Музыкальное занятие в подготовительной группе В мире загадочных звуков

Цель занятия: сохранение и развитие высокой чувствительности ребёнка к шумовому, звуковому и музыкальному миру. Образовательная задача – формировать навыки внимательного восприятия  окружающего мира. Воспитательная задача – способствовать становлению позитивного отношения к искусству как источнику духовного обогащения личности. Развивающие  задачи: закрепить умение различать разные по силе звуки, динамические оттенки музыкальной речи; чувство ритма;  способствовать развитию  музыкальной памяти, ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бугаева Елена Алексеевна - музыкальный руководитель

МДОУ «Детский сад «Дюймовочка»

с. Ивантеевка Саратовская область»

89878298573

[email protected]

Музыкальное занятие в подготовительной группе

"В мире загадочных звуков"

Музыкальное занятие в подготовительной группе В мире загадочных звуковМузыкальное занятие в подготовительной группе В мире загадочных звуковЦель занятия: сохранение и развитие высокой чувствительности ребёнка к шумовому, звуковому и музыкальному миру.

Образовательная задача - формировать навыки внимательного восприятия окружающего мира.

Воспитательная задача - способствовать становлению позитивного отношения к искусству как источнику духовного обогащения личности.

Развивающие задачи: закрепить умение различать разные по силе звуки, динамические оттенки музыкальной речи; чувство ритма; способствовать развитию музыкальной памяти, внимания, мышления, воображения; развитие певческой и слушательской культуры детей, развитие музыкальных способностей, способности к импровизационному творчеству.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Оформление зала: картины, рисунки воспитанников «Звуки окружающего мира»

Содержание урока

I. Организационное начало (дети в тишине входят в зал и становятся в круг)

1. Музыкальное приветствие.

Учитель. Здравствуйте, ребята!

Дети. Здравствуйте.

Учитель. Много разных звуков окружает нас,

Даже если тихо, кажется сейчас.

Ранним, ранним утром всюду тишина,

Но её послушай, звуками полна.

Сегодня мы совершим путешествие в удивительный мир звуков. Этот мир невозможно потрогать руками, положить на стол, рассмотреть даже под микроскопом. Но они везде и всегда: всё шуршит, шумит, звенит, булькает, скрипит, стонет, а значит звучит. (Дети на полупальцах проходят на стульчики)

II. Основная часть

1. Беседа о звуках.

Учитель. У каждого звука есть своё «лицо», место, где он живет: и если мы закроем глаза, то лишь по звуку можем угадать, что происходит вокруг. И сегодня мы познакомимся с загадочным миром звуков. Слайд 1

А теперь сядьте поудобнее, сосредоточьтесь, включите ваше слуховое воображение, закройте глаза и постарайтесь представить, как звуки оживают в вашем воображении. Какие звуки услышали? Слайд 2 (Звуки немузыкальные)

Продолжим. Закрываем глаза, слушаем и представляем. Слайд 2 (Звуки музыкальные) А теперь какие звуки прозвучали?

А теперь предлагаю дать качественную характеристику некоторых звуков

Учитель. Какие по качеству звуки издают следующие предметы. Слайд 3 Например: кастрюля, шум воды из-под крана.

Дети. Кастрюля - звонкие, шумные, аппетитные звуки. Шум воды из-под крана - журчащие, капающие, приглушённые, льющиеся.

2. Звуки «живые» и «неживые»

Учитель. Разделим все окружающие нас звуки на две важные группы: Слайд 4 (1) звуки шумовые (от слова шум, шуметь) и Слайд 4 (2) звуки музыкальные (от слова музыка). А чтобы узнать как их разделить - проведем исследование.

Давайте сравним пару звуков. Например, монотонный шум дождя с жужжанием пчелы.

  • Постучим вместе по коленкам сначала медленно, затем быстрее. Таким образом изображаем шум дождя Слайд 4 (3)

  • А теперь изобразим пчелку, которая летит из улья. Слайд 4 (4)

  • Возьмите в руки листок бумаги и помните его. Слайд 4 (5)

  • а теперь изобразим мяуканье маленькой кошечки. Слайд 4 (6)

Учитель. Какой из звуков можно назвать немузыкальным, музыкальным? (ответы детей). Правильно, звуки неживой природы однообразны и не так выразительны. Зато голос «живого» звука всё время меняется. Птичье пение, жужжание всяких насекомых, волчий вой - всё это самые настоящие музыкальные звуки. Из музыкальных звуков складывается любая песня, любое музыкальное произведение, любая мелодия.

3. Шумовые и музыкальные звуки

Учитель. Слайд 5 Рассмотрите рисунки и назовите, какие предметы издают шумовые звуки, а какие музыкальные.

слайд «Шумовые и музыкальные звуки»

Учитель. Музыка состоит из музыкальных звуков.

  • Музыкальные звуки можно пропеть (Слайд 6), (пропеваем 1 куплет известной детской песни)

  • сыграть на музыкальном инструменте (Слайд 7),( исполняет ребенок, умеющий владеть инструментом)

  • изобразить в танцевальных движениях (Слайд 8) (исполняем парный танец 2 повтора),

  • записать нотами (Слайд 9)

4. Беседа о силе звука

Учитель. Но звуки по своей силе бывают неодинаковыми. Одно и тоже слово можно сказать очень громко, тихо и шёпотом, еле слышно. Если внимательно прислушаться к звучанию человеческой речи, можно заметить, что она богата динамическими оттенками. Динамические оттенки в музыкальной речи - это музыкальные краски, которые, раскрашивая мелодию в разные цвета, заставляют звучать её более выразительно. В музыке имеются особые обозначения разных по силе звуков. Сегодня мы познакомимся с самыми главными из них. Слайд 10

  • f ФОРТЕ - громко

  • p ПИАНО - тихо

Учитель. Тихое звучание называется «пиано» и обозначается знаком p , громкое называется «форте» и обозначается знаком f . Дети повторяют за учителем обозначения динамических оттенков. Слайд 11

А теперь будет звучать песня, а мы постараемся исполнить припев, начиная петь его тихо, а затем усиливая звук и затихая.

