- Преподавателю
- Другое
- Внеурочное проектно-исследовательское занятие Сороки. Народный праздник весны
Внеурочное проектно-исследовательское занятие Сороки. Народный праздник весны
Раздел | Другое |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кухтина З.М. |
Дата | 18.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Учитель: Кухтина Зоя Михайловна.
Место работы: МБОУ «Замишевская СОШ».
Класс: 3.
Тема: «Сороки. Народный праздник весны».
Цель: создать условия для формирования навыков получения нового знания через организацию проектной деятельности учащихся.
Задачи:
- познавательная: организовать деятельность учащихся по разработке исследовательской карты «Сороки. Народный праздник весны»;
- развивающая: способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;
- воспитательная: способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.
Планируемые результаты:
- предметные: знать особенности празднования Сороков, уметь слепить из пластилина или теста заготовки «жаворонков», идентичные архаичным;
- метапредметные: освоение универсальных учебных действий (анализировать, обобщать и систематизировать полученную информацию, преобразовывать устную информацию в текстовую); планирование путей достижения цели;
- личностные: формирование мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки.
Основные понятия: равноденствие, этнография, традиция.
Проблема: происхождение названия праздника Сóроки, традиции, которых придерживались на Руси в этот день.
Практическая и познавательная значимость: совместный выпуск газеты (исследовательской карты), изготовление «сорока сороков» из пластилина и сдобного теста, хранение традиций предков, развитие патриотического самосознания.
Структура содержательной части проекта:
1. Дата празднования Сóроков - 22 марта, день весеннего равноденствия.
2. Происхождение названия праздника, истоки празднования.
3. Символика и атрибутика Сóроков, значение узоров на крыльях и спинках выпеченных жаворонков.
4. Заклички.
5. Значение праздника.
Ресурсы: Дайн Г.Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие/Ил. Л. Ермиловой. - М.: Дет. лит., 2001; интернет-ресурсы.
Инструменты и материалы: пластилин, шпажки, атласная лента, ватман, маркеры, клей, подставка из пенопласта.
Оборудование: компьютер.
Технологическая карта занятия «Сороки. Народный праздник весны»
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Задания
УУД
Организационный момент
Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество.
Настраиваются на работу.
- Здравствуйте! Рада видеть вас на нашем занятии.
Сотрудничество с учителем. Положительное отношение к процессу познания. Настрой на успешную деятельность.
Постановка проблемы
Задаёт вопросы учащимся.
Формирует проблемную ситуацию.
Помогает учащимся сформулировать и сузить проблему.
Отвечают на вопросы.
Присваивают проблемную ситуацию.
Отвечают на вопросы. Формулируют и присваивают проблему.
Отражают тему занятия на исследовательской карте («Сороки. Народный праздник весны»).
- Любите ли вы праздники?
- Какой народный праздник, знаменующий собой приход весны, был на прошлой неделе?
- Какие традиции празднования Масленицы вы знаете?
- А знаете ли вы какие-нибудь другие весенние народные праздники?
- Один из таких праздников - Сороки. Слышали вы о нём?
- Какие традиции празднования Сороков вы знаете?
- Как можно сформулировать тему сегодняшнего занятия?
Использование ранее полученных знаний. Умение явно и чётко излагать свои мысли. Положительное отношение к процессу познания. Настрой на успешную деятельность.
Целеполагание
Помогает сформулировать цель урока и задачи урока.
Формулируют цель и задачи урока.
- Исходя из проблемы, сформулируйте цель и задачи урока.
Целеполагание. Умение слушать и воспринимать информацию, явно и чётко излагать свои мысли. Ценностно-смысловая ориентация. Осуществление направленного поиска.
Организационный момент
Организует работу по группам.
Распределяют задания между группами.
