• Преподавателю
  • Другое
  • Дипломная работа по педагогике на тему Формирование и развитие навыков самоконтроля на уроках математики в начальной школе

Дипломная работа по педагогике на тему Формирование и развитие навыков самоконтроля на уроках математики в начальной школе

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дипломная работа по педагогике на тему Формирование и развитие навыков самоконтроля на уроках математики в начальной школеДипломная работа по педагогике на тему Формирование и развитие навыков самоконтроля на уроках математики в начальной школеДипломная работа по педагогике на тему Формирование и развитие навыков самоконтроля на уроках математики в начальной школе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

КАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ФАКУЛЬТЕТ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ











ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА





Выполнил: Порядина М.М.,

студентка 301 группы

Руководитель: Диденко Л.П.,

преподаватель кафедры

педагогики КПК


Рецензент: Буракова Н.К.,

преподаватель кафедры

педагогики КПК


ВКР допущена к защите:

Оценка ГАК:









Канск

2012

Содержание




Введение

Формирование умений и навыков самоконтроля как проявление активности младшего школьника в учебном процессе является одним из условий повышения эффективности обучения, прочности и сознательности усвоения знаний учащимися, развития познавательных способностей. Эти умения воспитывают в детях такие важные качества, как критичность ума, чувство ответственности за свою работу, уверенность в своих действиях, а также повышают интерес к учебе.

Психологические основы формирования самоконтроля раскрываются в трудах В.В. Давыдова [6, с. 111], П.Я. Гальперина [3, с. 79-90], А.Я. Арет, Н.Д. Левитова [14, с. 344], Т.Н. Гаваковой, В.В. Чебышевой [30, с. 77-141], Л.Б. Ительсон [9, с. 264], Г.А. Собиевой и др. Педагогические аспекты самоконтроля как существенного звена учебного процесса освещены в работах Ю.К. Бабанского[1, с. 256], СИ. Архангельского, Б.П. Есипова, Л.В. Жарова [8]. В исследованиях А.С. Лынды [16, с. 173], Н.И. Кувшинова [12, с. 107-116], П.М. Эрдниева [32] определены закономерности формирования умений и навыков самоконтроля у учащихся при изучении различных учебных предметов.

Несмотря на очевидную важность самоконтроля в учебной деятельности младших школьников, еще Ю.К. Бабанский [1, с. 256] подчеркивал, что все же мало работ, посвященных изучению проблем, связанных с "формированием у школьников общеучебных умений, умений осуществлять самоконтроль".

Актуальность выбора темы данной работы обусловлена еще и тем, что большинство учащихся считают проверку знаний исключительной обязанностью учителя и не привыкают проверять себя, не умеют этого делать, хотя в ходе освоения младшими школьниками учебной деятельности должен быть сформирован внутренний план действий и самоконтроль. Педагог же должен быть компетентен в вопросе самоконтроля и выработать у каждого учащегося потребность в постоянной проверке своей работы.

Психологические закономерности формирования учебного действия самоконтроля известны, однако методика работы по формированию этого действия на материале различных учебных дисциплин разработана недостаточно, а потому в практике обучения целенаправленная работа по формированию самоконтроля часто проводится от случая к случаю. Формирование самоконтроля как компонента учебной деятельности требует специальной организации и педагог должен быть компетентен в этом вопросе.

Формирование самоконтроля - длительный процесс, он предполагает постоянное предъявление к учащимся определенных требований. Приемы проведения самоконтроля школьники усваивают с трудом, т.к. они еще не владеют достаточным объемом знаний и умений и способами их усвоения. Все учебные задания они выполняют под руководством педагога. Поэтому главное внимание должно быть обращено на обучение школьников. По мере роста знаний и умений у школьников будет развиваться и самоконтроль.

Все сказанное обусловило выбор темы нашего исследования: «Формирование и развитие навыков самоконтроля на уроках математики в начальной школе».

Цель исследования: выявить особенности формирования навыков самоконтроля на уроках в начальной школе и апробировать эффективность методов и приемов, способствующих их развитию.

Объект исследования: процесс развития самоконтроля на уроках в начальной школе.

Предмет исследования: формирование и развитие навыков самоконтроля на уроках математики в начальной школе.

Гипотеза: развитие навыков самоконтроля у учащихся начальных классов на уроках математики возможно в том случае, если методы и приемы его формирования будут использоваться учителем систематично и комплексно.

Задачи исследования:

  1. проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

  2. уточнить сущность понятия «самоконтроль»;

  3. выявить особенности формирования навыков самоконтроля у младших школьников;

  4. подобрать диагностический материал для изучения уровня сформированности навыков самоконтроля у учащихся начальных классов;

  5. подобрать и апробировать комплекс методов и приемов, направленных на развитие самоконтроля младших школьников на уроках математики.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; изучение педагогического опыта; наблюдение, педагогический эксперимент, беседа с учителем, анализ и обобщение материала, полученного в результате исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и систематизации методов и приемов формирования навыков самоконтроля на уроках математики в начальной школе.

Практическая значимость исследования представлена конспектами уроков математик, с использованием комплекса методов и приемов, направленных на развитие навыков самоконтроля учащихся второго класса.

База исследования: Канская МБОУ СОШ №5, 2 «Б» класс, классный руководитель Малышева Т.Н.

Структура исследования: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические аспекты формирования навыков самоконтроля в младшем школьном возрасте


1.1. Сущность понятия «самоконтроль» в психолого-педагогической литературе

Упоминание о самоконтроле как психолого-педагогическом явлении можно встретить в литературных источниках далекого прошлого, в трудах Аристотеля, Д. Дидро и др. Еще несколько столетий назад Д. Дидро в своем трактате "План университета или школы публичного преподавания всех наук для Российского правительства" предлагал использовать "метод намеренных ошибок" для того, чтобы учащийся привыкал проверять себя, так как "постепенно приучается отыскивать истину и развивает свою сообразительность".

Тем не менее, очень долгое время этот феномен оставался вне научных интересов. В литературе за ним закрепились наименования "акцептор действия", "прибор сличения", "аппарат сличения" и др.

В работах Л.И. Рувинского [25, с. 152-162], А.Я. Арет самоконтроль рассматривается как свойство личности, необходимый этап процесса самовоспитания.

Н.Д. Левитов [14, с. 344] считает самоконтроль актом умственной деятельности человека, формой проявления и развития самосознания, мышления, а Н.И. Кувшинов [12, с. 107-116] под самоконтролем понимает сознательное регулирование и планирование деятельности на основе анализа происходящих в предмете труда.

Более существенные черты самоконтроля (его структурные составляющие и акты умственных действий, направленные на осуществление самоконтроля), можно обнаружить в определениях И.В. Страхова и Л.Б. Ительсона [9, c. 264]: "Самоконтроль - форма деятельности, проявляющаяся в проверке поставленной задачи, в практической оценке процесса работы, в исправлении ее недочетов". "Самоконтроль - совокупность сенсорных, моторных и интеллектуальных компонентов деятельности, необходимых для оценки целесообразного и эффективного планирования, осуществления и регулировки выполняемого трудового процесса".

В работах А.С. Лынды [16, с. 173] самоконтроль рассматривает как качество личности, связанное с проявлением ею активности и самостоятельности. Его функцией является самоуправление человеком своей деятельностью и практические действия по сличению, самооценке, корректированию, усовершенствованию выполняемой работы, при этом вырабатываются соответствующие умения и навыки, идет развитие мышления, внимания и т.п. "Под самоконтролем в широком смысле понимается проверка собственными силами самого себя, своей работы, своих знаний, своего поведения и регулирование их путем внесения соответствующих коррективов. Это умственные, двигательные и чувственные компоненты процесса деятельности человека, позволяющие ему на основе поставленной цели и намеченного плана (путем сличения, сравнивая с ним) следить за своими действиями и результатами этих действий и на основе этого сознательно их регулировать". При этом в ходе самоконтроля оценивается целесообразность и эффективность, как самого процесса выполнения работы, так и составление плана и осуществленного регулирования (т.е. уже внесенных коррективов). Он подчеркивает, что "отсутствие коррекции неизбежно приводит к незавершенности самоконтроля, снижению его эффективности и остроты самооценки".

Иная точка зрения на самоконтроль предлагается А.В. Петровским [22, с. 18-25]: "Самоконтроль - это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Появление и развитие самоконтроля определяется требованием общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс. Самоконтроль предполагает наличие эталона и возможность получения сведений о контролируемых действиях и состояниях".

По мнению В.Л. Крутецкого [11, с. 304]: "Самоконтроль - это сознательная оценка и регулирование человеком собственной деятельности и поведения, своих действий и поступков, движений с точки зрения их соответствия предварительным намерениям, поставленным целям или требованиям, правилам или требованиям общества. Самоконтроль дает возможность человеку управлять своей деятельностью и поведением, корригировать их, контролировать осуществление намеченного плана действий, воздерживаться от нежелательных действий".

В психологии в русле деятельностного подхода самоконтроль понимается, как способность человека регулировать производимое им действие, сличать реализацию действия с заданной программой.

Психологи обращают внимание на сущность самоконтроля как средства, условия саморегуляции поведения. Так, Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская подчеркивают, что "крайне важно ... приучать учащихся к самоконтролю, вырабатывать у них умение самостоятельно прибегать в случае необходимости к конкретизации выполняемых ими отвлеченных операций, учить их самостоятельному использованию наглядных схем, формировать у них умение актуализировать представления, стоящие за теми или иными словами". А.Я. Арет рассматривает самоконтроль как метод саморегуляции, который дает возможность поддерживать интерес к предмету, влияет на улучшение качества знаний учащихся.

