должно поддерживаться через обучение учителей и приобретение ими собственного позитивного опыта взаимодействия с особыми детьми. Дополнительное обучение учителей тому, как учить детей с различными возможностями, ведёт к улучшению индивидуального отношения каждого учителя к этим детям.

Модуль для учащихся «Будь человеком» ориентирован на:

  • формирование осознания человеком своей ценности, при признании ценности других;

  • пробуждение и возрастание ответственности за свои поступки;

  • содействие созидательному личностному и интеллектуальному развитию каждого ребёнка на всех возрастных этапах;

  • формирование способностей учащихся к самовоспитанию и саморазвитию;

  • формирование духовно - нравственного, оптимистически настроенного, ответственного человека, имеющего собственное достоинство, умеющего осмысленно самоопределяться в мире, принимать обоснованные решения относительно своего будущего, патриота своего Отечества.

Таким образом, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность свободно общаться и развиваться вместе со своими сверстниками в условиях, которые гарантируют ему поддержку, уважение, возможность самореализации и активного участия в жизни общества. Под инклюзивным образованием мы понимаем такое образование, которое дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни детского коллектива. Только инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия учащихся и их участия во всех делах школьного коллектива.

Л.С. Выготский акцентировал внимание на том, что «слепой или глухонемой ребенок есть в первую очередь ребенок, а во вторую линию, как говорят немецкие психологи, уже ребенок особенный, слепой или глухонемой» Поэтому и относиться к нему нужно с теми же мерками, что и к здоровым сверстникам. Учитывать физические ограничения нужно, но для эффективной работы с дайной категорией необходимо учитывать и положительный фактор - существование защитного механизма компенсации, возмещения в той или иной мере нарушенных функций и состояний. Гораздо важнее развивать те способности и возможности, которые у ребенка имеются. До сих пор актуально звучат слова Л.С. Выготского: «Мы подмечаем крупицы дефектов и не замечаем колоссальных, богатых жизнью областей, которыми обладают дети, страдающие ненормальностями».

Если человек почувствует свою ценность, значимость и к тому же признает ценность другого, окружающего мира, если его состояние сознания будет ясным и внутренне он будет наполнен созидательной энергией, если он осознает, для чего он живёт - он сам решит все свои проблемы.

Модуль для родителей «Путь к пониманию» ориентирован на:

  • формирование активной позиции в жизни школы;

  • профилактику и укрепление нервно-психического здоровья;

  • осознание промысла Божьего;

  • повышение социально-психологической и духовно-нравственной компетенции;

  • профилактику изменения стереотипного мышления родителей детей-инвалидов в направлении ориентации своих детей на полноценное участие в жизни класса, школы, общества, на развитие волевых качеств и активной жизненной позиции.

Надо отметить, что у детей с ОВЗ очень высока степень зависимости от семьи, а у родителей, как правило, повышена тревожность, занижена самооценка, как следствие повышена агрессивность. Изоляция детей с ОВЗ и их семей усугубляется материальными затруднениями и ощущением отсутствия перспектив для дальнейшего развития. Но не только поэтому родители воспринимаются в школе как партнёры и соучастники процесса. Чаще это образованные, думающие, творческие, настрадавшиеся люди. Их знания, опыт, очень ценятся сотрудниками школы. Важную практическую значимость имеет активное вовлечение родителей в образовательный процесс их ребенка. Апробированы наиболее эффективные способы сотрудничества педагогического коллектива с семьей для организации совместной деятельности: индивидуальные беседы, собрания-диспуты, «Дни открытых дверей», Объединение родителей детей с ОВЗ и инвалидов, совместное участие в массовых и творческих мероприятиях, персональные выставки детей и взрослых и т.п.

Актуальной является задача активизации родителей в области сотрудничества со специалистами и их целенаправленное становление в качестве компетентных помощников своим детям в системе инклюзивного образования. Общая результативность проводимой работы зависит от того, насколько хорошо понимает свою роль каждый из участников образовательного процесса. Пассивная родительская позиция «потребителя образовательных услуг» может свести на нет саму идею инклюзивного образования. Надеемся, что благодаря духовно-нравственной направленности инклюзивного процесса родители проявят большую заинтересованность, настойчивость, компетентность, активность, готовность к сотрудничеству.

Необходимо выстраивать диалог (консилиум) с педагогами и родителями, организовать диспут со старшеклассниками, создать ситуацию успеха и личностного роста подростков и младших школьников, отказываясь от назиданий и нотаций, ставя ученика в активную позицию партнера по взаимодействию с педагогом, побуждая его к рефлексии в процессе самовоспитания.

Основные акценты профилактической деятельности:

  • Промысел Божий;

  • вера, надежда, любовь;

  • Божий дар;

  • нравственные и духовные законы;

  • смысл жизни;

  • ответственность;

  • укрепление духа добра;

  • все дети вправе получать образование в условиях, исключающих проявление дискриминации на основании умственных или физических недостатков и особенностей, этнической принадлежности, религии, языка, пола, способностей и т.д.

  • инклюзив помогает формировать ЧЕЛОВЕКА!

Совместная духовно-нравственная направленность работы школы создаст возможность:

  • сформировать у детей позицию непринятия циничного рационализма, жестокости, пошлости, алчности, хамства, так бурно распространяющуюся сегодня в опустелых душах потерявших веру людей;

  • дать детям твёрдые ориентиры добра, истины, любви на основе веры и надежды;

  • научить быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно решать конфликты;

  • помочь детям в раскрытии для себя лично смысла высоких духовно-нравственных ценностей.

Безусловно, огромной укрепляющей силой станут беседы с батюшкой, паломнические поездки по святым местам, изучение основ духовной культуры, духовно - патриотические мероприятия.

Отсутствие духовной основы лишает человека смысла жить, учиться, работать, чувствовать себя радостным и счастливым, поэтому образовательный процесс в первую очередь нужно направлять на формирование духовно - нравственного фундамента личности, остальные составляющие человека развиваются в зависимости от духа.

Информационные источники

273-фз.рф/

forum.detiangeli.ru

proshkolu.ru/

svetoch-opk.ru/

Актуальные проблемы коррекционного и инклюзивного образования в контексте реализации ФГОС: Материалы международной научно-практической конференции / под общей редакцией Е.А. Репринцевой, Е.Н. Российской. - Курск: Изд-во «Мечта», 2013.

Дробышевская Н.А. Не должны быть потеряны дети: Из опыта работы с трудными детьми. - М.: Издательство Московской Патриархии РПЦ, 2013.

Духовные и нравственные основы образования и воспитания. Н.В. Маслов. М.: Самшит-издат, 2012.

Инклюзивное образование: методология, практика, технология. // Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. - М.: МГППУ, 2011.

О таланте и смысле жизни. В чем тайна одаренности? - М.: «Даниловский благовестник», 2009.

7


© 2010-2022