- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа Электротехнические измерения
Рабочая программа Электротехнические измерения
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Махиня А.Г. |
Дата | 21.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Краснодарского края
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Краснодарский колледж электронного приборостроения»
Краснодарского края
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦЫПЛИНЫ
«Электротехнические измерения»
для специальности 230113
«Компьютерные системы и комплексы»
Краснодар 2012
Рассмотрена цикловой комиссией общепрофессиональных дисциплин протокол № ____ от _______ 20___г.
Председатель цикловой комиссии Гринь И.В. ______
Утверждена решением педсовета Протокол № 1 от 31 августа 2012 Председатель ______ Касаткин С.В.
Организация-разработчик ГБОУ СПО «Краснодарский колледж электронного приборостроения» Краснодарского края.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональноый образовательной программы и разработана в соответствии с ФГОС по специальности СПО, входящей в состав укрупненной группы специальностей 230000 «Информатика и вычислительная техника», специальности 230113 «Компьютерные системы и комплексы», уствержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 695 от 23 июня 2010 г., зарегистрирован в Минюсте РФ 05.08.2010 г. № 18076.
Авторы: Черникова Г.Б. преподаватель спец. дисциплин ГБОУ СПО ККЭП КК.
Квалификация по диплому инженер- электрик.
Махиня А.Г. преподаватель спец. дисциплин ГБОУ СПО ККЭП КК.
Квалификация по диплому инженер-электрик.
Рецензенты:
Кривовяз М.А. преподаватель спец. дисциплин ГБОУ СПО ККЭП КК. Квалификация по диплому инженер-электрик.
Мезинов В.А. преподаватель спец. дисциплин ГБОУ СПО ККЭП КК.
Квалификация по диплому радиоинженер.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
-
2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
3. условия реализации учебной дисциплины
11
-
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
12
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Электротехнические измерения»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230111 «Компьютерные системы и комплексы», входящей в состав укрупненной группы специальностей 230100 Информатика и вычислительная техника.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области информатики и вычислительной техники при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональные дисциплины профессионального цикла
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-
составлять измерительные схемы;
-
подбирать по справочным материалам измерительные средства;
-
измерять с заданной точностью различные электротехнические и радиотехнические величины;
-
использовать средства вычислительной техники для обработки результатов измерений.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-
основные методы измерения электрических и радиотехнических величин;
-
основные виды измерительных приборов;
-
влияние измерительных приборов на точность измерения;
-
принципы автоматизации измерений.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 78 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 56 часов;
самостоятельной работы обучающегося 22 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
78
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
56
в том числе:
лабораторные работы
20
практические занятия
тесты
5
курсовая работа (проект)
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
22
в том числе:
Работа над рефератами на темы:
-
Селективные электронные вольтметры.
-
Генераторы импульсных сигналов.
-
Мосты переменного тока для измерения индуктивности.
-
Цифровые генераторы. Понятия. Применение.
-
Цифровые фазометры.
-
Автоматизация электротехнические измерения
14
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Электротехнические измерения»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Основы метрологии
4
Тема 1.1. Основные сведения об измерениях
Содержание учебного материала
4
1
Основные термины метрологии: измерения, средства измерения, виды измерений, методы измерений.
Обеспечение единства измерений. Метрическая служба России. Поверка средств измерений.
Погрешности измерений, источники возникновения погрешностей измерений: методические, инструментальные и т.д. Закономерности появления погрешности измерений: систематические, случайные. Расчет погрешностей. Уменьшение влияния погрешностей на точность измерений
2
2
Самостоятельная работа
2
2
2
Единицы физических величин
Раздел 2. Электронные, аналоговые и цифровые измерительные приборы
18
Тема 2.1. Измерение постоянного тока, напряжения электротехническими приборами
Содержание учебного материала
8
1
Амперметры магнитоэлектрической системы. Схема включения; особенности. Шунты. Расчет Рш. Многопредельные амперметры. Особенности МЭС
2
3
2
Классификация ЭИП. Условные обозначения на шкалах приборов. Классификация ЭИП по признакам. Вольтметры МЭС. Схема включения. Добавочные сопротивления. Расчет добавочного сопротивления, многопредельные вольтметры
2
3
3
Многопредельные ампервольтметры (тестеры) - назначение, принцип действия.
