Образовательная программа объединения Туризм

Образовательная программа объединения "Туризм", педагога дополнительного образования МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы", разработана на 3 года. Цель объединения: формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и элементами спортивного ориентирования на местности. Методы работы: поисково-исследовательский, самореализации, контроля, комплексного подхода. Формы работы: соревнования, туристические слёты, военно-спортивные игры, конференции, викторины, спортивные эстафкеты по охране пр...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы»

Кукморского муниципального района

Республики Татарстан




Утверждаю

Директор МБОУ ДОД

«Центр внешкольной работы»

______________ С.Ф.Исаев

Приказ № 37/2 от 05.09.2014


Образовательная программа

объединения «Туризм»

педагога дополнительного образования

МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы»

Кукморского муниципального района РТ

Бакиной Эльмиры Дердизовны

Возраст обучающихся: 11-14 лет

Срок реализации: 3 года

Место проведения: МБОУ «СОШ с.Ниж.Русь»




Программа обсуждена и принята на педагогическом совете

Протокол № 2 от 05.09.2014 г.


:

Пояснительная записка

Образовательная программа «Туризм» составлена на 3 года обучения, для обучающихся 6-8 классов.

Туризм является одним из приоритетных направлений в воспитательной работе. Это дело не новое, но новизна состоит в том, что имеет более широкую педагогическую идею в плане воспитания духовности, физической выносливости, уважения и любви к природе своей Родины.

Цель программы: формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и элементами спортивного ориентирования на местности.

Задачи:

- расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по географии, истории, биологии, ОБЖ, физике, математике, литературе и физической подготовке;

- содействию гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;

- выполнение в течение учебного года соответствующих спортивных разрядов по туризму и ориентированию, участие в туристических слётах, соревнованиях и походах.

Методы работы:

  • поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа кружковцев с выполнением различных заданий, выбор самостоятельной темы для оформления проекта, реферата, отчёта о проделанной работе в походах и на экскурсиях);

  • метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях, походах, туристических слётах и экскурсиях;

  • метод контроля: врачебный самоконтроль, контроль успеваемости и качества усвоения комплексной программы, роста динамики спортивных показателей;

  • метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающих единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.

Формы работы:

  • проведение соревнований по спортивному ориентированию;

  • участие в туристических слётах;

  • участие в военно-спортивных играх;

  • проведение конференций, викторин, спортивных эстафет по охране природы.

Прогнозируемые результаты и критерии их оценки.

Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение образовательной программы, прирост спортивных достижений, участие в соревнованиях, походах, туристических слётах, экологических акциях.

Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива кружка, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, воспитание физически здоровых, нравственно мыслящих и образованных патриотов страны.

В конце обучения обучающийся сможет осознанно выбрать подходящую специализацию и используя широкий комплекс полученных знаний и навыков, продолжить своё развитие в специальных образовательных учреждениях по определённому профилю.

По завершении обучения кружковцы должны

Знать:

- порядок организации и правила поведения в походах и на соревнованиях;

- вопросы туризма и экологии;

- основы топографии и ориентирования;

- умение ориентироваться по местным признакам и звёздам;

- опасные и ядовитые растения родного края, иметь представление о самоконтроле и доврачебной медицинской помощи;

- основные разделы пройденной программы;

- порядок организации, подготовки и проведения экскурсии и похода;

- способы преодоления различных естественных препятствий;

- способы организации и проведения поисково-спасательных работ;

- основные исторические и географические сведения о родном крае;

- различные способы ориентирования на местности.