Распределитесь по группам в соответствии с выбранным вами заданием (1. Дата празднования Сороков, отличие этого дня от остальных дней в году. 2. Происхождение названия праздника, истоки празднования, магический смысл числа 40. 3. Традиции, обряды, обычаи празднования.). Выберите ответственного в вашей группе человека, который будет проводить презентацию вашего сообщения.
Организация учебной деятельности. Умение договариваться с одноклассниками, работать в команде. Готовность осуществлять направленный поиск. Ценностно-смысловая ориентация.
Планирование деятельности
Помогает организовать работу по составлению и обсуждению плана действий.
Определяют объём информации. Составляют план учебной деятельности, распределяют объём работы в группе.
Составьте план сообщения своей группы.
Готовность осуществлять направленный поиск. Планирование деятельности. Умение слушать, чётко и ясно формулировать свои мысли. Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Работа над проектом (усвоение новых знаний)
Помогает снимать возникшие затруднения.
Овладевают новыми знаниями, транслируют полученные знания, составляют план ответа.
Составить план своего сообщения.
Развитие ценностно-смысловой ориентации учащихся, умение слушать, чётко и ясно формулировать свои мысли. Обработка и использование информации, организация учебной деятельности.
Презентация проекта
Организует презентацию и обсуждение проекта, а также рефлексию группы.
Организует анализ увиденного.
Организует анализ увиденного.
Проводят презентацию своих сообщений, отвечают на вопросы, оценивают результат деятельности.
22 марта - день весеннего равноденствия.
Комментируют увиденное.
Комментируют увиденное.
Для 1 группы:
- Когда празднуются Сороки? (Отметить на исследовательской карте: «Празднуется 22 марта».)
- Чем этот день отличается от остальных дней в году?
- Что значит слово «равноденствие»? (на исследовательской карте отметить слово «равноденствие» и выделить корни -равн-, -ден- - «день с ночью меряется, равняется»).
Для 2 группы:
- Почему праздник называется Сороки? (На исследовательской карте - «Сороки - 40 мучеников»).
Для 3 группы:
- Какие обычаи соблюдались в этот день? (На исследовательской карте: «Пекли 40 жаворонков. Пели заклички.» + текст с закличками)
- Давайте посмотрим небольшое интервью с уроженкой деревни Несвоевки Новозыбковского района, Марией Фёдоровной. Ей 84 года.
- Вот ещё одно видео из интернет-ресурсов. Здесь показана реконструкция народного исполнения песен-закличек, исполнявшихся во время весеннего праздника Сороки.
Умение слушать, чётко и ясно формулировать свои мысли, проводить презентацию. Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Обработка информации, оценка и коррекция деятельности.
Практическое задание
Организует выполнение практической части.
Выполняют рекомендации учителя.
ЖАВОРОНОК НА ГНЕЗДЕ
Скатаем из кусочка пластилина шарик и раскатаем его в колбаску, а затем - в длинный жгутик толщиной с мизинчик. Затем приподнимем один конец жгутика, загнём его вертикально и, придерживая поднятую головку левой рукой, правой будем завивать жгутик плотными кольцами вокруг головки - по солнцу. Закрученных по спирали колец должно быть нечетное число (3, 5 или 7), то есть незавершенное, требующее продолжения - в этом заложена гармония и смысл весеннего печенья. Оно похоже на свившуюся змейку, но, оказывается, это жаворонок на гнезде, которое он «свивает».
ЖАВОРОНОК С ПТЕНЦАМИ
Скатаем шарик и расхлопаем его на ладони в лепешку таким образом, чтобы один ее край получился значительно толще другого. Из утолщения вытянем и сформируем шейку с маленькой головкой, с заостренным клювиком. Из другого шарика, меньшего в 3-5 раз, сделаем такого же птенчика, повернув его головку назад. Теперь прилепим птенца «маме» на спину, можно посадить и двух-трех детей.