Схема омметра последовательного и параллельного действия. Примеры промышленных приборов. Их погрешности. Достоинства и недостатки.
Выпрямительные приборы. Принцип действия, схемы включения, временные диаграммы (на одно- и двухполупериодные схемы). Погрешности измерения. Особенности их применения
2
2
Самостоятельная работа
2
4
Многопредельные приборы
Тема 2.2. Классификация электронных ЭТИ приборов. Электронные вольтметры и их применение
Содержание учебного материала
10
1
Классификация электронных ЭТИ приборов по различным признакам. Аналоговые электронные вольтметры, классификация
2
2
2
Импульсные вольтметры. Селективные вольтметры. Цифровые вольтметры
2
2
Самостоятельная работа
4
3
Работа над рефератом «Селективные электронные вольтметры»
Лабораторная работа
2
4
Изучение электронных вольтметров
Раздел 3. Генераторы измерительные
16
Тема 3.1 Общие требования и характеристики измерительных генераторов
Содержание учебного материала
16
1
Классификация измерительных генераторов по разным признакам. Назначение. Основные параметры.
Генераторы НЧ. Схемы LC и RC-типа. Принцип действия. Сравнительная оценка. Цифровые ГНЧ
2
2
2
Генераторы ВЧ. Принцип действия. Схема, особенности построения схем. Виды модуляции. Промышленные ГВЧ - характеристики
2
2
3
Генераторы импульсных и шумовых сигналов. Основные параметры импульсного сигнала (прямоугольного). Структурная схема, принцип действия, погрешности измерения. Назначение генераторов шумовых сигналов. Особенности работы. Параметры
2
2
Лабораторная работа
4
Изучение генераторов низкой частоты
2
5
Изучение генераторов высокой частоты
2
6
Изучение генераторов импульсных сигналов
2
Самостоятельная работа
4
7
Работа над рефератом «Генераторы импульсных сигналов»
2
8
Работа над рефератом «Цифровые генераторы. Понятия. Применение»
2
Раздел 4. Электронные осциллографы.
16
Тема 4.1. Электронные осциллографы.
Содержание учебного материала
16
1
Классификация электронных осциллографов, их назначение. Характеристики
2
2
2
Однолучевой осциллограф (ЭО). Устройство, принцип действия, структурная схема ЭО; получение изображения. Назначение ЭЛТ. Виды разверток; виды синхронизации; промышленные ЭО. Их характеристики. Включение МП в схему ЭО
2
3
3
Двухлучевой осциллограф
2
3
4
Техника измерений. Основные органы управления (на лицевой панели ЭО). Калибровка. Условия получения устойчивого изображения на экране ЭО; выбор синхронизации. Измерение параметров. Синусоидального и импульсного сигнала
2
2
Лабораторная работа
2
5
Изучение параметров синусоидальных сигналов
Лабораторная работа
2
7
Изучение однолучевого электронного осциллографа.
Лабораторная работа
2
8
Измерение двухлучевым осциллографом
Самостоятельная работа
2
9
Классификация однолучевых и двухлучевых осциллографов
Раздел 5. Измерители параметров компонентов цепей и методы их измерения.
