- Преподавателю
- Другое
- ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММ ФГОС
ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММ ФГОС
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Братухина О.А. |
Дата | 17.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Братухина Ольга Афанасьевна, преподаватель
финансов, НОУ СПО «Тюменский коммерческо-
финансовый колледж облпотребсоюза»,
г. Тюмень, Тюменская область
ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММ ФГОС
Оценка результатов профессионального обучения - одна из тем, которые сегодня в связи с внедрением ФГОС порождает множество вопросов. Компетентностная ориентация новых стандартов определяет переориентацию оценочных процедур качества подготовки обучающихся.
Структурным элементом образовательных стандартов третьего поколения, основанных на компетенциях, становится образовательная область, представленная в виде профессиональных модулей и специальных дисциплин, предназначенных для освоения конкретных видов профессиональной деятельности. В свою очередь элементами оценки сформированности результатов становятся профессиональные и общие компетенции, совокупность которых в профессиональной деятельности рассматривается как интегральный показатель обучения.
Объектом практических исследований является профессиональный модуль ПМ 03 «Организация расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами» и дисциплина ОП.07 «Налоги и налогообложение» для базовой и углубленной подготовки специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет». Анализируя оценку сформированности результатов освоения программы ФГОС для студентов в вопросах налогообложения, выявлены различия в формировании компетенций:
Рисунок . Общие компетенции Рисунок . Профессиональные компетенции
Если общие компетенции одинаково обязательны как для ПМ.03, так и для ОК.07, то профессиональные компетенции увеличиваются при изучении дисциплины ОП.07 «Налоги и налогообложение» для углубленной подготовки специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет». На практике такая ситуация рассматривается как более подробное освоение вопросов налогообложения при изучении дисциплины, нежели модуля.
Оценка компетенций предполагает новый инструментарий через измерения знаний и умений студентов СПО, который, прежде всего заключается в содержательной новизне измерительных материалов, разработанных в рамках ФГОС. Новая уровневая модель педагогических измерительных материалов (КОС и ПИМ) представляет собой взаимосвязанные блоки:
Таблица 1
КИМ
КОС
Объект оценивания
Знания, умения, навыки
Компетенции
Достижения обучающихся
Измеряются
Оцениваются
Форма оценки
Пятибалльная система
Освоено - не освоено
Вид контроля обучения
Текущий, рубежный, итоговый
Экзамен
В целом по профессиональному модулю или учебной дисциплине формируются контрольно- оценочные средства (КОС), в которых отражается требуемый уровень освоения общих и профессиональных компетенций, необходимых для будущего специалиста-профессионала, получающего среднее профессиональное образование.
В модуле оцениваются результаты конкретных компетенций профессионализма на основе приобретенных знаний и умений, разрабатываются контрольно-оценочные средства (КОС).
Для дисциплин составляются контрольно-измерительные материалы (КИМ), в которых дается подробная характеристика уровней получаемых знаний и умений.
Для эффективного контроля формируются задания КИМов в нескольких блоках:
- Задания первого блока проверяют степень овладения студентом материала дисциплины на уровне «знать», в них должен быть очевиден способ решения, усвоенный студентом при изучении дисциплины.
- Задания второго блока оценивают степень владения студентом материалом дисциплины на уровне «знать» и «уметь». Здесь должны быть представлены задания, в которых нет явного указания на способ выполнения, а студент для их решения самостоятельно выбирает один из изученных способов. Задания данного блока должны позволить оценить не только знания по дисциплине, но и умение пользоваться ими при решении стандартных (типовых) задач.
- Третий блок содержит практикоориентированные задания, которые могут быть представлены на основе ситуаций, взятых из учебной и внеучебной деятельности студентов, и позволяют формировать у студентов нетрадиционный способ мышления, характерный и необходимый для современного делового человека.
В настоящее время меняется отношение к результатам обучения и, соответственно, к формам и методам их оценки. Если прежде оценка результатов обучения сводилась только к оценке уровня знаний, умений и навыков, то в соответствии с новыми образовательными стандартами ФГОС оценка результатов освоения вида профессиональной деятельности (ВПД) носит комплексный, интегративный характер: оценивается сформированность как профессиональных, так и общих компетенций.
