«Симд — танец, корнями уходящий в глубокую древность»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА АЛАГИРСКОГО РАЙОНА»













«Симд - танец,

корнями уходящий в

глубокую древность»

СОСТОВИТЕЛЬ :

пдо Солтанова Д.Э.





ВЛАДИКАВКАЗ 2015

Танец, корнями уходящий в глубокую древность. Танец-история. «Симд» уже перестал быть просто танцем. Он - символ нашего народа. Конечно, его танцевали и танцуют и кабардинцы, и грузины, и другие народы Северного Кавказа, как лучший образец хореографического искусства осетин.
В старину юноши и девушки не могли открыто заявлять о своих чувствах. Но встречаясь в танце, влюблённые могли незаметно шепнуть о своих чувствах. Молодёжь загодя готовилась к танцам, которые устраивались на специально отведённом для этого месте, где-нибудь на краю села. Даже в горных аулах, где каждый акр земли - на вес золота, были такие места. И каждый парень стремился попасть в пару с той, которая ему нравилась.
Основу любого «симда» составляли два элемента - прямая линия и круг, символизирующий солнце и бесконечность.
Костюм для «симда» был особенный: рукава были очень длинны и полностью закрывали все обнажённые места, чтобы во время танца тела партнёров не соприкасались. В женском варианте эти рукава назывались «уаелаерттае». Они служили также украшением костюма.
Существует несколько разновидностей «симда». Но первая ассоциация, которая возникает при этом слове - двухэтажный танец вокруг зажжённых костров. И действительно, «нартон симд» (симд нартов) - одна из древнейших разновидностей этого танца. Принимали участие только мужчины, обычно от тридцати до сорока пяти лет, которые должны были отличаться ловкостью и изрядной силой. В танце могло участвовать до 200 человек: собиралась, как правило, вся многочисленная округа.
Этот вид симда наиболее сложный. Выстраивался нижний ряд. Танцующие брали друг друга за пояса , образовывая сплошную круговую «людскую» стену. Этот ряд двигался медленно сначала против, а потом по часовой стрелке. Верхний же ряд взбирался ногами на плечи тех, кто танцевал в нижнем. Когда двухэтажная стена выстраивалась, то танцоры начинали синхронно двигаться. Танец сопровождался песней. Нижние, обращаясь к верхним, пели: «Бакувут!» («Поклонитесь нам!»). Нижние на это отвечали примерно так: «Даелаемае аерхаут!» («Чтоб вам упасть вниз!»). Иногда, чтобы на плечи нижних взвалить больше тяжести, верхние поднимали на плечи бычков или жеребят. Потом ряды менялись, и нижние платили верхним тем же самым. Делалось это, понятно, не из жестокости. Просто во время танца проверялись выдержка и выносливость мужчин. «Симд» был своего рода испытанием.
Во время «тымбыл симда» мужчины брали женщин под руку. Становились вкруг через один. И женщин, и мужчин должно было быть одинаковое количество. Танцевали медленно, движения были поступательны. Сначала круг двигался влево, потом вправо. Обязательно был запевала. Слова песни подхватывали все танцоры, а после они получали угощение и вновь пускались в весёлый пляс, продолжавшийся обычно до утра.
«Симд»старинный или по-другому «нагуай симд» танцевался уже иначе. То был плавный, величественный танец, исполненный достоинства. Мужчины и женщины выстраивались в шеренгу, причём мужчина брал женщину под руку. Сначала стена танцоров двигалась, как единое целое, потом первая пара выходила вперёд, за ней - остальные. Музыка была мелодически спокойная, тяжёлая, а общее впечатление, которое производил нагуай симд на наблюдателя - ощущение того, что пары, - будто волны, двигающиеся медленно, словно набегающие одна на другую.
По композиционному строению симд остаётся на сегодня таким же. Женщины участвуют в нём наравне с мужчинами: сохранились основные элементы «тымбыл симда». По-прежнему основа танца - круг. Но в современном симде основной акцент делается на новые формы композиции, новые ракурсы, которые не всегда соответствуют содержанию танца. Происходит так потому, что в нынешнем быту народные танцы фигурируют всё реже и реже. Теперь мы всё чаще видим их в основном на сцене, в постановках балетмейстеров. Что же касается симда, то он, в любом случае, был и остаётся символом нашей истории и культуры.




© 2010-2022