Конспект урока на тему

Тема урока    "Важна ли служба у предлога" настраивает учащихся на урок- исследование,  цель которого    раскрыть функцию предлога в речи, предупредить некоторые речевые ошибки. Задачи, которые ребята ставят перед собой на уроке:              1.Научиться умению находить предлог в тексте, правильно употреблять в речи и на письме.              2.Развить  речевую компетенцию  через инсценирование диалогов, лигвистических  рассказов.              3.Воспитать в одноклассниках и в себе желание говорит...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 98. Дата: 08.02.2012.

Тема: Важна ли служба у предлога.

Цель: Раскрыть функцию предлога в речи, предупредить некоторые речевые ошибки.

Задачи:

1.Научить умению находить предлог в тексте, правильно употреблять в речи и на письме.

2.Развить речевую компетенцию учащихся через инсценирование диалогов, лигвистических рассказов.

3.Воспитать желание говорить и писать грамотно через дидактические игры, упражнения, головоломки.

Оборудование:

1.Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов.- с.132-134.

2. Карточки с грамматическими заданиями.

3. Дидактический материал с дополнительной информацией.

4.Мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

Примечание.

1.Урок изучения нового материала.

2.Урок имеет речевую направленность.

3.Урок состоит из двух частей:

1). Цель 1 части урока - выяснить в чем служба у предлога.

2). Цель 2 части урока - показать, что правильное употребление предлога делает речь грамотной.

4.Учтены особенности как сильных учащихся, так и слабых учеников.

5.Выполняя задания, ученики самостоятельно делают выводы на каждом этапе урока.

6.Необходима предварительная подготовка при инсценировании лингвистического рассказа и диалога.

7.Устные и письменные задания даны в равном объеме.


Схема урока.

Этап урока

Деятельность учащихся.

Деятельность учителя.

I.Оргмомент

II.Изучение новой темы

1).Роль предлогов в речи.

а) Направляющие вопросы по теме урока

Думают, отвечают. Определяют тему урока.

Задает вопросы, помогает учащимся определить цель, задачи урока.

б) Работа с текстом

(задание №1)

Читают текст, вставляют пропущенные предлоги, называют их.

Консультирует учащихся при выполнении задания.

в) Дополнительная информация №1

Самостоятельно знакомятся с учебным материалом, делают выводы о частоте употребления предлогов.

Акцентрирует внимание на частотность употребления предлогов в речи.

г) Инсценируется лингвистический рассказ.

Смотрят, слушают, отвечают на вопросы, делают выводы о роли предлогов в речи.

Поводит к выводам о роли предлогов в речи.

д) Проведение эксперимента.

Выполнят задание, читают определение предлога по учебнику, делают выводы о роли предлога в речи,

Консультирует его выполнение, задает вопросы.

Физминутка.

2).Употребление предлогов в речи.

а) Инсценируется диалог.

Слушают, определяют цель второй части урока.

Помогает определить цель второй части урока.

б) Дополнительная информация №2.

Знакомятся с материалом, формулируют правило.

Помогает сформулировать правило.

III.Закрепление.

1).Игра «Ромашка» (задание №3).

2).Составить словосочетания (задание №4)

3).Исправить ошибки. (зад.№5,6).

4).Употребление предлога ПО.

Выполняют задания по группам, самостоятельно, у доски и в тетради, подводят итоги после каждого задания.

Консультирует учащихся при выполнении задания.

IV. Итоги урока. Рефлексия.

1).Дополнительная информация №3.

2).Вопросы.

3).Проверочная работа.

Читают, задают вопросы.

Отвечают, делают выводы.

Расставляют пропущенные предлоги, читают стихотворение.

Объясняет, рекомендует книгу. К.И.Чуковского»Живой как жизнь».

Проверяет задание, оценивает работу учащихся.

5.Домашнее задание.

Записывают, задают вопросы.

Объясняет, рекомендует литературу по теме урока.






Ход урока.

I.Оргмомент.

II.Изучение новой темы.

Задание №1. Прочитать текст выразительно, чего в нем не хватает? Как называются эти слова?

