• Преподавателю
  • Другое
  • Анализ любого урока представляет собой комплексный подход. анализ имеет первостепенное значение, прежде всего для самого учителя, дающего урок

Анализ любого урока представляет собой комплексный подход. анализ имеет первостепенное значение, прежде всего для самого учителя, дающего урок

В. А Сухомлинский писал: «сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд...». Умение анализировать свою педагогическую деятельность на уроке лежит в основе творческого труда учителя. От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В. А Сухомлинский писал: «сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд...». Умение анализировать свою педагогическую деятельность на уроке лежит в основе творческого труда учителя. От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность. От самоанализа урока во многом зависит педагогическое мастерство учителя, производительность его педагогического труда.

Для чего анализируется урок?

Существует множество видов анализа и у каждого - своя цель.

В науке различают событийный, содержательный, понятийный и феноменологический, элементарный, причинный, логический, структурно-функциональный и другие виды анализа. Вполне естественно, что учителя интересует совершенно конкретный анализ, который поставлял бы основания для внесения каких-либо улучшений в проведение урока. Так или иначе, любой анализ привносит научную составляющую в деятельность учителя, поскольку является основным методом познания чего-либо.

Анализ - логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств.

Для выбора схемы анализа урока учителю достаточно знать

· современные критерии качества образованности учащихся,

· владеть умениями смыслопоисковой деятельности по определению и преодолению кризисных узлов в обучении и воспитании, перестройки имеющихся знаний, конструирования культурных и гуманных смыслов педагогической деятельности,

· владеть умениями отбора и перестройки содержания изучаемых знаний, моделирования и конструирования условий и средств, поддерживающих и развивающих личностные структуры сознания учащихся, как основу их личностной самоорганизации.

Анализ урока необходим для повышения качества обучения.

Урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения. Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ имеет первостепенное значение, прежде всего для самого учителя, дающего урок. В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как - бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приёмов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.

С.Л. Рубинштейн под анализом понимал "мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии".

При анализе урока, как правило:

1. Оцениваются методы, способы активизации школьников.

2. Эффективность освоения материала.

3. Крайне редко урок анализируется с физиолого-гигиенических позиций, с точки зрения педагогики здоровья. А делать это надо постоянно, помня, что сегодня из школы выходят лишь 11% здоровых детей.

Наряду с анализом урока администрацией школы крайне важно услышать самоанализ учителя, его оценку собственной педагогической деятельности.

Во многих школах это не практикуется, а напрасно: самоанализ - показатель профессионализма учителя, степени его осмысления задач образования, а не только целей и задач одного урока. В настоящее время многие ученые и практики сходятся на том, что педагоги должны владеть различными схемами урока и анализировать урок применительно к различным целям.

Урок анализируется

· с позиций деятельности учителя и учеников,

· отдельных дифференцированных групп учеников (учащиеся с различной степенью подготовленности, развитости способностей, социальной адаптации),

· с педагогических, психологических, методических, физиолого-гигиенических, культурологических и др. позиций.

· Учитель и руководящий работник, посещающий урок, должны быть заранее ознакомлены с целями и схемами предполагаемого анализа. Поэтому в педагогической копилке каждой школы должен быть набор различных схем анализа урока, в том числе и авторских методик обучения.



Памятка для самоанализа занятия.

А. Каков был замысел, план проведения занятия и почему?

1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?

1.1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?

1.2. Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?

1.3. Как урок работает на последующие уроки темы, разделы (в том числе других предметов)?

1.4. Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегии развития данной школы?

1.5. В чем видится специфика этого урока, его особое предназначение?

1.6. Как и почему была выбрана именно предложенная форма занятия (и тип урока)?

2. Какие особенности учащихся класса были учтены при подготовке к уроку (и почему именно эти особенности)?

3. Какие главные задачи решались на уроке и почему?

4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока?

5. Чем обосновывается конкретный ход урока? характер взаимодействия учителя и учащихся? Почему были избраны именно такое содержание, такие методы, средства, формы обучения?

