- Преподавателю
- Другое
- Методические указания к написанию рефератов по дисциплине Социальная психология
Методические указания к написанию рефератов по дисциплине Социальная психология
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ильина И.В. |
Дата | 29.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Березниковкий строительный техникум»
Методические рекомендации к написанию рефератов
по дисциплине
«Социальная психология»
г. Березники, 2014
Методические указания к написанию рефератов по дисциплине «социальная психология» для специальности 080114 -экономика и бухгалтерский учет
Составитель: Ильина И.В., преподаватель высшей категории ГБОУ СПО БСТ
Рецензент:
УТВЕРЖДЕНА методической (цикловой) комиссией преподавателей общеобразовательных дисциплин, протокол № _ от __________ И.А. Усатых, председатель М(Ц)К
Подпись
Методические указания разработаны в соответствии с учебной программой дисциплины «Социальная психология», охватывают основные вопросы, связанные с психологией личности, малых и больших групп, психологии девиантного поведения и др.
Пояснительная записка
Уважаемые студенты!
Реферат - этап самостоятельной учебной работы студента по усвоению научной информации, приобщение к научному исследованию. Сам термин «реферат» ( в пер. с лат.- докладывать, сообщать) имеет два значения: 1 - краткое изложение научной работы, содержания прочитанного текста; 2 - доклад на какую - либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников.
Данная методическая разработка призвана оказать реальную помощь студентам в выполнении этого вида учебной работы.
-
Написание реферата целесообразно начинать с изучения и конспектирования предложенной литературы.
-
После конспектирования источников и глубокого их изучения можно приступать к написанию реферата, который может быть трёх видов:
-
Критическая рецензия
-
Аналитический обзор по проблеме
-
Критический анализ разных точек зрения
-
-
Содержание и оформление реферата должно соответствовать следующим требованиям:
-
Реферат выполняется на стандартных, плотных листах формата А4.
-
Оформление допускается в печатном виде или рукописно аккуратно и разборчиво.
-
Печатный реферат должен содержать не менее 15 страниц.
-
Реферат, написанный от руки, должен иметь объём 20 - 25 страниц. Строки пишутся ровно, по трафарету. Текст пишется синей, фиолетовой или чёрной авторучкой.
-
Текст помещается на одной стороне страницы. Необходимо оставлять поля : в левой части листа - 2 см., сверху, справа, снизу - 1 см.
-
Страницы реферата должны быть плотно скреплены.
-
К сдаче предъявлять реферат желательно в прозрачном файле.
-
Страницы реферата должны быть пронумерованы. Титульный лист не нумеруется.
-
На титульном листе указывается учебное заведение, предмет, тема реферата, ФИО студента, группа, ФИО преподавателя, год.
-
В тексте должны быть выделены абзацы, отделяющие логическое начало новой части материала.
-
В тексте допускаются цитаты с использованием ссылок на источник в списке литературы.
-
Реферат должен состоять из плана; введения, в котором может быть представлена актуальность и обоснование выбора темы; основной части, в которой раскрывается основное содержание темы; заключения, где представлены выводы, ссылки, рекомендации.
-
Теоретический материал должен опираться на авторские работы. Желательно показать, как авторские идеи и разработки могут быть применены к реальным условиям современной жизни.
-
Последний лист реферата отводится для списка литературы. Сначала перечисляется основная литература, затем дополнительная. Список литературы должен оформляться в алфавитном порядке.
-
Качество оформления реферата является одним из факторов при выставлении общей оценки.
-
-
Тематика рефератов по социальной психологии, примерный план и рекомендуемая литература:
Тема: « Социальная психология девиантного поведения».
План:
-
Понятие девиантного поведения.
-
Теория технологии девиантного поведения как особая наука.
-
Модели девиантного поведения.
-
Особенности диспозиционного поведения личности.
-
Типология отклоняющегося поведения.
-
Ювенальная виктимность девиантной личности.
-
Пути коррекции девиантного поведения.
Литература:
-
Алмазов Б.Н. «Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних». Свердловск,1986 г.
