Исследовательский проект Мастерицы села Безопасного

Мы живем в сложное и интересное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем или переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему прошлому. Каждому народу остается наследство от предыдущих поколений, сделанное их руками, созданное их талантами. Громадно, обширно наследство нашего  народа. Веками копилось оно, вкладывали в него мастера не только свой труд, но и свою душу, свои мечты, надежды, радости и горести. Уходило и терялось, многое время не щад...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

XXI - Ставропольская краевая открытая научная конференция школьников




Секция: Прикладное творчество

Название работы: «Корни, которые нас питают»




Автор работы: Борисова Светлана Валерьевна

Место выполнения работы: с. Безопасное Труновский

район, МОУ СОШ № 3, 10 класс

Научный руководитель: Орлова Ирина Александровна



Ставрополь 2010

Оглавление

Введение……………………………………………3-5

Основная часть …………………………………… 5-7

Заключение ………………………………………8-10

Библиографический список ……………………… 11

Приложения ……………………………………… 12











« Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого

будет душа художника.

Иначе говоря, когда каждый будет находить радость

в своём труде».

О. Роден

I. Введение.

Мы живем в сложное и интересное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем или переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему прошлому.

Каждому народу остается наследство от предыдущих поколений, сделанное их руками, созданное их талантами. Громадно, обширно наследство нашего народа. Веками копилось оно, вкладывали в него мастера не только свой труд, но и свою душу, свои мечты, надежды, радости и горести. Уходило и терялось, многое время не щадило человека и его творения, но то, что сохранилось и дошло до нас, открывает нам тайны народа-творца. А то, что утеряно, мы должны найти, открыть заново и передать своим потомкам.

Ушли в далекое прошлое девичьи посиделки. Когда девушки и ребята собирались вместе за каким-то общим делом. Девушки собирали приданное подружке, изготавливая все вещи своими руками, пели песни, разгадывали загадки. Они пряли, вязали, вышивали при лучине. Одежду и предметы быта украшали, главным образом, вышивкой. Мы изучили основные виды вышивки по собранным старинным экспонатам, по теоретической литературе, выявили виды вышивки, которыми пользовались герои нашего исследования; познакомились с основами вязания крючком и спицами.

Увиденные музейные экспонаты, старинные вещи и одежда, бытовая утварь производят на детей огромное впечатление.

Радует и то, что бабушки и мамы откликаются на просьбу и вместе с детьми разыскивают старинные вещи с вышивкой, которые помогают ученицам воспринять и запомнить это произведение, чтобы потом воспроизвести этот образ в своем последующем творчестве. Нравится ученицам вести поисковую работу, записывать интервью, которые они берут у своих бабушек, прабабушек и мам с рассказами об увлечениях вязанием, вышиванием или шитьем. Читая их перед классом, девочки с гордостью демонстрируют изделия, выполненные руками их родных. Мы живем в сельской местности и поэтому в некоторых домах еще сохранились удивительные вещи, созданные мастерами-рукодельницами.

Во время изучения темы «Вышивка» в кабинете технологии оформляется выставка мастеров и детей, где у нас есть возможность увидеть художественную и традиционную вышивку. Удачной находкой было то, работы экспозиции готовятся под знаком преемственности поколений. У девочек есть возможность сравнить, сопоставить рисунки орнаментов, цветовое решение на изделиях. Все это помогает установить связь наших поколений, задуматься о том, что и современные работы, возможно, в последствии будут рассматриваться с таким же вниманием. Формируется совсем иное отношение к обучению, работе и жизни.

Интерес по изучению данного материала возник у меня еще и потому, что я, моя тетя вяжем. В школе я посещаю кружок по рукоделию, мы готовили выставку творческих работ наших учителей - мастериц. Мне захотелось узнать больше о народно-прикладном искусстве в нашем селе.

Я заинтересовалась и поставила следующую цель:

Открыть для себя и сохранить для потомков сведения о замечательных земляках-умельцах.

Для достижения цели мне нужно было выполнить следующее:

1. Собрать биографические данные о мастерицах.

  1. Изучить теоретический материал по вышиванию, вязанию.

