• Преподавателю
  • Другое
  • «Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях подготовки к современному танцу детей среднего дошкольного возраста»

«Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях подготовки к современному танцу детей среднего дошкольного возраста»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Дворец творчества детей и молодежи» г.о. Тольятти







«Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях подготовки к современному танцу детей среднего дошкольного возраста»







Педагог дополнительного образования

МБОУДО ДТДМ

Гладуняк Юлия Олеговна

Содержание

  1. Введение

  2. Здоровьесберегающие технологии и их применение

2.1 Здоровьесберегающая технология

2.2 Виды здоровьесберегающих технологий

2.3 Возрастные особенности физического и психологического развития детей среднего дошкольного возраста

2.4 Применение здоровьесберегающих технологий на уроках современного танца

  1. Заключение

  2. Список использованной литературы

Приложения

Приложение 1. План-конспект занятия подготовки к современному танцу детей среднего дошкольного возраста

  1. Введение

Здоровье лежит в основе благополучия любого человека, ведь только здоровый человек может добиться успехов в жизни, быть активным творцом в современной действительности. Уровень современной жизни предъявляет высокие требования к человеку и его здоровья. Состояние здоровья детей на сегодняшний день волнует многих специалистов, в том числе и педагогов дополнительного образования.

Дети в современном мире подвержены не меньшим нагрузкам, чем взрослые. В настоящее время внимание педагогов, психологов, физиологов привлечено к дошкольному возрасту, поскольку практический опыт и многочисленные научные исследования свидетельствуют о существовании в данном периоде онтогенеза человека больших, зачастую неиспользуемых психофизиологических резервов развития ребенка.

Танец - искусство, любимое детьми, обладающее огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Занятие танцем формирует правильную осанку, тренирует мышечную силу, дает организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Я считаю, что именно обучение современному танцу предоставляет огромные возможности для решения проблем, связанных со здоровьем детей.

Именно эти обстоятельства и побудили взяться за изучение проблемы сохранения здоровья ребенка в условиях обучения в учреждениях дополнительного образования хореографией.

Цель работы: изучение применения здоровьесберегающих технологий на занятиях подготовки к современному танцу в учреждениях дополнительного образования.

Задачи работы:

- изучить и проанализировать литературу по проблеме использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в системе дополнительного образования детей дошкольного возраста;

- разработать план-конспект занятия подготовки к современному танцу с использованием здоровьесберегающих технологий.

2. Здоровьесберегающие технологии и их применение

2.1 Здоровьесберегающая технология

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии» по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности,

Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребностей в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

2.2 Виды здоровьесберегающих технологий

Все виды здоровьесберегающих технологий можно разделить по характеру деятельности на частные (узкоспециализированные) и комплексные (интегрированные).

По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют:

- медицинские (технологии профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации соматического здоровья, санитарно-гигиенической деятельности);

- образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные);

- социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения);

- психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят:

- технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические);

- педагогические технологии, содействующие здоровью;

- технологии, формирующие ЗОЖ.

В учреждениях дополнительного образования детей используются три основных вида здоровьесберегающих технологий:

- санитарно-гигиенические;

- психолого-педагогические;

- физкультурно-оздоровительные.

Применение каждой из этих видов здоровьесберегающих технологий невозможно без учета соответствующих критериев здоровьесбережения:

Санитарно-гигиенические критерии: это не только личная гигиена, но и обстановка и гигиенические условия в кабинете, в спортивном или танцевальном зале.

Психолого-педагогические критерии: психологический климат на занятии. Эмоциональный комфорт, доброжелательная обстановка повышают работоспособность, помогают раскрыть способности каждого ребенка, что приводит в конечном итоге к хорошим результатам.

Физкультурно-оздоровительные критерии: организация занятий с учетом моментов оздоровления, от которых во многом зависят функциональное состояние обучающихся в процессе деятельности, возможность длительно поддерживать умственную и физическую работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Согласно нормам СанПиН, образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но и содействовать нормальному развитию учащихся и охране их здоровья.

