Проектно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

Процесс реорганизации всей системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу. Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень, не может...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Е.А.Вартик

МБДОУ №1 «Ладушки»

Воспитатель, 2 категория

ГО Карпинск

Процесс реорганизации всей системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу. Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень, не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития детей.

Активно познавать мир, исследуя, экспериментируя, помогает метод проектов - который применяется в нашем дошкольном учреждении. Работая над проектом, дети ищут и приобретают знания самостоятельно и под тактичным руководством взрослого.

Целью своей педагогической деятельности считаю: создание системы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста на основе проектного метода.

Задачами проектной деятельности в старшем дошкольном возрасте стали:

- формировать предпосылки поисковой деятельности, инициативы;

- развивать умения определять возможные варианты решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.

Проектный метод предполагает использование заданий не в готовом виде. Детям даётся возможность размышлять, исследовать, делать выводы. Когда ребёнок слышит, видит и делает сам, информация усваивается прочно и надолго.

«Расскажи мне и я забуду. Покажи мне и я пойму. Позволь мне сделать самому, и я научусь», слова древнего мыслителя и философа Конфуция. На этом и основано внедрение проектно - исследовательской деятельности в практику моей работы.

С целью развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности в группе был создан центр детской экспериментально-исследовательской деятельности. В этом специально оборудованном центре дети проводят опыты, эксперименты, наблюдения. Центр оснащён разнообразным природным ( семена, шишки, листья деревьев, камни разного размера, ) и бросовым материалом ( баночки из под майонеза, пробки, крышки, проволока, поролон, вата, трубочки для коктейля, упаковки от киндер-сюрпризов). Он периодически пополняется новым материалом, для того чтобы вовлечь детей в экспериментальную деятельность.

Например, головки лука, баночки и вода были предложены дошкольникам для проведения следующего эксперимента: дети решили поместить одну луковицу в воду, а другую оставить без воды. Через несколько дней у луковицы, помещенной в воду появились корни, а вторая луковица осталась такой же.

Приоритетным направлением нашего учреждения является вовлечение родителей в проектную деятельность. Совместно с родителями были реализованы проекты «Волшебная вода» (2014 год), «Волшебная соль» (2015 год). Родители дома вместе с детьми проводили опыты «Выращивание кристаллов соли», «Замораживание солёной и простой воды», «Какая вода закипает быстрее», «Растворение соли и сахара в воде»; искали информацию о соли и воде в энциклопедиях; приносили фотографии.

Целью проектов является развитие детской любознательности.

Проект «Волшебная вода» проводился со всей группой детей, но право защищать его на конкурсе «Я - исследователь» было предоставлено самой активной девочке.

Проблемой проекта «Волшебная вода» является отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека и животных. Так, работая над этим проектом, дети узнали, что вода - это жидкость, не имеющая формы и вкуса, но может принимать вкус, цвет, запах при определённых условиях. Без еды люди и животные могут прожить достаточно долго, а без воды нет. Выяснили, что вода очень важна для всех живых существ. Дети узнали это из энциклопедий.

С помощью опытов дети узнали, что вода бывает в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном. Например, дети замораживали воду, наблюдали за тем как она тает. Очень понравился опыт с выпариванием воды.

Опыты-эксперименты доступны детям, не требуют сложного оборудования и совершенно безопасны. Самостоятельное экспериментирование дает возможность опробовать разные способы действий.

Работая над проектом, дети учились планировать свою работу и разрабатывать алгоритм своих действий, оценивать результаты своей деятельности, принимать ответственное решение в той или иной ситуации.

Результатом работы была успешная защита проекта. На муниципальном этапе конкурса «Я - исследователь» воспитанница МБДОУ №1 Кондрашкова Алина заняла 2 место.

В 2015 году был реализован проект «Волшебная соль». Проект был индивидуальным, так как не было возможности проведения со всей группой. При реализации проекта важным становится активизация самостоятельной познавательной деятельности ребёнка. Были проведены опыты: «Растворение соли в воде», «Замораживание простой и солёной воды», «Выращивание кристаллов» и другие. Такие опыты чем-то напоминали ребёнку фокусы, и поэтому он в процессе их проведения принимал активное участие.

Соляные картинки и рисунки с использованием соли способствовали развитию воображения и фантазии. Рисунки с использованием соли выполнили и воспитанники группы.

В процессе экспериментирования рассматривались все предложенные ребёнком варианты опытов. Не все эксперименты были удачными,

Например, во время проведения опыта с яйцом, яйцо не всплывало на поверхность. Сделав раствор более концентрированным яйцо всплыло на поверхность. Ребенок высказывал свои мысли, имея право на ошибку и добился результата.

Эмоциональная поддержка сыграла огромную роль. Ребёнок успешно защитил проект, заняв 1 место в конкурсе «Я - исследователь».

Работая в данный момент в ясельной группе, я попыталась внести начальные элементы экспериментирования и разработала проект «Лук». Родители вместе с детьми сделали красивые баночки для посадки лука. Рекомендовала наклеивать картинки вместе с детьми. Родители активно включились в работу и творчески подошли к оформлению баночек.

Цель проекта: Дать детям представление о растении лук, где он растет, как он растет, о необходимых условиях для его роста. Развивать речь детей, активизировать словарь: корень, луковица, посадить, большая, маленькая, верхушка, листья, солнце, тепло, вода, полезный, витамины.

На НОД рассматривали картинки лука и лук - игрушку; сравнивали сухие луковицы: большой - маленький, один - много; выделяли цвет.

Каждый ребенок самостоятельно наливал воду в баночку, опускал туда луковицу, ставил на окно. Стали наблюдать за луком каждый день.

Появились корни, сравнивали большие и маленькие корешки. Дети были очень удивлены и искренне радовались увиденному. Немного позже у лука появились перышки зеленого цвета. Малышам очень понравилось ухаживать за луком: подливать воду в баночки.

На заключительном этапе проектной деятельности мы срезали лук и дети с удовольствием его ели.

В результате:

1. Дети научились сажать и ухаживать за луком, познакомились с условиями роста лука, научились подмечать пользу и красоту зеленого лука.

2. У детей сформировались знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях, в баночке с водой.

Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений.

Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности, творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, расширению кругозора детей, поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности, обогащению словарного запаса.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования п. 4.6. целевыми ориентирами возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования является проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста проектно - исследовательская деятельность, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности. Дети, участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и самостоятельность.

В ходе проектной деятельности развились и детско-родительские отношения. Проектно-исследовательская деятельность предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Дети стали дома проводить эксперименты, опыты с родителями, стали выдвигать различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях.

Считаю необходимым продолжить внедрение проектно - исследовательской деятельности в воспитательно - образовательный процесс с привлечением родителей, как непосредственных участников проектной деятельности. Планирую пополнить центр экспериментирования сериями картин с изображением природных сообществ; книгами познавательного характера, атласами; тематическими альбомами; коллекциями. Разработать картотеки опытов.

Помогайте детям открывать, изучать, получать возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать. Ведь «Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам», - Ральф Уолдо Эмерсон.

© 2010-2022