Методическая разработка урока по теме СПС Консультантплюс

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ СПО «Севастопольский колледж информационных технологий и промышленности»




Методическая разработка урока

ПМ.01 «Информационно-документационная деятельность»


МДК.01.01 «Документационное обеспечение управления»


Раздел 2 «Организация работы с документами с использованием информационных технологий»


Тема 2.5 «Компьютерные технологии ДОУ.

Справочные правовые системы (СПС).

СПС КонсультантПлюс»





2014/15 уч.год


РАССМОТРЕНО

Цикловой комиссией гуманитарного профиля

Протокол № 07 от «18» февраля 2015 г.





Методическая разработка предназначена для проведения теоретического урока и выполнения практических работ по ПМ.01 «Информационно-документационная деятельность», МДК.01.01 «Документационное обеспечение управления», раздел 2 «Организация работы с документами с использованием информационных технологий», тема 2.5 «Компьютерные технологии ДОУ. Справочные правовые системы (СПС). СПС КонсультантПлюс», для студентов обучающихся по профессии 034700.01 Секретарь.

Организация - разработчик: СевКИТ и П

Составитель: Черевач А.Л. преподаватель







  1. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Законодательство об информационных правоотношениях.

Не осталось практически ни одной сферы человеческой деятельности, где бы не применялись информационные технологии и автоматизированные системы. Компьютерное оснащение стало обязательным для нормальных условий работы и жизни. В связи с этим возрастает актуальность вопроса о правовом регулировании информационных отношений, возникающих при использовании компьютерных технологий в жизни человека.

Правовое регулирование в области информационных правоотношений осуществляется рядом нормативно-правовых актов:

- законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации»;

- законом Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;

- законом Российской Федерации от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»;

- федеральным законом от 16 февраля 1995 г. № 15-ФЗ « О связи»;

- федеральным законом от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ « Об информации, информатизации и защите информации»;

- федеральным законом от 18 июля 1995 года № 108-ФЗ «О рекламе»;

- федеральным законом от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене».

Ряд важных положений, относящихся к правовому регулированию в этой области, содержится и в законе Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне», Федеральном законе от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», Федеральном законе от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» и некоторых других нормативных актах.

Важным шагом вперед является признание информации в качестве объекта гражданских прав (ст. 128 Гражданского Кодекса Российской Федерации). В Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» определены правовые условия использования электронной цифровой подписи в процессах обмена электронными документами, при соблюдении которых электронная цифровая подпись признается юридически равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.

Анализ действующего законодательства показывает, что:

1. Информацией является совокупность предназначенных для передачи формализованных знаний и сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

2. Правовой защите подлежит любая документированная информация, т. е. информация, облеченная в форму, позволяющую ее идентифицировать.

3. Документированная информация является объектом гражданских прав и имеет собственника.

4. Информация, ознакомление с которой ограничивается ее собственником или в соответствии с законодательством, может быть конфиденциальной, а предназначенная для неограниченного круга лиц - массовой.

5. Ограничения (установление режима) использования информации определяются законом или собственником информации, которые объявляют о степени (уровне) ее конфиденциальности.

Конфиденциальными в соответствии с законом являются, в частности, такие виды информации, как государственная тайна (закон Российской Федерации «О государственной тайне», ст. 275, 276, 283, 284 УК Российской Федерации), тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых телеграфных или иных сообщений (ч. 2 ст. 23 Конституции Российской Федерации, ст. 138 УК Российской Федерации); служебная тайна (ст. 139 ГК Российской Федерации), коммерческая тайна (ст. 139 ГК Российской Федерации, ст. 183 УК Российской Федерации, Федеральный закон «О коммерческой тайне»), банковская тайна (ст. 183 УК Российской Федерации), личная тайна (ст. 137 УК Российской Федерации), семейная тайна ( ст. 137 УК Российской Федерации), информация, являющаяся объектом авторских и смежных прав (закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», ст. 146 УК Российской Федерации), информация, непосредственно затрагивающая права и свободы гражданина или персональные данные (Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», ст. 140 УК Российской Федерации).

6. Любая форма завладения и пользования конфиденциальной документированной информацией без прямо выраженного согласия ее собственника (за исключением случаев, прямо указанных в законе) является нарушением его прав, т. е. неправомерной.