6. Какие условия (социально-психологические, гигиенические, учебно-материальные, эстетические) были созданы для проведения урока и почему?

Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с первоначальным планом в ходе урока? какие? почему? К чему они привели?

В. Удалось ли:

  • решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;

  • избежать перегрузки и переутомления учащихся;

  • сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения, самочувствия? Какова общая самооценка урока?

Г. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?

Д. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?





































СХЕМА АНАЛИЗА (САМОАНАЛИЗА)

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА

Психолого-дидактические характеристики урока

Признаки конкретной психолого-дидактической характеристики (технологические показатели)

Данный признак на уроке был

выражен ярко

Данный признак на уроке был

выражен слабо

Данный признак на уроке отсутствовал

1. Организационно - деятельностные аспекты ориентированного урока

1. Ориентация на

формирование

деятельности

(а не на передачу

информации)

Раскрытие и обсуждение способов учебной работы, которыми пользовались ученики

Знакомство учеников с рациональными способами усвоения материала

Постановка на уроке учебных задач

Освоение на уроке учебных действий

Обучение учеников рефлексии, оценке действий, усилий, результатов, контролю за процессом деятельности

2. Организация

развивающего

пространства

(обеспечение

развивающего

потенциала

урока)

Использование сюжетно-ролевых игр, элементов тренинга, анализа ситуаций и/или их моделей

Преобладание на уроке учебных заданий продуктивного (творческого) характера (а не репродуктивного)

Постановка и организация разрешения проблемных ситуаций

Использование диагностических заданий, приемов, процедур, ориентированных на изучение личностного развития учеников

Использование нетрадиционных форм урока (семинар, экскурсия, состязание, диспут, деловая игра и др.)

3. Реализация

индивидуального

подхода


Использование приемов внешней и внутренней дифференциации

Обеспечение дозированной помощи взрослого ученикам (в соответствии с зоной ближайшего развития)

Создание ситуаций, позволяющих ученикам проявлять свои способности, возможности, интересы (то есть индивидуальность)

Обеспечение вариативности (свободный выбор средств и форм самовыражения на основе предложенных альтернатив)

Создание ситуаций успеха (акцентирование внимания на достижениях и успехах учеников)

2. Создание условий для развития субъектной позиции учеников

1. Актуализация

и обогащение субъектного опыта учеников



Обращение к ранее накопленным знаниям и умениям учеников

Стимулирование учеников к самостоятельному выбору и использованию различных способов выполнения задания

Создание ситуаций нравственного выбора

Обращение к версиям учеников при поиске вариантов решения познавательной задачи (проблемы)

Организация познания через переживание, актуализацию чувственного опыта

2. Развитие

активности

учащихся в

учебной

деятельности

Организация исследовательской деятельности на уроке (порученных исследовательских заданий на дом)

Создание ситуации самостоятельного поиска ответа на поставленный учителем вопрос

Выявление мнения учащихся об уроке, о характере взаимодействия на уроке

Поощрение вопросов учеников, обеспечение возможности задавать вопросы

Поощрение инициативы, самостоятельности в учебном процессе

3. Создание условий для развития готовности ученика к самоопределению (в т.ч. личной ответственности за результаты учебной деятельности)

Побуждение учеников к самооценке, самоконтролю, самоанализу деятельности

Создание ситуаций самостоятельного планирования своей деятельности, выбора действий

Помощь в осознании мотивов собственных действий, поведения, деятельности

Обучение целеполаганию (приемам, последовательности, классификации)

Создание ситуаций, обеспечивающих самопознание учащихся

3. Проявление личностно ориентированной (ЛИЧНОСТНО-ГУМАННОЙ) ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА

1.Проявление

ценностного

отношения

к личности

учащихся

Заинтересованная реакция учителя на предложения, пожелания, замечания(мнение) каждого ученика

«Считывание» учителем эмоционального состояния отдельных учеников и реагирование на него