24
Тема 5.1. Измерение параметров компонентов цепей со сосредоточенными параметрами
Содержание учебного материала
6
1
Мостовой метод. Одинарный 4-хплечевой мост постоянного тока. Принцип действия. Уравнение равновесия. Мост переменного тока для измерения R, C, L. Особенности схем
2
2
Лабораторная работа
2
2
Измерение параметров электрических цепей мостовым методом
Самостоятельная работа
2
3
Работа над рефератом «Мосты переменного тока для измерения индуктивности»
Тема 5.2. Измерение параметров ЭМ колебаний
Содержание учебного материала
8
1
Измерение частоты и интервалов времени. Методы измерения частоты: осциллографический, резонансный, гетеродинный, дискретного числа
2
3
2
Эл.-счетный частотомер. Измерение фазового сдвига. Методы измерения фазы: осциллографический, сравнения, компенсационный. Цифровой фазометр
2
Лабораторные работы
2
3
Измерение цифрового частотомера
Самостоятельная работа
2
4
Работа над рефератом «Цифровые фазометры»
Тема 5.3. Измерение параметров полупроводниковых приборов и интегральных микросхем
Содержание учебного материала
6
1
Измерение параметров полупроводниковых приборов, структурная схема. Измерение параметров диодов, транзисторов.
Измерение параметров ИМС. Структурная схема. Методы измерения
2
Лабораторная работа
2
2
Измерение параметров транзисторов
Самостоятельная работа
2
3
3
Измерение параметров диодов и транзисторов
Тема 5.4. Автоматизация ЭТИ
Содержание учебного материала
4
1
Основные направления автоматизации АСК, АСУ, АСР - структурная схема, параметры микропроцессоров и микроЭВМ в измерительных приборах.
Понятие об автоматизированных системах (измерительных и генераторных). Понятие ИИС, стандартный интерфейс. Требования к приборам в АИС
2
2
Самостоятельная работа
2
2
Работа над рефератом «Автоматизация электротехнических измерений»
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Электронной техники и усилительных устройств; лаборатории электротехники и электроники.
Оборудование учебного кабинета:
-
посадочные места по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
-
комплект учебно-наглядных пособий.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
столы, стулья для студентов;
рабочее место (стол, кресло) для преподавателя .
Комплект измерительной аппаратуры (генераторы низкой частоты, генераторы высокой частоты, осциллографы двухлучевые и однолучевые, вольтметры, частотомеры и др.)
Лабораторные макеты для проведения исследований и лабораторных занятий
Комплект методической литературы для проведения лабораторных и практических занятий
Комплект специальной технической и справочной литературы
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Атамалян Э.Г. Приборы и методы измерения электрических величин, 3-е издание, переработанное и дополненное. М., «Высшая школа», 2005 г.
-
Шишмарев В.Н. и Шанин В. И. ЭРИ. М., ИЦ «Академия», 2009г.
Дополнительные источники:
-
Борилько С. И. Метрология и ЭРИ в телекоммуникационных системах. М., «Горячая линия», 2007г.
-
Журавлева Л.В. ЭРИ. М., «Академия», 2004 г.
-
Нефёдов В.И. Метрология и основы измерения в телекоммуникационных системах. М., «Высшая школа», 2001г.
-
Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь:
составлять измерительные схемы.
Работа со специализированной литературой.
Лабораторные работы: составление схем, тестирование результатов.
подбирать по справочным материалам измерительные средства;
Самостоятельная работа.
Работа с технической литературой:
Работа со специальной литературой и INTERNET. Изучение реальных схем устройств.
Лабораторные работы: проверка отчетов по лабораторным работам с выводами о правильности их выполнения.
Обязательная контрольная работа по пройденным темам.
измерять с заданной точностью различные электротехнические и радиотехнические величины
использовать средства вычислительной техники для обработки результатов измерений.
Знать:
основные методы измерения электрических и радиотехнических величин;
Лабораторные занятия:
Измерение параметров низкочастотных транзисторов.
Исследование параметров низкочастотных диодов.
Измерение параметров модулированных сигналов.
Самостоятельная работа
Работа со специализированной литературой.
основные виды измерительных приборов;
влияние измерительных приборов на точность измерения;
принципы автоматизации измерений.