• Преподавателю
  • Другое
  • Урок по МДК 03. 03. Теория и методика экологического образования дошкольников на тему Методика проведения занятий по экологическому образованию детей дошкольного возраста

Урок по МДК 03. 03. Теория и методика экологического образования дошкольников на тему Методика проведения занятий по экологическому образованию детей дошкольного возраста

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Кунгурский колледж промышленных технологий управления и дизайна»

Методика проведения занятий по экологическому образованию детей дошкольного возраста

Урок по МДК 03.03. Теория и методика экологического образования дошкольников на тему Методика проведения занятий по экологическому образованию детей дошкольного возраста

Методическая разработка урока

по МДК 03.03. Теория и методика экологического образования дошкольников

Автор: Котельникова Мария Анатольевна

преподаватель теоретических и методических

основ дошкольного образования


2013





Пояснительная записка


В рамках реализации ФГОС третьего поколения по специальности Дошкольное образование студенты осваивают содержание профессиональных модулей, которые посвящены разным видам профессиональной деятельности воспитателя. Данная методическая разработка урока по профессиональному модулю ПМ 03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования», в который входит междисциплинарный курс 03.03. «Теория и методика экологического образования дошкольников» связана с организацией занятий по экологическому образованию дошкольников. Урок-практикум по теме «Методика проведения занятий по экологическому образованию детей дошкольного возраста» посвящен контролю и оценке полученных ранее знаний и умений и отслеживанию процесса формирования общих и профессиональных компетенций, необходимых для качественного осуществления обозначенного вида профессиональной деятельности. В ходе выполнения задания студент должен:

Знать: педагогические и гигиенические требования к организации обучения на занятиях;

Уметь: использовать разнообразные методы, формы и средства организации деятельности детей на занятиях.

А также продемонстрировать высокий, средний или низкий уровень формирования следующих общих и профессиональных компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ПК 3.2.Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.4.Анализировать занятия.

Данные компетенции формируются в процессе выполнения действий заложенных в компетентностно-ориентированное задание.

Данное занятие способствует овладению студентами вида профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС и рабочей программой ПМ 03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»













План урока

Тема: Методика проведения занятий по экологическому образованию детей дошкольного возраста.

Тип урока: урок-практикум.

Используемые технологии: элементы технологии игрового обучения.

Цели урока:

ОБУЧАЮЩАЯ ЦЕЛЬ: совершенствование умений проводить и анализировать фрагменты занятий по экологическому образованию детей дошкольного возраста.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: способствовать развитию устойчивого интереса к проведению занятий; воспитывать умение слушать других, отстаивать свою точку зрения.

РАЗВИВАЮЩАЯ ЦЕЛЬ: развитие словесно-логического мышления, развитие связной монологической речи, развитие восприятия и памяти.

Дидактические средства обучения: карточки с программным содержанием, схема «структура занятия».

Формируемые общие и профессиональные компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ПК 3.2.Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.4.Анализировать занятия.

Время урока: 45 минут




















Технологическая карта урока


Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность студентов

Формы работы, методы

Предполагаемый результат

Время

1.Организационный момент

Создать позитивного настроя на урок;

Мотивировать на работу

Готовность к работе

Фронтальная;

Живое слово преподавателя

Положительный эмоциональный настрой;

Мотивация к работе.

2 мин

2.Объяснение задания

Поставить цели работы;

Озвучить задание

Восприятие задания

Фронтальная;

Словесная инструкция; карточки с программным содержанием

Делятся на подгруппы, начинают выполняют задание

3 мин

3.Работка над написанием конспекта занятия

Подготовка к показу проведения фрагментов занятия

Разработка конспекта занятия

Подгрупповая самостоятельная работа студентов; схема «структура занятия»

Готовность к показу проведения фрагментов занятия

10 мин

4.Проведение фрагментов занятия

Оценка уровня формирования общих и профессиональных компетенций

Показ проведения фрагментов занятия

индивидуальная

Продемонстрирован уровень освоения данного вида профессиональной деятельности

15 мин

5.Письменный анализ проведенных фрагментов занятий, с устным ответом

Взаимооценка и анализ проведенных занятий студентами

Выполняют письменный анализ

Индивидуальная работа, схема анализа.

