Работа старшей вожатой с одаренными детьми (конспект)

Когда  мы говорим об одаренных детях, то прежде всего представляем  образ этакого «вундеркинда»,  многознайки  и резко опережающего своих сверстников. Но это всего лишь один из типов одаренных детей. Например, существует «антивундеркиндный» тип одаренности, когда у ребенка  замедленное развитие. Так, Эйнштейн позднее, чем другие дети, заговорил, не блистал успехами в гимназии, и даже был изгнан из нее за неуспеваемость. Педагог должен знать типы одаренности: ·           во-первых, правильно оц...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Одаренные дети

Когда мы говорим об одаренных детях, то прежде всего представляем образ этакого «вундеркинда», многознайки и резко опережающего своих сверстников. Но это всего лишь один из типов одаренных детей.

Например, существует «антивундеркиндный» тип одаренности, когда у ребенка замедленное развитие. Так, Эйнштейн позднее, чем другие дети, заговорил, не блистал успехами в гимназии, и даже был изгнан из нее за неуспеваемость.

Педагог должен знать типы одаренности:

  • во-первых, правильно оценить возможности ребенка и помочь ему в решении его проблем, правильно ориентировать его в отношении будущей профессии.

  • во-вторых, проблема заключается еще и в том, что не зная типа одаренности, некоторые виды одаренности можно просто не заметить, принимая своеобразие умственной и творческой деятельности ребенка за его недисциплинированность или даже странности.

Все дело в том, что детям с разным типом одаренности нужен разный подход, у них разные проблемы и отсюда необходима разные система работа с ними у педагогов и психологов.

Общие признаки одаренности.

Прежде чем размышлять на тему, какая именно одаренность есть у ребенка, следует начать с того, чтобы выяснить, а одарен ли в действительности ребенок. Здесь не место для рассуждений на тему, все ли дети одарены от природы или не все. Очевидно во всяком случае, что не у всех детей их природные задатки развиты до уровня одаренности.

Следует иметь в виду, что практически любая одаренность, вплоть до спортивной, не может существовать без заметной, ярко выраженной, часто весьма устойчивой системы интересов. Одаренность не может развиться из ничего, на пустом месте, она всегда развивается на основе определенной, любимой ребенком деятельности. Если вы видите у ребенка яркие, устойчивые интересы к какой-либо деятельности, это всегда знак, что у него может быть выявлен тот или иной тип одаренности.

Диагностика «Карта интересов»

Креативность.

Этот тип одаренности с большим трудом обнаруживается в школьной практике, так как стандартные школьные программы не дают возможности этим детям выразить себя. Главная особенность этого типа одаренности в нестандартности мышления.

Есть ученики, проявляющие незаурядные творческие возможности буквально в любой деятельности, за которую они берутся, но бывают ученики, у которых такое нестандартное видение проявляется достаточно ярко лишь в одной сфере.

Сами учителя обычно недолюбливают этих учеников, так как при работе с такими учениками возникают большие проблемы. У них повышенная самооценка, независимость в суждениях, полное пренебрежение условностями /в том числе и в быту/ и авторитетами.

Они просто не хотят жить коллективно, идти «в ногу» со всеми остальными.

У этих учеников легко можно увидеть их недостатки, их трудности, а вот увидеть в школьной деятельности их особые творческие способности очень трудно, а порой и невозможно без специальной работы в этом направлении. Очень часто ученики с этим типом одаренности не особенно хорошо учатся - к этому много причин - и пониженная мотивация к усвоению /придумать им бывает легче, чем усвоить готовое/, и собственный, иногда очень причудливый познавательный мир, в котором не всегда есть место школьным урокам.

Для того, чтобы увидеть подлинные творческие способности этих учеников, им нужно предлагать особую деятельность, допускающую и активно предполагающую проявление их самобытности, необычного видения мира - будь то нестандартные темы проектов и сочинений, особые творческие задания или поручения.

5. Лидерская, или социальная одаренность.

Синонимом к этим словам будет являться понятие «организаторские способности». Эта одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими.

Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей, предполагает

  • достаточно высокий уровень интеллекта,

  • хорошо развитая интуиция,

  • понимание чувств и потребностей других людей,

  • способность к сопереживанию,

  • яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям.

Существует много вариантов лидерской одаренности.

Есть эмоциональные лидеры, своего рода «жилетка» для каждого, с ними советуются, их любят, их мнение является во многих случаях решающим.

Есть лидеры действия - они умеют принимать решения, которые важны для многих людей, определяют цели и направление движения, прямо ведут за собой.

Лидеры могут подразделяться ещё и по следующим критериям:

1. По содержанию деятельности:

а) лидер-вдохновитель, предлагающий программу поведения;

б) лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы;

в) лидер, являющийся одновременно как вдохновителем, так и исполнителем.

2. По стилю руководства:

а) авторитарный,

б) демократический,

в) совмещающий в себе элементы того и другого стиля.

3. По характеру деятельности:

а) универсальный, т. е. постоянно проявляющий свои качества лидера,

б) ситуативный, т. е. проявляющий качества лидера лишь в определённых, специфических ситуациях.

Различают «формальное» и «неформальное» лидерство. «Формальное» лидерство связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональное отношение. «Неформальное» лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников.

К сожалению, у многих школьников с выраженными лидерскими способностями интерес к школьному обучению недостаточен и обладая сильным характером и независимостью, откровенно ничего не делают в школе.

Невозможность завоевать статус лидера в школе ведет их на улицу, где они становятся лидерами антисоциальных группировок.

Такие ученики часто рассматриваются учителями только как заурядные хулиганы, что вызывает с их стороны соответствующее негативное отношение. Все это еще больше усиливает проблемы и этих учеников, и в не меньшей степени их учителей.

Поэтому нужно привлечь этих детей к воспитательной работе, чтобы отвлечь их от улицы.


© 2010-2022