Межпредметные связи на уроках химии

Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему:

«Язык химии как средство развития учащихся»

Язык химии - совершенно специфическая система среди других языковых систем. Он имеет высокое общеразвивающее и, прежде всего, интеллектуально развивающее значение.

Развитие личности каждого ученика - основная цель и ценность школьного образования, их достижению подчиняется конструирование содержания всех учебных предметов; на освоение этих целей и ценностей направлен образовательный процесс в школах, гимназиях, лицеях и других общеобразовательных учреждениях.

Рассмотрим роль языка химии в развитии учащихся.

В развитии ребенка следует прежде всего выделить развитие его умственных, интеллектуально-познавательных способностей. Человеческий интеллект имеет такие стороны (способности), как лингвистическая, логико-математическая, пространственно-образная, двигательная, музыкальная, межличностная и внутриличностная.

В соответствии с классическими представлениями дидактики главное дидактическое отношение - «учитель - ученик». В качестве содержания этого отношения выступает содержание образования определенного уровня, а именно учебный материал. Таким образом, главное дидактическое отношение имеет не бинарный, а тройственный вид, включающий содержательно-смысловое отношение учителя и учащихся к тексту, в частности тексту учебника, т. е. ценностное взаимодействие с языком науки.

Химия как наука и как учебный предмет основана на определенном языке, который является носителем информации об определенной области знания и деятельности. Язык химии, как и язык каждой науки, включает базовый язык, на котором ведется изложение описание и объяснение), общенаучную терминологию и специальную терминологию, с помощью которой описываются и объясняются химические явления, химические законы и теории, химический эксперимент и прикладное знание.

Отличительная черта языка химии - высокая степень обобщенности специальной терминологии, выражающейся в специальных символах - химических знаках, химических формулах, уравнениях химических реакций. На этой триаде и строится химическое знание. Освоение химического языка требует определенных умственных усилий, и владение этим языком может быть успешным при условии не только его запоминания, но прежде всего - глубокого понимания, а для этого, в свою очередь, необходима высокая

степень абстрагирования изучаемой информации. Химический язык, как и язык математики, - информация высокого уровня обобщения, в нем отражается системность изучаемого содержания (учебного материала) и, следовательно, родовидовые отношения. Примером могут служить классификации неорганических и органических соединений.

Символьный характер химического языка, заключающего в себе информацию о веществах и химических явлениях, закономерно требует развития не только общих интеллектуально-познавательных способностей, но и специальных форм интеллекта: лингвистических, логико-математических, пространственно-образных. Имея в виду диалогический характер научного и учебного познания, а следовательно, и диалогический, рефлексивный характер образовательного процесса, можно заключить, что овладение химическим языком должно быть направлено и на развитие межличностной и внутриличностной форм интеллекта, поскольку развитость именно этих форм интеллекта обеспечивает понимание и текста, и собеседника.

Высокая степень абстрагированности химического языка, опора на множественность форм интеллекта при изучении химии - важнейшие условия не только успешного ее изучения, но и общего интеллектуального развития учащихся. В этом плане следует говорить об учебном предмете «Химия» как об интеллектуально развивающем «движителе», т. е. об интеллектуально-смысловой ценности данного предмета в современном образовании. Определенно можно говорить о том, что изучение химии в высокой степени способствует развитию обобщающей силы ума, развитию творческих способностей учащихся.

Овладение химическим языком - это овладение умением грамотно пользоваться химической информацией, т. е. уметь описывать, объяснять и предсказывать протекание химических явлений, используя известные функции научного знания: описательную, объяснительную и прогностическую. Владение функциями научного знания указывает на компетентность ученика в данной науке, на умение осуществлять теоретическую, т. е. умственную, деятельность.

Овладение химическим языком начинается с активизации лингвистических умений. Химическая азбука - химические знаки. Они содержат информацию о химических элементах, которая базируется на атомно-молекулярном учении, периодическом законе. Их описание подчинено логике ответов на вопросы: «Что?», «Где?», «Когда?»

Среди требований к описанию химической информации важны требования системности и целостности, которые вполне соответствуют логическим критериям ясности, точности, последовательности и доказательности и соотносятся с дидактическими принципами научности, систематичности и последовательности, сознательности, прочности знаний.

Объяснение информации связано с ответами на вопросы «Почему?», «Зачем?», «Что из этого получается при данных условиях?» Развитие умения учащихся предсказывать последствия химических явлений - специфическая, характерная черта обучения химии.