Проведен анализ, отмечены основные плюсы и минусы, предложены варианты исправления ошибок

10 мин

6.Подведенеи итогов. Рефлексия.

Оценить работу студентов на уроке, самооценка студентов.

Выполнение самооценки.

Фронтальная работа. Живое слово преподавателя.

Адекватное восприятие своей деятельности.

5 мин


Время

45

мин

Конспект урока

1.Организационный момент.

П: - Доброе утро! Сегодня наше с вами занятие отличается от предыдущих тем, у нас сегодня гости. Поэтому я прошу вас не волноваться, а показать все, то чему мы с вами успели научиться.

2.Объяснение задания.

П: - Сегодня у нас практическая работа. Мы с вами будем разрабатывать, и проводить фрагменты занятий, на основе готового программного содержания, которое я вам сейчас выдам. Для начала давайте вспомним структуру занятия в детском саду, наиболее подходящею для экологического образования дошкольников.

Ответы студентов: организационный момент и мотивация, актуализация опорных знаний, формирование новых знаний, закрепление ранее полученных знаний, подведение итогов и рефлексия. Не забывайте о здоровьесберегающих технологиях, физкультминутках. Их можно проводить после актуализации опорных знаний, после формированиях новых знаний, поэтому не забывайте про разработку метода переключения видов деятельности.

П: - С какого возраста проводится рефлексия.

С: - Со средней группы.

П: - Теперь вам необходимо разделиться на 4 группы. Первая группа разрабатывает организационный момент, мотивацию и актуализацию опорных знаний. Вторая группа разрабатывает этап формирования новых знаний, третья группа работает над разработкой части закрепления полученных знаний и итогом. Для четвертой группы задание разработка рефлексии, придумайте три разных варианта.

-Задание понятно? Какие есть вопросы? На разработку конспекта и подготовку проведения у вас есть 10 минут.

- При проведении из вашей группы один выполняет роль воспитателя, а остальные дети, играем детей, отвечаем на вопросы, выполняем задания, предложенные воспитателем.

3.Работа над написанием конспекта.

Помощь, если требуется.

4.Проведение фрагментов занятий.

П: - Итак, заканчиваем выполнять задание. Начнем проведение с первой подгруппы. Остальные фиксируйте основные моменты, поскольку нам с вами еще предстоит выполнить анализ. Если по ходу выступления ваших одногруппников у вас возникают вопросы, задавайте, уточняйте если, что-то вы не совсем поняли.

Приглашаем первую группу. Зачитайте, пожалуйста, для всех программное содержание.

Вторая группа.

Третья группа.

Четвертая группа.

5.Выполнение письменного анализа проведенных занятий с устным ответом.

П: - молодцы, видно, что вы постарались.

А теперь в своих тетрадях по схеме, которую я вам выдам, выполните анализ просмотренных фрагментов занятий. Устно несколько человек расскажут, что у них получилось, а остальные сдадут тетради на проверку. На выполнение этой работы 10 минут.

6.Подвидение итогов.

П: - Сегодня мы совершенствовали умения проведения занятий, которые безусловно вам пригодятся при прохождении практики. Сегодня вы все постарались, предложили много разнообразных вариантов, что радует. Конечно, нужно еще тренироваться, особенно над эмоциональностью подачи материала.

Рефлексия. А теперь я предлагаю вам, оценить себя. По цепочке расскажите как хорошо вы работали, объясните почему. Понравилось вам или нет наше сегодняшнее занятие. Чему вы научились. Над чем еще нужно поработать.



Литература

1.Морозова О.П. Педагогический практикум: Учебные задания, задачи и вопросы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. - М., 2007. - 320с.

2.Николаева С.Н. Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2010,- 144с.