2.3 Возрастные особенности физического и психологического развития детей среднего дошкольного возраста

При организации физического воспитания детей раннего возраста следует помнить о физиологии опорно-двигательной системы и мышечно-связочного аппарата и строго дозировать физические нагрузки. Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей.

В этом возрасте нервные процессы недостаточно сильны и подвижны, подвижны, однако условно-рефлекторные связи отличаются большой прочностью и очень трудно поддаются переделке. Поэтому в процессе физического воспитания необходимо учить детей правильному выполнению того или иного упражнения, так как возникший навык прочно и надолго закрепляется. Заученные с ошибками простые движения сделают невозможным в будущем правильное формирование более сложных двигательных навыков, а это будет затруднять полное раскрытие двигательной одаренности ребенка.

В дошкольном возрасте ребенок не может развиваться правильно без достаточной физической активности. Постепенно, по мере развития движения у детей приобретают большую законченность, определенную целесообразность и целенаправленность. Однако в коре головного мозга процессы иррадиации преобладают над процессами концентрации, поэтому движения детей отличаются неточностью, некоординированностью. Внимание в этом возрасте еще неустойчиво, и дети не могут долго сосредотачиваться на чем-то одном и быстро утомляются.

В период от 3 до 6 лет (дошкольный возраст) все размеры тела увеличиваются относительно равномерно. Годичный прирост длины тела составляет 5-6 см, массы - около 2 кг. Но к концу этого периода начинается ускорение роста: за год ребенок прибавляет 8-10 см.

У детей дошкольного возраста заметно меняются пропорции тела: руки и ноги становятся значительно длиннее и растут быстрее, чем туловище. Если к 6-7 годам длина туловища увеличивается в 2 раза, то длина рук - более чем в 2,5 раза, а длина ног - более чем в 3 раза.

Рост мышечной ткани происходит, в основном, за счет утолщения мышечных волокон. У ребенка сначала развиваются мышцы таза и ног, а затем (с 6-7 лет) - мышцы рук. К пяти годам увеличивается мышечная сила. Однако из-за быстрой утомляемости мышц и относительной слабости костно-мышечного аппарата дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.

Нервная система ребенка еще недостаточно устойчива: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

Нервная регуляция деятельности сердца у детей еще несовершенна. Неравномерность частоты и силы сердечных сокращений наблюдается даже в покое. При физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется, поэтому упражнения во время занятий надо разнообразить.

Дошкольный возраст характеризуются значительными изменениями не только в физическом, но и в моторном развитии. К пяти годам ребенок овладевает целостными двигательными действиями. Движения становятся точнее и энергичнее, появляется способность удерживать исходное положение, сохранять направление, амплитуду и темп движений, формируется умение участвовать в играх с ловлей и увертыванием.

Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.

Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но и способах ее достижения.

Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.

Наряду с игрой, у детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Восприятие становится более расчлененным.

Важнейшим новообразованием данного возраста являются завершение в основном процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы непосредственно воспринимаемой действительности. Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник увлекательной и компетентной информации. Общение носит внеситуативно-деловой характер.

Дети начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнёрам по игре. Мнение сверстника приобретает особую значимость.

Мышление по-прежнему носит наглядно-образный характер. Самым эффективным способом сделать информацию привлекательнее для ребёнка 4-5 лет является «одушевление».

2.4 Применение здоровьесберегающих технологий на уроках современного танца

Танец - это способ невербального самовыражения танцором, проявляющийся в виде ритмически организованных в пространстве и времени телодвижений.

Занятия современными видами танцевального искусства способствуют раскрепощению ребенка, развивают координацию и пластику, добавляют уверенности в себе. Учат выражать свои эмоции и получать огромный заряд бодрости и хорошего настроения.

Музыкально-ритмические упражнения влияют на уровень двигательной активности учащихся, выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную усталость и утомление.

Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают ребенку быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а также даёт определённый положительный терапевтический эффект.