Общие компетенции носят надпрофессиональный характер и выражаются через такие качества личности, как самостоятельность, умение принимать ответственные решения, постоянно учиться и обновлять знания, гибко и системно мыслить, осуществлять коммуникативные действия, вести диалог, получать и передавать информацию различными способами, используя приобретаемые в процессе обучения знания и умения.
Оценка сформированности профессиональных качеств представляет собой комплекс компонентов, включающий не только знаниевые (когнитивные), но и
деятельностные (поведенческие) и отношенческие (аффективные) компоненты. Оценивать результат образования в целом посредством традиционных контрольно-измерительных материалов (разновидностей закрытых тестовых заданий), ориентированных на воспроизведение знаний, умений становится не эффективно. Задания оценки профессиональных компетенций должны быть составлены так, что бы контролировать результат поэтапно в соответствии с логикой выполняемых профессиональных задач и в соответствии с разработанными критериями оценки, отражаемыми в оценочных листах.
Так как оценка компетенций носит комплексный, интегративный характер, то в стандартах 3 поколения (ФГОС) используется методика определения показателей оценки, позволяющая подразделить их по различным формам контроля: текущего, промежуточного и итогового.
Формой оценки сформированности профессиональных и общих компетенций является экзамен, который определяет методы контроля, отвечающие задачам комплексной оценки: это экспертное наблюдение, экспертная оценка, собеседование (интервьюирование). Такую оценку следует производить поэтапно.
Очень важное значение имеет первый этап - сопровождающее оценивание, обеспечивающее поэтапное формирование профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций в процессе теоретического обучения, учебной и производственной практики, которое проводится как преподавателем, так и самим обучающимся (самооценка). Для этого разрабатывается фонд оценочных средств текущего контроля освоения знаний, умений, практического опыта, входящих в ПК осваиваемой специальности.
Второй этап - промежуточная оценка сформированности профессиональных и общих компетенций - проходит в виде экзамена или зачета по завершении освоения программы дисциплины или каждого МДК. Этот вид оценки можно проводить в два этапа: тестирование позволяет быстро и точно оценить усвоение всей суммы знаний, второй этап - моделирование профессиональной деятельности - позволяет оценить степень практических умений. Такой вид контроля осуществляется до выхода на производственную практику, а задания носят практикоориентированный характер и показывают степень готовности обучающегося к выполнению заданий непосредственно на рабочем месте.
На третьем этапе осуществляется итоговая оценка сформированности ПК и ОК в ходе квалификационного экзамена (ЭК), который носит комплексный характер, включающий одновременную оценку как профессиональных, так и общих компетенций.
Существует комплекс требований как к процедуре оценки сформированности профессиональных и общих компетенций, так и к самим оценочным средствам:
-
соответствие содержания материалов требованиям к уровню знаний, умений, практическому опыту ПК, входящих в профессиональный модуль;
-
четкая формулировка критериев (показателей) оценки;
-
максимальная объективность форм и методов оценки;
-
прозрачность процедуры оценки;
-
участие высококвалифицированных специалистов и работодателей в процедуре оценки;
-
однозначное заключение по результатам оценки (освоен/не освоен).
Провести квалификационный экзамен без использования взаимовыгодного партнерства СПО и предприятий невозможно. Работодатель участвует как в разработке программы квалификационного экзамена и оценочных материалов, так и в самой процедуре оценки. Работодателем дается оценка полученным навыкам и умениям, приобретенным студентами в процессе получения среднего специального образования. Такая оценка способствует быстрой адаптации выпускников к условиям реальной профессиональной деятельности.
Для обеспечения гарантии качества среднего профессионального образования функция оценивания учебной деятельности студентов согласно стандартам 3 поколения ФГОС - это поэтапное формирование, развитие и оценивание обучения студентов на разных стадиях.
На практике технология модульно-компетентностного обучения принимается положительно как самими обучающимися, так и работодателями.
Реализация ФГОС на модульно-компетентностной основе требует от педагогического коллектива профессиональных образовательных учреждений больших усилий по разработке комплексного методического обеспечения программ профессиональных модулей, освоению инновационных форм и методов организации образовательного процесса и формированию практикоориентированной образовательной среды.
Список литературы
-
Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 448 с.
-
Модульные технологии: проектир. и разработка образоват. программ: Уч. пос. / О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева, Ю.В. Коновалова, Е.В. Сартакова. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. - 256 с.
-
Стандарты и мониторинг в образовании, 2013, № 4(91) / Стандарты и мониторинг в образовании, № 4(91), 2013