Отделение оценки действий ученика от личного отношения к нему педагога

Акцентирование учителем важности мнения и участия каждого в урочной деятельности

Акцентирование внимания на позитивных личностных качествах учащихся, их поощрение

2. Реализация

учителем новых педагогических функций(ролей)



Учитель как собеседник (функция эмоциональной поддержки)

Учитель как человек, создающий условия для учения (фасилитаторская функция)

Учитель как исследователь (исследовательская функция)

Учитель как психотерапевт (функция педагогической поддержки)

Учитель как эксперт (консультативная, рекомендательная)

IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-ГУМАННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИИ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1. Организация

равноправного

партнерского

общения в ходе

учебного

взаимодействия

Приоритет диалогических форм общения

Организация сотрудничества учеников между собой

Обращение учителя к ученикам по имени

Свободное и открытое выражение учениками своего мнения без опасения критики

Учитель стремится постоянно получать от учащихся «обратную связь»

2. Создание

благоприятного

психологического

климата на уроке,

атмосферы доброжелательности и

комфорта

Доброжелательность, спокойствие, уравновешенность учителя

Внимательность к ученику и его проблемам

Отсутствие демонстрации своего превосходства над учащимися

Свободное и легкое вступление учеников в диалог с учителем и друг с другом

Стимулирование положительных эмоций во время урока

3. Создание атмосферы взаимной

заинтересованности

в работе друг друга,

сотрудничества

Организация ситуаций взаимопомощи между учениками

Использование таких учебных заданий, где сильна взаимозависимость результатов индивидуальной и групповой работы

Организация работы учащихся в парах

Организация групповой работы учащихся

Подчеркивание значимости достижений (успеха) каждого в решении общей учебной задачи



















































Схема системного анализа традиционного урока.


Город

Школа

Дата

Класс

Предмет

Номер урока по расписанию

Смена

Количество учащихся по списку, чел.

Отсутствовало,

чел.

Опоздали, чел.

Цель посещения урока

Тема (раздел)

Тема данного урока




5

4

3

2

I

1. Цели урока (их реализация)






Обучающая: учитель определяет цели урока, информирует учащихся о путях реализации целей на уроке






Развивающая: цели носят характер, стимулирующий познавательную деятельность учащихся на уроках






Воспитывающая: на уроках математики воспитывающие цели нечётко сформулированы






2. Тип урока (подчеркнуть):






Урок усвоения новых знаний






Урок усвоения навыков и умений






Урок применения знаний и умений






Урок обобщения и систематизации знаний






Урок проверки, оценки, корректировки знаний, умений, навыков






Комбинированный урок






Фамилия, имя отчество учителя

Тарификационная категория (подчеркнуть) учитель; учитель II категории, учитель I категории; учитель высшей категории; заслуженный учитель; др.






Личность учителя:






Эрудиция






Увлеченность






Педагогический такт






Этика






Доброжелательность






Культура речи






Внешний вид и др.






Организационные качества:






Контакт с классом






Умение организовывать работу класса, включая элементы научной организации труда






Требовательность и объективность






Воспитание личным примером






Личность учителя представляет интерес для школьников






4. Учащиеся - особенности класса - сильный, средний, слабый






Уровень работоспособности учащихся (устойчивость внимания, интереса, др.)






Владение учащимися элементами научной организации труда (умение экономно использовать время, оборудование, рабочее время, использование рациональных методов работы и др.)






Активность учащихся






Дисциплина учащихся на уроке






Анализ структуры урока






1. Соответствие целям и типу урока:






Время, потраченное на опрос, соответствовало структуре уроков






Формирование понятий, умений и навыков






Закрепление






Подведение итогов






Объяснение домашнего задания






2. Организация выявления знаний






Методы опроса (подчеркнуть):






устные, письменные, графические, автоматизированные практические.






Виды опроса(подчеркнуть):






фронтальный, индивидуальный, комбинированный, др.






