- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ПНШ
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ПНШ
Раздел | Другое |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лазарева Н.А. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Богучаровская средняя общеобразовательная школа имени
А.С. Хомякова»
Экспертиза пройдена
Руководитель МО
_________Лазарева Н.А.
Протокол № __1_ от
« » августа 2015 г.
Рассмотрено на педагогическом
совете
Протокол № 1 от
« » августа 2015 г.
«Утверждено»
Директор МБОУ
Богучаровская СОШ
Федосов В.Н.
Приказ № __ от
« » августа 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ:
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
2 класс
Составлена учителем Лазарева Н.А..
2015-2016г.
Рабочая программа по литературному чтению
2 класс
Пояснительная записка
Программа «Литературное чтение» разработана в соответствии с новыми образовательными стандартами второго поколения, на основе концепции «Перспективная начальная школа», в которой принципы развивающего обучения взаимодействуют с традиционным принципом прочности усвоения знаний. Программа полностью отражает базовый уровень образования школьников и конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Статус документа
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе следующих документов:
-
ФЗ «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.12 г.
-
Приказа Минобразования и Науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».
-
Приказ Министерства Образования и Науки РФ № 253 от 31.03.2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
-
Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2013 г.
-
Примерной и авторской программы начального общего образования «Литературное чтение» Н. А. Чураковой.
Общие положения
Программа 2-го класса предусматривает дальнейшее накопление читательского опыта и совершенствование техники чтения на основе смысловой работы с текстом. Младшие школьники смогут обнаружить использование в авторской детской поэзии жанровых особенностей фольклора: сюжетно-композиционных особенностей кумулятивной сказки, считалки, скороговорки, заклички, колыбель ной песенки. Во 2-м классе программа предусматривает формирование начальных представлений о жанре народной сказки о животных и самое первое знакомство с народной волшебной сказкой Продолжающееся знакомство с авторской литературой не ограничивается авторской поэзией - младшие школьники знакомятся с жанром рассказа. Расширяются представления учащихся о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: учащиеся анализируют смысл названия произведения, поступки герое», их имена, портреты, речь, знакомятся с художественным смыслом сравнения, олицетворения, гиперболы, ритма. Программа предусматривает включение литературных произведений в контекст других видов искусства на основе сравнения произведений литературы и живописи.
Рабочая программа реализует следующие задачи обучения:
-
сформировать грамотные представления о фольклорных жанрах и произведениях авторской литературы;
-
познакомить обучающихся с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением, контрастом;
-
на материале произведений живописи и графики показать особенности художественного образа в изобразительном искусстве.
Итогом второго года обучения должно стать интуитивное понимание образного характера литературы, осознание особенностей литературы по сравнению с живописью, осознание красоты литературы и искусства в целом, желание обращаться к чтению вновь и вновь.
Место предмета «Литературное чтение» в Федеральном базисном учебном плане
Всего на изучение курса отводится 136 ч из расчета 4 ч в неделю (34 учебных недели)
Содержание курса «Литературное чтение»
Программа 2 класса предусматривает дальнейшее накопление читательского опыта и совершенствования техники чтения на основе смысловой работы с текстом. Этот год обучения предусматривает формирование начальных представлений о жанре народной сказки о животных и самое первое знакомство с народной волшебной сказкой.
Продолжается знакомство с авторской литературой и дети знакомятся с жанром рассказа. Расширяется представление учащихся о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: учащиеся анализируют смысл названия произведения, поступки героев, их имена, портреты, знакомятся с художественным смыслом сравнения, олицетворения, гиперболы, ритма.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Развивать умение выразительного чтения.
Формировать умения критически оценивать собственное чтение вслух.
Формировать умение читать про себя.
Формировать умение писать письма (учиться отвечать на письма).
Развивать умение различать тему и основную мысль произведения.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Народное творчество
Сказки о животных. Общее представление. Разница характера героев-животных.
Волшебные сказки. Противостояние волшебного и земного как сюжетный стержень волшебной сказки. Особенности построения волшебной сказки.
Авторская литература.