На занятиях хореографией используются упражнения танцевальной импровизации. Исследования учёных всё чаще напоминают, что человек по своей природе творец. Как правило, его человеческие возможности находятся в скрытом состоянии и реализуются лишь в малой степени. Создавая условия, пробуждающие человека к занятиям искусством, можно разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

Выполнение танцевальной импровизации на занятиях является одним из наиболее эффективных приёмов оптимизации психического состояния обучающихся. В процессе музыкального творчества происходит более полное познания ребенком самого себя, своих способностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром.

Здоровьесберегающие технологии на занятиях хореографии имеют следующие целевые ориентации:

- формирование культуры здоровья у ребенка;

- содействие формированию сознательного отношения ребенка к своему здоровью, как естественной основе умственного, физического и нравственного развития.

В практике на занятиях хореографией применяются следующие средства и формы здроровьесберегающих технологий:

- Подвижные музыкальные игры. В подвижной музыкальной игре ребенок освобождается от страха, агрессии, нарушения поведения. Музыкальное сопровождение можно рассматривать как фактор стимулирующего воздействия на детей, обучающихся танцу. Применение музыки в игре способствует успешному усвоению двигательного навыка.

- Партерная гимнастика включает в себя упражнения для укрепления всего мышечного корсета, позвоночника, для голеностопного сустава и упражнения на развитие гибкости, которые являются стержневым компонентом в хореографии, а также в укреплении физического здоровья. Использование в партерной гимнастике упражнений из йоги позволяет развить гибкость и силу у детей.

- Дыхательная гимнастика учит согласовывать дыхание с движением, чтобы занятие было эффективнее, необходимо научить детей правильно дышать. Комплекс дыхательных упражнений позволяет освоить правильное дыхание и дает нагрузку на многие группы мышц, участвующих в процессе дыхания, а также учит быстро восстанавливать дыхание после быстрого темпа занятия.

- Самомассаж - основа закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа, обучающиеся получают положительный эмоциональный всплеск. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.



    1. Заключение

В данной работе была изучена и проанализирована литература по проблеме использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в системе дополнительного образования детей среднего дошкольного возраста, на основе которой разработан план-конспект занятия подготовки к современному танцу с использованием здоровьесберегающих технологий.

Применение на занятиях подготовки к современному танцу здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность образовательного процесса, сформирует у обучающихся ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.









    1. Список использованной литературы



  1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 - 28.

  2. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004. - С.17-24.

  3. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003.

  4. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. - Л.: Искусство. 1983.

  5. Выготский Л.С., Воображение и творчество в детском возрасте. - М., Просвещение,1991.


Приложение 1

План-конспект занятия подготовки к современному танцу для детей среднего дошкольного возраста

Тема: Приобретение начальных навыков выполнения движений современного танца

Цель: овладение навыками выполнения простейших движений, подготовить детей к занятию современным танцем

Задачи:

- Образовательные: научить правильному исполнению простейших движений, разучить фрагмент танца в современном стиле.

- Развивающие: развивать гибкость и подвижность суставов и связок. Улучшить способность к восприятию музыки и двигательному ее выражению.

- Воспитательные: воспитывать у обучающихся такие качества личности как, терпеливость, выносливость, умение работать в коллективе, быть требовательным к себе и к сверстникам.

Место проведения занятия: класс хореографии.

Набор оборудования: зеркала, коврики, музыкальный центр.

Ход занятия.

Организационный этап.

Педагог: Приглашает обучающихся в зал, дети встают на свои места. Занятие начинается с поклона (приветствие).

Педагог сообщает тему, цель и задачи занятия.

Середина, обучающиеся расставлены в шахматном порядке.