Уметь:

- передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;

- преодолевать вместе естественные препятствия на пути;

- ориентироваться по компасу и карте в походе и на соревновании по спортивному ориентированию;

- организовать походный быт и оказать необходимую медицинскую помощь;

- передвигаться по дорогам, тропам и пересечённой местности в составе группы;

- владеть приёмами самостраховки, преодолевать различные естественные или искусственные препятствия;

- уметь правильно применять туристические узлы;

- проводить поисково-спасательные работы;

- уметь ориентироваться по карте и компасу, а также местным признакам и участвовать в туристических слётах, соревнованиях по спортивному ориентированию и походах;

- оформлять отчёты и задания, выполненные в походах и на экскурсиях;

- организовать походный быт и распределять продукты на весь поход или слёт;

- оказывать доврачебную помощь и правильно транспортировать пострадавшего.

Учебно-тематическое планирование 1-го года обучения

№ п/п

Разделы

Теория

Практика

Всего

1.

Введение

2

-

2

2.

Ориентирование на местности

8

4

12

3.

Страховочное и специальное снаряжение

14

4

18

4.

Узлы, применяемые в туризме

10

10

20

5.

Лыжный туризм

5

5

10

6.

Спортивный туризм

20

20

40

7.

Туристическая техника

10

4

14

8.

Общефизическая подготовка

4

24

28

Итого:

73

71

144

Содержание изучаемого курса

Введение (2ч.)

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

Ориентирование на местности (12 ч.)

Устройство компаса и работа с ним. Компас Адрианова, жидкостные компаса («Сокол», «Аист», «Спорт-3») и их особенности. Определение предметов (ориентиров) по их азимутам. Определение азимутов. Движение по азимутам.

Страховочное и специальное снаряжение (18 ч.)

Организация питания. Костры и костровое оборудование. Грудные обвязки, беседки, пояса самостраховки, карабины, рукавицы. Обеспечение страховки и самостраховки. Приёмы и правила страховки и самостраховки. Права и обязанности туристов. Подготовка снаряжения к походу. Личное и групповое снаряжение. Организация бивака.


Узлы, применяемые в туризме (20 ч.)

Прямой узел. Встречный узел. Рифовый узел. Ткацкий узел. «Австрийский проводник». «Бахмана». «Встречная восьмёрка». Стремя. Проводник. «Проводник-восьмёрка». Двойной проводник. Схватывающий узел. Карабиновый узел. Узел УИАА. Штоковый и брамштоковый узлы. «Грепвайн». Удавка. Беседочный узел «булинь». «Двойной булинь».

Лыжный туризм (10 ч.)

Преодоление этапов на лыжах: подъём и спуск. Преодоление этапов на лыжах: тропление лыжни. Преодоление этапов на лыжах: по тонкому льду. Переправа одного участника по тонкому льду. Преодоление канавы, бревна, ямы, бугра на лыжах.


Спортивный туризм (40 ч.)

Преодоление оврагов и рек по бревну и верёвочным перилам. Преодоление болота по жердям и кочкам. Подъём по «скальной стенке» свободным лазанием. Прохождение «скального прижима». Преодоление подъёма первого участника с командной страховкой. Подъём по склону с верхней командной страховкой. Траверс склона учасником, идущим на командной страховке. Спортивный спуск. Спуск по перилам (дюльфер). Спуск (подъём) по склону с самостраховкой по перилам. Траверс по перилам. Транспортировка пострадавшего. Движение по навесной переправе. Переправа первого участника через сухой овраг. Движение по верёвкам с перилами. Переправа первого участника вброд. Движение по перилам: вброд, по бревну через реку, овраг. Преодоление склонов: подъём, спуск, траверс при помощи альпенштока и верёвочных перил. Переправа маятником через ручей, овраг. Переправа первого участника через реку по бревну.


Туристическая техника (14)

Требования к учасникам соревнований. Прохождении е этапов и дистанций в целом. Нарушения. Штафы. Снятие участников и команд с этапов и дистанций. Отдельные технические приёмы. Туризм в условиях спортзала. Сигналы бедствия, передаваемые жестами. Знакомство с элементами тактики на дистанции полосы препятствий.