7. Неправомерное использование документированной информации наказуемо. Уголовный кодекс Российской Федерации, вступивший в действие в 1997 году, установил нормы, объявляющие общественно, опасными деяниями конкретные действия в сфере компьютерной информации и устанавливающие ответственность за их совершение. Такие нормы появились в российском законодательстве впервые. К уголовно наказуемым отнесены неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272), создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273) и нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274).

2 ОБЗОРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПРАВОЧНЫХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ

Основные черты и возможности справочных правовых систем.

Очевидно, что работать с большим объемом информации, например, осуществлять в нем быстрый поиск нужного материала, без компьютера практически невозможно.

Даже привычные всем нам библиотеки с помощью своих каталогов и системы заказов предоставляют читателю возможность для поиска лишь самих книг, а не их фрагментов. Ясно, что иметь столько информации на бумаге, как дома, так и на каждом рабочем месте просто невозможно.

Вместе с тем использование компьютеров в текущей работе с информацией имеет свои субъективные и объективные ограничения. Нельзя не упомянуть как о традиции и привычке работать с бумагой у значительной части специалистов, так и об объективных эргономических ограничениях на восприятие информации с экрана.

Практика показывает, что многие пользователи предпочитают распечатывать на бумаге найденные в компьютерных базах документы для дальнейшей работы.

Благодаря юридической обработке информации в СПС даже неподготовленный пользователь сможет сам без помощи специалистов разобраться в сложных ситуациях, другими словами, такие разработчики считают, что СПС в значительной мере смогут заменить юриста и аудитора.

Но все-таки, заменить настоящего профессионала ни одна СПС не сможет и является лишь необходимым инструментом в работе, помогающим специалисту при принятии решений. Уникальные свойства именно компьютерных технологий дают возможность реализовать поиск документов в сотни раз быстрее и эффективнее, нежели при работе с бумажными фондами.

Система предоставляет пользователю достаточно большой объем материалов, что весьма помогает ему в самостоятельной работе. Ясное понимание реальных возможностей справочных правовых компьютерных систем, их роли и предназначения очень важно как для грамотного и эффективного их использования, так и для правильной стратегии их развития.

Очевидно, что уже в самом ближайшем будущем практически ни один специалист, работающий с правовой информацией, не сможет обойтись в своей деятельности без СПС.

Обзор рынка СПС в России.

Компьютерная справочная правовая система - это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные инструменты, позволяющие специалисту работать с эти массивом информации (производить поиск конкретных инструментов или их фрагментов, формировать подборки необходимых документов, выводить информацию на печать и т.д.).

В настоящее время на рынке СПС работает достаточно много компаний - разработчиков систем и очень большое число сервисных фирм, осуществляющих поставку и текущее обслуживание СПС.

Наиболее известны в России следующие продукты и разработавшие их компании:

• КонсультантПлюс (АО «Консультант Плюс»);

• ГАРАНТ (НПП «Гарант-Сервис»);

• «Кодекс» (Центр компьютерных разработок).

Критерии выбора СПС.

Пользователь, в зависимости от сферы своей деятельности и в соответствии с кругом решаемых задач, может выбрать систему, содержащую всю необходимую и достаточную информацию.



Рассмотрим подробнее характеристики и параметры СПС.

1. Полнота информации в системе.

Говоря о полноте информации в СПС, подразумевается наличие в системе практически всех документов, необходимых данному пользователю.

2. Достоверность документов.

Достоверность документов - это соответствие текста документа, включенного в систему, оригинальному тексту документа.

3. Уровень юридической обработки документов.

Под юридической обработкой документов понимается совокупность юридических, информационных и технологических процедур по:

- определению места документа в системе Российского законодательства (классификация, юридическая сила, действие во времени и пространстве и т.д.);

- выявлению взаимосвязей между документами и фиксация этих связей при помощи специальных средств (гиперссылки, создание редакций документов и т.п.).

4. Уровень информационных технологий, реализованных в системе.

Под этим уровнем понимается соответствие программной оболочки СПС современному уровню разработки программных продуктов и требованиям операционных систем. Так, например, практически все современные СПС позволяют вести совместную работу с такими приложениями MS Office, как Word или Excel.

  1. Уровень сервиса при работе с системой.

