- Преподавателю
- Другое
- Краткосрочный курс для 5 класса Мой аквариум
Краткосрочный курс для 5 класса Мой аквариум
Раздел | Другое |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Некрасова М.Ю. |
Дата | 01.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Рабочая программа краткосрочного курса
«Мой аквариум»
Программу разработала
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Некрасова М.Ю.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Развитие цивилизации влечёт за собой многие экологические проблемы. Особенно остро это ощущается в городе. Всё меньше остаётся в черте города нетронутых уголков природы. Не все из нас могут каждый день проводить в лесу, видеть постоянно птиц, следы зверей. Вот почему всё чаще и чаще появляются в наших домах самые разные животные. Большой популярностью у взрослых и детей пользуются аквариумы, но не многие умеют правильно содержать и оборудовать его. Содержание программного материала помогает решить эту проблему. Программа способствует развитию познавательных интересов школьников, логического мышления, формирования умений и навыков в процессе ухода за аквариумом и управлением искусственно созданного сообщества, повышению интереса к изучению живой природы, более углубленному усвоению материала, формирования стремления самим проводить наблюдения за живыми организмами.
Данная рабочая программа краткосрочного курса «Мой аквариум», разработана на 8 часов для учащихся 11-12 лет в количестве 10-15 человек.
Замысел курса направлен на получение следующего образовательного результата:
на знакомство и расширение знаний детей об аквариуме, как искусственно созданном сообществе живых организмов, о взаимосвязи в нем растительного и животного мира, связи живой и неживой природы.
Цель: создание благоприятных условий для изучения аквариума как искусственного сообщества живых организмов, его обитателей; приобретение навыков управления этим сообществом.
Задачи:
1. Расширить и углубить знания о растительный и животный мир аквариумов,
2. Сформировать у детей интерес к изучению природы, бережному использованию её богатств.
3. Сформировать представление об аквариуме как искусственно созданном сообществе живых организмов.
4. Сформировать практические умения и навыки по обустройству и содержанию аквариума.
5. Привить интерес к занятию аквариумистикой.
6. Воспитывать эстетические чувства.
7.Воспитывать ответственное отношение к обитателям аквариума.
8.Сформировать умения самостоятельно добывать знания.
9.Развить любознательность и познавательный интерес к занятиям, изучаемому предмету.
10. Развить творческие и дизайнерские способности ребенка.
11. Развить логическое мышление у детей, память и речь, умение последовательно излагать материал.
Виды образовательной деятельности учащихся: изучение литературы, практическая деятельность.
Образовательные достижения учащихся:
Будут сформированы практические умения и навыки по уходу за аквариумом: заливать, менять воду, чистить, промывать грунт, сажать растения, кормить и разводить рыб и т.д.
Критерии оценки: выполнение практической работы.
Процедура оценивания: по степени правильности выполнения.
Содержание программы курса
№ п/п
Название темы
Вид деятельности детей
Кол-во
часов
Вводное занятие. Первое ознакомление с аквариумом.
История возникновения аквариумоводства в мире, в России. Типы, выбор, устройство аквариума, выбор места. Аквариумы морские и с пресной водой.
1
Оборудование аквариума.
Заполнение и оборудование аквариума. Вода, освещение, грунт, оборудование аквариума: сачки, термометры, кормушки, компрессоры; оформление аквариума. Практическая работа. Работа по устройству нового аквариума. Знакомство с принадлежностями к аквариуму. Заполнение аквариума грунтом, водой.
1
Аквариумные растения и водоросли.
Знакомство с аквариумными растениями. Водоросли, многообразие водорослей. Группы водных растений.
Практическая работа. Просмотр таблиц, фото водных растений. Пересадка растений в аквариум. Правильный подбор растений.
1
Многообразие представителей
аквариумной среды.
Знакомство с представителями аквариумной среды. Изучение различных представителей аквариума по фото, открыткам.
Живородящие рыбы: меченосцы, гуппи, данио рерио. Родина этих рыбок. Особенности строения, внешнего вида, образа жизни. Где и как покупать рыбок. Норма содержания рыбок. Совместимость рыбок в аквариуме Условия успешного содержания рыбок в аквариуме (температура, свет, растения, корм). Икромечущие рыбы: петушки, гурами. Пересадка мальков в аквариум - «детский сад». Кормление мальков. Требования к чистоте воды. Золотые рыбки. История разведения. Выведение пород. Породы золотых рыбок. Внешний вид. Сходство и отличие.
1
Кормление рыб. Разнообразие кормов.
Живой корм: дафнии, циклопы, коловратки, инфузории, их строение, развитие, размножение. Правила, соблюдаемые при кормлении рыб живым кормом. Рачки артемия салина. Мотыль, коретра, трубочник, особенности разведения и хранения. Сухой корм: заготовка и хранение. Практическая работа: кормление рыб живым и сухим кормом.
1
Экологическое равновесие
Знакомство с равновесием в аквариуме: количество рыб в аквариуме. Норма воды. Норма растений. Групповой эффект.
Уход за аквариумом.
Правила ухода за аквариумом. Практическая работа. Уход за аквариумами. Удаление пленки-налета, очищение стекол от водорослей, очищение растений от грязи, удаление лишних улиток, сбор грязи со дна.
1
Итоговое занятие. Защита проектов
Подведение итогов работы кружка за год. Награждение наиболее активных кружковцев.
1
Итого:
8
Результаты освоения программы КК
В результате освоения программы КК «Мой аквариум» идет формирование УУД:
Личностные:
-умение ценить и беречь свою жизнь и окружающую природу.
Предметные:
- Знать, что такое аквариум, типы аквариумов, как оборудовать аквариумы и как ухаживать за ними.
- Знать аквариумных рыб, водных животных, которых можно содержать в аквариуме, аквариумные растения, их биологические особенности
- Уметь определять обитателей аквариума.
- Уметь пользоваться принадлежностями к аквариуму, различными приборами, знать их назначение.
Регулятивные:
- уметь планировать свою деятельность.
-уметь соотносить результат с целью работы.
Познавательные:
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;
Коммуникативные:
- умение вести продуктивный диалог с учителем и сверстниками.
Метапредметные:
Развитие умений видеть проблемы;
Развитие умений выдвигать гипотезы;
Развитие умений задавать вопросы;
Развитие умений работать со справочной литературой.
Материально - техническое обеспечение
-наглядные пособия,
-Аквариум, оборудование для аквариума, ИКТ, фотоаппарат, коллекции, наборы таблиц и др.
Литература для педагога:
-
Гусев В.Г. «Животные у нас дома», М., 1992г.
-
Жданов В. С. Аквариумные растения. Издание 2-е. М., «Лесная промышленность»,1987 год.
-
Мантейфель П.А. «Советы натуралисту - любителю», М., 1966г.
4. Махлин Н.Д., Солоницина Л. П.Аквариум в школе. Книга для учителя. М., «Просвещение». 1984 г.
Рекомендуемая литература для детей:
1. Онегов А. «Школа юннатов», «Детская литература». 1990 г.
2. Чише К. Х. «Наш аквариум». М.. 1987г.
3. Цирлинг Н. Б.Аквариум и водные растения. Руководство для любителя. Санкт - Петербург. Гидрометеоиздат. 1991 г.