Танцевальный этюд «Обезьянки в Лимпопо» (марш, хлопки в ладоши, марш с хлопками в ладоши, наклоны корпуса вправо-влево, топотушки, движения руками, складочка, касаясь руками пола, подъем на полупальцы, выставление ноги на носок, на пятку)

Упражнение «Ручки ходят». И.п. - стойка ноги вместе, стопы параллельно. Поочередными хлопками по туловищу и ногам опуститься руками в складку к полу, движениями ладоней по полу вперед принять положение упор лежа. Вернуться в и.п. - 4 раза

Танцевальный этюд «Моряки» (плие по первой позиции, батман тандю по первой позиции вперед и в сторону, вращательные движения кистей, повороты вокруг себя на полупальцах)

Муыкально-ритмическое упражнение «Пружинка-хлопушка» (плие (пружинка), хлопки в ладоши, хлопки по коленям, хлопки по грудной клетке, хлопки, касаясь лба, усложненные комбинации из хлопков в медленном и быстром темпе, кулачки-открытые ладони, хлопки ладонями по полу)

Разучивание танцевального этюда «Часики»

Логоритмическое уражнение «Правая и левая» (в образе медведя, мышки и рыбки)

Логоритмическое упражнение в кругу «Надувайся пузырь» (ходьба на полупальцах, держась за руки, высокий подем колена, держась за руки)

Упражнение «Поход в зоопарк» по кругу. (ходьба с вытянутыми стопами, ходьба на полупальцах, ходьба на пяточках, ходьба с подъемом колена в положение пассе, бег взахлест, бег с высоким подниманием колена)

Упражнение самомассажа «У жирафа»

Музыкальные игры на середине

Игра «Паровозик» (ладони на плечах, ладони на талии)

Игра «Насекомые» («букашка-таракашка», «паучок», «гусеничка»)

Танцевальный этюд «Семечки» (движения имитирующие рост цветка, листьев, дерева, длинных корней - подготовка к поперечному шпагату)

Партерная гимнастика. Стретчинг

Упражнение «Птички» (сокращение стоп)

Упражнение «Пальчики шагают» (сокращение стоп через I и VI позиции)

Упражнение «Сундучок» (сесть, вытянуть ноги вперед, согнуться в «складочку», сесть в первую позу)

Упражнение «Змейки» (лечь на живот, опираясь на полупальцы и ладони, на вдох - поднять корпус туловища вверх, прогнув спину в поясничном отделе позвоночника, удержать позу - 8 счетов, на выдохе вернуться в исходное положение)

Упражнение «Бабочка» (сесть, соединить пятки, взяться руками за стопы и выпрямить спину)

Упражнение «Лодочка» (лечь на живот, руки вытянуть вперед, на вдох - поднять корпус туловища и ноги, прогнув спину в поясничном отделе позвоночника, удержать позу - 8 счетов, на выдохе вернуться в исходное положение)

Упражнение «Полумостик» (лечь на спину, согнуть ноги в коленях, поставить пятки на пол, захватив руками щиколотки на вдох - поднять поясницу, удерживать - 8 счетов, на выдохе вернуться в исходное положение)

Упражнение «Парус» (лечь на живот, согнув ноги в коленях, взять руками за щиколотки, на вдох - подняться наверх, прогнув спину в поясничном отделе позвоночника, удержать позу - 8 счетов, на выдохе вернуться в исходное положение)

Упражнение «Книжка» (сесть, максимально развести ноги в стороны, на вдох - опуститься животом к полу, удержать позу - 8 счетов, на выдохе вернуться в исходное положение)

Музыкальные игры на середине.

Игра «Фломастеры» (дети представляют себя художниками, рисующими разными частями тела букву «О»)

Игра «Пчелки» (дети под музыку, мелким бегом на полупальцах «улетают» со своих мест, когда музыка осанавливается - возвращаются на исходные места)

Игра «Задуваем свечи» (на 4 счета медленный вдох через нос, включаю в дыхательный акт диафрагму, на 4 счета - выдох (повторить - 8 раз), следить чтобы дыхание было ровным и спокойным без задержки)

Подведение итогов занятия.

Выявление лучших на уроке. Оценка преподавателем поведения каждого ребенка на занятии.

Все танцевальные этюды, игры, упражнения имеют наглядно-образный характер.

В течение занятия педагог в наглядно-образной и игровой форме обращает внимание обучающихся на правильное выполнение упражнений, корректирует их выполнение.





© 2010-2022