- Преподавателю
- Другое
- Статья «Читательская компетентность учащихся»
Статья «Читательская компетентность учащихся»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ляшок С.В. |
Дата | 07.12.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» ХМАО-Югры Тюменской области
Статья «Читательская компетентность учащихся»
подготовила:
заведующий библиотекой
Ляшок Светлана Васильевна
г. Югорск
2014
Ежегодно отмечается спад чтения в среднем звене учащихся школы.
Учебный год
2 класс
2009-2010уч/год
3 класс
2010-2011уч/год
4 класс
2011-2012уч/год
5класс
декабрь2013г.
5 а класс
20чел
18 чел
12 чел
10 чел
16 чел
5 б класс
19 чел
19 чел
19 чел
7 чел
14 чел
5 в класс
18 чел
18 чел
16 чел
10 чел
15 чел
Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Именно в 5-х классах, при переходе в среднее звено, решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Сохранение традиций чтения в семье - залог успешного приобщения к чтению детей. Сегодняшний мир - иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Это и определило главную направленность работы школьной библиотеки. В этом учебном году было обращено внимание на учащихся 5-х классов.
Цель работы заключается в создании условий для развития читательского интереса у школьников. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
-
развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;
-
развитие читательской компетентности учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов;
-
стимулирование творчества детей.
Под читательской компетентностью понимаем необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению.
В качестве критериев интереса рассматриваем:
-
активную познавательную направленность ребенка на тот или иной предмет или явление действительности (в частности, чтение детской литературы); положительное эмоционально-окрашенное отношение к чтению; творческие проявления в привлекательной для ребенка деятельности.
-
Проведено анкетирование по выявлению читательской активности и направленности читательских интересов. Результаты таковы: участвовало 56 человек.
Любишь ли ты читать? Да - 49 чел, не сказать, что люблю читать, но читаю - 6 чел, нет -1
Почему ты любишь читать?Узнаю много нового -27 чел, для учебы -16 чел, интересно - 13.
Что ты предпочитаешь: читать книгу или смотреть ее экранизацию? Книги - 43, экранизацию -2 чел, книгу и экранизацию - 11 чел.
Назови книги, которые ты прочитал(а) за лето? Укажи автора и название.не читал - 28 чел, не помню что читал- 16 чел, Пушкин, сказки и пр-я Носова - 11 чел.
Любят ли в вашей семье читать? Кто самый хороший читатель?Мама-34 чел, папа - 9 чел, я- 6 чел, никто не читает - 8 чел.
Сколько времени уделяешь для чтения художественной литературы? 2-3 часа-8 чел, 1 час- 13 чел, то 20 до 40 мин - 35 чел.
Читаешь ли ты журналы и газеты? Какие? Да- 17 чел из них с перечислением наименований -10 чел, нет - 39 чел.
В результате обобщенного анализа ответов учащихся, можно констатировать, что книга для некоторых современных детей перестала быть источником духовного роста. Чтение детей стало сугубо «деловым», и книга для них, прежде всего, источник информации, который постепенно заменяет компьютер с его неограниченными возможностями. Информационное чтение лишает ребенка возможности самопознания, обедняет его духовный мир.
-
Проведен мониторинг исследований уровня компетентности и готовности ученика к целостному восприятию мира, к успешному продолжению обучения в основной школе и умение оперировать информацией в большом количестве информации:
5а кл - 17 человек
Низкий
Удовлетворительный
Хороший
Высокий
-
7 41%
10 59%
-
5б кл - 19 человек
Низкий
Удовлетворительный
Хороший
Высокий
-
4 21%
12 63%
3 16%
5 в кл - 18 человек
Низкий
Удовлетворительный
Хороший
Высокий
-
8 44%
10 56%
-
-
Также в помощь составлен рекомендательный список литературы для чтения в 5 классе. Это книги по школьным предметам, после прочтения книг, знания детей будут использоваться в библиотечных, учебных и школьных мероприятиях.
-
Для родителей создан буклет с рекомендациями « Как привить интерес к чтению» и как использовать эмоционально-оценочную лексику при анализе художественных произведений после прочтения ребенком книги.
-
К дню памяти А.С. Пушкина, 10 февраля проведена викторина
-
«Путешествие по сказкам А.С. Пушкина» и оформлена книжная выставка и выставка по рисункам детей к произведениям. Подведены итоги и победителям вручены грамоты.
-
К 75- летию со дня рождения В.Г. Распутина создавалась с помощью учащихся, учителей литературы выставка его произведений и оформленных учащимися газет о творчестве писателя.
-
И в завершение учебного года к Общероссийскому дню библиотек, учащиеся старательно готовятся: пишут сочинения на уроках литературы, риторики на тему: « Моя любимая книга», « Чтение - вот лучшее учение», пишут отзыв на прочитанную книгу, создают газету « Роль чтения в жизни человека», « Книги читать - скуки не знать», « Книга - источник знаний». И в результате оформлена тематическая выставка плакатов и газет, оформлен альбом отзывов и сочинений. Ежедневно проводится индивидуальная беседа, как библиотекаря, так и учителя литературы « Книга - это друг, советчик», которая позволяет формировать взгляд на книгу как на нравственный ориентир, на развитие культуры чтения.
-
Составлен и рекомендован список литературы для летнего чтения.
Все эти мероприятия проводимые библиотекарем и учителями литературы дали положительный результат: повысилась активность посещения библиотеки, подбору литературы в основном способствовал рекомендательный список, отмечается большая активность работы в читальном зале: работа со справочной литературой и научно-познавательной.
Выводы:
1) Работа по развитию читательского интереса учеников 5 классов должна вестись систематически (на уроках чтения, во внеклассной работе, в работе с родителями);
2) Учитель и библиотекарь работают со списком рекомендованной литературы в каждой возрастной категории учащихся;
3) Работа с родителями по пополнению семейных библиотек, осознанного подбора книг для детского чтения;
4) Пополнение фондов школьных библиотек новинками современной детской литературы, классики литературы согласно возраста.