Чтоб выучиться пению, Имеем мы терпение, И чтоб не зря урок у нас прошел. Должны мы быть старательны, Послушны и внимательны, И выучить все ноты хорошо. Припев: До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

И еще раз припев

5. Беседа о длительности звука и чувстве ритма

Учитель. Также мелодия складывается из высоких и низких звуков, выразительность которой придают динамические оттенки. Но и по своей продолжительности они бывают очень разными. Есть очень длинные звуки, а есть средние и совсем короткие.

Слайд 12

Учитель. Прохлопайте ритмический рисунок, делая столько хлопков, сколько звуков в мелодии. А теперь встанем и попробуем еще раз (с метром).

Учитель. Ребята, поднимите руку те, кто был в каком-либо городе. А вы обращали внимание на звуки города? Ответы детей. Когда мы находимся в городе, то стараемся не замечать звуки города, они мешают, утомляют... Тем не менее, звуки города - это тоже музыка, сотканная из шумов, гудков, стуков, сигналов. Эти звуки говорят нам о напряжённой, активной жизни, которой живёт современный человек и окружающий его мир. Я прочитаю вам сказку Н.В. Багдасаряна «Звуки моего города»

Слайд 13, а вы воспроизведёте звуки, о которых идёт речь голосом или хлопками.

Хорошо отдохнуть после тяжелого трудового дня, - размышлял старенький синенький Жигуленок Слайд 14, - сейчас мой хозяин хлопнет дверью (хлоп) и включил сигнализацию (би-бип). А я буду спать. Пока не вернулись мои друзья с работы, вздремну немного. Только в нашем дворе спокойные ночи - редкость. Вот во двор влетела Слайд 15 машина Скорой помощи! (сирена: у-у-у-у).

- Опять хозяину моего соседа плохо, - подумал Жигуленок сквозь сон; - сам плох, и «конь» его неважный. Вон стоит - колесо спущено, на дверях ржавчина пошла. А какой лихой был!

Во двор влетела Слайд 16 новенькая Ауди (вз-з-з-з-з). Лихо развернулась и встала рядом с жигуленком.

- Эй, привет? - сказал Жигуленок.

Но Ауди даже не посмотрела в его сторону, а только гордо просигналила (гу-гу) в ответ своей хозяйке. С другой стороны двора въехал Трактор Слайд 17.

- Привет! (бу-бу-бу-бу-бу-у-у-у), - поздоровался он с жигуленком, - мой рабочий день только начинается… Приехал снег расчищать.

С остановки идут люди, и снег под ногами у них хрустит (хруп-хруп-хруп). Вот мальчик Слайд 18 вывел большую собаку Рэкса на прогулку. И Рэкс от радости гром залаял (гав-гав-гав). Наконец, и «соперница» появилась Слайд 19 - маленькая белая собачка Гита. Она, конечно, звонко и задиристо ответила ему (тяв-тяв-тяв). Мальчишка бросил снежок в стекло Жигуленка, и он от обиды и боли простонал (ой-й-й-й-й). Собаки ушли домой. Кажется, все стихло во дворе.

Но неожиданно раздался треск Мотоциклов Слайд 20 (тр-р-р-р, тр-р-р-р, тр-р-р-р)

Это рокеры въехали во двор и с оглушительным визгом (аз-з-з-з) пронеслись мимо Жигуленка.

- Ни зимой, ни летом нет от них покоя, - рассердился Жигуленок и проворчал в ответ (р-р-р-р).

Во двор въехала Слайд 21 грузовая машина и тяжело, будто переваливаясь с бока на бок, прокряхтела (уф-ф-ф-ф-ф).

Наконец наступила тишина. И Жигуленок заснул.

Только сон его был недолгим. Проснулся он от звуков Слайд 22 Лопаты и Метлы, которые расчищали дорогу (ш-ш-ш-ш-ш.)

- Здравствуй, новый день! - сказал Жигуленок, - пора на работу.

III. Заключительная часть

1. Итог.

Учитель. Слайд 23 Наше путешествие подошло к концу. Что нового и интересного вы узнали?

Дети. Мы узнали, что звуки бывают шумовые и музыкальные, познакомились с загадочными свойствами звуков.

Учитель. Правильно, сегодня на уроке мы узнали, как удивителен мир звуков, окружающих нас. Это целый звуковой космос, который является неотъемлемой частью нашей жизни: мяукает кот и тонко позванивает хрусталь, таинственно шуршат под ногами листья, визжит тормозами машина и торжественно «звучат» звёзды Вселенной. Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства.

Учитель. Когда вы останетесь, дома одни, послушайте в течение нескольких минут шумы и звуки в комнате, в коридоре, на улице. Мир наполнен звуками, и они живут самостоятельной жизнью. Прислушайтесь к их настроению, характеру.

На следующих занятиях мы продолжим наше знакомство с загадочными звуками. До новых встреч!

5

© 2010-2022