3.Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. завед. / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др. / Под ред. С.А. Смирнова.- 2-е изд., испр. и доп.- М.,2009.- 544с.

4.Планирование работы в детском саду с детьми 3-4 лет: методические рекомендации для воспитателей /Т.И. Гризик, Г.В.Глушкова, Т.Н. Доронова и др.; Научн рук. Е.В.Соловьёва.- М.Просвещение, 2011, -285с.

Интернет ресурсы:

1.ped-kopilka.ru/vospitateljam/zanjatija-s-detmi/starshaja-grupa-dou/konspekt-zanjatija-po-yekologi-v-starshei-grupe.html

2.knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65635a2ac68b4d53b88421206d37_0.html








ПРИЛОЖЕНИЯ

1.Компетентностно-ориентированное задание

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ПК 3.2.Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.4.Анализировать занятия.

СТИМУЛ: Проведению занятий в детском саду отводится огромное количество времени, поскольку именно на занятии решается множество целей и задач обучения детей дошкольного возраста. Проводить занятия необходимо учиться, для качественного осуществления своей профессиональной деятельности.

ЗАДАЧНАЯ ФОРМУЛИРОВКА: На основе полученного программного содержания разработайте ту часть занятия, которая выпала именно вам и проведите с учетом обозначенного возраста.

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ: конспекты лекций в тетрадях; карточки с программным содержанием, схема «Структура занятия».

БЛАНК ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:

Выполните письменный анализ по следующей схеме:

Ф.И._______________________________________________________

Ф.И. (чье занятие анализируется)_______________________________

Соответствие возрасту, почему____________________________________

Реализация программного содержания, через какие методы____________

Целесообразны ли выбранные методы и средства, почему_____________

Рекомендации по усовершенствованию конспекта____________________

Рекомендации по усовершенствованию проведения___________________

ИНСТРУМЕНТ ПРОВЕРКИ: лист оценки

За каждое совпадение ставится 1 балл.

Максимум 12 баллов.

5 - 7 баллов - оценка «3» удовлетворительно;

8 - 10 баллов - оценка «4» хорошо;

11 - 12 баллов - оценка «5» отлично.













2.Структура занятия.

1.Организационный момент, мотивация.

2.Актуализация опорных знаний.

3.Формирование новых знаний.

4.Закрепление полученных знаний.

5.Подведение итогов. Рефлексия.



3.Программное содержание занятия.

Старшая группа.

Цель: актуализация и обобщение знаний детей об условиях необходимых для жизни растений (свет, тепло, вода и т.д.).

Задачи:

- актуализировать знания детей о свойствах лука, устанавливать причинно-следственные связи, влияние внешних факторов на рост и развитие растений;

- учить детей ставить перед собой посильные задачи;

- активизировать и совершенствовать связную речь детей;

- воспитывать желание трудиться и доводить дело до конца, достигать результата;

- учить работать в коллективе, распределять обязанности;

- развивать произвольную память;

- воспитывать чувства эмпатии.


4. Схема анализа


1.Ф.И._______________________________________________________

2.Ф.И. (чье занятие анализируется)_______________________________

3.Соответствие возрасту, почему____________________________________

4.Реализация программного содержания, через какие методы____________

5.Целесообразны ли выбранные методы и средства, почему_____________

6.Рекомендации по усовершенствованию конспекта____________________

7.Рекомендации по усовершенствованию проведения___________________


Компетенции

ОК 2

ОК 6

ОК 9

ПК 3.2

ПК 3.4

Действия

Сумма баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Четко подбирает методы для решения поставленных задач

Оценивает целесообразность выбранного метода


Договаривается с партнерами

Активно участвует в обсуждении в группе

Применяет современные образовательные технологии

Уверено, четко и понятно доносит информацию

Использует игровые приемы

Соблюдает требования времени и учитывает особенности возраста

Эмоционально и артистично говорит

Соотносит цели и задачи с определенными методами

Определяет соответствие возрасту






Предлагает способы коррекции










Ф.И.О. студента




















© 2010-2022