Активность учащихся при опросе






Включение всех учащихся в опрос






Подготовка учащихся к восприятию нового материала






3. Изучение нового материала






Соответствие материала урока требованиям программы






Активизация мыслительной деятельности, проблемные вопросы






Объяснение нового материала учителем при помощи учащихся






Самостоятельная работа на уроке (научность, идейность, логичность изложения, выделение главного, выявление причинно-следственных св.)






Опора на образы (символические, графические, художественные), ТСО






Работа с учебником, первоисточниками, словарями, справочниками






Использование практического опыта учащихся






Степени формирования новых понятий, представлений, навыков и умений






Межпредметные связи






4. Закрепление






Время, потраченное на повторение нового материала






Способы закрепления (подчеркнуть):

устные, письменные, графические, практические работы






Разнообразие форм самостоятельной работы с классом, по группам, индивидуально






Включение учащихся в практическую деятельность






Взаимоконтроль, самоконтроль, самооценка учащихся






5. Подведение итогов урока






Кто подводил? подводил учитель подводил учащийся не подведены






Выделение главного, изученного на уроке






Демонстрация уровня владения новым материалом






Выявление типичных ошибок, пути их преодоления






6.Задание на дом






Целесообразн.:

- слишком сложно,

- нормально,

- упрощенно

Дозировка:

- большая,

- нормальная,

- малая

По характеру:

- тренировочное,

- творческое

Дифференциация:

- для сильных учащихся,

- для слабых учащихся,

- общее для всех






Инструктирование учащихся перед выполнением домашнего задания






7. Дифференцированный подход к учащимся на протяжении всего урока






Работа с сильными учащимися






Работа со слабыми учащимися






Результативность урока






1. Реализация обучающей цели урока (степень усваиваемости материала)






полнота знаний, умений, навыков






осознанность и действенность знаний






прочность знаний, усвоенных на предыдущем уроке






2. Реализация развивающей цели урока






развитие воображения - репродуктивного, творческого






развитие наглядно-действенного, образного, абстрактно-логического мышления






умение анализировать, синтезировать, сравнивать, абстрагировать, конкретизировать, обобщать






3. Реализация воспитывающей цели урока






нравственное воздействие (правовое, эстетическое, трудовое, политехническое и т. д.)






профориентация, экономическое, экологическое, физическое, санитарно-гигиеническое






воспитание культуры умственного труда (элементы НОТ)






4. Общие итоги урока






мотивация школьников на всех этапах урока






соблюдение дидактических принципов






интерес учащихся к уроку






морально-психологическая обстановка на уроке, демократизация взаимоотношений между учителем и учащимися






реализация принципа педагогического сотрудничества, самоуправления школьников на уроке






5. Выводы и предложения






Положительные особенности урока

Замечания, предложения, рекомендации:









































Опорная таблица к анализу урока (Конаржевский Ю.А.)

Организационный этап

1. Дидактическая задача этапа

- подготовить учащихся к работе на уроке.

2. Содержание этапа:

взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид); организация внимания.

3. Условия достижения положительных результатов:

кратковременность организационного момента; полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся.

4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа:

требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность (из урока в урок) организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований.

Этап проверки домашнего задания

1. Дидактическая задача этапа

установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания, умения, навыки.

2. Содержание этапа

выяснение степени усвоения заданного на дом материала; определение типичных недостатков в знаниях и их причин; ликвидация обнаруженных недочетов.

3. Условия достижения положительных результатов

оперативность учителя, целевая направленность его деятельности; использование учителем системы приемов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у большинства учащихся класса.

4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа:

возможность учителя за короткий промежуток времени (5-7 мин) установить уровень знаний у большинства учащихся и типичные недостатки; возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия, ликвидировать причины обнаруженных недостатков; высокая степень выявления качества знаний изученного учащимися дома.

Этап всесторонней проверки знаний

1. Дидактическая задача этапа

- глубоко и всесторонне проверить знания 1-4 учащихся, выявив причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования.