-
Буянов М.И. «Ребёнок из неблагополучной семьи». М., 1988 г.
-
Буянов М.И., Захаров А.И. « Как предупредить отклонения в поведении ребёнка». М., 1986 г.
-
« Дети с девиантным поведением» ( под ред. Рожкова М.И.), М.,2001г.
-
Гилинский Я., Афанасьев В. «Социология девиантного поведения». СПб.,1993г.
-
Егорова М.С. « Генетика поведения: психологический аспект». М.,1995
-
Клейберг Ю., КокореваЛ. « Социально - психологическая адаптация личности девиантного подростка»., Ульяновск, 2003 г.
-
Клейберг Ю., Шахзадова Н. « Социальная работа и профилактика девиантного поведения подростков»., Тверь, Нальчик, 2002 г.
-
« Наркомания как форма девиантного поведения» ( под ред. Поздняковой М.Е.), М., 1997 г.
-
Степанов В.Г. « Психология трудных подростков», М., 1990,1999 г.
-
Шапинский В.А., Мареев В.И. «Девиантное поведение и социальный контроль», Ростов на Дону, 1997 г.
Тема: « Социальная психология религиозных групп».
План:
-
Психология о сущности религии. Многообразие подходов.
-
Психология религии как наука: задачи, предмет, проблемное поле исследования.
-
Психологические характеристики объектов и субъектов религии.
-
Своеобразие и структура религиозного сознания.
-
Особенности психологического комплекса верующих.
-
Виды и типы религиозных объединений.
Литература:
-
Джемс В. «Многообразие религиозного опыта», М., 1998 г.
-
Крысько В.Г. « Секреты психологической войны», Минск, 1999 г.
-
Куликов В.Н. «Психология внушения», Иваново,1988 г.
-
Ничипоров Б.В. « Введение в христианскую психологию», М.,1999 г.
-
Платонов К.К. « Психология религии», М., 1967, 1987, 2001 г.
-
Угринович Д.Н. « Психология религии», М., 1986 г.
-
Фромм Э. « Иметь или быть?», М., 1990 г.
-
Юнг К. «Психология религии», М., 1991, 2003 г.
Тема: « Социальная психология политики».
План:
-
Психология политики как наука: задачи, предмет, проблемное поле исследований.
-
Психолого-политические взгляды отечественных и зарубежных учёных.
-
Психологические характеристики политической власти.
-
Психология политической активности.
-
Политический имидж и его психологические основы.
-
Авторитет политика; его психологическая основа.
Литература:
-
Сборник «Авторитет политического лидера: мифы и реальность», М.,1997 г.
-
Аникевич А.Г. « Политическая власть», Красноярск, 1986, 2001 г.
-
Гозман Л., Шестопал Е. « Политическая психология», Ростов на Дону, 1995 г.
-
Гринберг Т.Е. « Портрет лидера», М., 1999 г.
-
Дилигентский Г.Г. « Социально - политическая психология», М., 1996
-
Крамник В.В. « Социально - психологический механизм политической власти», Л., 1991 г.
-
Одайник В. « Психология политики», М., 1996 г.
-
Иванов В.А. « Политическая психология», М., 1998 г.
-
Кавелин С.Б. « Психология и политика», Тамбов, 1992, 2002 г.
-
Шестопал Е.Б. «Очерки политической психологии», М., 1990 г.
Тема: « Прикладная социальная психология».
План:
-
Предмет и структура прикладной социальной психологии.
-
Задачи и функции прикладной социальной психологии.
-
Социально - психологическая диагностика: значение, виды, основные методы диагностики.
-
Социально - психологическая компетентность как составная часть профессионализма.
-
Прикладная социальная психология в образовании.
Литература:
-
« Прикладная социальная психология» ( под. ред. Сухова А.Н., Дергача А.А.), М., 1998 г.
-
Абрамова Г.С. « Введение в практическую психологию»,М.,1994 г.
-
Жуков Ю.М. и др. «Диагностика и развитие компетентности в общении», М., 1989, 2004 г.