Общефизическая подготовка (28)

Упражнения на тактику. Игра «Зарница». Упражнения со скакалкой на время. Акробатика. Упражнения с палатками и рюкзаками на время. Игра «Кто быстрее соберёт палатку и рюкзак». Подвижные игры: волейбол. Упражнения с гантелями. Эстафеты с препятствиями. Подвижные игры: баскетбол. Упражнения с сопротивлением. Туристическая эстафета. Подвижные игры: пионербол. Упражнения с предметами. Игра «Быстрая лягушка». Упражнения для мышц ног и рук. подвижные игры: мини-футбол. Упражнения для глаз, головы и пальц. Туристическая полоса препятствий. Контрольно-переводные испытания. Выполнение нормативов ОФП, СФП. Подведение итогов.







Учебно-тематическое планирование 2-го года обучения

№ п/п

Разделы

Теория

Практика

Всего

Введение

2

-

2

Правила и условия соревнований.

4

-

4

Узлы

-

2

2

Преодоление препятствий (этапов)

-

20

20

Прохождение связок, этапов и дистанций

-

40

40

Работа начальника дистанции

4

-

4

Ориентирование на местности

6

4

10

Первая медицинская помощь

2

2

4

Транспортировка пострадавшего

-

8

8

«Поляна заданий»

2

2

4

Походная документация

2

-

2

Общефизическая подготовка

-

22

22

Психологическая подготовка

2

6

8

Учебно-тренировочные походы

2

4

6

Судейство туристических соревнований

2

4

6

Туристический вечер

-

2

2

Итого:

24

120

144

Содержание изучаемого курса

Введение (2)

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Меры безопасности на занятиях.




Правила и условия соревнований (4)

Возможные нарушения (ошибки) и их предупреждения. Протесты и аппеляции.


Узлы (2)

Вязка узлов на скорость различными способами.


Преодоление препятствий (этапов) (20)

Преодоление подъёмов и спусков большой (от 60 до 90 градусов) крутизны. Переправа через реку (овраг) с самонаведением и сдёргиванием перил. Переправа по бревну с укладкой. Подъём способом «грудь-нога». Преодоление болота по жердям и кочкам. Преодоление оврагов и рек по бревну и верёвочным перилам. Преодоление подъёма первого участника с командной страховкой. Преодоление склонов: подъём, спуск, траверс при помощи альпенштока и верёвочных перил. Переправа одного участника пор тонкому льду. Преодоление этапов на лыжах: по тонкому льду.


Прохождение связок, этапов и дистанций (40)

Преодоление этапов на лыжах: подъём и спуск. Преодоление этапов на лыжах: тропление лыжни. Преодоление этапов на лыжах: по тонкому льду. Переправа одного участника по тонкому льду. Подъём по «скальной стенке» свободным лазанием. Прохождение «скального прижима». Подъём по склону с верхней командной страховкой. Траверс склона участником, идущим на командной страховке. Спортивный спуск. Спуск по перилам (дюльфер). Спуск (подъём) по склону с самостраховкой по перилам. Траверс по перилам. Движение по навесной переправе. Движение по верёвкам с перилами. Движение по перилам: вброд, по бревну через реку, овраг. Переправа первого участника через реку по бревну. Переправа маятником через ручей, овраг. Переправа первого участника вброд. Переправа первого участника через сухой овраг. Организация бивака.


Работа начальника дистанции (4)

Выбор места соревнований, требования к месту соревнований. Условия соревнований. Схема прохождения дистанции.


Ориентирование на местности (10)

Организация в «выбранном» направлении. Особенности компасов. Определение азимута. Карты и их условные знаки. Топографические и спортивные карты. Масштаб. Ориентирование в «заданном» направлении.


Первая медицинская помощь (4)

Первая помощь при отравлениях, кровотечениях, ожогах и обморожениях. Первая помощь при ушибах, растяжениях, вывихах, переломах.



Транспортировка пострадавшего (8)

Приёмы и правила страховки и самостраховки. Обеспечение страховки и самостраховки. Подъём и спуск «пострадавшего» по склону (волокушах) и на «несущем». Транспортировка «пострадавшего» на «несущем» с использованием рюкзака или бухты верёвки.