Я стоял на вершине пологого холма, передо мной то золотым, то посеребренным морем раскинулась и пестрела спелая рожь. Но не бегало зыби по этому морю; не струился душистый воздух: назревала гроза великая. Около меня солнце светило горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, темно-синяя туча лежала грозной громадой на целой половине небосклона.

И.С.Тургенев.

  • В тексте отсутствуют предлоги: на, предо, по, около, за.

- Самостоятельная часть речи или служебная?

- Важна ли служба у предлога?

- Что знаете о предлогах?

Дополнительная информация №1.

  • Цель - узнать какое место занимает предлог в речи по частоте своего употребления, определить цель урока.

Предлогов не так много: около 200 слов. Однако свой незначительный состав предлог восполняет частой употребления, по которой он занимает 4-е место ( после имени существительного, глагола и местоимения); 36 предлогов входят в общий частотный список,9 из них (в, на, с, к, по, за, у, из ,о ) включаются в 30 самых частотных слов причем два из них возглавляют весь частотный список (в- на 1-м месте, на-на 4-м ).

Предлог - служебная часть речи. Но в чем же состоит роль предлогов, если учесть их высокую частотность? ( По В. Ивановой. РЯШ 1994 №5с.125).

- Что узнали о предлогах?

- Как вы определите цель урока?

- В чем же состоит роль предлогов, если учесть их высокую частотность?

2.Инсценируется лингвистический рассказ.

  • Цель - показать взаимосвязь самостоятельных и служебных частей речи.

«… Хотел бы я посмотреть, что бы вы делали без меня ?» - с надменным видом заявил Предлог.- « Подумаешь, - нашли бы что делать»- вскричало Существительное. - « А вот ты без нас и дня не проживешь», - сказало Числительное. «Посмотрим», - возразил Предлог. - «Посмотрим», - ядовито прошипело Местоимение.

Но вот предлог исчез из всех словосочетаний, из всех предложений , что тут началось!

Все смешалось в кучу, перепутались все падежи, получилась такая неразбериха, что существительное, числительное и местоимение невольно призадумались…

« Я думаю, что нам нужно пойти к Предлогу и помирится», - промолвило Числительное. Оно встало и медленно пошло, вслед за ним уныло поплелось существительное и местоимение. Вдруг они увидели, что кто - то идет им навстречу.

Каково же было их удивление, когда они увидели Предлог, который шел прямо к ним.-

« Мы виноваты перед тобой », - сказало местоимение. - « Я тоже виноват», - ответил Предлог, я хвастался, что проживу без вас, но ведь у меня нет значения, и один я совсем ничего не значу».

- Почему знаменательные части речи (имя существительное, местоимение, числительное) не могут без предлога? И предлог почему не мог остаться один?

  • Предлог связывает слова в тексте между собой.

3. Проведение эксперимента.

  • Цель - показать на примере роль предлога в предложении (выражает зависимость одних слов от других)

Я стоял вершина пологий холм.

-Что нужно сделать, чтобы получилось предложение?

-Что происходит с предложением, если из него убрать предлог?

4. Чтение формулировки предлога по учебнику.

Предлог - это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от

других слов в словосочетании и предложении.

Задание №2. Списать из первого текста словосочетания, в которых подчинение зависимого слова (существительного или местоимения) главному оформлено с помощью предлога и окончания.

(Стоял на вершине, передо мной раскинулась, не бегало по морю, светило около меня, лежало за рожью, лежало на половине.)

-Итак, в чем служба у предлога?

  • Выражать зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.

5.Физминутка.

  • Задача 2-й части урока - показать, что правильное употребление предлога делает речь грамотной.

Инсценируется диалог:

Один немецкий драматург, собиравшийся в Москву, решил всерьез русским языком овладеть. Читает по самоучителю: « Я приехал в Украину». Поправлю его: « По- русски надо сказать - на Украину».- «Понял : не «в», а «на». Я поехал на Крым».- «Не на Крым,

а в Крым»-«Ага, понял. Я поехал в Кавказ». - « В Кавказ не говорят. Правильно на Кавказ». -«Ясно. Я поехал на Сибирь.»- « На Сибирь нельзя. В Сибирь.» Рассвирипел он:

«Доннер-веттер, когда- на, когда-в, какие же здесь правила?» « А нет правил. Просто- на

Кавказ и в Сибирь, на Украину и в Крым.» Без всяких правил!» Нет ,брат, ни одному иностранцу никогда не выучится настоящему русскому языку! Это все запоминается с детства.

