- Преподавателю
- Другое
- Занятие с элементами тренинга с педагогами по конструктивному общению «Умение слушать»
Занятие с элементами тренинга с педагогами по конструктивному общению «Умение слушать»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чернобровенко Н.Ю. |
Дата | 14.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Занятие с элементами тренинга с педагогами по конструктивному общению
«Умение слушать»
Цель: профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними.
Задачи: 1. Познакомить персонал с существующими приёмами (техниками) эффективного слушания;
2. Формирование навыков эффективного слушания с коллегами (детьми, родными и т.п.);
3. Тренировать умение выслушать и услышать (слушать и слышать) собеседника.
Сегодня нам предстоит убедиться, что умение выслушать и услышать т.е. то, что хочет сказать нам собеседник, - одно из определяющих условий неконфликтных отношений.
Вы, неоднократно замечали, что в процессе общения отвлекаетесь на свои мысли, сравнивая и сопоставляя то, что вам говорят. По собственному опыту и взглядам вы, даёте оценку ситуации, советы. При разговоре возникают ассоциации и вы теряете основную мысль собеседника. Просите его повторить сказанное, отбивая желание в общении. Порой перебиваем собеседника, переводя разговор на свои проблемы или случаи из жизни.
Такие ситуации возможны в профессиональной деятельности с коллегами, при общении с родителями, дома с родными.
Чтобы таких ситуаций в нашей жизни было меньше, существует ряд психологических приёмов.
Приёмы эффективного слушания.
Невербальные.
1 приём:
«Безмолвное слушание»
Основными чертами этого слушания являются: выжидающая поза, наклонённая к собеседнику голова, внимательное выражение лица, кивание головой в знак готовности слушать дальше, «угу - поддакивания».
Этот приём можно использовать во время любого разговора. Приём помогает высказаться, излить душу, не требуя советов и наставлений.
Можно провести небольшое упражнение на отработку данного приёма.
Упражнение.
Инструкция.
Разбейтесь на пары и сядьте так, чтобы вам было удобно разговаривать друг с другом. Теперь один из вас будет рассказывать какую-нибудь небольшую историю из жизни, а второй - использовать приём безмолвного слушания.
Анализ
Мешало или помогало вам поведение партнёра по общению?
(скорее всего, если участники действительно старались отработать приём, а не пошутить и спародировать его, вы не столкнётесь с утверждением, что безмолвное слушание осложняет процесс общения).
2 Приём:
«Отзеркаливание» - точное воспроизведение позы, мимики, интонации и других невербальных проявлений собеседника с целью лучше почувствовать состояние собеседника и повлиять на это состояние.
Этот приём имеет отношение к такому понятию, как эмпатия. С одной стороны это познать внутренний мир собеседника, с другой - эмоциональная отзывчивость на переживания другого.
Упражнение.
Психолог приводит 2 противоположных примера с участником группы: 1 ситуация: участник может сыграть какую-либо ситуацию (родитель и воспитатель (учитель), а психолог слушает внимательно, копирует все его жесты, мимику и т.п. 2 ситуация: психолог не слушает участника, отвлекается, поправляет одежду, смотрит на обувь и т.п.
Вербальные.
1 Приём:
«Уточняющие вопросы» - обращение собеседнику с просьбой дополнить, разъяснить что-то из того, что он говорил, чтобы точнее понять его. Это помогает как слушающему, так и говорящему до конца понять друг друга.
Упражнение.
Инструкция
Нужна пара участников. Одному дать карточку, на которой написана некая ситуация, её нужно озвучить. Второй - используя приём уточнений, проясняет ситуацию.
(ситуации см. Приложение 1)
Анализ
Каким способом приём уточнения помог вам?
С какими сложностями вы столкнулись?
(самая распространённая ошибка при общении то, домысливаем сами слова собеседника, собственными размышлениями и понятиями. Например, на высказывание: «Мой сын ужасно себя ведёт» - уточняющим будет вопрос: «Как вы понимаете слова «ужасно себя ведёт?»)
2 Приём:
«Парафраз» - перефразирование и возвращение собеседнику его высказывания с целью выяснения, правильно ли вы его поняли. Чаще всего начинается со слов: «Правильно ли я тебя понял, что …»
(это один из сложных приёмов эффективной коммуникации, требующий скрупулёзной отработки).
Упражнение
Инструкция.
Разделитесь на две команды. В течении 10 минут вы будете размышлять на тему «Легализация наркотических веществ в России». При этом задача первой команды - сформулировать аргументы в защиту легализации, а задача второй - опровергнуть эти аргументы.
После того как участники сформулировали свою точку зрения, они садятся в две линии друг напротив друга.
Начинается конференция по проблеме «Наркотики в России». Участникам необходимо выяснить мнение друг друга - выслушать и добиться понимания своих тезисов. Первый участник произносит один из аргументов своей команды. Первый участник из другой команды, используя приём парафраза, добивается того, чтобы оратор согласился: «Да, ты меня правильно понял». Затем сам произносит свой аргумент, а второй участник из противоположной команды тренируется использовать приём парафраза. И так до тех пор, пока все участники конференции не выскажутся.
Анализ.
Какие ощущения вызвало у вас это упражнение?
Что оказалось самым сложным?
Что помогало во время беседы?
(ведущему необходимо постоянно отслеживать верность использования парафраза и по необходимости поправлять участников)
Эти приёмы помогут на выступлении перед какой-либо аудиторией.
Можно попробовать любому участнику выступить с каким либо докладом, выступлением перед аудиторией, и группой можно отработать все приёмы вместе.
(ж. «Школьный психолог» ноябрь 2004 №42)
Приложение 1
Примеры карточек с возможными уточняющими вопросами.
Директор опять сделал мне вчера замечание в присутствии всех, а я - уважаемый учитель в школе и работаю не первый год, и мне не надо объяснять, в чём мои обязанности. Надоело мне, пора это всё заканчивать.
- Какое именно замечание сделал директор?
- А в чём именно заключаются ваши обязанности?
- Что вы имеете в виду, говоря «всё это» заканчивать?
Почему все девчонки в классе передразнивают меня? Вроде я никого не обижаю, даю списывать! Меня всё это бесит! Так и хочется что-нибудь эдакое им сделать.
- Как и кто именно тебя передразнивает?
- Как часто это происходит?
- Что именно тебе хочется сделать?