Рабочая программа по экологии Экология человека. Культура здоровья. ( 8 класс)

Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа педагога

Экология человека Культура здоровья, 8 класс


Пояснительная записка

Актуальность программы:

Курс «Экология человека. Культура здоровья» продолжает единую экологическую линию, начатую в предыдущих учебных курсах: «Экология растений» (6 класс) и «Экология животных (7 класс).

В предлагаемой программе сохраняется логика построения курса: от общих представлений о среде обитания и условиях существования к конкретному влиянию основных экологических факторов на организм. Рассматриваются вопросы влияния абиотических, биотических и антропогенных факторов на организм человека в целом и их воздействие на системы органов.

Программа рассчитана на 17 часов, 1час в неделю.

После изучения основных разделов и тем предусматривается проектная деятельность учащихся. Кроме того, для формирования навыков и умений практически использовать полученные знания предлагаются лабораторные и практические работы.

В программе наряду с основным материалом имеется дополнительный для ознакомительного изучения, используемый по усмотрению учителя.

Используемые программы:

Программа: Авторы М. З.Фёдорова, В. С. Кучменко, Т.П.Лукина. М., Издательский центр «Вентана-Граф» 2008г.

Количество часов: 18 ч., в неделю 1час; оценочных работ-

Цели программы:

1. Формирование мировоззрения.

2. Развитие разносторонних способностей.

3. Воспитание экологической культуры школьников.

Задачи программы:

  1. Экологизация биологических знаний.

  2. Развитие идей курса «Человек», направленных на сохранение здоровья человека.

  3. Изучение влияния окружающей среды на ткани, органы, системы органов и организм в целом.

Методы и формы обучения:

Обучение учащихся строится на основе сотрудничества; учитываются индивидуальные особенности уч-ся. В ходе работы предусматриваются традиционные методы обучения: словесный (объяснение, информирование, обсуждение); работа с упражнениями, текстом. Учащиеся работают в группах, индивидуально, коллективно. Предполагается равноправное взаимодействие всех участников учебного процесса.

Формы контроля достижений уч-ся:

Контроль осуществляется в форме: наблюдений активности учащихся на уроке и оценивания всех видов деятельности, тестовый контроль, самостоятельных, практических и контрольных работ, а так же проектной деятельности. Нормы и критерии оценивания:

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.


Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1) Правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. Или было допущено два-три недочета;
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. Или эксперимент проведен не полностью;
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.


Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок;
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.

Учебное пособие:

Экология человека. Культура здоровья. Авторы: М.З.Фёдорова, В.С.Кучменко, Т.П.Лукина. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2008г.

УМК:

  1. Учебное пособие.



Учебно-тематическое планирование

___Экология человека Культура здоровья_- 8 класс _

предмет

Классы_ _8 класс_____

Учитель : Паньшина Л.А.

Количество часов:

всего 17 часов; в неделю - 1 час.

Плановых контрольных уроков - 1.

Административных контрольных уроков- 1

Планирование составлено на основе:

программы авторов: М.З.Фёдоровой, В.С.Кучменко, Т.П.Лукиной.

программ

Учебное пособие, авторы:

М.З. Фёдорова, В.С.Кучменко, Т.П.Лукина. Экология человека. Культура

здоровья. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф». 2008г.__________

название, автор, издательство, год издания

Дополнительная литература:

1.Экология человека (Учебно - методическое пособие). Авторы - составители: Е.В.Акифьева, С.И.Белянина. ГОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», 2008г.

___________________________________________________________

название, автор, издательство, год издания



п./п.

Наименование

разделов

и тем

Всего часов

В том числе на:

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

Дата

уроки

лабораторные и практические работы

контрольные работы

I.

Введение

1

1


1.

Место курса «Экология человека. Культура здоровья » в группе дисциплин естественнонаучного цикла. Значимость и практическая направленность курса.

1

1

1 н

II.

Окружающая среда и здоровье человека

6

6


2.

Экология человека как научное направление, включающее биологическую, социальную и прикладную составляющие. Классификация экологических факторов: абиотические, биотические, антропогенные.

1

1

2 н

3.

Человек как биосоциальное существо. Связь природной и социальной сферы со здоровьем. Образ жизни. Здоровье. ЗОЖ.

1

1

3 н

4.

История развития представлений о здоровом образе жизни. Этапы развития взаимоотношений человека с природой. (П.д.)

1

1

15 мин.

4 н

5.

Характеристика основных адаптивных типов человека. Расы человека: негроидная, европеоидная, монголоидная. Этнография.

1

1

10 мин.

5 н

6.

Климат и здоровье. Биометеорология. Экстремальные факторы: перегрузки, невесомость, электрические и магнитные поля, ионизирующая радиация.

1

1

6 н

7.

Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ.

1

1

10 мин.

7 н

III.

Влияние факторов среды на функционирование систем органов.

7

7


8.

Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Двигательная активность. Гиподинамия. Основные категории физических упражнений.

1

1

10 мин.

8 н

9.

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Гипоксия. Анемия. Изменение клеток иммунной системы. Онкологические заболевания. Аллергия. СПИД.

