Статья «Читательская компетентность учащихся»

"Выдержка из материала: "Статья «"Читательская "компетентность "учащихся» "Результаты "таковы: "участвовало "56 "человек."Любишь "ли "ты "читать? "Да - "49 "чел, "не "сказать, "что "люблю "читать, "но "читаю - "6 "чел, "нет -"1Почему "ты "любишь "читать? "Узнаю "много "нового -"27 "чел, "для "учебы -"16 "чел, "интересно – "13. "Что "ты "предпочитаешь: "читать "книгу "или "смотреть "ее "экранизацию? "Книги – "43, "экранизацию -"2 "чел, "книгу "и "экранизацию – "11 "чел ."Назови "книги, "которые "...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» ХМАО-Югры Тюменской области





Статья «Читательская компетентность учащихся»

подготовила:

заведующий библиотекой

Ляшок Светлана Васильевна

г. Югорск

2014




Ежегодно отмечается спад чтения в среднем звене учащихся школы.

Учебный год

2 класс

2009-2010уч/год

3 класс

2010-2011уч/год

4 класс

2011-2012уч/год

5класс

декабрь2013г.

5 а класс

20чел

18 чел

12 чел

10 чел

16 чел

5 б класс

19 чел

19 чел

19 чел

7 чел

14 чел

5 в класс

18 чел

18 чел

16 чел

10 чел

15 чел

Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Именно в 5-х классах, при переходе в среднее звено, решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Сохранение традиций чтения в семье - залог успешного приобщения к чтению детей. Сегодняшний мир - иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Это и определило главную направленность работы школьной библиотеки. В этом учебном году было обращено внимание на учащихся 5-х классов.

Цель работы заключается в создании условий для развития читательского интереса у школьников. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

  • развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;

  • развитие читательской компетентности учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов;

  • стимулирование творчества детей.

Под читательской компетентностью понимаем необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению.

В качестве критериев интереса рассматриваем:

  • активную познавательную направленность ребенка на тот или иной предмет или явление действительности (в частности, чтение детской литературы); положительное эмоционально-окрашенное отношение к чтению; творческие проявления в привлекательной для ребенка деятельности.

  1. Проведено анкетирование по выявлению читательской активности и направленности читательских интересов. Результаты таковы: участвовало 56 человек.

Любишь ли ты читать? Да - 49 чел, не сказать, что люблю читать, но читаю - 6 чел, нет -1

Почему ты любишь читать?Узнаю много нового -27 чел, для учебы -16 чел, интересно - 13.

Что ты предпочитаешь: читать книгу или смотреть ее экранизацию? Книги - 43, экранизацию -2 чел, книгу и экранизацию - 11 чел.

Назови книги, которые ты прочитал(а) за лето? Укажи автора и название.не читал - 28 чел, не помню что читал- 16 чел, Пушкин, сказки и пр-я Носова - 11 чел.

Любят ли в вашей семье читать? Кто самый хороший читатель?Мама-34 чел, папа - 9 чел, я- 6 чел, никто не читает - 8 чел.

Сколько времени уделяешь для чтения художественной литературы? 2-3 часа-8 чел, 1 час- 13 чел, то 20 до 40 мин - 35 чел.

Читаешь ли ты журналы и газеты? Какие? Да- 17 чел из них с перечислением наименований -10 чел, нет - 39 чел.

В результате обобщенного анализа ответов учащихся, можно констатировать, что книга для некоторых современных детей перестала быть источником духовного роста. Чтение детей стало сугубо «деловым», и книга для них, прежде всего, источник информации, который постепенно заменяет компьютер с его неограниченными возможностями. Информационное чтение лишает ребенка возможности самопознания, обедняет его духовный мир.

  1. Проведен мониторинг исследований уровня компетентности и готовности ученика к целостному восприятию мира, к успешному продолжению обучения в основной школе и умение оперировать информацией в большом количестве информации:

5а кл - 17 человек

Низкий

Удовлетворительный

Хороший

Высокий

-

7 41%

10 59%

-

5б кл - 19 человек

Низкий

Удовлетворительный

Хороший

Высокий

-

4 21%

12 63%

3 16%

5 в кл - 18 человек

Низкий

Удовлетворительный

Хороший

Высокий

-

8 44%

10 56%

-


  1. Также в помощь составлен рекомендательный список литературы для чтения в 5 классе. Это книги по школьным предметам, после прочтения книг, знания детей будут использоваться в библиотечных, учебных и школьных мероприятиях.

  2. Для родителей создан буклет с рекомендациями « Как привить интерес к чтению» и как использовать эмоционально-оценочную лексику при анализе художественных произведений после прочтения ребенком книги.

  3. К дню памяти А.С. Пушкина, 10 февраля проведена викторина

  4. «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина» и оформлена книжная выставка и выставка по рисункам детей к произведениям. Подведены итоги и победителям вручены грамоты.

  5. К 75- летию со дня рождения В.Г. Распутина создавалась с помощью учащихся, учителей литературы выставка его произведений и оформленных учащимися газет о творчестве писателя.

  6. И в завершение учебного года к Общероссийскому дню библиотек, учащиеся старательно готовятся: пишут сочинения на уроках литературы, риторики на тему: « Моя любимая книга», « Чтение - вот лучшее учение», пишут отзыв на прочитанную книгу, создают газету « Роль чтения в жизни человека», « Книги читать - скуки не знать», « Книга - источник знаний». И в результате оформлена тематическая выставка плакатов и газет, оформлен альбом отзывов и сочинений. Ежедневно проводится индивидуальная беседа, как библиотекаря, так и учителя литературы « Книга - это друг, советчик», которая позволяет формировать взгляд на книгу как на нравственный ориентир, на развитие культуры чтения.

  7. Составлен и рекомендован список литературы для летнего чтения.

Все эти мероприятия проводимые библиотекарем и учителями литературы дали положительный результат: повысилась активность посещения библиотеки, подбору литературы в основном способствовал рекомендательный список, отмечается большая активность работы в читальном зале: работа со справочной литературой и научно-познавательной.

Выводы:

1) Работа по развитию читательского интереса учеников 5 классов должна вестись систематически (на уроках чтения, во внеклассной работе, в работе с родителями);

2) Учитель и библиотекарь работают со списком рекомендованной литературы в каждой возрастной категории учащихся;

3) Работа с родителями по пополнению семейных библиотек, осознанного подбора книг для детского чтения;

4) Пополнение фондов школьных библиотек новинками современной детской литературы, классики литературы согласно возраста.

© 2010-2022