«Поляна заданий» (4)

Отдельные технические приёмы. Выполнение заданий по определению высоты дерева, расстояния до объекта.


Походная документация (2)

Требования к участникам соревнований.


Общефизическая подготовка (22)

Упражнения со скакалкой на время. Акробатика. Упражнения с палатками и рюкзаками на время. Игра «Кто быстрее соберёт палатку и рюкзаку». Подвижные игры: волейбол. Упражнения с гантелями. Эстафеты с препятствиями. Подвижные игры: баскетбол. Упражнения с сопротивлением. Туристическая эстафета. Упражнения с предметами. Игра «Быстрая лягушка». Подвижные игры: мини-футбол. Упражнения для глаз, головы и пальц. Упражнения для мышц ног и рук. подвижные игры: пионербол.


Психологическая подготовка (8)

Туристическая полоса препятствий. Туризм в условиях спортзала. Знакомство с элементами тактики на дистанции полосы препятствий. Упражнения на тактику. Игра «Зарница».


Учебно-тренировочные походы (6)

Подготовка снаряжения к походу. Сигналы бедствия, передаваемые жестами.


Судейство туристических соревнований (6)

Состав судейской коллегии и их функциональные обязанности.


Туристический вечер (2)

Организация выставок фотографий на туристическую тематику.








Учебно-тематическое планирование 3-го года обучения

№ п/п

Разделы

Теория

Практика

Всего

Меры безопасности на занятиях

2

-

2

Правила и условия соревнований

4

-

4

Узлы

-

2

2

Преодоление этапов

-

20

20

Поляна заданий

-

4

4

Прохождение связок и дистанций

-

40

40

Ориентирование на местности

4

6

10

Общефизическая подготовка

2

20

22

Первая медицинская помощь

2

2

4

Транспортировка пострадавшего

-

8

8

Психологическая подготовка

2

8

10

Организация бивака

-

2

2

Охрана природы

2

2

4

Походная документация

2

-

2

Судейство туристических соревнований

2

-

2

Учебно-тренировочный поход

2

4

6

Туристический вечер

-

2

2

Итого:

24

120

144

Содержание занятий 3-го года обучения

Меры безопасности на занятиях (2)

Ознакомление с инструкцией по ТБ. Проверка исправности тренажёров и страховочного снаряжения.


Правила и условия соревнований (4)

Возможные нарушения и их предупреждения. Протесты и аппеляции.


Узлы (2)

Вязка узлов на скорость различными способами.


Преодоление этапов (20)

Преодоление подъёмов и спусков большой крутизны. Переправы через овраг с самонаведением и сдёргиванием перил. Переправа по бревну с укладкой. Подъём по склону в «кошках» с ледорубом.


Поляна заданий (4)

Выполнение заданий по определению (географо-топографические). Ответы на вопросы по медицине и краеведению. Участие в районных соревнованиях. Участие в республиканских соревнованиях.


Прохождение связок и дистанций (40)

Подъём по судейским перилам. Спуск с самонаведением и сдвиганием перил. Переправа по бревну способом «маятник». Переправа по навесным перилам с наведением и сдвиганием верёвок. Подъём свободным лазанием. Спуск по наклонным перилам. Навесная и параллельные перила. Преодоление «скального прижима».навесная переправа. Параллельная переправа. Качающееся бревно. Вязка узлов. Подъём с самостраховкой . Траверс склона. Спуск с самостраховкой. Навесная переправа с самонаведением и сдёргиванием. Спуск «Дюльфером». Переправа по бревну.


Ориентирование на местности (10)

Ориентирование в «заданном направлении». Ориентирование «по выбору». Ориентирование «открытый маршрут». Ориентирование на «маркированной» дистанции. Тренировочные соревнования.