Шагом вперед в развитии истории вопроса о самоконтроле в учебной деятельности явились работы русских педагогов и психологов К.Д. Ушинского [28, с. 340], П.Ф. Каптерева, П.П. Блонского и других, которые подчеркивали значение воспитания самоконтроля как важнейшего условия повышения эффективности обучения.

В работах Д.Б. Эльконина [35], В.В. Давыдова [5, с. 239], В.В. Репкина [23, с. 61] и других психологов самоконтроль рассматривается с позиций концепции формирования учебной деятельности. Самоконтроль они считают одним из ведущих компонентов процесса формирования учебной деятельности наряду с мотивами, целями, учебными действиями, оценкой. В учебные программы со временем должны войти "усложняющиеся (от возраста к возрасту, от класса к классу) системы учебных задач, виды учебных действий, действий самоконтроля и самооценки".

В нашей работе мы будем придерживаться мнения Ю.К. Бабанского, Б.П. Есипова, И.Я. Лернера [15, с. 19-20], А.С. Лынды [16, с. 173], Л.И. Жаровой [8], которые рассматривают самоконтроль как компонент учебной деятельности учащихся, заключающийся в анализе, регулировании ее хода и результатов, или как умение, навык контролировать свою деятельность и исправлять ошибки.


1.2. Особенности формирования навыков самоконтроля младших школьников

В последние годы проблема самоконтроля все больше становится предметом психологических и педагогических исследований. По нашему мнению это обусловлено тем, что самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Формирование учебной деятельности рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Между тем проверка показывает, что именно навык самоконтроля обычно оказывается наиболее слабо сформированным у учащихся.

Результаты исследований Ю.К. Бабанского [1, с. 256], И.Я. Лернера [15, с. 19-20], М.Н. Скаткина, П.М. Эрдниева [32] показывают, что результативность и успешность деятельности учащихся в процессе обучения зависят от умения критически оценить свои знания, обнаружить пробелы, недоработки, ошибки, провести анализ причин их возникновения и внести коррективы в свою деятельность.

Проблемы самоконтроля и его формирования у младших школьников различными авторами трактуются по-разному. Некоторые из них считают, что представления о самоконтроле имеются уже у школьников 1-2 классов. Однако привычки к регулярному его проведению у них еще нет (Г.А. Собиева, И.Н. Марголин, А.К. Сердюк). Другие считают, что "собственно контроль становится возможен лишь к концу второго года обучения". В некоторых работах (С.П. Тищенко, К.П. Мальцева, Н.А. Романова и др.) отмечается, что у учащихся 1-2 класса самоконтроля нет совсем или же он крайне незначителен.

Многие исследователи проблемы самоконтроля в обучении отмечают, что школа в настоящее время не формирует в достаточной степени его умений у учащихся (Т.Н. Гавакова, А.С. Лында, М.П. Маланюк, Ю.О. Овакимян, B.C. Уманский, П. М. Эрдниев и др.)

В числе причин такого положения называются следующие: недостаточное понимание учителями роли и значения самоконтроля, стихийность и нерегулярность обучения ему, неумение педагога организовать самоконтроль у школьников.

На необходимость формирования привычки самоконтроля в процессе выполнения учебного труда указывал К.Д. Ушинский [28, с. 340]. В своих работах конкретно рассматривает следующие методы воспитания самоконтроля: активное повторение, отчет о прочитанном, самостоятельное составление вопросов учениками, взаимное исправление и самоисправление ими своих ошибок.

Особенно много внимания уделяет К.Д. Ушинский [28, с. 340] самоисправлению учащимися своих ошибок. "Как мало впечатления, - пишет он, - во многих школах производила на детей поправка ошибок со стороны учителя! Часто ученики не брали на себя труда даже взглянуть на подчеркнутые или исправленные слова". Поэтому пересмотр и исправление ошибок "можно сделать посредством самих же учеников". Отсутствие методически правильной работы над ошибками, недооценка взаимного контроля и самоконтроля за правильностью письма часто бывает "причиной неисправимой потом ошибочности в письме".

Развивая идеи К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерев в развитии самодеятельности учащихся видную роль отводит не только приобретению и расширению знаний, но и умению исправлять ошибки в своих представлениях и знаниях: "Непрерывно исправлять ошибки своих представлений, постоянно работать над своим умственным самоусовершенствованием - одна из существенных задач нашей умственной деятельности". П.Ф. Каптерев указывает, что "процесс поправки тянется всю жизнь" и что "мы приходим к более правильному взгляду на вещи только путем непрерывной поправки: получая постоянно новые впечатления от вещей, мы волей и неволей сравниваем эти ощущения с имеющимися представлениями о вещах и, замечая недостаточность своих представлений, исправляем их, согласно с новым опытом".

По мнению П.П. Блонского, ребенок, работая над учебным материалом, должен сам себе задавать вопрос: "Правильно или нет?", сопоставляя при этом свои действия с эталоном. "Усвоение без проверки - простая безотчетно происходящая работа памяти; усвоение, контролируемое самопроверкой, - память, работающая под контролем мышления".

Формирование самоконтроля - длительный процесс, он предполагает постоянное предъявление к учащимся определенных требований. Приемы проведения самоконтроля школьники усваивают с трудом, т.к. они еще не владеют достаточным объемом знаний и умений и способами их усвоения. Все учебные задания они выполняют под руководством педагога. Самостоятельность в работах у них развита слабо. По мере роста знаний и умений у школьников будет развиваться и самоконтроль.

Чтобы сформировать умения самоконтроля у учащихся, учителю необходимо знать: его сущность и содержание, особенности формирования и осуществления в учебном процессе учащимися разных возрастных групп, знать его методы, приемы и средства.


1.3. Методы и приемы формирования навыков самоконтроля на уроках в начальной школе

Самоконтроль начинается там, где ребенок сам участвует в производстве контроля - в выработке его критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям.

Формирование навыков самоконтроля следует выстраивать на следующих принципах:

  1. Содержательный самоконтроль работы должен быть предельно дифференцирован, чтобы каждое усилие ученика контролировать отдельно.

  2. Контрольные шкалы должны быть все время разные, чтобы система контроля обладала гибкостью, могла тонко реагировать на процесс (или регресс) в успеваемости ребенка.

  3. Контроль учителя - это, прежде всего средство выращивания здорового самоконтроля ребенка, следовательно, ученики должны:

  • получить от учителя однозначные, предельно четкие критерии контроля;

  • участвовать в разработке шкал контроля вместе с учителем.

4. Самоконтроль ребенка должен предшествовать контролю учителя, лишь тогда отношения перестанут быть односторонними.

Так же формирование навыков самоконтроля требует определенных условий. Уже с первого класса необходимо воспитать у школьников внутреннюю потребность в самоконтроле (осознание важности и значения его в учебной деятельности); формировать положительные мотивы самоконтроля (желание получить прочные знания, найти наиболее рациональные способы выполнения, вовремя выявить и исправить ошибки), вырабатывать приемы и способы самоконтроля, умение применять их в самостоятельной работе.

Во втором классе начинается постепенное обучение контролю над процессом формирования предметных знаний, т.е. обучаем процессуальному контролю или можно еще назвать пошаговому. Необходимо использовать такие приемы, чтобы дети осознавали, какие шаги необходимо пройти, чтобы получить заданный результат.

В третьем классе необходимо продолжать осваивать способы самоконтроля, через введение таких приемов, как:

  • определение плана и хода выполнения задания (по алгоритму, памятке);

  • самоинструктаж и взаимоинструктаж по выполняемому заданию;

  • проведение анализа (например, орфографическое прочтение);

  • погружение в задание (например, работа с заголовком).

Школьник должен овладеть приемами учебной работы, осознать себя самостоятельным в выборе способа усвоения знаний, т.е. научиться пользоваться учебной и справочной литературой, наглядными материалами, овладеть приемами, которые помогают воспринимать учебный материал (наблюдение, запоминание, создание образов, логических связей, ассоциаций).

Под руководством учителя ученики должны овладеть обобщенной схемой действия.

При выполнении следующих упражнений и заданий, руководствуясь усвоенными алгоритмами действий, ученики уже будут способны сконцентрировать внимание на главных вопросах и смогут выбрать рациональные способы решения учебных задач, т.е. контролю подвергнется не только конечный результат, но и сам процесс выполнения задания.

Прежде чем начать контролировать свои действия, надо научиться контролировать действия других людей. Поэтому сначала можно учиться проверять тетради одноклассников. Обмен тетрадями повышает ответственность ребят, они становятся более внимательными, это заставляет их вспомнить и повторить про себя правило, т.к. им нужно будет не просто исправить механически ошибку, но и обосновать ее исправление.

Действенным приемом обучения самоконтролю является коллективная проверка в сочетании с контролем учителя. Такая ситуация возникает тогда, когда весь класс слушает ответ ученика и под руководством учителя проводится разбор ответа или выполненного на доске задания, устанавливаются допущенные ошибки и проводится их коллективное исправление с объяснением. Если ученики делают это же задание у себя в тетради, после устного разбора каждый должен сверить свою работу с образцом. Таким образом, дети приучаются следить за правильностью и логичностью действий других, а также критически относиться к своим собственным действиям. Такие взаимные и фронтальные проверки являются переходным этапом между контролем учителя и самоконтролем учащихся.

