Урок по географии. Тема: Как нагревается атмосферный воздух

Конспект урока по географии для 6 класса по теме: "Как нагревается атмосферный воздух" с применением ЭОР. К конспекту публикуется и презентация..
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Как нагревается атмосферный воздух

Цель: Изучить причинно-следственные отношения между характером подстилающей поверхности температурой воздуха над ней.

I. Образовательные задачи:

  • Сформировать знания о причинно-следственных отношениях между характером подстилающей поверхности, температурной воздуха над ней.

  • Продолжить формирование обще учебных умений и навыков.

II. Развивающие задачи:

  • Развивать память, логическое мышление, наблюдательность, умения сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала.

  • Приучать учащихся коллективно добывать знания.

  • Развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения.

III. Воспитательные задачи:

  • Повышать активность учащихся раскрывать их возможности.

  • Воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.

Оборудование:

ПК, атласы для 6 класса; проектор, карточки с географическими задачами для индивидуальной работы

План изучения нового материала (запись на доске):

  1. Солнечные лучи в атмосфере

  2. Подстилающая поверхность

  3. Нагревание атмосферного воздуха

  4. Практическая работа: анализ суточного хода температуры, вычисление суточной амплитуды колебания температуры воздуха.

Ход урока:

1. Организационная часть урока: Взаимное приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Проверка наглядного материала, оборудования.

2. Актуализация знаний учащихся

Учащиеся отвечают на вопросы, поставленные учителем и позволяющие ученикам актуализировать знания, полученные на предыдущих уроках:

1.Что такое атмосфера?

2.Из каких газов состоит воздух?

3.Назовите слои атмосферы.

4.С помощью какого прибора измеряют температуру воздуха?

3. Сообщение темы, цели и плана урока.

Ребята отгадайте загадки:

Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад -
Заглянул к нам месяц ...

Март

Из окна в окно золотое веретено

Луч солнца

Самуил Маршак писал:

Рыхлый снег темнеет в марте,
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте на стене.

Сегодня на уроке мы рассмотрим с Вами причины нагревания атмосферного воздуха.

Запишите тему урока в тетрадях: Как нагревается атмосферный воздух. (слайд 2)

Работать на уроке мы будем по плану:

  1. Солнечные лучи в атмосфере

  2. Подстилающая поверхность

  3. Нагревание атмосферного воздуха

  4. Практическая работа: анализ суточного хода температуры, вычисление суточной амплитуды колебания температуры воздуха.



  1. Солнце- главный источник энергии, но только малая часть ее достигает целиком поверхности Земли. Рассмотрим пути солнечных лучей в атмосфере рис 73 на с. ( слайд 3,4,5)

Часть солнечных лучей поглощается, рассеивается в тропосфере и отражается обратно в космическое пространство, часть расходуется на превращение кислорода в озон. В результате только 45 % потока Солнца доходит до Земли и поглощается ею, то есть расходуется на ее нагрев.

Задание: подпишите значения долей (в %) солнечной энергии, поглощенной Землей и отраженной ею в космическое пространство.

( слайд 6)

  1. Подстилающая поверхность - поверхность Земли, которая взаимодействует с атмосферой, обмениваясь с ней теплом и влагой. Запишите определение в тетради. (слайд 7 )

Величина нагрева поверхности зависит от угла падения лучей, так как одно и то же количество тепла приходится на разную площадь поверхности. Рис. 74 на с. 125 учебника.

Проблемная ситуация: почему снег на крышах весной тает быстрее, чем снег на земле? (рис «домик» на доске)

Прочитайте на с. 124 последний абзац.

Запишите в тетради: Чем больше угол падения солнечных лучей, тем быстрее нагревается поверхность.

Величина нагрева поверхности земли также зависит и от способности подстилающей поверхности отражать и поглощать солнечную энергию. Снег, вода отражают лучи солнца больше всего (70-90%), а влажная почва отражает только 5 % солнечных лучей. (слайд 8 )

Задание: Укажите, какую часть солнечной энергии поглощают различные виды подстилающей поверхности. (заполнить таблицу) Сделайте вывод: Какой вид подстилающей поверхности больше всего поглощает солнечную энергию?

  1. Ребята посмотрите фрагмент фильма «Воздух в природе» video.yandex.ru/users/geolcom/view/85 (от 3м 55 сек до 4 мин 11сек)

Дома посмотрите это видео полностью. Ссылка на сайт дана в учебнике после параграфа.

Что Вы узнали из просмотренного фрагмента ?

Правильно, атмосферный воздух нагревается не от солнечных лучей, а от подстилающей поверхности. Прочитайте абзац «Нагревание атмосферного воздуха» на с. 125 учебника. Запишите в тетради: С поднятием на каждые 1000 м (1 км) температура воздуха уменьшается на 6 градусов.

Рассмотрим задачу: У подножия горы высотой в 3000 м температура атмосферного воздуха 25 градусов по Цельсии, какая температура будет на вершине этой горы?

  1. В течение суток температура атмосферного воздуха колеблется. Днем солнечные лучи нагревают подстилающую поверхность, от которой нагревается воздух, а ночью, когда подстилающая поверхность охлаждается, атмосферный воздух тоже охлаждается.

Практическая работа:

Рассмотрим таблицу температуры воздуха в Москве 16 апреля 2013 года. (слайд 9 )

Во сколько часов наблюдается наибольшая температура воздуха в этот день и наименьшая?

Восход солнца в этот день был в 6 часов 24 мин, а температура воздуха начала увеличиваться только в 9 часов 00 мин. ( это доказывает то, что атм. воздух нагревается не от солнечных лучей, а от поверхности земли)

Максимальную температуру воздуха наблюдали в 14 часов 00 мин, хотя солнце в зените было в этот день в 13 часов 30 мин.

(подстилающая поверхность продолжает греть воздух)

Определив разность между наибольшим и наименьшим значениями температуры воздуха ( 16-7=9 ) мы получим величину суточной амплитуды колебания температуры воздуха в 9 градусов.

Запишите в тетрадях определение: (слайд 10)

Суточная амплитуда температуры воздуха это разность между наибольшим и наименьшим значениями температуры воздуха.

5. Подведение итога урока.

  • - Что нового вы узнали на уроке?

  • - Что вам понравилось на уроке? Почему?

  • - Что бы хотелось выполнить еще раз?

6. Оценка (поощрение) при опросе на уроке и выставление отметок за работу.

7. Домашнее задание: & 24 Выполнить работу на с. 126 учебника и записать в р.т. стр. 63. (слайд 11 )



© 2010-2022