1

1

9 н

10.

Условия полноценного развития системы кровообращения. Юношеская гипертония. Профилактика нарушений деятельности органов кровообращения.

1

1

15 мин.

10н

11.

Правильное дыхание. Горная болезнь.

1

1

11н

12.

Состав и значение основных компонентов пищи. Питьевой режим. Вредные примеси пищи, их воздействие на организм. (П.д.)

1

1

15 мин.

12н

13.

Воздействие на кожу солнечных лучей. Правила пребывания на солнце. Закаливание. Роль кожи в терморегуляции.

1

1

13н

14.

Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. Утомление, переутомле ние, стресс. Стрессоустойчивость и типы высшей нервной деятельности. Темпераменты. Биоритмы. Биологические часы. Гигиенический режим сна.

1

1

15 мин.

14н

15.

Профилактика нарушений функционирования зрительного анализатора, органов слуха и равновесия.

1

1

20 мин.

15н

IV.

Репродуктивное здоровье.

1

1


16.

Половые железы. Вторичные половые признаки. Период полового созревания. Половая жизнь. Беременность. Факторы риска, влияющие на внутри утробное развитие. Заболевания, передающиеся половым путём. Значение ответственного поведения.

1

1

10 мин.

16н

17.

Контрольная работа

1

1

17н

Итого

17

11

5

1

120 мин.




Содержание тем учебного курса


п/п

Тема

Количество часов

1

«Введение »

Место курса «Экология человека. Культура здоровья» в группе дисциплин естественнонаучного цикла. Значимость и практическая направленность курса.

1

2

«Окружающая среда и здоровье человека»

Экология человека как научное направление, включающее биологическую, социальную и прикладную составляющие. Классификация экологических факторов: абиотические, биотические, антропогенные.

Человек как биосоциальное существо. Связь природной и социальной среды со здоровьем (физическим, психическим, социальным). Образ жизни. Здоровье. Здоровый образ жизни.

История развития представлений о здоровом образе жизни. Этапы развития взаимоотношений человека с природой.

Характеристика основных адаптивных типов человека. Расы человека: негроидная, европеоидная, монголоидная. Этнография.

Климат и здоровье. Биометеорология. Экстремальные факторы: перегрузки, невесомость, электрические и магнитные поля, ионизирующая радиация.

Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ.

6

3

«Влияние факторов среды на функционирование систем органов»

Условия правильного формирования опорно- двигательной системы. Двигательная активность. Гиподинамия. Основные категории физических упражнений.

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Гипоксия. Анемия. Изменение клеток иммунной системы. Онкологические заболевания. Аллергия. СПИД.

Условия полноценного развития системы кровообращения. Юношеская гипертония. Профилактика нарушений деятельности органов кровообращения.

Правильное дыхание. Горная болезнь.

Состав и значение основных компонентов пищи. Гиповитаминозы. Питьевой режим. Вредные примеси пищи, их воздействие на организм.

Воздействие на кожу солнечных лучей. Солнечное голодание. Правила пребывания на солнце. Закаливание. Роль кожи в терморегуляции.

Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. Утомление, переутомление, стресс. Стрессоустойчивость и типы высшей нервной деятельности. Темпераменты. Биоритмы. Биологические часы. Гигиенический режим сна.

Профилактика нарушений функционирования зрительного анализатора, органов слуха и равновесия.

8

4

«Репродуктивное здоровье»

Половые железы. Вторичные половые признаки. Период полового созревания. Половая жизнь. Беременность. Факторы риска, влияющие на внутриутробное развитие. Заболевания, передающиеся половым путём. Значение ответственного поведения.

1

5

Контрольная работа

1


Требования к уровню подготовки учащихся,

обучающихся по данной программе

Учащиеся должны знать:

1. О взаимосвязи здоровья и образа жизни.

2. О воздействии природных и социальных факторов на организм человека.

3. О влиянии факторов окружающей среды на функционирование и развитие систем органов.

4. Об основных условиях сохранения здоровья.

5. О факторах, укрепляющих здоровье в процессе развития человеческого организма.

6. О необходимости участия в охране окружающей среды.

Учащиеся должны уметь:

1. Оценивать состояние здоровья.

2. Находить связь между биосоциальными факторами среды и здоровьем человека.

3. Соблюдать гигиенические правила (питания, дыхания, сна и др.), режим дня (двигательной активности, труда, отдыха и др.).

4. Применять способы закаливания и ухода за кожей.

5. Уменьшать вредное воздействие стресса и утомления.

6. Проводить наблюдения и самонаблюдения.

Перечень учебно-методического обеспечения:

1. Учебное пособие. Экология человека. Культура здоровья. М.З.Фёдоровой, В.С.Кучменко, Т.Н.Лукиной.

Список литературы (основной и дополнительной)

1. Учебное пособие. Экология человека. Культура здоровья. М.З.Фёдоровой, В.С.Кучменко, Т.П.Лукиной.

2. Экология человека (Учебно-методическое пособие). Авторы - составители: Е.В.Акифьева, С.И.Белянина. ГОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», 2008г.






9


© 2010-2022