Дополнительная информация №2.

О предлогах в и на, с и из.

Каково направление (куда ?), таково и возвращение (откуда ?).

В- из, на- с.

Полез в воду - вылез из воды.

Пошел в театр - пришел из театра.

Впрыгнул на забор - спрыгнул с забора.

Пошел на соревнование - пришел с соревнования.

III. Закрепление изученного.

Задание №3.Игра « Ромашка»

В центре доски записан один из глаголов ( жить , быть, работать, находиться, учиться, ехать) и под ним предлоги В и НА. Составьте как можно больше словосочетаний по схеме «глагол + существительное» с предлогом В или НА.

Задание №4. Составьте словосочетания, используя антонимичные предлоги НА- С; ИЗ- В.

Ездить (Сибирь, Урал, Кавказ, Вологда, Минск) - вернуться (Сибирь, Урал, Кавказ, Вологда, Минск).

Задание №5. В данных ниже предложениях допущена ошибка при выборе предлога. Найти эту ошибку и записать предложения в правильном виде.

1.Честь рабочего (не) позволила ему уйти из завода.

2.Школьники вернулись с Москвы оживленные, полные новых впечатлений.

3.Письма с Крыма приходили регулярно.

Задание №6. Исправьте ошибки в употреблении предлогов.

1.Меня просили объяснить о роли режима дня.

2.В своем сообщении я подчеркиваю о важности грамотного письма.

3.Мы видим о том, что происходит в классе.

4.Я забыл оплатить во время за квартиру.

5.Описывая о путешествии ,он забыл сказать о времени года.

6.Он неправильно указал о большинстве орфограмм.

Задание №7.Прочитайте выражения без предлога- с предлогом.

Какие выражения характерны для газет и деловых бумаг?

Уместно ли здесь употреблять предлог ПО ?

Ателье ремонта ателье по ремонту.

Слесарь-ремонтник слесарь по ремонту.

Автомат для продажи автомат по продаже.

Футбольная встреча встреча по футболу.

Вывод : предлог ПО употребляется в разговорной речи.

Дополнительная информация №3.

Употребление некоторых предлогов со временем меняется, например, К.Чуковский

В книге «Живой как жизнь» пишет о том, что А.П.Чехов еще не знал формы «говорить по телефону», ему известна форма «говорить в телефон».

IV. Итоги урока:

1.Как вы поняли тему урока?

2.К каким выводам пришли?

3.Чему научились?

И в заключении проверим, как вы усвоили тему урока.

Задание №8. Вставьте нужный предлог, прочтите стихотворение.

Шел восьмой час,

Когда ученик:

Вышел дому,

Сошел крыльца,

Пошел дорожке,

Зашел двор,

Подошел воротам,

Отошел газетному киоску,

Дошел киоска,

Вошел трамвай.

V. Домашнее задание:

1.Придумать лингвистическую сказку по теме «Предлог».

На выбор учащихся 2.Составить диалог по теме «Употребление предлогов».

Список литературы.

1.С.Н.Пименова «Ориентировочное планирование по русскому языку для 7 класса.

Русский язык в школе 1994г. №5 с.125-126.

2.Чуковский К.И. Живой как жизнь ( О русском языке).Изд.2-е, переработанное .

М, «Молодая гвардия ; 1963г.232 с.

3.Волина В.В. Веселая грамматика.- М.Знание, 1995.-336 с.-с 261-266.

4.Речевая направленность в преподавании русского языка в средней школе. Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы.- Тюмень.,1992. с. 21-25.

5.Русский язык:Учеб. для 7 кл. общеобраз. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.- 27 изд.- М. Просвещение, 2005.-с. 132-134.











Конспект урока на тему

© 2010-2022