  2. Классифицировать и определить виды швов вышивки, технику вязания крючком и спицами представленных экспонатов.

Собирая материал для своей работы, мы использовали теоретические методы и эмпирические: сравнивали различные определения и классификацию вышивок, анализировали систематизировали изученный материал, работали с книгами, газетами, встречались с рукодельницами Я

имела возможность познакомиться с экспонатами, которые хранятся в музее школы (секция «Народные ремесла»), неоднократно посещала краеведческий музей села Безопасного, изучая архивные документы о рукодельницах-односельчанках.

Мы работали так же и с Интернет-ресурсами в различных поисковых системах.

Мы самостоятельно перевели с украинского на русский некоторые определения, необходимые нам для работы.

Объектами исследования стали вышитые рушники, картины, панно, наволочки на диванные подушки, вязанные крючком и спицами изделия, шитье.

II. 1. Корни, которые нас питают.

Есть ли в самом человеке желание творить, фантазировать, выдумывать, развивать мастерство и вкус до высот настоящего искусства? Умение тонко чувствовать и видеть помогло героине выжить, вырастить детей. Но в ежедневных хлопотах она создавала не только нужные вещи, но и выдумывала, творила, передавая по наследству свое мастерство, умение видеть прекрасное.

Клиндухова Елена Георгиевна (в девичестве Мироненко) родилась 27 мая 1914 года. В семье было 5 детей. Ей пришлось пережить все трудные годы истории нашей родины. А в страшные 30-е годы скоропостижно скончалась её мать. На хрупкие девичьи плечи легли заботы о трёх младших братьях и сёстрах. Желание шить проявилось с 12-ти лет. Отец купил швейную машинку. Елена самоучкой осваивала навыки швейного дела, тем более в этом была и острая необходимость. Позже в жизни это стало источником заработка. Творческая фантазия, умение кроить и шить давали вторую жизнь поношенным вещам. А умела шить Елена Георгиевна практически всё: от детского белья, платьев до верхней одежды. «Мы всегда щеголяли в красивых ни на кого не похожих платьях, сарафанах, юбках», - рассказывала нам её дочь, учитель МОУ СОШ №3 Сафонова Н.П. Она умела прясть шерсть, вязать. Вязала носки, кофточки, свитера, пуховые платки. Вышивала не только одежду, но и постельное белье и даже модные в 50-е годы картины. У Елены Георгиевны было четверо детей: сын и три дочери. Дочери Любовь, Татьяна и Наталья унаследовали от матери страстную любовь к вязанию. Одежда, предметы быта - это перечень их увлечений. Мы побывали в гостях у учительницы нашей школы Сафоновой Н.П.. Нас удивило количество изделий, изготовленных своими руками: панно, ажурные салфетки, свитера, кофточки. Елена Георгиевна прожила 86 лет, она гордилась своими девочками, которым передала самое дорогое: желание и умение творить. Интерес к вязанию передался ее внучкам: Черноусовой Елене, Сафоновым Елене и Евгении. Каждая из них продолжает дело своей семьи, рода, создавая неповторимые изделия для близких.

2. Подари радость людям.

Родилась героиня нашего повествования в 1948 году в селе Безопасном. В то время было на территории села 15 колхозов. Люди селились вдоль речки и место её рождения называлось Кордата. Дедушка Любы когда-

то считался середняком, семья была большой и держали хозяйство, трудились, чтобы прокормиться, но в страшное послереволюционное время он был выслан в Сибирь. Жили бедно, женщины сами ткали полотно, вязали, шили одежду, украшая её вышивкой.

Когда вечерами собирались на совместную работу, Люба с интересом наблюдала за вышивальщицами. Женщины отдавали кусочки ткани, остатки ниток девочке, она сама пробовала вышивать, первая её работа- это наволочка на подушечку, было ей тогда лет 5-6. Любовь Георгиевна её хранит до сих пор. Хранит она также полотенце и дорожку, которым 100 лет. Девочка выросла, но заниматься вышиванием ей было некогда, семейные заботы, воспитание детей. Казалось бы, мечта её детства будет забыта, но нет- тянулась душа к прекрасному, хотелось выразить на полотне свое видение мира и красок.