Общефизическая подготовка (22)

Ходьба. Бег. Общеразвивающие упражнения. Прыжки. Подвижные игры. Занятия на велосипедах. Игра в баскетбол по упрощённым правилам. Игра в пионербол с двумя мячами. Упражнения на перекладине и брусьях. Игра в волейбол без судейства. Игра в баскетбол «3 секунды». Игра в волейбол «Зоны».


Первая медицинская помощь (4)

Первая помощь при отравлениях. Первая помощь при ожогах и обморожениях. Виды кровотечений и первая помощь. Первая помощь при ушибах, растяжениях, вывихах, переломах.


Судейство туристических соревнований (2)

Судьи этапов. Работа командной комиссии.




Транспортировка пострадавшего (8)

Изготовление носилок из жердей и штормовок. Изготовление волокуш из лыж. Транспортировка «пострадавшего» на «несущем» с использхованием рюкзака или бухты верёвок. Подъём и спуск «пострадавшего» по склону и на «несущих».


Психологическая подготовка (10)

Переправа по качающемуся бревну. Подъём на «скалу» с завязанными глазами. Прохождение этапа или части дистанции на «сломанных» лыжах. Прохождение дистанции с «утерянным» снаряжением. Прохождение этапа со сменой капитана команды после старта.


Организация бивака (2)

Выбор места для палаток и костра. Места для умывания, купания, отдыха и приёма пищи. Яма для мусора.


Охрана природы (4)

Посадка деревьев в походных условиях. Чистка водоёмов в походных условиях. Изучение растительности в походных условиях. Изучение пернатых.


Походная документация (2)

Заполнение маршрутного листа, вычерчивание схемы маршрута.


Учебно-тренировочный поход (6)

Распределение обязанностей. Подготовка снаряжения и продуктов питания. 2-х дневный учебно-тренировочный пеший поход. 2-дневный учебно-тренировочный лыжный поход.


Туристический вечер (2)

Чествование лучших спортсменов. Организация выставки на туристическую тематику.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Минхаиров Ф.Ф. Турист на дистанции. В помощь начинающему тренеру. МОиН РТ Арский педколледж;

В.В. Ярошенко, Ю.В. Козлова Поход с классом. Библиотека вожатого


Литература:


Нормативная:

1. Правила организации и проведения туристических соревнований учащихся РФ. - М.: ЦЦЮТур МО РФ, 1995г.

2. В.И.Тыкул «Спортивное ориентирование»(пособие для руководителей кружков и внешкольных учреждений). - М.: «Просвещение», 1990г.

Туризм:

1. Туризм в школе. - М.: Физкультура и спорт, 1983г.

2. Ю.С. Константинов «Туристическая игротека». - М.: Владос, 2000г.

3. Подготовка и проведение туристического похода с учащимися. - Омск: УНООО, 1989г.

Топография и ориентирование. Туристическая техника.

1. А.М.Куприне «Умей ориентироваться на местности». - М.:ДОСААФ, 1969г.

2. Н.В.Андреев «Основы топографии и картографии». - М.: Просвещение,1972г.

3. Б.И.Огородников «Туризм и спортивное ориентирование в комплексе ГТО». - М.: Физкультура и спорт, 1983г.

Подготовка и проведение походов.

1. Организация и проведение спортивного туристического похода. - М.: Турист, 1986г.

2. А.Ю.Останец «На маршруте туристы-следопыты». М.: «Просвещение», 1987г.

Краеведение.

1. Географическое краеведение. Региональный компонент. 6 класс. ТОИПКРО, 2006г.

2. И.А.Юньев «Краеведение и туризм». М.: Знание, 1974г.

Зелёная аптека.

  1. О.Шальков «Здоровье туриста». - М.: Физкультура испорт, 1987г.

  2. Лечение лекарственными растениями в народной медицине. - Майкоп: Адыгейское книжное издательство, 1992г.

Медицина.

  1. Первая медицинская помощь дома и на улице. Под ред. Профессора В.А.Попова. - Ленинград, 1991г.




© 2010-2022