2. Содержание этапа:

проверка различными методами объема и качества усвоения материала; проверка характера мышления учеников; проверка степени сформированности общеучебных навыков и умений; комментирование ответов учащихся; оценка знаний, умений и навыков.

3. Условия достижения положительных результатов:

использование самых различных методов проверки знаний, начиная от фронтальной беседы, индивидуального опроса и кончая тестовой проверкой, которая дает возможность за 10-15 мин. получить ответы на 10-20 вопросов от учащихся всего класса; постановка дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины, осознанности знаний; создание при опросе нестандартных ситуаций; привлечение с помощью специальных заданий всех учащихся к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы; создание атмосферы важности работы, осуществляемой на данном этапе.

4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа

проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике; рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их знаниях, умениях и навыках и на указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы; активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

1. Дидактическая задача этапа

организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

2. Содержание этапа:

сообщение темы, цели и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы.

3. Условия достижения положительных результатов

предварительная формулировка учителем цели, оценка значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы, фиксация этого в поурочном плане; умение учителя четко и однозначно определить образовательную цель урока, показать ученикам, чему они должны научиться в ходе урока; какими знаниями, умениями и навыками овладеть; вариативность приемов сообщения учащимся цели на различных уроках.

4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа:

активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока).

Этап усвоения новых знаний

1. Дидактическая задача этапа

- дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого вопроса, правила, принципа, закона, добиться от учащихся восприятия, осознания первичного обобщения и систематизации новых знаний; усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретенных знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки.

2. Содержание этапа:

организация внимания; сообщение учителем нового материала; обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения материала учащимися.

3. Условия достижения положительных результатов

использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала, полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов, явлений; вычленение изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся; запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта; использование приемов мышления, анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации; постановка перед учащимися учебной проблемы, создание проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов; составление таблиц первичного обобщения материала, когда это возможно; актуализация личного опыта и шорных знаний учащихся; словарная работа.

4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа:

при использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, использовании компьютерной техники показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также качество знаний учащихся на последующих этапах обучения.

Этап проверки понимания учащимися нового материала

1. Дидактическая задача

этапа

- установить, усвоили или нет учащиеся связи между фактами, содержание новых понятий закономерности; устранить обнаруженные пробелы.

2. Содержание этапа:

проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий.

3. Условия достижения

положительных результатов

постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; создание нестандартных ситуаций при использовании знаний; обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение и т.д.; учет дополнительных ответов (по количеству и характеру) при выяснении пробелов в понимании учащимися нового материала.

4. Показатели выполнения

дидактической задачи этапа:

учитель опрашивает средних и слабых учеников, класс привлекается к оценке их ответов; по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащимися нового материала; основной критерий выполнения дидактической задачи - уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учеников.

Этап закрепления нового материала

1. Дидактическая задача этапа

- закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

2. Содержание этапа:

закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики изучения материала; закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний.

3. Условия достижения положительных результатов:

выработка умений оперировать ранее полученными знаниями, решать теоретические и практические задачи; использование разнообразных форм закрепления знаний.

4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа:

умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; умение воспроизводить основные идеи нового материала; умение выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их; активность учащихся.

Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1. Дидактическая задача

этапа

- сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.

2. Содержание этапа

информация о домашнем задании; инструктаж по его выполнению; проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения; подведение итогов работы; как работал класс, кто из учащихся особенно старался, что нового узнали школьники.

3. Условия достижения

положительных результатов:

спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности их выполнения; обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение в коротких указаниях разъяснить учащимся, кг они должны готовить домашнее задание; включение в состав домашнего задания познав тельных задач и вопросов; дифференцированный подход в отборе учебного материала.

4. Показатели выполнения

дидактической задачи этапа:

правильное выполнение домашнего задан всеми учениками.

