В методической литературе описаны приемы, позволяющие учителю так организовать урок, чтобы дети практически тренировались контролировать не только товарищей, но и формировали навык самоконтроля. К ним относятся:

  • сверка с написанным образцом;

  • проверка по словесной инструкции;

  • взаимопроверка с товарищем;

  • сверка с готовым ответом или выполненным заданием в учебнике;

  • коллективное выполнение задания и коллективная проверка;

  • сочетание коллективной и индивидуальной работы;

  • самостоятельное придумывание заданий;

  • выполнение задания по алгоритму;

  • выполнение задания по наводящим вопросам;

  • выполнение задания по образу;

  • проверка с помощью сигнальных карточек;

  • подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального;

  • проговаривание "про себя" объяснения выбора.

Эти приемы будут способствовать проявлению ответственности за свои действия, а, в конечном счете, формированию навыков самоконтроля у младших школьников.

Изучив материалы современного педагогического опыта по проблеме формирования навыков самоконтроля, можно отметить, что чаще всего учителя начальных классов строят работу по развитию этого умения на уроках русского языка, чтения и математики.

Говоря о способностях и возможностях самопроверки в начальных классах, надо учитывать уровень подготовленности и индивидуальные особенности учащихся. Возрастными особенностями младших школьников объясняется использование игровых заданий и дидактических игр с элементами соревнования. Это оживляет учебную деятельность, повышает интерес и воспитывает веру в свои силы и возможности. В результате такого построения уроков, учащиеся приучаются работать коллективно, и вместе с тем, каждый самостоятельно. Предлагаемые приемы позволят учителю так организовать урок, чтобы дети практически тренировались контролировать не только товарищей, но и формировали навык самоконтроля.

Глава 2. Исследование влияния системы методов и приемов на формирование и развитие навыков самоконтроля в начальной школе

Для проверки выдвинутой гипотезы было организовано исследование на базе Канской МБОУ СОШ №5, во 2 «Б» классе. В исследовании принимали участие 24 школьника.

Первый, констатирующий этап, был направлен на изучение исходного уровня развития навыков самоконтроля младших школьников. Второй, формирующий этап, представлял собой процесс планирования и проведения уроков математики с использованием комплекса методов и приемов, направленных на формирования навыков самоконтроля учащихся. Третий, контрольный этап, был направлен на выявление изменений уровня развития навыков самоконтроля, которые произошли в результате формирующих занятий.



2.1. Диагностика и изучение уровня развития самоконтроля младших школьников

Для определения исходного уровня развития навыков самоконтроля учащихся 2 класса были использованы методики «Острый глаз, цепкий взгляд - вот и домик для ребят!», «Нужен супершифр. Сможешь изготовить?» из учебно-методического издания С.Н. Костроминой «Учиться только на пятерки по русскому языку, математике, чтению» [10, с. 122-123, с. 117]. Назначение методик - выявить уровень развития самоконтроля учащихся, умение учащихся ориентироваться на образец, точно копировать его детали, не добавляя и не исключая никаких элементов, а также выявить особенности саморегуляции и самоконтроля учащихся. Описание методик представлено в приложении (см. Приложение 1).

Анализируя результаты методики «Острый глаз, цепкий взгляд - вот и домик для ребят!», которая была проведена со всем классом 9 ноября 2011 года, мы выявили, что высокий уровень развития навыков самоконтроля продемонстрировали 19% учащихся (4 человека), средний нормальный уровень - 71% учащихся (15 человек), уровень ниже нормы - 10% учащихся (2 человека). Таким образом, анализ полученных данных свидетельствует о том, что уровень развития навыков самоконтроля у учащихся второго класса средний. Более подробно результаты данной методики представлены в приложении (см. Приложение 2).

Обрабатывая результаты методики «Нужен супершифр. Сможешь изготовить?», которая была проведена со всем классом 11 ноября 2011 года, мы выявили, что высокий уровень саморегуляции и самоконтроля продемонстрировали 43% учащихся (9 человек), средний уровень 19% учащихся (4 человека), недостаточный уровень 29% учащихся (6 человек), низкий уровень - 9% учащихся (2 человека). Анализ полученных данных также убедил нас в том, что уровень саморегуляции и самоконтроля учащихся второго класса не высок. Более подробно результаты данной методики представлены в приложении (см. Приложение 2).

Сравнив и обобщив результаты двух методик, мы выявили, что высокий уровень самоконтроля продемонстрировали 48% учащихся, средний уровень - 42% учащихся, уровень ниже нормы - 5% учащихся, низкий уровень - 5% учащихся. Анализ полученных данных убедил нас в том, что уровень самоконтроля учащихся второго класса не высок (см. Приложение 2).

Это говорит о том, что требуется целенаправленная работа по формированию навыков самоконтроля у учащихся данного класса.





2.2. Развитие навыков самоконтроля на уроках математике у учащихся второго класса

С целью формирования навыков самоконтроля у учащихся 2 класса были разработаны и проведены уроки математики с использованием описанного в теоретической части исследования комплекса методов и приемов, направленных на формирования навыков самоконтроля учащихся начальных классов.

Для развития навыков самоконтроля на уроках математики у учащихся второго класса мы использовали такие методы и приемы как:

  1. сверка с написанным образцом (Детям предлагается образец. Образец может:

  • подаваться в виде полного решения задания;

  • включать только промежуточные и контрольные результаты, получаемые при решении заданий;

  • состоять только из конечного результата.

Учащиеся сравнивают свои записи с образцом и исправляют ошибки, записывают решение не выполненных заданий и т.д.);

  1. проверка по словесной инструкции;

  2. взаимопроверка с товарищем (Учащиеся обмениваются тетрадями и по общим критериям или ручкой другого цвета фиксируют порядок выполнения контролируемых операций);

  3. сверка с готовым ответом или выполненным заданием в учебнике;

  4. сочетание коллективной и индивидуальной работы (После выполнения самостоятельной работы следует разбор выполненного задания со всем классом, при это проверяется не только правильность решения, но и способы контроля, объективность самооценки);

  5. выполнение задания по образцу;

  6. подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального.

Данные методы и приемы мы использовали на этапе актуализации знаний, изложения нового материала и закрепления изученного материала.

Первый прием, сверка с написанным образцом мы использовали при решении задач. После того как учащиеся решали задачу, им давался образец для проверки и исправления ошибок. Образец подавался в виде полного решения задачи. Учащиеся успешно справлялись с подобной проверкой, адекватно оценивали свои работы.

Прием проверки по словесной инструкции мы применяли при проведении математических диктантов. На первых уроках у учащихся возникали трудности при подобной проверке, так как им было тяжело воспринимать инструкцию на слух, но в дальнейшем они перестали испытывать трудности и успешно выполняли данную проверку.

Взаимопроверка с товарищем учащимся понравилась больше всего, они с удовольствием проверяли работы друг друга и адекватно их оценивали. Данный прием использовался нами практически на каждом уроке, как при решении уравнений и примеров, так и при решении задач.

Сверку с готовым ответом мы применяли при проведении математических диктантов и для задания, где в выражениях необходимо заполнять пропуски.

Сочетание коллективной и индивидуальной работы применялось при выполнении заданий, где нужно найти значение выражений. Данный прием применялся чаще остальных и с большей активностью воспринимался учащимися.

Подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального применялся при решении задач, где нужно было составить вопрос к задаче и решить ее, либо составить задачу обратную данной. Большинство учащихся легко и быстро справлялись с данным заданием, но были и ребята, которым задание давалось с трудом.

Разработанные конспекты уроков с использованием выше перечисленных методов и приемов представлены в приложении (см. Приложение 3).


2.3. Анализ результатов исследования

Для выявления изменения уровня развития навыков самоконтроля учащихся второго класса, которые произошли в результате процесса планирования и проведения уроков математики с использованием комплекса методов и приемов, направленных на формирования навыков самоконтроля учащихся, методики «Острый глаз, цепкий взгляд - вот и домик для ребят!» и «Нужен супершифр. Сможешь изготовить?».

Анализируя повторные результаты методики «Острый глаз, цепкий взгляд - вот и домик для ребят!», которая была проведена со всем классом 2 марта 2012 года, мы выявили, что высокий уровень развития навыков самоконтроля продемонстрировали 38% учащихся (8 человек), средний нормальный уровень - 57% учащихся (12 человек), уровень ниже нормы - 5% учащихся (1 человек).

Анализируя повторные результаты методики «Нужен супершифр. Сможешь изготовить?», которая была проведена со всем классом 3 марта 2012 года, мы выявили, что высокий уровень саморегуляции и самоконтроля продемонстрировали 43% учащихся (9 человек), средний уровень 38% учащихся (8 человек), недостаточный уровень 14% учащихся (3 человек), низкий уровень - 5% учащихся (1 человека).

Сравнив результаты двух методик, мы выявили, что высокий уровень самоконтроля продемонстрировали 48% учащихся, средний уровень - 48% учащихся, уровень ниже нормы - 4% учащихся, низкий уровень - 0% учащихся.

Проанализировав результаты методик на начало и конец эксперимента, мы установили, что количество учащихся с высоким уровнем самоконтроля осталось прежним, количество учащихся со средним уровнем самоконтроля значительно возросло, количество учащихся с недостаточным уровнем самоконтроля уменьшилось, а учащиеся с низким уровнем самоконтроля полностью отсутствуют (см. Приложение 4).

