Сценарий вечера: Диалог о совести

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий вечера: Диалог о совестиМетодическая разработка





Цель: нравственное воспитание учащихся

Оформление и оборудование:

Плакат:

Этот мир многогранен и тесен,

Человеку непросто в нем жить

Так, чтоб обществу был он полезен,

Мог дружить и, конечно, любить.

И какой бы он ни был натуры,

В шутке, юморе меру чтоб знал,

Категории «совесть», «долг», «честь»

Без условий всегда понимал.


ХОД ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЧАСА:

Сценарий вечера: Диалог о совести

Педагог:

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

А есть еще:

Совесть,

дружба дружбой, а совесть надо иметь



Честь…

Ах, если бы все понимали,

Что это непросто слова,

Каких бы мы бед избежали.

И это не просто слова!

/Далее следует инсценировка стихотворения Ю.Кима «Диалог о совести»./

Учащийся 1:

Я недавно сделал открытие:

Открыл я недавно словарь-

Оказывается, «совесть»- Сценарий вечера: Диалог о совести

Это нравственная категория,

Позволяющая безошибочно

Отличать дурное от доброго».

Учащийся 2:

Но как, же быть, когда идет игра,

Партнеры лгут, блефуют,

кто как может,

И для победы правды и добра имейте совесть

Тебе солгать необходимо тоже-

И как же быть тогда?

Учащийся 1:

Я понимаю…

Я только говорю,

что совесть - это нравственная категория…

Учащийся 3:

Но как, же быть, когда идет борьба

За идеал и лучшие надежды?

Ну а в борьбе нельзя без топора,

А где топор - там щепки неизбежны.

И как же быть тогда?

Учащийся 1:

Да-да, конечно… Я только говорю, что совесть-

Это нравственная категория…

Сценарий вечера: Диалог о совести

Учащийся 4:

Но если все охвачены одним

Безумием - не на день, а на годы?

Идет потоп - и он неудержим

И увлекает целые народы!

Учащиеся 2-4 (вместе):

Так что же может слабый человек

В кошмаре, чей предел непредсказуем?

Что может он, когда безумен век?

И кто виновен в том, что век безумен?

Учащийся 2:

Кого судить?

Учащийся 3:

ученые вычислили совестьКому судить?

Учащийся 4:

За что судить?

Учащийся 1:

Я не знаю… Я только знаю, что совесть-

Это нравственная категория,

Позволяющая безошибочно

Отличать дурное от доброго!

Педагог:

Совесть, благородство и достоинство-

Вот оно, святое наше воинство.Сценарий вечера: Диалог о совести

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

совесть, несгибаемость и честьСовесть, благородство и достоинство.… Такие привычные и знакомые слова… Они звучат с экранов телевизоров и просто на улице, встречаются на страницах газет и в сочинениях учащихся. Употребляя их в разговоре, мы едва ли задумываемся о том, что эти слова - основа человеческого бытия. Без них человеческий род давно бы угас. Это наследство, переданное нам через века. «Не может быть истинного наслаждения, если совесть у человека нечиста»,- утверждала знаменитая Маргарита Неаварская.

Что слава? Счастье нам прямое

Жить с нашей совестью в покое.

Вот что читаем у Гавриила Романовича Державина.

«Да, жалок тот, в ком совесть нечиста», - вторит ему Александр Сергеевич Пушкин. Так что же такое совесть?

(Ребята отвечают.)

Педагог:

А теперь заглянем в словарь. (Открывает словарь, читает)

«Совесть- понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть- выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков… Достоинство- совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе… Благородство - высокая нравственность, самоотверженность и честность…».

У каждого человека своя система ценностей, свой взгляд на жизнь и мнение обо всем. Каждый из нас самостоятельно делает выбор и определяет для себя степень значимости этих понятий.

Учащийся 1: Сценарий вечера: Диалог о совести

Бывает в людях качество одно:

Оно дано нам или не дано.

Когда в горячке бьется пулемет,

Один лежит, другой бежит вперед.

И так во всем, и всюду, и всегда-

Когда на плечи свалится беда,

Когда за горло жизнь тебя возьмет,

Один лежит, другой бежит вперед.

Педагог:

Основа определения добра и зла находится в нас самих. Все начинается с человека. Нельзя автоматически стать злым или добрым. Такими нас делают наши поступки, наше отношение к миру, к окружающим нас людям. А между ними и нашей совестью существует прочная причинно-следственная связь.

Учащийся 2:

Не сталью-

Кровью сталь багрима;

Не дверью, что прочней щита,

Лишь чистой совестью хранима

Живое чудо - Доброта.

Педагог:

До седин людям свойственно стремиться к самопознанию и к совершенствованию. Чем больше человек об этом задумывается и работает над собой, тем богаче становится его духовный мир, тем добрее и красивее его поступки. Так было, есть и, наверное, будет всегда. Обратимся к классике. Давайте вспомним примеры, когда герои являют собой образцы высокой нравственности и наоборот.

Федор Михайлович Достоевский в своих произведениях резко обличает порока современников, целую

нравственную концепцию выстраивает в «Войне и мире» Лев Николаевич Толстой. А сейчас… Что сейчас?