Опорная схема анализа урока

Целевой

Мотивационный

Содержательный

Процессуальный

1

2

3

4

1. Точность и обоснованность поставленных целей

1. Наличие ориентировки учащихся на предстоящую деятельность; постановка целей предстоящей деятельности

1. Соответствие основным дидактическим принципам

1. Усваивались ли знания в контексте определенной социальной функции личности

2. Конструктивность (достижимость) целей

2. Характер мотивации:

-учения;

- труда;

- достижения;

- общения

2. Уровень усвоения материала (репродуктивный, продуктивный)

2. Присутствовал ли совместный поиск решения

3. Диагностичность целей:

- выделение формируемого качества;

- наличие диагностики этого качества;

- наличие критериев для определения этого качества

3. Формирование познавательных критериев (характер, степень успешности)

3. Наличие вариантности в предлагаемом материале (по типу, уровню и т. д.)

3. Было ли совместное переживание ценностей

4. Оценивание действий и поступков, характер

4. Участие учащихся в отборе содержания

4. Существовало ли обучение, включенное в структуру игры, диалога, жизненной ситуации

5. Создание ситуаций успеха

5. Право на усвоение (выбор) роли, статуса

5. Было ли принятие решения с выражением личной ответственности и отношения

6. Итог деятельности, нацеленность на последействие

6. Представлены ли в материале нравственные законы, гуманистические ценности или присутствует только научный компонент

6. Признавались ли права на собственное мнение

7. Возможны ли альтернативные трактовки изучаемых явлений

7. Наличие и характер сотрудничества учителя с учащимися при решении жизненных проблем

8. Наличие межпредметных связей

9. Характер рефлексии:

- натуралистический;

- социальный;

- общечеловеческий

Схема анализа урока развивающего обучения.

Вид наблюдения




Основные критерии




Проявленные критерии на уроке

Всегда

Иногда

Нет

А. Использование

субъектного

опыта ученика

1. Выявление этого опыта путем постановки вопросов.

2. Организация обмена содержанием субъектного опыта между учениками.

3. Поддержка учителем наиболее правильных версий учеников по обсуждаемой проблеме.

4. Выстраивание на их основе изучения нового материала (понятия, приема).

5. Обобщение и систематизация субъектного опыта учеников на уроке

Б. Применение

учителем

на уроке

разнообразного

дидактического

материала

1. Использование учителем разных источников сообщения информации.

2. Инициирование выполнения учениками заданий проблемных, внутренне неоднородных.

3. Предложение на выбор заданий различного типа, вида и формы.

4. Стимулирование учащихся к выбору такого материала в соответствии с их личными предпочтениями.

5. Применение карточек с описанием основных учебных действий, последовательности их выполнения

В. Характер

педагогического

общения на уроке

1. Уважительное и внимательное выслушивание отвечающего, независимо от уровня его успеваемости.

2. Обращение к ученикам по имени.

3. Беседа с детьми не «свысока», а «глаза в глаза».

4. Поддержка учеников улыбкой, прикосновениями и т. д. (невербально).

5. Поощрение в школьнике чувства независимости, уверенности в себе при ответе

Г. Активизация

способов

учебной

работы

1. Стимулирование учеников к применению разнообразных способов учебной работы.

2. Анализ всех предлагаемых способов (учитель не навязывает своего мнения).

3. Обсуждение наиболее рациональных способов.

4. Выявление наиболее личностно-значимых способов, сложившихся у учеников.

5. Оценивание не только результата, но и процесса выполнения задания

Д. Проявление

гибкости

учителя в работе

на уроке

1. Организация атмосферы включенности каждого ученика в работу класса.

2. Предоставление детям возможности проявить избирательность к видам работы, характеру учебного материала, темпу выполнения заданий на уроке.

3. Создание условий, позволяющих каждому ученику быть активным, самостоятельным (не боясь ошибиться, получить плохую отметку).

4. Проявление отзывчивости учителя к эмоциям ученика (не прерывает радостные восклицания, спокойный разговор по поводу обсуждаемой темы, снимает негативные реакции).

5. Оказание помощи детям, не успевающим за темпом работы класса, испытывающим неудовлетворенность оценкой их работы, и т. п.





© 2010-2022