Результаты проведения уроков с использованием комплекса методов и приемов, направленных на развитие навыков самоконтроля учащихся могут быть разными для разных учащихся в зависимости от ряда факторов: индивидуальных особенностей школьников, атмосферы на уроке и др. Также мы не можем утверждать, что данные нашего исследования абсолютны, во-первых, из-за отсутствия контрольной группы, во-вторых, из-за недостатка времени для проведения исследования. Однако данные, полученные в результате исследования, свидетельствуют о том, что использование комплекса методов и приемов, направленных на развитие навыков самоконтроля учащихся второго класса способствовали повышению уровня самоконтроля у учащихся данного класса. Следовательно, экспериментальная часть работы частично подтвердила выдвинутую нами гипотезу.

Таким образом, развитие навыков самоконтроля у учащихся начальных классов на уроках математики возможно в том случае, если методы и приемы его формирования будут использоваться учителем систематично и комплексно.

Заключение


Проанализировав психолого - педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования мы определили, что самоконтроль - один из ведущих компонентов процесса формирования учебной деятельности наряду с мотивами, целями, учебными действиями, оценкой.

В нашей работе мы придерживались мнения Ю.К. Бабанского, Б.П. Есипова, И.Я. Лернера, А.С. Лынды, Л.И. Жаровой, которые рассматривают самоконтроль как компонент учебной деятельности учащихся, заключающийся в анализе, регулировании ее хода и результатов, или как умение, навык контролировать свою деятельность и исправлять ошибки.

Также мы выявили особенности формирования навыков самоконтроля у младших школьников. Формирование самоконтроля - длительный процесс, он предполагает постоянное предъявление к учащимся определенных требований. Приемы проведения самоконтроля школьники усваивают с трудом, т.к. они еще не владеют достаточным объемом знаний и умений и способами их усвоения. Все учебные задания они выполняют под руководством педагога. Самостоятельность в работах у них развита слабо. По мере роста знаний и умений у школьников будет развиваться и самоконтроль. Чтобы сформировать умения самоконтроля у учащихся, учителю необходимо знать: его сущность и содержание, особенности формирования и осуществления в учебном процессе учащимися разных возрастных групп, знать его методы, приемы и средства.

Обобщены и охарактеризованы методы, подобран комплекс методов и приемов: сверка с написанным образцом; проверка по словесной инструкции; взаимопроверка с товарищем; сверка с готовым ответом или выполненным заданием в учебнике; сочетание коллективной и индивидуальной работы; выполнение задания по образцу; подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального.

Для изучения уровня сформированности навыков самоконтроля у учащихся второго классов, нами был подобран диагностический материал: методики «Острый глаз, цепкий взгляд - вот и домик для ребят!» и «Нужен супершифр. Сможешь изготовить?».

Анализ полученных данных убедил нас в том, что уровень самоконтроля учащихся второго класса не высок, в связи с этим требуется целенаправленная работа по формированию навыков самоконтроля у учащихся данного класса.

В ходе формирующего этапа исследования нами были разработаны и проведены уроки математики, на которых систематически и комплексно использовались методы и приемы, направленные на формирование и развитие навыков самоконтроля учащихся.

В ходе контрольного эксперимента были получены данные, свидетельствующие о том, что количество учащихся с высоким уровнем развития навыков самоконтроля осталось прежним, количество учащихся со средним уровнем развития навыков самоконтроля значительно возросло, количество учащихся с недостаточным уровнем развития навыков самоконтроля уменьшилось, а учащиеся с низким уровнем развития навыков самоконтроля полностью отсутствуют.

Данные, полученные в результате исследования, свидетельствуют о том, что использование комплекса методов и приемов, направленных на развитие навыков самоконтроля учащихся второго класса способствовали повышению уровня самоконтроля у учащихся данного класса.

Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: развитие навыков самоконтроля у учащихся начальных классов на уроках математики возможно в том случае, если методы и приемы его формирования будут использоваться учителем систематично и комплексно.



Литература


  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: (Общедидактический аспект). М.: Педагогика, 1997. - с. 256.

  2. Бормотова М.М. Развитие самоконтроля у младших школьников на уроках математики// Начальная школа. - № 9. - 2005. - с.34-35.

  3. Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий // Вест. МГУ. Сер. 14. Психология, 1997. № 4. - с.79-90.

  4. Горина О.П., Проскуряков Н.Н. Тестовые задания в начальном курсе математике// Начальная школа. 2008. №10. с. 49-55.

  5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 2001. - с. 239.

  6. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения. Томск: Пеленг, 1998. - с. 111.

  7. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований - М.: Педагогика, 1986.

  8. Жарова Л.B. Организация самостоятельной учебно-воспитательной деятельности учащихся: Учебное пособие к спецкурсу: ЛГПИ, 1996.

  9. Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. - Владимир: Изд-во Владимирского педагогического института, 2002. - с. 264.

  10. Костромина С.Н. Учиться только на пятерки по русскому языку, математике, чтению: Учебно-методическое издание. Москва: Прайм - Еврознак, 2008. - с. 117., с. 122-123.

  11. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. - М.: Просвещение, 2006. - с. 304.

  12. Кувшинов Н.И. К вопросу о самоконтроле учащихся на начальном этапе производственного обучения // Вопр. психологии. 2000. - № 1. - с. 107-116.

  13. Кузнецов В.И. Контроль и самоконтроль - важные условия формирования учебных навыков //Начальная школа №2, 1986.

  14. Левитов Н.Д. О психологических состояниях человека. - М.: Просвещение, 2004. - с. 344.

  15. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание,1999.-№3,- с. 19-20.

  16. Лында А.С. Методика формирования самоконтроля у учащихся в процессе учебных занятий: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1993. - с. 173.

  17. Манвелов С.Г. Задания по математике на развитие самоконтроля учащихся. -М.: Просвещение, 1997. - с. 120.

  18. Мор Г.А. Формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля у учащихся// Начальная школа. - №10. - 1988.

  19. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека- Л.: Издательство Ленинградского университета, 1989.

  20. Овакимян Ю.О. Формирование приемов самоконтроля в процессе обучения. Автореф. дис. канд. пед. наук. М, 1989. - с. 24.

  21. Пачина А.Г. Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников// Начальная школа. - № 11. - 2004. - с.31-37.

  22. Петровский А.В., Черепанов Е. М. Индивидуальные особенности самоконтроля при организации внимания // Вопросы психологии. 1997. -№5.- с. 18-25.

  23. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Томск: Пеленг, 1993. - с. 61.

  24. Романова Н.А. Зрительный графический контроль.// Вопросы психологии. 1999. - № 4. - с. 91- 98.

  25. Рувинский Л.И. Самоконтроль как средство самовоспитания: Психологические исследования. - М.: 1990.- с. 152-162.

  26. Сергеева Е.В. Становление действий самоконтроля и самооценки у младших школьников// Начальная школа, 2006. - с.28-33.

  27. Титаренко Н.Н. Приемы формирования умений самоорганизации учебной деятельности// Начальная школа. - № 9. - 2005. - с.10-13.

  28. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 2003. -340с.

  29. Фатулаева А.Т. Самоконтроль как основа личностного становления младшего школьника// Среднее профессиональное образование, 2009 - с.69-70.

  30. Чебышева В.В. Самоконтроль в процессе труда и обучения. В кн.: Вопросы психологии обучения труду. М., 1992. - с. 77-141.

  31. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды - М.: Международная педагогическая академия, 1995.

  32. Эрдниев П.М. Развитие навыков самоконтроля в обучении математике - М.,1997.

Приложение 1


Методика «Острый глаз, цепкий взгляд - вот и домик для ребят!»

(С.Н. Костромина)


Теперь ты - художник. Твоя задача - нарисовать на чистом листе бумаги дом, точно такой же, как на этом образце.

Не торопись, а то у тебя получится домик, как на рисунке справа. В таком домике никто не сможет жить. После того как окончишь работу, сверь результат с образцом. Если найдешь ошибки их можно исправить.

Примечание для родителей:

Эта методика позволяет выявить умение ребенка ориентироваться на образец, точно копировать его детали, не добавляя и не исключая никаких элементов. Это умение очень важно в учебной деятельности, где часто необходимо четко выполнять задания по образцу. Точное воспроизведение картинки оценивается в 0 баллов; за каждую допущенную ошибку начисляется 1 балл.

Ошибки считаются:

А) неправильно изображенный элемент;

Б) замена одного элемента другим;

В) отсутствие, какого - либо элемента;

Г) разрывы между линиями (в тех случаях, когда образец этого не предусматривает);

Д) сильный перекос рисунка.

Оценка результатов:

0 баллов - высокий уровень, может точно копировать образец.

1 - 2 балла - средний нормальный уровень.

3 - 4 балла - уровень ниже нормы.

Более 4 баллов - очень низкий уровень, не умеет ориентироваться на образец.


Методика «Нужен супершифр. Сможешь изготовить?»

(С.Н. Костромина)


Видишь, тут нарисованы палочки, черточки и точечки. Возьми лист бумаги в линейку или в клеточку. Нарисуй на нем палочки, черточки и точечки точно в таком же порядке. Смотри не ошибись - ведь это очень важный шифр!

