Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

     Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Ее можно представить как: - способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника; - способ взаимодействия с окружающей средой; - поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели. Природа творческого поиска едина как для взрослого, так ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Цель: становление у дошкольников научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к действительности.

Задачи: воспитывать потребность изучать окружающий мир через проектно - исследовательскую деятельность;

развивать творческую активность познавательных процессов;

учить решать исследовательские задачи, применяя новые инновационные методы и средства.

Проектная деятельность - это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Ее можно представить как:

- способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника;

- способ взаимодействия с окружающей средой;

- поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

Природа творческого поиска едина как для взрослого, так и для ребенка. Поэтому проектно-исследовательская деятельность детей организуется по той же схеме, что и взрослого человека и включает следующие элементы:

- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

- выработка гипотез;

- поиск и предложение возможных вариантов решения;

- сбор материала;

- обобщение полученных данных;

- подготовка и представление проекта (сообщение, доклад, создание макета и т.п.)

В деятельности ДОУ используем следующие типы проектов:

1) исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде альбомов, буклетов, коллажей;

2) ролево-игровые (театрализованные постановки с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3) информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, выставки т.д.);

4) творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.п.).

Они классифицируются:

а) по составу участников;

б) по целевой установке;

в) по тематике;

г) по срокам реализации.

Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Проектно-исследовательская деятельность органично вписывается в систему работы нашего детского сада. Она активно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое.

Начало работы над проектом определяет возникшая в процессе деятельности проблема. Самостоятельно, либо прибегнув к помощи педагога, дети определяют цель проекта, прогнозируют результат. Объединение в группу может возникнуть по разным причинам. Это и общие интересы, и помощь товарищам и другие. На следующем этапе, объединившись в группу, дети решают к кому обратиться за помощью, где можно найти интересующую информацию, вступая в коммуникативные отношения. Педагог принимает равноправное участие, ненавязчиво направляет действия детей, предлагает оптимальные варианты сбора информации. Это может быть совет обратиться за помощью к родителям, рассмотреть иллюстрации, книги и т.д. Происходит обогащение опыта детей. На следующем этапе совместно с педагогом обобщается собранная информация. Все ответы детей фиксируются либо в тетрадь, либо в альбом педагогом или воспитанниками. Сосредотачивается внимание на том, что все сообща получили максимальную информацию об объекте. Далее идет этап планирования. Выбираются средства, способы действия, распределяются роли. Последний этап - завершение реализации проекта, где подводится итог работы, соотносится готовый результат с планируемым.

Ролево - игровой проект для взрослых и детей туристической пешеходной прогулки "В село пожаловала осень!" был реализован в рамках образовательного проекта "Здоровье маленького сельчанина". Его цели: формирование хорошего состояния здоровья и воспитание гражданина своего села.

Задачи проекта:

  • повышение выносливости, сопротивляемости неблагоприятным воздействиям;

  • совершенствование основных видов движения;

  • развитие творческой активности, познавательных процессов;

  • воспитание потребности узнавать о природных ценностях родного села.

"Детская" задача проекта: сбор фактов, подтверждающих наступление осени.

Презентацией работы по проекту стали: альбом иллюстраций "Краски осени", конкурс чтецов среди детей подготовительных групп "Здравствуй осень, подруга моя дорогая", выставка рисунков детей "Район осенний", сборник рассказов детей об осени, эскизы детей для оформления музыкального зала, совместное с родителями развлечение "Кафе "Осенние мотивы".



© 2010-2022