Описание и объяснение тесно связаны между собой, и эта связь осуществляется с помощью логико-математических способностей как формы интеллекта, характерная особенность которой - умение ученика устанавливать содержательные родовидовые отношения внутри информации, пользуясь химическим языком, базовым языком, общенаучной терминологией. Мысленное установление отношений связано с осознанием структуры информации, разнообразных структурных связей в зависимости от основания (цели) изложения.

Описание и объяснение химических знаков, химических формул, уравнений химических реакций осуществляется на основе лингвистических и логико-математических способностей, которые следует считать базовыми, универсальными, так как без их развития невозможно освоение никаких языков. В то же время структурирование информации опирается на пространственно-образные умения (способности).

Изучение химической связи, строения органических соединений, проведение мысленного эксперимента активизируют пространственно-образные способности как форму интеллекта, развивают гибкость мышления, а также умения осуществлять анализ и синтез, так необходимые для создания целостного содержательного контекста.

Главный процесс при изучении химического языка - работа с текстом, т. е. чтение. Процесс чтения эффективен, если осуществляется в системе диалога, когда читатель (ученик) может задать тексту вопросы, сформулировать возникшую во время чтения проблему. В этом случае процесс чтения актуализирует межличностную и внутриличностную формы интеллекта, которые реализуются в процессе межличностного общения либо в диалоге с самим собой. Французский философ-гуманист М. Монтень писал о трех видах общения, в которые вступает человек, - это общение с книгой, собеседником и с самим собой. В современном образовательном процессе реализуются все эти виды общения посредством различных технологий обучения, основанных на рефлексивной деятельности учащихся. Установлено, что процесс рефлексии способствует самопознанию ученика, повышает образовательный эффект.

Процедура общения ученика с самим собой, думанья, индивидуально-ценностного осмысления изучаемого содержания должна стать не только учебной, но и социальной ценностью, и в школьном обучении следует отдавать предпочтение не столько воспроизведению информации, сколько рассуждению. В ходе рассуждения ученик включается в обобщающе-аналитическую или в аналитико-синтетическую деятельность.

Психолого-педагогический цикл усвоения информации, включающий процессы ее адекватного восприятия, осмысления и первичного понимания, запоминания, закрепления, применения, обобщения и систематизации, должен завершаться рефлексией. Рефлексия как внутриличностный индивидуальный (или групповой) процесс позволяет уяснить смысл прочитанного текста, понять его структуру и установить содержательные химические отношения нового материала ранее изученным. Значение рефлексивной деятельности в образовательном процессе заключается еще и в том, что она способствует самопознанию ученика и его социокультурной самоидентификации.

Учитывая высокую гуманитарную миссию химии в жизни человечества, необходимо изучать ее как науку и теоретическую, и прикладную, технологическую. Очень важно, чтобы ученики осваивали и усваивали химический язык не только как частнопредметное знание, но и как знание, без которого не может обойтись современный мыслящий человек, т. е. свидетельствующее о повседневной грамотности, теоретической подготовленности, умственном развитии в общекультурном плане.

При изучении химии важно знать и понимать ее аксиологические, ценностные основания, т. е. речь должна идти о тех созидательных целях, которым служит эта наука. Гуманитарные аспекты химии связаны прежде всего со здоровьем человека, биологией, экологией, валеологией, географией. В этом плане изучение химии предполагает выделение в содержании предмета регионального, краеведческого компонента. Чрезвычайно продуктивно приобщение учащихся к проектной деятельности. Поэтому, говоря о развитии у учащихся интереса к химии, следует иметь в виду развитие ценностно-ориентированного познавательного интереса как одну из целей общего школьного образования, в реализацию которой изучение химии вносит свой значительный вклад.

Имея в виду высокий общеразвивающий потенциал химии, химического языка, химией как учебным предметом не следует пренебрегать в гуманитарных образовательных учреждениях. При составлении учебных планов важно не только руководствоваться социальными потребностями и запросами, но и учитывать, какие стороны интеллекта развивает данный предмет.

Таким образом, обучение химии должно формировать умения учащихся описывать, объяснять и предсказывать, развивать умения обобщать, анализировать и синтезировать информацию, способствовать овладению диалогом, что связано с активизацией таких форм интеллекта, как лингвистическая, логико-математическая, пространственно-образная, межличностная и внугриличностная.























© 2010-2022