Примечание для родителей:

Методика направлена на выявление особенностей саморегуляции и самоконтроля.

Время выполнения задания - 10-15 минут. Выполняя его, ребенок должен соблюдать следующие правила:

1) чертить палочки, черточки и точки только в заданной последовательности;

2) чертить не на каждой строчке, а через строчку;

3) правильно переносить систему знаков, то есть на новой строчке продолжать последовательность;

4) не чертить на полях и не залезать на них.

Оценка результатов:

Степень полноты понимания задания:

2 балла - понимает полностью;

1 балл - понимает частично;

0 баллов - не понимает.

Степень сохранения точности выполнения задания до конца занятия:

2 балла - сохраняет полностью;

1 балл - сохранение отдельных компонентов;

0 баллов - полностью теряет точность задания.

Уровень самоконтроля по ходу выполнения задания:

1 балл - замечает ошибки и исправляет их;

0 баллов - не замечает ошибок.

Уровень самоконтроля при оценке результатов деятельности:

2 балла - старается основательно проверить;

1 балл - ограничивается беглым просмотром;

0 баллов - вообще не просматривает работу.

7 - 8 баллов - высокий уровень саморегуляции и самоконтроля.

5 - 6 баллов - средний уровень саморегуляции и самоконтроля (норма).

3 - 4 балла - недостаточный уровень саморегуляции и самоконтроля.

Меньше 3 баллов - низкий уровень саморегуляции деятельности и самоконтроля.

Приложение 2


Результаты констатирующего эксперимента

«Острый глаз, цепкий взгляд - вот и домик для ребят!»

9 ноября 2011 год


Ф.И.

Неправ-но

изобр-ый элемент

Замена одного элемента другим

Отсутствие какого-либо элемента

Разрывы между линиями

Сильный перекос рисунка

Общее количество баллов

Уровень

Владислав Б.

0

0

0

0

1

1

Средний

Кирилл В.

1

0

0

0

1

2

Средний

Вячеслав Г.

1

0

0

1

1

3

Ниже нормы

Анастасия Д.

0

0

0

0

1

1

Средний

Андрей Ж.

0

0

0

0

1

1

Средний

Елизавета И.

0

0

0

1

0

1

Средний

Светлана К.

0

0

0

1

1

2

Средний

Кристина К.

0

0

0

0

1

1

Средний

Дмитрий М.

0

0

0

1

1

2

Средний

Илона М.

1

0

1

1

1

4

Ниже нормы

Данил О.

0

0

0

0

1

1

Средний

Александра П.

1

0

0

0

0

1

Средний

Валерия С.

0

0

0

0

0

0

Высокий

Арсен С.

0

0

0

1

1

2

Средний

Кристина Т.

0

0

0

0

0

0

Высокий

Руслан Т.

0

0

0

0

1

1

Средний

Полина У.

0

0

0

0

1

1

Средний

Александра Ч.

0

0

0

0

1

1

Средний

Софья Ч.

0

0

0

0

0

0

Высокий

Елизавета Ю.

0

0

0

0

0

0

Высокий

Елена П.

1

0

1

0

0

2

Средний

«Нужен супершифр. Сможешь изготовить?»

11 ноября 2011 год


Ф.И.

Степень полноты понимания задания

Степень сохранения точности выполнения задания до конца занятия

Уровень самоконтроля по ходу выполнения задания

Уровень самоконтроля при оценке результата деятельности

Общее количество баллов

Уровень


Владислав Б.

1

1

1

1

4

Недостаточный

Кирилл В.

2

2

1

2

7

Высокий

Вячеслав Г.

1

1

0

1

3

Недостаточный

Анастасия Д.

2

2

1

2

7

Высокий

Андрей Ж.

1

1

0

1

3

Недостаточный

Елизавета И.

1

1

1

2

5

Средний

Светлана К.

1

1

0

2

4

Недостаточный

Кристина К.

2

2

1

1

6

Средний

Дмитрий М.

2

2

1

2

7

Высокий

Илона М.

1

0

0

1

2

Низкий

Данил О.

2

2

1

1

6

Средний

Александра П.

2

2

1

2

7

Высокий

Валерия С.

2

2

1

2

7

Высокий

Арсен С.

1

1

0

0

2

Низкий

Кристина Т.

1

1

0

2

4

Недостаточный

Руслан Т.

2

2

1

2

7

Высокий

Полина У.

2

2

1

2

7

Высокий

Александра Ч.

2

2

1

2

7

Высокий

Софья Ч.

2

2

1

2

7

Высокий

Елизавета Ю.

2

2

1

1

6

Средний

Елена П.

1

1

1

1

4

Недостаточный


Сводная таблица


Ф.И.

Методика №1

Методика №2

Итог


Владислав Б.

Средний

Недостаточный

Средний

Кирилл В.

Средний

Высокий

Высокий

Вячеслав Г.

Ниже нормы

Недостаточный

Ниже нормы

Анастасия Д.

Средний

Высокий

Высокий

Андрей Ж.

Средний

Недостаточный

Средний

Елизавета И.

Средний

Средний

Средний

Светлана К.

Средний

Недостаточный

Средний

Кристина К.

Средний

Средний

Средний

Дмитрий М.

Средний

Высокий

Высокий

Илона М.

Ниже нормы

Низкий

Низкий

Данил О.

Средний

Средний

Средний

Александра П.

Средний

Высокий

Высокий

Валерия С.

Высокий

Высокий

Высокий

Арсен С.

Средний

Низкий

Средний

Кристина Т.

Высокий

Недостаточный

Средний

Руслан Т.

Средний

Высокий

Высокий

Полина У.

Средний

Высокий

Высокий

Александра Ч.

Средний

Высокий

Высокий

Софья Ч.

Высокий

Высокий

Высокий

Елизавета Ю.

Высокий

Средний

Высокий

Елена П.

Средний

Недостаточный

Средний




Уровень развития самоконтроля


% учащихся

Высокий уровень

48%

Средний уровень

42%

Уровень ниже нормы

5%

Низкий

5%

Приложение 3



Конспекты уроков



Дата: 7.02.2012 год

Класс: 2 «Б»

Тема: Порядок выполнения действий в выражениях без скобок.

Программа: Л.В. Занков

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели:

Образовательная: дать представление о порядке действий в выражениях без скобок.

Развивающая: развивать наблюдательность, умение рассуждать, навыки самоконтроля.

Воспитательная: формирование умения сотрудничать друг с другом, дисциплинированности.

Оборудование: Учебник «Математика» для учащихся 2-го класса, наглядные пособия (карточки)

Ход урока


Этапы

Содержание

Примечания

I. Организационный момент.

Цель: создание доброжелательной психологической атмосферы в классе.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Хорошо запоминать.

Словесный метод.

II. Математический диктант.

- Я буду диктовать вопросы, вам нужно записывать только ответы. По порядку, через запятую.


  1. Увеличьте 15 на 15.

  2. Найдите разность 60 и 40.

  3. Найдите сумму 35 и 35.

  4. Уменьшите 63 на 60.

  5. На сколько 70 больше 20?

  6. Первое слагаемое 46, второе слагаемое 24. Найдите сумму.

  7. Первый множитель 3, второй множитель 5. Найдите произведение.

  8. Отцу 43 года, сыну 13 лет. На сколько лет сын младше отца?

(Проверка осуществляется устно, учитель говорит правильные ответы, учащиеся сверяют их со своими ответами).

Ответы: 30, 20, 70, 3, 50, 70, 15, 30.

Проверка по словесной инструкции.

III. Изучение нового материала.

Цель: познакомить с приемами вычисления в выражениях без скобок.









Физкультминутка.

Цель: снять усталость детей.

- Вспомните, какие действия называются действиями первой ступени, а какие действиями второй ступени.

Задание 257. (Знакомство с правилом выполнения порядка действия одной ступени.)

- Чем похожи выражения?

- Сколько действий в каждом выражении?

- Прочитайте и запомните правило!!!

- Самостоятельно выполните задание под цифрой 3. (Проверка выполняется письменно у доски.)

- А сейчас давайте решим задачу № 258

- О чем идет речь в задаче?

- Сколько малых грузовиков? (37)

- Сколько больших? (27)

- Сколько отправили на стройку?

- Как найти, сколько грузовиков осталось на базе?

- Какое действие выполняется первым? Какое вторым?

- Сколькими способами можно решить задачу?

Ответ: задачу можно решить только одним способом.

37+27=64

64-54=10

- Можно ли решить задачу, записав решение одним выражением? (37+27-54=10)

- Действия, каких ступеней встречаются в данном выражении.

Развивающая физкультминутка.

Учитель называет и показывает действия (руки вверх, руки вперед, руки вниз, сесть, встать). Учащиеся должны выполнять только те действия, которые учитель называет, т.к. показывать он будет не те действия, которые называет.

Пример: учитель говорит: «Руки вверх», а в это время опускает руки вниз и т.д.

Учащиеся, допустившие ошибку, присаживаются на свои места.

Фронтальная работа.

Словесный метод: беседа.



Самостоятельное выполнение задания.

Коллективный разбор задачи.

IV. Закрепление изученного материала.

Цель: закрепить знания учащихся о порядке действий в выражениях без скобок.

1. Решите задачу:

Лена, Оля и Таня участвовали в беге на 100 метров. Лена прибежала к финишу на 2 секунды раньше Оли, а Оля - на 1 секунду позже Тани. Кто прибежал раньше - Таня или Лена - и на сколько секунд? (Лена прибежала на 1 секунду раньше Тани.)