Дети выросли, изменились и жизненные обстоятельства, попала Любовь Георгиевна на Украину, в городок Ильичевка под Одессой. И вспомнила она свою давнюю мечту, купила ткань, нитки, стала вышивать. В городке построили храм, Любовь Георгиевна была одна из первых прихожанок, которые помогали молодому батюшке его обустраивать, сажала цветы, убирала. Однажды она вышила по просьбе священника закладки для Евангелия, он изумился мастерству женщины и благословил на дальнейшую работу. Но тут случилась беда - у неё случились один за другим два инсульта. Все прихожане храма, батюшка были все это тяжелейшее время с рукодельницей, они собирали деньги на дефицитные лекарств следили за состоянием её самочувствия, покупали фрукты. Любовь ближних, желание быть нужной, и, конечно, вышивание для храма - спасло её, последствия инсульта были не очень серьезными. Весь храм украшен вышитыми изделиями Любови Георгиевны за всё её время болезни. Священники из Киева, приехавшие на праздник в новый храм, поразились красоте, которая их окружила. Слава о рукодельнице облетела весь городок, посыпались заказы на вышитые эксклюзивные скатерти, салфетки, рушники. Любовь Георгиевна вышивала крестом, счетной гладью (приложение), деньги за работу она не брала, на оставшиеся от закупки нитки, канву, она и вышивала атрибуты для церкви. Одна из благодарных заказчиц подарила ей редкую книгу «155 узоров украинской вышивки», по рисункам которой Любовь Георгиевна вышила очень много изделий, некоторые попали даже за границу (в Канаду) в качестве сувенира.

Сейчас Любовь Георгиевна живет с семьей своей дочери, вышивает для души, очень много изделий она вышила и для Дмитриевской церкви.

Две комнаты, где живет мастерица, и дом дочери можно смело назвать музеем - сколько же здесь прекрасных экспонатов: диванные подушки (нет одинаковых рисунков - более 20), рушники, салфетки, картины, панно, занавеси на двери, наволочки и т. д. Любовь Георгиевна собирает старинные узоры, чтобы сохранить для потомков историю своего народа. Многие жители выбрасывают бездумно, по их мнению, «тряпки». Она собирает, восстанавливает по истлевшим ниткам рисунок, вышивает его, в её коллекции есть изделия с узорами, которым по 50 лет и более. А рядом растут 3 внучки, которым бабушка завещает плоды своего труда. Хочется верить, что они будут продолжать семейные традиции своего рода.

Любовь Георгиевна необыкновенно щедрой души человек. В её комнате мы увидели много старых кукол, оказывается, женщина собирает их, чинит, моет, шьет одежду и дарит на праздники детям, которые приходят в Дмитриевский храм.

III . Заключение.

В наше время в народно-прикладном искусстве прекрасно соединились традиционное и современное творческое начало. Современные вышивальщицы, мастерицы по вязанию, заимствуют из сокровищницы народного наследия чудесные узоры. Используют, как старинные, так и новые швы, схемы, создавая новые образцы народного творчества.

Нас не могут оставить равнодушными эти прекрасные работы старшего поколения, где мы видим самобытность и мастерство, умелый подбор

материала по цвету, фактуре, рукотворное изящество и неповторимость узоров и красок, разнообразие различных техник.

Сохраняя это богатство, изучая методику исполнения, мы сохраняем корни своего народа, его менталитет.

Приятно, когда нас окружают красивые вещи, когда дом дышит теплом и уютом. Рукоделие становится творчеством.

После встреч и бесед с талантливыми людьми я поняла, как хорошо, что они находят время для вышивания, вязания. С той информацией, которую собрала, я хочу поделиться с другими.

Связь поколений не прерывается. Каждую весну в нашей школе члены кружка «Рукоделие» проводят ярмарку - продажу изделий. На занятиях кружка мы узнаем о замечательных мастерицах села, многих уже нет в живых, но их работы хранятся в музее (Чалченко Наталья Никаноровна - картины «Ромео и Джульетта», «У ручья»)

Здесь выставлены работы и Череповской Розы Егоровны (коврики, салфетки), вышитые работы Авершиной Зинаиды Егоровны (замечательные иконы), ажурные салфетки, накидки, занавеси с вышивкой, рушники Лобадиной Нины Егоровны, Нощенко Любовь Ивановны, Литвиновой Валентины Алексеевны. Мы планируем познакомиться с их творчеством в дальнейшем подробней.