ЖАВОРОНОК УЗЕЛКОМ
Скатаем кусочек пластилина в шарик и раскатаем его в жгутик толщиной в два пальчика, длиной с ладонь. Теперь завяжем жгутик обычным узелком, оставив короткие кончики. Верхний конец - головка жаворонка, а нижний - хвостик. На головке вылепим носик и гребешок, в глазки воткнем по гречневому или пшенному зернышку. Захлест узелка на спинке напоминает сложенные крылышки птички. Такого сидящего жаворонка можно испечь и из сдобного пшеничного теста, воткнув глазки-изюминки.
ЖАВОРОНОК С НОШЕЙ
Пластилин, скатанный в шарик, расхлопаем в продолговатую лепешку размером с детскую ладонь. Один край лепешки оставим утолщенным и вылепим из него головку с острым носиком и гребешком, в глазки можно воткнуть сухие ягоды черники, черёмухи, горошинки. На плоскую спинку птички положим «ношу»: прилепим грудкой 3, 5 или 7 яичек (опять нечетное число), скатанных из маленьких шариков. Теперь украсим жаворонка узором, прочертив кончиком ножа «ёлочку». Этот простой геометрический орнамент изображает и птичье перо, а значит, крылья и хвост, а кроме того, он имеет древнее значение как символ борозды, вспаханного поля. Такая птичка - глазастая лепешка - по-особому красива своей архаичностью.
ЖАВОРОНОК ВЕРЕВОЧКОЙ
Скатаем из шарика колбаску толщиной в два пальца и длиной с ладонь взрослого. На одном конце вылепим головку с носиком, хохолком, глазками-изюминками. Затем, начиная от головки, разрежем колбаску вдоль на две ровные половины. Раздвинем образовавшиеся жгутики, закруглим их, покатав в ладонях. Теперь перекрутим жгутики веревочкой, проследив за нечетным количеством витков (3, 5 или 7). Оставшиеся кончики раздвинем так, чтобы они напоминали птичий хвостик. На нем можно сделать неглубокие короткие надрезы - это украсит жаворонка. Аналогичную птичку можно также заплести косичкой, разрезав колбаску на три равных жгутика.
ЛЕТЯЩИЙ ЖАВОРОНОК
Скатаем из пластилина шарик и расхлопаем его в круглую лепешку толщиной в мизинец, утолщенную с одного края. Из этого утолщения вытянем короткую шейку с головкой, слепим гребешок, похожий на коронку. Теперь сделаем ножом четыре сквозных надреза. Двумя чуть закругленными надрезами отсекаем с обеих сторон крылышки. Отступим на палец и еще двумя прямыми косыми надрезами прорезаем расширяющийся книзу хвост. Клинья, образовавшиеся между крыльями и хвостом, «нагружаем», загибаем на спинку это «ноша». Осталось «оперить» жаворонка. Острым кончиком ножа наносим ряды углублений на крыльях и хвосте. Узор из вдавленных точек, расположенных ритмично, раньше означал засеянном поле. Лезвием ножа или спичкой нарежем гребешок зубчиками, проткнем глазки - и получился летящий жаворонок. Фигурка птички, вписанная в круг без единой прилепленной детали, - замечательный образец народной пекарской скульптуры.
- Возьмите шпажки, насадите на них свою самую красивую птичку и повяжите на шпажку бантик. Расположите свою птичку на нашей полянке.
Подведение итогов, обобщение полученных знаний.
Задаёт вопросы.
Отвечают.
- Что обозначают узоры на слепленных вами птичках? (На исследовательской карте: «Ямочки, полоски на спинках и крыльях птиц - это знаки засеянного поля, символы борозды».)
- О чём вы узнали на сегодняшнем занятии?
Так какое же значение праздника Сороки? (На исследовательской карте надпись: «Сороки - праздник весны»).
- Я хочу поздравить вас с наступившей весной и приближающимся народным праздником весны Сороки и угостить вас этой выпечкой в виде птичек. Храните традиции нашего народа.
8