(После того как задание выполнено, учащиеся проверяют свои ответы с ответом приготовленным учителем на обратной стороне доски).

2. Коллективно - индивидуальная работа.

- Найдите № 260. прочитайте задание. Выполните самостоятельно.

Ответы:

1) Круглые десятки в результате каждой суммы.

2) 22+28

31+27

35+35

64+13

61+19

81+18

72+18

47+32

44+26

54+23

3) 36-26

57-37

48-18

39-29

61-31

(После выполнения самостоятельной работы следует разбор выполненного задания со всем классом).

Сверка с готовым ответом.



Сочетание коллективной и индивидуальной работы.

V. Итог урока.

Цель: провести анализ деятельности.

- В каком порядке выполняются действия в выражении без скобок?

- Какие были трудности при выполнении заданий?

Проведение рефлексии.

VI. Домашнее задание.

Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Страница 111, №261.

Дата: 14.02.2012 год

Класс: 2 «Б»

Тема: Переместительный закон умножения.

Программа: Л.В. Занков

Тип урока: Изучение нового материала

Цели:

Образовательная: познакомить с переместительным законом умножения, учить вычитать число из суммы.

Развивающая: развивать наблюдательность, умение рассуждать, логическое мышление, навыки самоконтроля.

Воспитательная: формирование умения сотрудничать друг с другом, дисциплинированности, аккуратности.

Оборудование: Учебник «Математика» для учащихся 2-го класса, наглядные пособия (карточки).

Ход урока


Этапы

Содержание

Примечания

I. Организационный момент.

Цель: создание доброжелательной психологической атмосферы в классе.



Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Хорошо запоминать.

Словесный метод.

II. Актуализация знаний.

- В каком порядке следует выполнять действия в выражениях с действиями первой и второй ступеней? (Сначала выполняют по порядку все действия второй ступени, а затем - все действия первой ступени.)

Найдите значение выражений:

81- 5*6=51

24:4+8*2=22

4*4+12:3=20

(После выполнения самостоятельной работы следует разбор выполненного задания со всем классом)



Сочетание коллективной и индивидуальной работы

III. Изучение нового материала.

Цель: познакомить учащихся с переместительным законом умножения.










Физкультминутка.

Цель: снять усталость детей.


  1. Найдите значения произведений с помощью таблицы умножения:

3*2=6

4*3=12

5*2=10

6*4=24

5*3=15

4*2=8

8*4=32

(Один учащийся выполняет задание на доске, остальные в тетради.)

- В каждом произведении поменяйте местами множители.

2*3=6

3*4=12

2*5=10

4*6=24

3*5=15

2*4=8

4*8=32

- Сравните пары с одинаковыми множителями. Сделайте вывод.

Сформулируйте правило.

- Сравните полученное правило с правилом в учебнике на стр. 117. Правило выделено жирным шрифтом.

Какой закон записан?


а+в=в+а


(Переместительный закон сложения.)

- Как кратко записать переместительный закон умножения?

Переместительный закон умножения записывается так:


а·в=в·а




Развивающая физкультминутка.

Учитель называет и показывает действия (руки вверх, руки вперед, руки вниз, сесть, встать). Учащиеся должны выполнять только те действия, которые учитель называет, т.к. показывать он будет не те действия, которые называет.

Пример: учитель говорит: «Руки вверх», а в это время опускает руки вниз и т.д.

Учащиеся, допустившие ошибку, присаживаются на свои места.

Найдите № 273.

(Коллективно-индивидуальная работа)

1.Сравните выражения. В чем их сходство и различие?

(54+37)-35 (54+37)-39

2. Найдите значение каждого выражения.

(После выполнения самостоятельной работы следует разбор выполненного задания со всем классом).


















Сочетание коллективной и индивидуальной работы.

IV. Закрепление изученного.

Цель: закрепить знания учащихся о переместительном законе умножения.

Решите задачу.

Бабушка посадила 6 рядов помидор по 4 куста в каждом ряду, а внучка посадила 4 ряда помидоров по 6 кустов в ряду. Кто посадил кустов больше - бабушка или внучка?

- Как узнать, сколько кустов посадила бабушка? (6*4)

- Как узнать, сколько кустов посадила внучка? (4*6)

- Кто же посадил кустов больше? (Одинаково.)

Запись ведется на доске.

Сверка с написанным образцом.

V. Итог урока.

Цель: провести анализ деятельности.

- С чем познакомились на уроке?

- Что узнали нового?

- Какие были трудности?

Проведение рефлексии.

VI. Домашнее задание.

- Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Стр. 118, №274.

Дата: 15.02.2012 год

Класс: 2 «Б»

Тема: «Понятие об обратных действиях. Сложение и вычитание как обратные действия».

Программа: Л.В. Занков

Тип урока: Изучение нового материала

Цели:

Образовательная: установить связи между сложением и вычитанием.

Развивающая: развивать наблюдательность, умение рассуждать, логическое мышление, навыки самоконтроля.

Воспитательная: формирование умения сотрудничать друг с другом, дисциплинированности, аккуратности.

Оборудование: Учебник «Математика» для учащихся 2-го класса, наглядные пособия (карточки).

Ход урока


Этапы

Содержание

Примечания

I. Организационный момент.

Цель: создание доброжелательной психологической атмосферы в классе.



Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Хорошо запоминать.

Словесный метод.

II. Устный счет.

1. Я говорю вопрос, вы должны записать только ответ «да» или «нет».


  1. 18 больше 9 на 9?

  2. сумма чисел 54 и 50 равна 4?

  3. 69 меньше 96?

  4. 97 меньше 60 на 37?

  5. 52 больше 30 на 22?

(Проверка осуществляется устно, учитель говорит правильные ответы, учащиеся сверяют их со своими ответами).

Ответы: да, нет, да, да, да.

Обобщение знаний.

Фронтальная работа.

Сверка с готовым ответом.

III. Изучение нового материала.

Цель: познакомить учащихся с понятием об обратных действиях.





Физкультминутка.

Цель: снять усталость детей.

Запись на доске:

36+58= 94-36= 94-58=

9*5= 45:5= 45:9=

-Найдите значение выражений.

(После выполнения самостоятельной работы следует разбор выполненного задания со всем классом).

- Сравните равенства каждой строки. Какая между ними связь?

- Чем похожа связь равенств обеих строк?

Вычитание называют действием обратным сложению.

- Подумайте, почему ему дали такое название?

- Прочитайте правило на стр. 118, выделенное жирным шрифтом. Объясните.

- Можно ли деление назвать действием обратным умножению. Объясните почему. (Можно, т.к. зная произведение и один множитель мы можем найти второй множитель.)

Развивающая физкультминутка.

Учитель называет и показывает действия (руки вверх, руки вперед, руки вниз, сесть, встать). Учащиеся должны выполнять только те действия, которые учитель называет, т.к. показывать он будет не те действия, которые называет.

Пример: учитель говорит: «Руки вверх», а в это время опускает руки вниз и т.д.

Учащиеся, допустившие ошибку, присаживаются на свои места.

Выполните №275, п. 6 и 7.

75+19=94 6*4=24 8*5=40

94-75=19 24:6=4 40:8=5

94-19=75 24:4=6 40:5=8

47+37= 94 9*3=27

94-47=37 27:9=3

94-37=47 27:3=9

(Учащиеся обмениваются тетрадями и по общим критериям или ручкой другого цвета отмечают верные и неверные выражения).

Сочетание коллективной и индивидуальной работы.










Взаимопроверка с товарищем.

IV. Закрепление изученного материала.

Цель: закрепить знания учащихся об обратных действиях.

Работа по карточкам.

Выберите выражения, которые можно считать обратными друг другу, допишите к ним недостающие.

37 + 26=53

64 - 18=46

42 : 7=6

6 · 7=42

24 : 3=8

3 · 8=24

42 : 6=7

46 + 18=64

53 - 37=26

(После того как задание выполнено, учитель устно называет правильное решение.)

В зависимости от времени выполняется №276.

Проверка по словесной инструкции.

V. Итог урока.

Цель: провести анализ деятельности.

- Какое действие можно считать обратным действию сложения?

- Какое действие можно считать обратным действию умножения?

Проведение рефлексии.

VI. Домашнее задание.

- Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Стр. 119, №277.

Дата: 17.02.2012 год.

Класс: 2 «Б»

Тема: Составление таблицы умножения и деления на 7. Вычитание числа из суммы.

Программа: Л.В. Занков

Цели:

Образовательная: составить таблицу умножения и деления на 7, учить вычитать число из суммы.

Развивающая: развивать наблюдательность, умение рассуждать, логическое мышление, самоконтроль.

Воспитательная: формирование умения сотрудничать друг с другом, дисциплинированности, аккуратности.

Оборудование: Учебник «Математика» для учащихся 2-го класса.

Ход урока


Этапы

Содержание

Примечания

I. Организационный момент.

Цель: создание доброжелательной психологической атмосферы в классе.



Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Хорошо запоминать.

Словесный метод.

II. Актуализация знаний.

-Давайте вспомним, какие действия называются обратными? (Сложение и вычитание, умножение и деление.)

Найдите значения выражений. Допишите к ним выражения с действиями обратными данным.