Жуткий лозунг «Хочешь жить - умей вертеться!» и афоризмы вроде «Победителей не судят!» оправдывают многие безнравственные поступки. Состояние нравственности современной Белоруссии не может не вызывать тревогу. Неслучайно в наши дни на государственном уровне разрабатываются программы воспитания гражданского патриотизма, возрождения культурных традиций республики.

Учащийся 3:Сценарий вечера: Диалог о совести

Свет изначально праведнее мглы

Пускай сегодня больно нам и жестко-

Такое время:

Острые углы

Повыперли, как ребра у подростка.

Не в том резон, что умолкает медь

Когда приходит истина

Нагая,

Чистая совесть -главная наградаКак трудно вновь учиться быть и сметь,

В самом себя

Раба превозмогая!

Не отступай,

Над истиной потей,

Пойми, что нет всему единой меры

Во избежание худшей из потерь-

Потери веры.

Педагог:

Безусловно, вы можете возразить, что наличие совести скорее осложняет жизнь, чем способствует достижению успеха. Но ведь многое зависит от того, как понимать жизненный успех. Не стоит забывать, что во все времена это понятие включало не только внешнее благополучие, но и внутреннее состояние человека. История знает множество примеров, когда успешные внешне люди пускали себе пулю в лоб, не вынеся мук совести- «ада внутри себя». А те, чья жизнь по всем житейским меркам сложилась неудачно, пройдя ужас ссылок и лагерей, считали себя счастливыми благодаря чувству выполненного долга и убеждению, что их совесть чиста.

«Нравственность учит не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья». Как вы понимаете это высказывание немецкого философа Эммануила Канта?Сценарий вечера: Диалог о совести

/Ребят отвечают/.

Учащийся 4:

Мы все несем одну большую ношу,

Взбираясь потихоньку в гору с ней,

И если я свой край нелегкий брошу,

То всем немножко станет тяжелей.

совесть не продается

Педагог:

До сих пор разговор о совести мы вели, опираясь на примеры классической литературы, факты из жизни других людей, на принятые в обществе взгляды, правила и нормы, не касаясь конкретно каждого из нас. Но ведь совесть - это не какая-то абстракция, не прописные истины, не багаж знаний, это своего рода внутренний стержень, который не позволяет нам отклониться в сторону зла, это стрелка компаса, указывающая верный путь. Ежедневно. Ежечасно. Ежесекундно.

Готовясь к разговору с вами, я нашла стихотворение современного поэта Юрия Корса. Вот оно:Сценарий вечера: Диалог о совести

В метро, где немеют плечи,

Где лиц багровеет медь,

Насколько все-таки легче

Стоять, чем сидеть.

Мерзко, болезненно, остро

Толкаться и отжимать.

Насколько все-таки просто

Места не занимать…

(совесть)

Большое начинается с малого. Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором: дома, в стенах лицея, в общественных местах, наедине с собой…

И мы порой даже сами не замечаем, как делаем этот выбор. Можно сделать вид, что не заметил тяжелую сумку в маминых руках или старушку, которая не может перейти дорогу, можно позволить себе взять самый большой кусок торта, первым протиснуться к прилавку или в автобус, прочитать чужое письмо, анонимно отправить оскорбительную SMS-ку, не вступиться за товарища, спрятаться за чью-то спину. Позволяя себе мелкую ложь, маленькое предательство, грубость, лесть, малодушие, оправдывая свои неблаговидные поступки, мы идем на сделки со своей совестью, разрушаем свою личность.

Сценарий вечера: Диалог о совести

Учащийся 1:

Чувство собственного достоинства-

Вот загадочный инструмент:

Созидается он столетьями,

А утрачивается в момент.

Под гармошку ли, под бомбежку ли,

Под красивую ль болтовню,

Иссушается, разрушается,

сокрушается на корню.

чем чище руки, тем чище совесть

Чувство собственного достоинства-

Вот загадочная стезя,

На которой разбиться запросто,

Но обратно свернуть нельзя,

Потому что без промедления,

Вдохновенный, чистый, живой,

Растворится, в пыль превратится

Человеческий образ твой.

Чувство собственного достоинства-Сценарий вечера: Диалог о совести

Это просто портрет любви.

Я люблю вас, мои товарищи,-

Боль и нежность в моей крови.

Что б там тьма и зло не пророчили,

Кроме этого, ничего

Не придумало человечество

Для спасения своего.

Педагог:

совесть

Возможно, кто-то из вас хочет высказаться.

Пожалуйста.

/Выступления учащихся/.

Заканчивая сегодняшний разговор, я надеюсь, что тема не оставила вас равнодушными. Безусловно, главные выводы каждому предстоит сделать самостоятельно.

/Звучит аудиозапись песни «Каждый выбирает для себя»/муз. В. Берковского на сл. Ю. Левитанского/./

совесть замучила

Учащийся 2: Сценарий вечера: Диалог о совести

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку-

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и лапы, посох и заплаты,

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже- как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

Педагог:

И тот, кто веком этим умудрен,

И тот, кто в нем не понял и полслова,-

Мы станем ждать на стыке двух времен

Великого, высокого, земного…

А в январе все так же будет снег,

На все снега январские похожий

Промолвит кто-то: «Был ужасный век!»

-А кто-то скажет: «Век прекрасный прожит»


© 2010-2022