Авторские волшебные сказки. Использование в авторской сказке сюжетных особенностей народных волшебных сказок.
Жанр рассказа.
Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем, возможность вымысла. Нравственная проблема, определяющая смысл рассказа. Роль названия рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе.
Поэзия.
Представление о важности в создании художественного образа таких поэтических приемов, как сравнение, контраст.
Раздел «Формирование библиографической культуры»
Выход за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из библиотек при работе на уроках. Работа с Толковым словарем.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Чтение художественного произведения по ролям и по цепочке.
Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту.
Умение рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный дом», сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.
Круг чтения
Русские и зарубежные народные и авторские сказки
«Волшебное кольцо», «Лисичка-сестричка и волк»*, «Петушок - золотой гребешок», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Барсук - любитель стихов», «Как Собака с Кошкой враждовать стали», «Луна на ветке»;
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»*;
Дж. Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь»;
Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик», «Почему у Братца Опоссума голый хвост».
Классики русской литературы
Поэзия
Д. Кедрин «Скинуло кафтан…; М. Лермонтов «Осень», «Утёс»; А.С. Пушкин «У лукоморья…», «Уж небо осенью дышало…»; Ф. Тютчев «Зима недаром злится».
Проза
М. Пришвин «Разговор деревьев», «Золотой луг»; Л.Н. Толстой «Прыжок», «Акула»; И. Тургенев «Воробей».
Современные русские и зарубежные писатели и поэты
Поэзия
Я. Аким «Яблоко»*; А. Ахундова «Окно»; Т. Белозёров «Хомяк», «Самое доброе слово»*; В. Берестов «Картинки в лужах»; М. Бородицкая «Ракушки», «Уехал младший брат», «Котёнок», «Лесное болотце», «Вот такой воробей», «Булочная песенка», «Улов»*; А. Гиваргизов «Что ты, Серёжа…», «Мой бедный Шарик…»; А. Екимцев «Осень»; Е. Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк…»; Б. Заходер «Собачкины огорчения»; С. Козлов «Жёлудь»; Ю. Коринец «Тишина»; А. Кушнер «Что я узнал!»; Г. Лагздынь «Утренняя кричалка»; В. Лунин «Кукла», «Что я вижу»; Н. Матвеева «Было тихо…»*; С. Махотин «Воскресенье», «Груша», «Фотограф», «Местный кот»; С. Михалков «А что у вас?»; Ю. Мориц «Хвостики», «Букет…»; Э. Мошковская «А травинка не знает…», «Ноги и уроки», «Язык и уши», «Кому хорошо», «Если такой закат…», «Вазочка и бабушка»*, «Дедушка Дерево»*, «Здравствуй, Лес!»*, «Мама, я, кузнечик и птица»*; И. Пивоварова «Картина», « Жила-была собака», «Мост и сом»; Г. Сапгир «У прохожих на виду…»; Р. Сеф «Добрый человек», «Я сделал крылья и летал», «Лучше всех»; П. Синявский «Федина конфетина», «Такса едет на такси», «Ириски и редиски», «Хрюпельсин и хрюмидор»; М. Тахистова «Редкий тип»; А. Усачёв «Бинокль», «Эх!», «Жучок»*, «Жужжащие стихи»; Д. Хармс «Врун»*; Е. Чеповецкий «В тихой речке у причала»; С Чёрный «Что кому нравится»*; К. Чуковский «Федотка»; Г. Юдин «В снегу бананы зацвели», «Скучный Женя», «Вытри лапы и входи»; М. Яснов «Самое доброе слово», «Ути-ути»; Л. Яхнин «Моя ловушка», «Музыка леса», «Пустяки», «Зеркальце», «Листья»*, «Крокодилово семейство»*; Басё, Бусон, Исса, Иссе, Кикаку*, Оницура, Сико*, Тие, Хиросиге: японские трёхстишия (хокку); О. Дриз «Игра», «Стёклышки», «Кончилось лето», «Синий дом», «Кто я?», «Телёнок», «Доктор», «Обида», «Сто весёлых лягушат»*, «Всегда верно»*, «На что похож павлиний хвост»*, «Как я плаваю»; М. Карем «Ослик», «Повезло!»; Л. Квитко «Лемеле хозяйничает», «Способный мальчик»; П. Коран «По дорожке босиком»; Во Куанг «Заходите»; Т. Кубяк О гноме-рыбаке»*; Л. Станчев «Осенняя гамма».