Возникнув в древности, искусство вышивки на протяжении многих веков постоянно усовершенствовалось. Человек, живший постоянно среди природы и наблюдавший за нею, уже с глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки-символы, с помощью которых он выражал свое восприятие к окружающему миру, свое отношение к непонятным явлениям природы. Каждая линия, каждый знак были полны понятного ему смысла, были одним из средств общения.

Со временем отдельные фигуры видоизменялись, усложнялись, сочетались с другими формами, создавая узоры-рисунки. Так возникли орнаменты - последовательное повторение отдельных узоров или их группы. В исследуемых работах мы изучили различные виды орнамента, определив их по видам:

ленточный - в виде прямой или криволинейной орнаментальной полосы, которая украшает середину изделия или окаймляет его;
сетчатый - при котором вся поверхность заполнена узором;
центрический или розеточный - в котором отдельные элементы орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб, или многоугольник.

Мы изучили символику цветов и деревьев по книге

Зная символику цветов и деревьев (приложение), Козлова Л.Г. вышивала рушники, рубашки, наволочки, используя цвета: красный, черный, зеленый, синий.

А вязание крючком и спицами требует от мастерицы не только усидчивости, знания схем узоров, но и дает широкий простор фантазии, выдумке. Они делают вещи эксклюзивными, а поэтому - неповторимыми. В нашей коллекции - это изделия Сафоновой Н.П., её мамы Клиндуховой Е.Г., дочек:

Елены и Евгении.

Выводы: 1. Собранный материал о мастерицах села Безопасного представляет несомненный краеведческий интерес. Работа в этом направлении должна быть продолжена.

2. Материалы исследования могут быть рекомендованы для использования во внеклассной работе по эстетическому воспитанию, на уроках технологии, МХК, краеведению, рисованию.

3. Мы предполагаем в дальнейшем сравнить технику вышивания в Ставропольском крае, Украине, Средней полосы России, учитывая миграцию населения в разные исторические периоды нашей страны.





Библиографический список

1.Воронин Н. М. Владимир Боголюбова. - М., «Искусство», 1967

2.Гренберг Ю. Искусство, возвращенное людям. - М., 1972

3. Еременко И. Художественная обработка материалов. - М., 1974

4. Жебелев С. А. Введение в археологию. - Псков, 1949

5. Зимина А. И. Народные промыслы России. - М., 1971

6.Знаки 155 стародавнiх вышивок. - Киiв, Соняшник, 1992

7. Народные художественные промыслы России. - сборник, 1994

8. Сафонова Н., Молотобарова О. - Кружки художественной вышивки. - М.

Знание, 1992

9. Шмидт И. Древний город. - М., 1964

10. Штильмарк Р. Н. Образы России. - М., 1967

Интернет-ресурсы.

1.stapravda.ru/20081219/narodnye_khudozhestvennye_promysly_stavropolskogo_..

2. art.ioso.ru/bank2006/geography/geography.htm .

3. kreml.ru.

4. arhaeolog.ru.

5. crocheting.ru

6. club-rukodelie.com/needls/uzori/uzori




ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Основные швы в работах Козловой Л.Г. .

Шов "иголку вперед" выполняют справа - налево. Длина стежков от 2 до 10 мм. Стежки должны быть одинаковы по длине, промежутки тоже, для этого и отсчитывают одинаковое количество нитей в стежке. Этот шов относится к счетным. Шов прост, но декоративные возможности его велики.

Шов "иголку назад" или "строчка" напоминает машинную строчку. При вышивании игла движется справа - налево. Набирают на иглу три нити ткани, при этом иглу вкалывают справа, в край первого стежка и выводят иглу из ткани через 6 нитей, а затем возвращаются назад и т.д. Этот шов относится к счетным.