-
Зазыкин В.Г. « Психологические основы проницательности», М., 1994
-
Лабунская В.А. « Экспрессия человека», Ростов на Дону, 1999 г.
-
Петровская Л.А. « Компетентность в общении», М., 1999 г.
-
Сухов Н.А. « Социальная психология», М., 2002 г.
-
Щёкин Г.В. « Визуальная психодиагностика и её методы», Киев, 1992 г
-
Шевандрин Н.И. « Социальная психология в образовании», М., 1995, 2003 г.
Тема: « Социальная психология конфликтов».
План:
-
Понятие конфликта и конфликтологии как науки.
-
Виды и структура конфликтов.
-
Функции и стадии протекания конфликта.
-
Конфликты в различных социальных областях:
А. - межэтнические конфликты;
Б. - производственные конфликты;
В. - супружеские конфликты;
Г. - конфликты в среде осуждённых;
Д. - конфликты в воинских частях.
Литература:
-
Анцупов А.Я., Шишлов А.И. «Конфликтология», М., 1999 г.
-
Аникеева Н.П. «Психологический климат в коллективе», М.,1989 г.
-
Войтова С.А., Зубань Е.Н. « Конфликтология», СПб, 1992 г.
-
Лопухин А. « Конфликтология», М., 1990 г.
-
Крысько В.Г. « Социальная психология», М., 2004 г.
-
Мокшанцев Р.И.,Мокшанцева А.В. « Социальная психология», Москва - Новосибирск, 2001 г.
-
Корнелиус Х.. Фейри Ш. «Выиграть может каждый», М., 1992 г.
-
Обозов Н.Н. « Межличностные отношения», Л., 1979 г.
-
Платонов Ю.В. « Социальные конфликты на производстве», М., 1991
-
Рыбакова Н.М. «Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе», М.. 1991, 2001 г.
Тема: « Психология малой социальной группы».
План:
-
Понятие и виды малой социальной группы.
-
Композиционная структура и динамические процессы в малой группе.
-
Сплочение малой группы: особенности и механизмы.
-
Особенности общения в малой группе.
-
Руководство малой группой. Особенности принятия решений в малой группе.
-
Конфликты в малой социальной группе.
Литература:
-
Андриенко Е.В. «Социальная психология», М., 2003 г.
-
Гришина Н.В. « Взаимоотношения в коллективе», Л., 1989 г.
-
Донцов А.И. «Проблема групповой сплочённости», М., 1989 г.
-
Донцов А.И. « Психология коллектива», М., 1989 г.
-
Агеев В.С. «Межгрупповые взаимодействия», М.,1990 г.
-
Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М., «Психология малых групп», М.,1991
-
Крысько В.Г. « Социальная психология», М.,2004 г.
-
Парыгин Б.Д. «Социально - психологический климат коллектива», СПб.,2000 г.
-
Сущенко С.А. «Социальная психология», Ростов на Дону, 2005 г.
Тема: « Психология больших социальных групп».
План:
-
Понятие большой социальной группы.
-
Структура и особенности психологии нации.
-
Классы. Структура и содержание психологии классов.
-
Гендерные группы. Особенности гендерной психологии и социализации.
-
Толпа. Виды и характеристика. Особенности поведения толпы.
Литература:
-
Горячева А.И., Макаров М.Г. «Общественная психология», Л.,1979 г.
-
Крысько В.Г. « Секреты психологической войны», Минск, 1999 г.
-
Крысько В.Г., Саракуев Э.А. « Введение в этнопсихологию», М.,1996
-
Московичи С. « Век толп», М., 1996 г.
-
Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. «Социальная психология», Москва - Новосибирск, 2001 г.
-
Лебон Г. «Психология народов и масс», СПб., 1995 г.
-
Улядов А.К. « Общественная психология и идеология», М., 1990 г.
-
Шиллер Г. « Манипулирование сознанием», М., 1990 г.
Примечание: Студенты могут предложить свои темы для написания реферата по данному курсу, обосновав актуальность и целесообразность выбора. Требования к выполнению реферата сохраняются.