Проза
В. Берестов «Как найти дорожку»*; В. Вересаев «Братишка»; С. Воронин «Лесик-разноголосик»*; В. Драгунский «Что я люблю», «Что любит Мишка», «Друг детства», «Шляпа гроссмейстера»*, «Сверху вниз, наискосок!», «Гусиное перо»*; Ю. Коваль «Три сойки»; С. Козлов «Ёжик в тумане», «Красота», «Когда ты прячешь солнце, мне грустно», «Тёплым тихим утром посреди зимы»*, «Заяц и Медвежонок»*; О. Кургузов «Сухопутный или морской?»; Н. Носов «Фантазёры»; Б. Окуджава «Прелестные приключения»; С. Седов «Сказки про Змея Горыныча»; А. Усачёв «Обои», «Тигр в клеточку»*; Г. Цыферов «Жил на свете слонёнок»; Е. Чарушин «Томка испугался», «Томкины сны»; Д. Биссет «Хочешь, хочешь…», «Ух!»; А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»*; Дж. Родари «Бриф! Бруф! Браф!».
Примечание. Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию.
Результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения
В области познавательных общих учебных действий
Обучающие научатся:
-
свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;
-
ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
-
работать с несколькими источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).
В области коммуникативных учебных действий
Обучающие научатся:
В рамках коммуникации как сотрудничества:
-
работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
-
выполнять работу по цепочке.
В рамках коммуникации как взаимодействия:
-
видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
-
находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
В области контроля и самоконтроля учебных действий
Обучающиеся получат возможность научиться:
-
подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
-
понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса по литературному чтению
Учащиеся должны знать и понимать:
-
имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы;
-
имена 2-3 современных писателей (поэтов); название и содержание их произведений, прочитанных в классе;
-
названия и содержание нескольких произведений любимого автора.
Учащиеся должны уметь (владеть способами познавательной деятельности):
-
читать целыми словами вслух и про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;
-
читать выразительно поэтический текст в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
-
эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой;
-
устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
-
читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору);
-
пересказывать текст небольшого объема;
-
различать сказку о животных и волшебную сказку;
-
определять особенности волшебной сказки;
-
определять тему и выделять главную мысль произведения;
-
оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки;
-
узнавать изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, звукопись, контраст), уметь находить их в произведении;
-
пользоваться Толковым словарем для выяснения значений слов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
определения содержания книги по ее элементам;
-
самостоятельного чтения книг;
-
работы со словарями.
Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся
Учебно-методическое обеспечение для учителя
-
Чуракова Н.А., Литературное чтение 2 класс: Учебник. В 2-х ч. - М.: Академкнига/Учебник, 2013г.
2. Малаховская О.В. Литературное чтение 2 класс: Хрестоматия - М.: Академкнига/Учебник, 2010 г.
3. Малаховская О.В.Литературное чтение. 2 класс: Тетрадь для самостоятельной работы №1 и №2. - М.: Академкнига/Учебник, 2013 г.
4. Борисенкова О.В., . Чуракова Н.А., Малаховская О.В.Литературное чтение. 2 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник, 2013 г.
Учебно-методическое обеспечение для учащихся
-
Чуракова Н.А., Литературное чтение 2 класс: Учебник. В 2-х ч. - М.: Академкнига/Учебник, 2013 г.
2. Малаховская О.В. Литературное чтение 2 класс: Хрестоматия - М.: Академкнига/Учебник, 2013 г.
3. Малаховская О.В.Литературное чтение. 2 класс: Тетрадь для самостоятельной работы №1 и №2. - М.: Академкнига/Учебник, 2013 г.