Стебельчатым швом вышивают стебельки цветов, листьев, бутонов или контур растительного орнамента. Этот шов - свободный, выполняется слева - направо. Иглу вкалывают на 3-4 нити, то есть стежок вправо от предыдущего стежка и выводят в конце предыдущего стежка в верхний его угол, то есть на 1 -2 нити выше предыдущего стежка. Нить находится снизу и так повторяется до конца.

Гладь - вышивка прямыми и косыми стежками, плотно уложенными один к другому. Существует много разновидностей глади.

Двусторонняя гладь - иглу вкалывают и выводят справа налево точно по линии контура узора. При вышивании круглых узоров чередуют длинный и короткий стежок.

Художественная гладь - его выполняют растительные узоры. Такая гладь требует разнообразных цветов для выражения оттенков, дает возможность вышить цветок 2-3 тонами одного цвета, чтоб не было резкого перехода, делают стежки разной длины. Делят листок на 2-3 части, и каждый цвет как бы вливают в другой. Гладь настилают.

Контурная гладь наиболее проста в выполнении. Стежки укладываются по контуру, при этом сочетаются длинные и короткие стежки.

Крестик. Приемы вышивки просты. Это два косых стежка, пересекающихся посередине. Вышивают крестиком по счету нитей на ткани полотняного переплетения, но лучше вышивать на канве. Существует немало разновидностей креста, один из них - крест односторонний. В этом случае крестики образуются только с лицевой стороны ткани, а на изнанке получаются сдвоенные стежки. В зависимости от того, как вышивают крестики - по горизонтали или по вертикали - определяют технику их выполнения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Символы цветов и деревьев в вышивке.

Образы народных песен отражают мотивы вышивок. В каждом уголке Украины растут: ружа, щавель, любисток, калина, дуб, виноград, мак, хмель.

Радуют они наш глаз и просятся на белое полотно рушника, сорочки, наволочки.

Калина.

Калина - дерево украинского народа. Она означает возрождение. Это - солнце, месяц, заря. Так как ягоды калины - красные, то они являются символом крови рода.

Дуб.

Дуб символизирует силу. Это священное дерево, которое посвящалось Перуну. Юноши брали на себя чудодейственный оберег силы своего рода.

Виноград.

Радость жизни и красота. Мотивы винограда мы видим на рубашках юношей и девушек и рушниках.

Мак.

С давних пор на Украине святили мак, им обсевали людей, животных, или варили - так как мак имел дивную силу, как защита от всякого зла. Нежный цветок заключает в себе нетленную память рода.

Лилия.

В легендах лилия - это символ девичьей чистоты. Если приглядеться, то контуры вырисовывают геометрические силуэты двух пташек - знак любви и согласия.

Хмель.

Хмель - это молодежная тематика. Она несет в себе значение развития, любви. Народная песня гласит, что «виться» - означает для юноши готовность дружить, а для девушки - готовность выйти замуж.

Берегиня - кто ты?

Тебя сотворил народ такой загадочной, что таит в себе материнскую силу женщины. Ты - сама Природа-мать, которая несет в себе суть творения, вечное обновление и гармонию жизни.

Перевод с украинского Орловой И.А.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Исследовательский проект Мастерицы села Безопасногорис. 1 Нефертити Исследовательский проект Мастерицы села Безопасного рис.2 Икона

Исследовательский проект Мастерицы села Безопасногорис.3 Рушник Исследовательский проект Мастерицы села Безопасного рис.4 Подушки

Исследовательский проект Мастерицы села Безопасногорис.5 Пейзаж Исследовательский проект Мастерицы села Безопасного рис.6 Рушник

Из личного архива семьи Левандовских- Козловой


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Исследовательский проект Мастерицы села Безопасного рис.1 Панно Исследовательский проект Мастерицы села Безопасногорис.2 Подушки

Исследовательский проект Мастерицы села Безопасного рис. 3 Палантин Исследовательский проект Мастерицы села Безопасногорис.4 Жилет

Исследовательский проект Мастерицы села Безопасного рис.5 Платье Исследовательский проект Мастерицы села Безопасного рис.6 Салфетка

Из личных архивов семьи Сафоновых - Клиндуховой











© 2010-2022