Удобство в работе с программной оболочкой системы (стандартный интерфейс, руководство пользователя, возможность работы с СПС в сети). Сервисное обслуживание, поддержка и сопровождение системы, предоставляемое пользователю.

6. Оперативность. В понятие оперативности обычно включается суммарное время, которое затрачивает фирма-разработчик на доставку документа от источника и включение его в свои информационные базы, и время, которое тратится на передачу документа пользователю.

7. Стоимость. Стоимость системы и услуг по ее сопровождению является немаловажной характеристикой практически для всех пользователей.

Для оценки качества СПС очень важно выделить еще один универсальный признак, позволяющий даже неискушенному пользователю выделить качественные продукты: полноценное сервисное обслуживание СПС.

Отсутствие качественного сервиса - верный признак того, что компания не в состоянии серьезно работать на рынке и не вкладывает необходимые средства в развитие и обслуживание своих продуктов.

3 Справочная правовая система (СПС)

КонсультантПлюс

Включает все законодательство Российской Федерации: от основополагающих документов до узкоотраслевых актов.

Для удобства поиска информации все документы содержатся в Едином информационном массиве.

Поскольку документы каждого типа имеют свои специфические особенности, они включаются в соответствующие Разделы информационного массива.

Названия разделов сформулированы таким образом, чтобы можно было легко ориентироваться, какие документы в каком разделе находятся.

Каждый из разделов Единого информационного массива, в свою очередь, состоит из близких по содержанию Информационных банков.

Структурной единицей Информационного банка системы является документ.

Любой документ, кроме непосредственно текста, имеет определенные идентификационные характеристики (реквизиты), которые отличают данный документ от других.

Поэтому, чтобы найти необходимые документы из системы, нужно заполнить Карточку поиска.

Карточка поиска - основное средство поиска документов в Информационном банке системы. Она представляет собой таблицу с некоторым количеством поисковых полей.

Система ищет документы, одновременно удовлетворяющие всем заполненным полям Карточки поиска.

Однако не обязательно заполнять все поисковые поля. Для поиска любого документа достаточно правильно заполнить лишь два-три поля.

При заполнении полей следует обращать внимание на информационную строку внизу Карточки поиска.

В ней содержится информация о количестве документов, удовлетворяющих запросу.

Если сформированный таким образом список документов будет слишком большим, следует уточнить запрос. Желательно, чтобы количество найденных документов не превышало 30 - 50.

Если же при поиске документа реквизиты его неизвестны или известны приблизительно, то основным средством поиска по конкретному правовому вопросу является поле «Текст документа», где следует задать слова или фразы, которые должны встречаться в тексте этого документа.

Если запросу с использованием только данного поля удовлетворяет много документов, то следует его уточнить, используя, в зависимости от имеющейся информации, другие поля Карточки поиска.

В системе КонсультантПлюс предусмотрена возможность уточнять полученные списки несколько раз по разным полям.

Работа со справочно-правовой системой Консультант Плюс сводится к следующему: составление запроса на поиск документа или группы документов и их поиск; использование процедур обработки (например, сортировки, фильтрации и т.д.) найденных документов; применение механизма гиперссылок, поиска и создания папок и закладок при работе с текстом документа; чтение, редактирование, печать, сохранение текста документа в файл или экспорт данных в текстовый редактор MS Word или табличный редактор MS Excel.

Практическая работа № 1

Тема «Компьютерные справочные поисковые системы»

Тема урока «Работа со справочно-информационной правовой системой «Консультант-Плюс»»

Цель урока: Приобретение практических навыков работы с информационной правовой системой «КонсультантПлюс».

Материальное обеспечение: компьютер

Теоретические сведения

Справочная правовая система (СПС) КонсультантПлюс включает все законодательство Российской Федерации: от основополагающих документов до узкоотраслевых актов.

Для удобства поиска информации все документы содержатся в Едином информационном массиве. Поскольку документы каждого типа имеют свои специфические особенности, они включаются в соответствующие

Разделы информационного массива. Названия разделов сформулированы таким образом, чтобы можно было легко ориентироваться, какие документы в каком разделе находятся.

Каждый из разделов Единого информационного массива, в свою очередь, состоит из близких по содержанию Информационных банков. Структурной единицей Информационного банка системы является документ.

Любой документ, кроме непосредственно текста, имеет определенные идентификационные характеристики (реквизиты), которые отличают данный документ от других.

