Проблемы и перспективы внедрения ФГОС в моей работе

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Шарипов Марсель Ишбулатович, преподаватель физики,

ГБОУ СПО Акъярский горный колледж имени И. Тасимова,

с. Акъяр, [email protected], тел. 89273419928

Проблемы и перспективы внедрения ФГОС в моей работе

Важным условием выживания современного общества, всего человечества, в постоянно меняющемся мире является постоянное улучшение качества своей деятельности. Это касается качества производимой продукции, качества жизни, охраны окружающей среды. Поэтому многие международные организации объявили XXI век веком качества.

Высокое качество образования является одним из важнейших факторов обеспечения конкурентоспособности выпускников средних профессиональных учебных заведений, обеспечивающее их конкурентоспособность на рынке труда и соответствующее современным требованиям социально-экономического развития мирового сообщества. Формирование «прозрачного», конкурентного рынка труда, единого информационного пространства, вступление России во Всемирную торговую организацию и другие глобальные интеграционные процессы в экономике выдвигают особые требования к работникам всех отраслей промышленности страны, как и специалистам горнодобывающей и перерабатывающей отрасли экономики.

Повышение требований к качеству подготовки технических специалистов среднего звена особенно актуально в условиях длительного демографического спада, когда неуклонно падает количество абитуриентов и среди студентов колледжа увеличивается контингент «случайных» с низким уровнем мотивации к учебно-познавательной и профессиональной деятельности, низким общекультурным уровнем. Именно демографическая яма в рождаемости в постсоветском пространстве неуклонно привело теперь к оптимизации учебных заведений, к большим трудностям в образовательной и воспитательной деятельности этих учреждений, в качественной подготовке специалистов в соответствии с требованиями ФГОС, предусматривающими инновационные проблемно-поисковые и практические исследовательские виды учебной деятельности.

Моя методическая тема, над которой работаю второй год: "Активизация мыслительной деятельности студентов при решении задач на уроках физики", что явно перекликается с требованиями ФГОС. В период с 2008 по 2013 годы прошел 7 курсов повышения квалификации (3 из которых в ГАОУ ДПО ИРО РБ), которые прямо или косвенно коснулись проблем внедрения и реализации ФГОС.

За относительно короткие сроки удалось создать обширный учебно-методический комплекс для самостоятельной работы студентов. Это электронные учебники по дисциплинам электротехника, электронная техника с лекциями, практическими работами и итоговыми контролями для студентов-заочников, по термодинамике для студентов второго курса, а так же учебное пособие для студентов первых курсов средне-специальных учебных заведений «Методические указания для проведения лабораторных работ по дисциплине Физика». Как обобщение педагогического опыта выступил на заседании предметно-цикловой комиссии естественнонаучных дисциплин с докладом "Организация самостоятельной работы на уроках физики".

В ноябре 2012 года прошел аттестацию на первую квалификационную категорию, показал членам экспертной комиссии три учебных занятий, которые соответствовали системе ФГОС и полностью с ней согласовывались.

В начале учебного года преподаватели колледжа представляют в методкабинет на утверждение свои Рабочие программы по всем дисциплинам, а так же календарно-тематические планы к ним. Независимо от специализации и характера будущей профессиональной деятельности, любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками. И я считаю, что в текущем учебном году прекрасным продвижением в этом направлении стало резкое увеличение количества часов на практическую часть программ, при незначительном сокращении лекционных занятий. Например, вместо традиционных 22 часа, теперь я провожу 44 часа лабораторных работ по физике за учебный год, что позволило ввести туда дополнительные практические работы, связанные с профессиональным компонентом для выработки у студентов начальных навыков проведения экспериментальных исследований. Студенты специальности «Техническая эксплуатация, обслуживание электрического и электромеханического оборудования в горной промышленности» на уроках физики дополнительно занимаются «конструированием» электрических схем на специальной электрической панели. Недостаточную оснащенность кабинета физики необходимым оборудованием и приборами с лихвой дополняют виртуальные лабораторные работы, то есть лабораторные работы с использованием информационно-коммуникационных технологий, которые студенты выполняют так же с большой охотой. Хотя я сам сторонник идеи, что обучающийся должен все приборы и принадлежности трогать своими руками, но считаю, такие современные, доступные и наглядные формы проведения практических работ по виртуалу вполне заслуживают особого внимания, должны широко практиковаться в учебном процессе как достойная замена традиционных.

В перспективе планирую создать свой личный сайт в ресурсе edusite.ru и практиковать дистанционные консультации студентов, тестирования и индивидуальные контрольные работы по определенным темам.

Как и многим рядовым учителям, стандарты нового поколения вначале воспринимались мной как временное явление, как лишняя обуза, но, постепенно втягиваясь в них, понял, что это единственно правильное, инновационное направление развития нашего образования, которая объединяет в себе все лучшее.

Использованный материал:

Шарипов М. И., доклад к НПК "Актуальные психолого-педагогические проблемы профессиональной подготовки", 2013

© 2010-2022