47+34=81 26+32=58 53+45=98

81-34=47 58-32=26 98-45=53

81-47=34 58-26=32 98-53=45

3*4=12 5*4=20 7*3=21

12:3=4 20:4=5 21:7=3

12:4=3 20:5=4 21:3=7

(Учащиеся обмениваются тетрадями и по общим критериям, ручкой другого цвета отмечают правильные и неправильные ответы).

Взаимопроверка с товарищем.

III. Изучение нового материала.

Цель: Составить таблицу умножения и деления на 7, познакомить с вычитанием числа из суммы.









Физкультминутка.

Цель: снять усталость детей.

- Таблицу умножения и деления, на какое число мы составляли с вами последний раз? (на 6).

- Какой должен быть следующий столбик таблицы умножения? (на 7.)

- Давайте сначала запишем столбик умножения чисел на 7, а затем два столбика деления.

2*7=14

3*7=21

4*7=28

5*7=35

6*7=42

7*7=49

8*7=56

9*7=63

Коллективно - индивидуальная работа.

- Откройте учебник на стр. 120. Найдите № 279.

- Давайте вместе разберем задание.

Варианты ответов:

1) (49+44)-39 - тремя

(39+45)-67 - одним

(58+23)-38 - двумя

2) (49+44)-39=54

(49-39)+44=54

(44-39)+49=54

(39+45)-67=18

(58+23)-38=43

(58-38)+23=43

Пункт 3 выполните самостоятельно.

Развивающая физкультминутка.

Учитель называет и показывает действия (руки вверх, руки вперед, руки вниз, сесть, встать). Учащиеся должны выполнять только те действия, которые учитель называет, т.к. показывать он будет не те действия, которые называет.

Пример: учитель говорит: «Руки вверх», а в это время опускает руки вниз и т.д.






IV. Закрепление изученного материала.

Цель: закрепить умение учащихся вычитать число из суммы.

Задача № 280.

- Прочитайте условие. Это задача? (нет, т.к. отсутствует вопрос.)

(Учащиеся подбирают вопрос к задаче)

Варианты ответов:

  1. сколько осталось листов белой бумаги?

  2. сколько всего листов бумаги осталось?

- Сколько действий требуется для решения данной задачи?

Составьте схему решения задачи и решите ее.

(Один учащийся работает у доски, остальные в тетради.)

Подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального.

V. Итог урока.

Цель: провести анализ деятельности.

- Над чем работали на уроке?

- Какие были трудности?

- Что осталось не понятым?

Проведение рефлексии.

VI. Домашнее задание.

- Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Стр. 121, №282.

Дата: 21.02.2012 год

Класс: 2 «Б»

Тема: Знакомство с умножением числа на единицу. Выпуклые и невыпуклые многоугольники.

Программа: Л.В. Занков

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели:

Образовательная: дать представление об умножении на единицу; учить отличать выпуклые многоугольники от невыпуклых.

Развивающая: развивать наблюдательность, умение рассуждать, логическое мышление, навыки самоконтроля.

Воспитательная: формирование умения сотрудничать друг с другом, дисциплинированности, аккуратности.

Оборудование: Учебник «Математика» для учащихся 2-го класса.

Ход урока


Этапы

Содержание

Примечания

I. Организационный момент.

Цель: создание доброжелательной психологической атмосферы в классе.



Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Хорошо запоминать.

Словесный метод.

II. Устный счет.

1. У собаки 42 зуба, а у кошки 30 зубов. Насколько больше зубов у собаки, чем у кошки?

2. Какие многоугольники вы видите? Сколько их?

Ответы:

  1. на 12

  2. квадраты и прямоугольники, 4 квадрата и 8 прямоугольников.

Обобщение знаний.

Фронтальная работа.

Сверка с готовым ответом.

III. Изучение нового материала.

Цель: познакомить с умножением числа на единицу.







Физкультминутка.

Цель: снять усталость детей.

1. Запись на доске:

1*2=

1*3=

1*4=

1*5=

1*6=

1*7=

- Найдите значения произведений.

- Сравните, левые и правые части получившихся равенств. Что вы заметили?

- Как записать закономерность в общем виде? (1*а=а)

1 · а = а


- Самостоятельно выполните пункт 5.

2. Решите задачу.

В магазин привезли ящики с помидорами весом 6 кг. Мама купила 1 ящик помидоров. Сколько кг. помидоров купила мама?

- Запишите действие, которое поможет ответить на вопрос.

1 · 6 = 6 (кг)

Ответ: 6 килограмм помидоров купила мама.

Развивающая физкультминутка.

Учитель называет и показывает действия (руки вверх, руки вперед, руки вниз, сесть, встать). Учащиеся должны выполнять только те действия, которые учитель называет, т.к. показывать он будет не те действия, которые называет.

Пример: учитель говорит: «Руки вверх», а в это время опускает руки вниз и т.д.

Учащиеся, допустившие ошибку, присаживаются на свои места.

3. Работа с геометрическим материалом.

Стр. 123., № 285.

- Сравните многоугольники.

- Разделите многоугольники на 2 группы.

Если возникли затруднения, начертите многоугольники из п.2.

- Продолжите стороны каждого из них.

- Что вы заметили?

Четырехугольник АВСЕ называется выпуклым.

- Как тогда можно назвать четырехугольник РКМО ? (невыпуклый)

- Найдите на рисунке выпуклые и невыпуклые многоугольники.

- Пункт 6 выполните самостоятельно.

Сочетание коллективной и индивидуальной работы.





Коллективная работа.







Учитель делает чертеж на доске.





Выполнение задания по образцу.

IV. Закрепление изученного.

Цель: закрепить знания учащихся об умножении на единицу.

1. № 288.

- Какие цифры стер Игорь?

- Попробуйте составить свои равенства - загадки и предложите решить их классу.

(Учащиеся самостоятельно выполняют задание.)

Самостоятельное придумывание заданий.

V. Итог урока.

Цель: провести анализ деятельности.

- С чем мы познакомились сегодня на уроке?

- Что узнали нового?

- Какие были трудности?

Проведение рефлексии.

VI. Домашнее задание.

- Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Стр. 124, № 287.

Дата: 27.02.2012 год.

Класс: 2 «Б»

Тема: Подготовка к контрольной работе

Программа: Л.В. Занков

Цели:

Образовательная: обобщить знания учащихся о табличных случаях умножения.

Развивающая: развивать логическое мышление, умение рассуждать, навыки самоконтроля.

Воспитательная: формирование дисциплинированности, аккуратности, умения сотрудничать друг с другом.

Оборудование: рабочая тетрадь, карточки с заданиями.







Ход урока


Этапы

Содержание

Примечания

I. Организационный момент.

Цель: создание доброжелательной психологической атмосферы в классе.



Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Хорошо запоминать.

Словесный метод. Развитие внимания.

II. Закрепление изученного материала.

Цель: закрепить знания учащихся о табличных случаях умножения.







Физкультминутка.

Цель: снять усталость детей.

Запись на доске:


- Найдите значение выражений.

1*5= 5*5= 6*4= 3*7=

24: 8= 15: 5= 21: 3= 49: 7=

(Один учащийся работает на обратной стороне доски, остальные в тетради.)

2. Постройте прямоугольник, периметр которого равен 20 см.

(Один учащийся выполняет чертеж на доске, остальные в тетради.)


3. Запишите числа, которые являются результатами умножения однозначного числа на 6. (Например 6, 12…)

(Учащиеся вместе с учителем разбирают 2 первых случая, затем выполняют задание самостоятельно.)

Ответ: 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 54.


Развивающая физкультминутка.

Учитель называет и показывает действия (руки вверх, руки вперед, руки вниз, сесть, встать). Учащиеся должны выполнять только те действия, которые учитель называет, т.к. показывать он будет не те действия, которые называет.

Пример: учитель говорит: «Руки вверх», а в это время опускает руки вниз и т.д.

Работа по карточкам.

4. Решите задачу.

Мама купила 42 кг овощей: 13 кг огурцов, 26 кг - помидоров, остальные капуста. Сколько килограммов капусты купила мама?

Огурцов - 13 кг.

Помидоров - 26 кг.

Капуста - ?

- Можно ли решить задачу одним выражением?

- Какие обратные задачи можно составить к данной?

- Выберите одну из составленных задач и решите ее.

(Учитель вместе с учащимися разбирает задачу.)

5. Найдите значение выражений.

(16+36) - 12=40 (64-21) - 32=11

(27+27) - 17=37 (39+24) - 15=48

(Учащиеся обмениваются тетрадями и по общим критериям или ручкой другого цвета фиксируют порядок выполнения контролируемых операций)

Сочетание коллективной и индивидуальной работы.



Проверка по словесной инструкции.















Взаимопроверка с товарищем.

III. Домашнее задание.

Откройте дневники и запишите домашнее задание.

- Страница 125, №290. Пункт 4. Решите уравнения.


Дата: 2.03.2012 год

Класс: 2 «Б»

Тема: Знакомство с величиной «время». Единицы измерения времени.

Программа: Л.В. Занков

Тип урока:

Цели:

Образовательная: дать представление о времени, единицах его измерения.

Развивающая: развивать логическое мышление, умение рассуждать, навыки самоконтроля.

Воспитательная: формирование дисциплинированности, аккуратности.

Оборудование: Учебник «Математика» для учащихся 2-го класса.

Ход урока


Этапы

Содержание

Примечания

I. Организационный момент.

Цель: создание доброжелательной психологической атмосферы в классе.



Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Хорошо запоминать.

Словесный метод. Развитие внимания.

II. Устный счет.

Математический диктант.


  1. Из какого числа надо вычесть 1, чтобы получилось 69?

  2. Увеличьте 27 на 60.

  3. К какому числу надо прибавить 7, чтобы получить 18?

  4. Какие однозначные числа надо сложить, чтобы получить 17?

  5. Назовите число, которое больше 65 на 5.

Ответы: 70, 87, 11, 9 и 8, 70.

Обобщение знаний.

Фронтальная работа.

Сверка с готовым ответом.

III. Изучение нового материала.

Цель: познакомить с величиной «время», единицами измерения времени.










Физкультминутка.

Цель: снять усталость детей.

1. Беседа по вопросам:

- Сколько времен года вы знаете?

Какое сейчас время года?

Сколько месяцев содержит каждое время года?

Сколько месяцев в году?

С какого месяца начинается год?

В каком месяце начинается учебный год?

Каким месяцем он заканчивается?

Какой сейчас месяц?

Сколько дней в неделе?

Какой сегодня день недели?

- О какой величине я называла вам вопросы? (О времени)

- Какие единицы времени вы знаете?

- Как вы думаете, чтобы знать, как называются месяцы, какой месяц за каким следует и сколько в каждом месяце дней, к какому приспособлению нужно чаще обращаться? (К календарю)

(Учитель предлагает ученикам рассмотреть календарь.)

2. Коллективная работа.

- Найдите № 299.

Прочитайте предложения. Чем они похожи?

- О какой величине в них идет речь?

- Верно ли, что во всех предложениях говорится о времени?

Давайте выпишем из предложений единицы измерения времени:

(Учитель делает запись на доске. Учащиеся называют единицы измерения времени.)

Год, месяц, неделя, день, секунда.

- Какие еще единицы измерения вы знаете? Давайте их запишем.

- Запишите единицы измерения времени в порядке их возрастания.

Развивающая физкультминутка.

Учитель называет и показывает действия (руки вверх, руки вперед, руки вниз, сесть, встать). Учащиеся должны выполнять только те действия, которые учитель называет, т.к. показывать он будет не те действия, которые называет.

Пример: учитель говорит: «Руки вверх», а в это время опускает руки вниз и т.д.

Фронтальная работа.

Словесный метод: беседа.

IV. Закрепление изученного.

Цель: закрепить знания о величине «время».

Работа над задачей.

Найдите № 300. Прочитайте задачу про себя.

- В чем особенность задачи? Идет ли в данной задаче речь о какой-либо единице измерения времени? Найдите в тексте задачи.

- Сократите текст задачи. Сравните собственный текст с текстом учебника.

- О чем говорится в задаче?

- Скольким работникам дети приготовили подарки?

- Сколько рисунков нарисовал каждый ученик?

- По сколько рисунков получил каждый учитель?

- Это составная задача или простая?

- Какое действие поможет решить данную задачу?

7*4=28

Заполните пропуски.

5 * 3=3 * …

18 : 3=… : 4

24+46 = 92-…

…-35=27+47

85-44=…+25

36+18=25+…

(После выполнения задания учащиеся сверяют свои ответы с ответами приготовленными учителем на обратной стороне доски).

Решите задачу:

Угадайте сколько лет моему дедушке, если через 15 лет мы ему отметим восьмидесятилетие?

80-15=65 лет.





Сверка с готовым ответом.

V. Итог урока.

Цель: провести анализ деятельности.

- О какой величине шла речь на уроке?

- Какие единицы времени вы запомнили?

- Что осталось не понятым?

- Какие были трудности?

Проведение рефлексии.

VI. Домашнее задание.

Откройте дневники и запишите домашнее задание.

- Стр. 131, №301.

Приложение 4



Результаты контрольного эксперимента


«Острый глаз, цепкий взгляд - вот и домик для ребят!»

2 марта 2012 год


Ф.И.

Неправильно изображенный элемент

Замена одного элемента другим

Отсутствие какого-либо элемента.

Разрывы между линиями

Сильный перекос рисунка

Общее количество баллов

Уровень

Владислав Б.

0

0

0

0

0

0

Высокий

Кирилл В.

1

0

1

0

0

2

Средний

Вячеслав Г

0

0

0

0

0

0

Высокий

Анастасия Д.

0

0

0

0

0

0

Высокий

Андрей Ж.

0

0

1

0

0

1

Средний

Елизавета И.

0

0

1

0

0

1

Средний

Светлана К.

0

0

1

1

0

2

Средний

Кристина К.

0

0

1

1

0

2

Средний

Дмитрий М.

1

0

0

0

0

1

Средний

Илона М.

0

0

0

1

0

1

Средний

Данил О.

0

0

0

0

1

1

Средний

Александра П.

0

0

0

0

0

0

Высокий

Валерия С.

0

0

0

1

0

1

Средний

Арсен С.

0

0

1

0

0

1

Средний

Кристина Т.

0

0

0

0

1

1

Средний

Руслан Т.

0

0

0

0

0

0

Высокий

Полина У.

1

0

1

0

1

3

Ниже нормы

Александра Ч.

0

0

0

0

0

0

Высокий

Софья Ч.

0

0

0

1

0

1

Средний

Елизавета Ю.

0

0

0

0

0

0

Высокий

Елена П.

0

0

0

0

0

0

Высокий



«Нужен супершифр. Сможешь изготовить?»

3 марта 2012 год


Ф.И.

Степень полноты понимания задания

Степень сохранения точности выполнения задания до конца занятия

Уровень самоконтроля по ходу выполнения задания

Уровень самоконтроля при оценке результата деятельности

Общее количество баллов

Уровень


Владислав Б.

2

1

1

1

5

Средний

Кирилл В.

2

1

1

1

5

Средний

Вячеслав Г.

2

1

0

1

4

Недостаточный

Анастасия Д.

2

2

1

2

7

Высокий

Андрей Ж.

2

1

1

1

5

Средний

Елизавета И.

2

2

1

2

7

Высокий

Светлана К.

2

2

0

1

5

Средний

Кристина К.

2

1

1

1

5

Средний

Дмитрий М.

2

2

1

1

6

Средний

Илона М.

1

1

0

0

2

Низкий

Данил О.

2

1

1

1

5

Средний

Александра П.

2

2

1

2

7

Высокий

Валерия С.

2

2

1

2

7

Высокий

Арсен С.

2

2

1

2

7

Высокий

Кристина Т.

2

2

1

1

6

Средний

Руслан Т.

2

2

1

2

7

Высокий

Полина У.

2

1

0

1

4

Недостаточный

Александра Ч.

2

2

1

2

7

Высокий

Софья Ч.

2

2

1

2

7

Высокий

Елизавета Ю.

2

1

0

0

3

Недостаточный

Елена П.

2

2

1

2

7

Высокий

Сводная таблица


Ф.И.

Методика №1

Методика №2

Итог


Владислав Б.

Высокий

Средний

Высокий

Кирилл В.

Средний

Средний

Средний

Вячеслав Г.

Высокий

Недостаточный

Средний

Анастасия Д.

Высокий

Высокий

Высокий

Андрей Ж.

Средний

Средний

Средний

Елизавета И.

Средний

Высокий

Высокий

Светлана К.

Средний

Средний

Средний

Кристина К.

Средний

Средний

Средний

Дмитрий М.

Средний

Средний

Средний

Илона М.

Средний

Низкий

Средний

Данил О.

Средний

Средний

Средний

Александра П.

Высокий

Высокий

Высокий

Валерия С.

Средний

Высокий

Высокий

Арсен С.

Средний

Высокий

Высокий

Кристина Т.

Средний

Средний

Средний

Руслан Т.

Высокий

Высокий

Высокий

Полина У.

Ниже нормы

Недостаточный

Ниже нормы

Александра Ч.

Высокий

Высокий

Высокий

Софья Ч.

Средний

Высокий

Высокий

Елизавета Ю.

Высокий

Недостаточный

Средний

Елена П.

Высокий

Высокий

Высокий

Уровень развития самоконтроля


% учащихся

Высокий уровень

48%

Средний уровень

48%

Уровень ниже нормы

4%

Низкий

0%

Приложение 5

Сравнительная таблица результатов констатирующего и контрольного эксперимента

Ф.И.

Констатирующий

Контрольный

Владислав Б.

Средний

Высокий

Кирилл В.

Высокий

Средний

Вячеслав Г.

Ниже нормы

Средний

Анастасия Д.

Высокий

Высокий

Андрей Ж.

Средний

Средний

Елизавета И.

Средний

Высокий

Светлана К.

Средний

Средний

Кристина К.

Средний

Средний

Дмитрий М.

Высокий

Средний

Илона М.

Низкий

Средний

Данил О.

Средний

Средний

Александра П.

Высокий

Высокий

Валерия С.

Высокий

Высокий

Арсен С.

Средний

Высокий

Кристина Т.

Средний

Средний

Руслан Т.

Высокий

Высокий

Полина У.

Высокий

Ниже нормы

Александра Ч.

Высокий

Высокий

Софья Ч.

Высокий

Высокий

Елизавета Ю.

Высокий

Средний

Елена П.

Средний

Высокий

Уровень развития самоконтроля


% учащихся

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Высокий уровень

48%

48%

Средний уровень

42%

48%

Уровень ниже нормы

5%

4%

Низкий

5%

0%



© 2010-2022