Поэтому, чтобы найти необходимые документы из системы, нужно заполнить Карточку поиска.

Карточка поиска - основное средство поиска документов в Информационном банке системы. Она представляет собой таблицу с некоторым количеством поисковых полей. Система ищет документы, одновременно удовлетворяющие всем заполненным полям Карточки поиска. Однако не обязательно заполнять все поисковые поля. Для поиска любого документа достаточно правильно заполнить лишь два-три поля. При заполнении полей следует обращать внимание на информационную строку внизу Карточки поиска. В ней содержится информация о количестве документов, удовлетворяющих запросу. Если сформированный таким образом список документов будет слишком большим, следует уточнить запрос. Желательно, чтобы количество найденных документов не превышало 30 - 50.

Если же при поиске документа реквизиты его неизвестны или известны приблизительно, то основным средством поиска по конкретному правовому вопросу является поле «Текст документа», где следует задать слова или фразы, которые должны встречаться в тексте этого документа. Если запросу с использованием только данного поля удовлетворяет много документов, то следует его уточнить, используя, в зависимости от имеющейся информации, другие поля Карточки поиска.

В системе КонсультантПлюс предусмотрена возможность уточнять полученные списки несколько раз по разным полям. Работа со справочно-правовой системой Консультант Плюс сводится к следующему: составление запроса на поиск документа или группы документов и их поиск; использование процедур обработки (например, сортировки, фильтрации и т.д.) найденных документов; применение механизма гиперссылок, поиска и создания папок и закладок при работе с текстом документа; чтение, редактирование, печать, сохранение текста документа в файл или экспорт данных в текстовый редактор MS Word или табличный редактор MS Excel.

Ход работы

1 Открыть сайт consultant.ru. СПС «КонсультантПлюс». Ознакомиться со структурой и возможностями Стартового окна информационно-справочной системы «КонсультантПлюс». Просмотреть всю информацию в разделе «Горячие» документы. Для чего предназначен этот раздел? Выбрать несколько документов (3) за сегодняшний день (скопировать названия в отчет).

2 Выбрать тематическую рубрику «Образование. Научная деятельность. Культура». Выбрать документы по теме «Образование» за последние 5 дней (скопировать названия в отчет).

3 Вернитесь на главную страницу. Ознакомьтесь с общим построением справочно-информационной правовой системы «КонсультантПлюс». Найдите в разделе «Актуальная справочная информация» информацию «Праздничные (нерабочие) дни, профессиональные праздники и памятные дни" (составить список праздников за январь)

4 Вернитесь на главную страницу. Находясь на главной странице переедите по ссылке к Некоммерческой интернет-версии системы КонсультантПлюс. Нажмите кнопку «Начать работу». Изучите поочередно все подпункты основного меню системы. Зайти в «Карточку поиска», рассмотрите все её элементы.

5 Найдите нормативно-правовые документы, используя различные виды поиска. Выполнить действия, указанные в таблице.

Вид поиска

Задание

Ответ

1

Поиск по виду документа и его

названию

В поле поиска выберите АВТОБИОГРАФИЯ (ФОРМА). Постройте список найденных документов. Сколько их в базе?

2

Поиск дате документа

В поле поиска задайте точную дату: 08.05.1945. Какие документы были подписаны в это день?

3

Поиск по номеру документа

В поле поиска задайте номер 01-02/12. Что это за документ? Какова дата документа?

4

Поиск по тексту документа

Необходимо узнать порядок заполнения формы статистического наблюдения. В поисковой строке введите «Статистическое наблюдение 1-РП (срочная)». Найдите последний документ по этому вопросу.

Используя поисковые инструменты в системе КонсультантПлюс, найдите информацию:

  1. Получить список документов, появившихся в системе "Консультант+" за последнюю неделю. Указать в каких разделах находятся эти документы и их общее количество.

  2. Что понимается под термином "Счет-фактура"? Записать ответ.

  3. Найти определение термина "Государственная тайна". Записать ответ.

  4. Найти документы, в названии которых употребляется словосочетание "информационная безопасность" (в различных грамматических формах).

Контрольные вопросы

  1. Что такое компьютерная справочная правовая система?

  2. Что такое достоверность документов?

  3. Что включает в себя понятие оперативность КСПС?

  4. Какую структуру имеет КСПС?


© 2010-2022