Рабочая программа Военно-патриотическое воспитание

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

XII





ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 24





ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


по дополнительному образованию

(адаптировано - модифицированная)


направление деятельности: военно - патриотическое

Рабочая программа Военно-патриотическое воспитание

Рабочая программа Военно-патриотическое воспитание

нРабочая программа Военно-патриотическое воспитаниеРабочая программа Военно-патриотическое воспитаниеаименование объединения: Я - будущий защитник Отечества

категория слушателей: обучающиеся 1-4 курсов

Рабочая программа Военно-патриотическое воспитание

срок реализации программы: учебный год

Рабочая программа Военно-патриотическое воспитание

Педагог дополнительного

образования: Нюхолов Лев Петрович

Рабочая программа Военно-патриотическое воспитание


Москва

2011 - 2012 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  1. Данная программа составлена в соответствии с федеральным и столичным стандартами образования и требованиями к целям, задачам, содержанию и оформлению программ дополнительного образования обучающихся СПО, а также согласно среднесрочной программе патриотического и гражданского воспитания студентов государственных образовательных учреждений на 2008-2009 учебный год.

  2. Программа адаптирована к условиям Технологического колледжа № 24 модифицирована с учётом меж предметных связей, регионального и колледжного компонентов, предусматривает связь с получаемой профессией юношами и девушками, а также ориентирована на формирование патриотов, будущих защитников Родины, воспитание у них чувства гордости за Российскую Армию и желание служить в Вооруженных Силах РФ.

  3. Занятия по военно-патриотическому воспитанию обучающихся колледжа направлены на развитие духовно-нравственных начал каждого гражданина своей страны, любви к Родине, народу, его истории, языку, культуре. Раскрывая содержание патриотизма и верности воинскому долгу необходимо показывать личную ответственность за защиту Отечества, внутреннюю потребность в постоянном совершенствовании своих военно-профессиональных качеств для мастерского овладения вверенным оружием и боевой техникой.

  4. Актуальность программы состоит в том, что именно в наши дни реформируется Российская Армия, в войска поступают самые современные образцы вооружения и боевой техники, ракеты разного назначения, сложнейшее оборудование, компьютеры и другие приборы. Но, как и раньше, военное могущество, прежде всего, зависит от человека, воина. Военнослужащий остаётся главной и решающей силой в армии и на флоте. Без высокопрофессиональных знаний воина, его инициативного и сознательного выполнения воинского долга успех в современной войне невозможен.

  5. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что предусматриваются:

  • получение начальных знаний в области обороны;

  • военно-патриотическое воспитание;

  • определение индивидуальных наклонностей и возможностей поступить на военную службу;

  • выработка психологических качеств для службы в армии;

  • занятия военно-прикладными видами спорта;

  • подготовка к проведению учебных сборов на базе войсковой части;

  • совершенствование физической подготовки;

  • воспитание гражданственности, социальной активности, ответственности, развитие мотивации личности;

  • профилактика асоциального поведения, интереса к истории Отечества, прежде всего, военной;

  • формирование у обучающихся целостного представления об истории человечества, и в первую очередь, истории развития вооруженных сил и ведения войн на всех этапах общественного развития, так как история человечества - история войн;

  • развитие у обучающихся необходимых познавательных, физических, психологических и профессиональных качеств, отвечающих требованиям военной службы.

  1. Тематика занятий подразумевает обсуждение различных точек зрения на проблемы военно-патриотического воспитания и другие вопросы, побуждает обучающихся по возможности самостоятельно и аргументировано определять свою собственную позицию в деле вооружённой защиты Отечества.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


Программа способствует развитию у обучающихся знаний и умений анализировать события в военной истории прошлого и настоящего России, определять своё отношения к боевым традициям Российских Вооружённых Сил- этим исторически сложившимся в армии и на флоте и передаваемым из поколения в поколение правил, обычаев и норм поведения военнослужащих при выполнении боевых задач и несения военной службы.

Изучение глубоких традиций патриотизма гражданина России, солдата, сержанта, офицера, генерала, главными чертами духовности, которых всегда были верность своему Отечеству, любовь к родной земле. Вооруженные Силы России имеют свои боевые традиции. Их содержание определяется историческими условиями формирования, общественным и государственным строем, характером и предназначением Вооруженных Сил.

Понимание особого места в обеспечении политической и экономической безопасности страны, независимости её народов, способности государства и его граждан оберегать границы, обеспечит оборону государства, опираясь на своё военное могущество.

Социализация молодых людей, осознание ими принадлежности к российской государственности, культурной общности.

Приобщение юношей и девушек к прекрасному наследию культурных исторических и военных памятников, воспитание у них гордости за свою Отчизну, преемственности боевых традиций и бережному отношению к духовному опыту предков по защите своей страны от любых агрессоров.

Создание предпосылок для расширения кругозора, компетентности, соответствующих военных и специальных знаний, навыков межкультурной коммуникации, а также нравственного и эстетического понимания исторического процесса.

Знакомство с общими понятиями прикладной физической подготовки для будущих защитников Родины. Развитие силы, умения действовать в любых условиях обстановки.

Изучение основных положений о здоровье человека, укрепление взаимосвязи духовного и физического здоровья, здоровья отдельного человека и общества в целом. Формирование у молодёжи понимания того, что здоровье человека принадлежит не только ему, но и обществу, семье. Воспитание у обучающихся чувства ответственности за своё личное здоровье, за создание прочных семейных связей.

Доведение до сознания юношей и девушек пагубности вредных привычек для здоровья и благополучия человека. Формирование у них стойкого чувства негативного отношения к курению, употреблению алкоголя, наркотиков и психотропных веществ.

Совершенствование знаний, умений и навыков обучающихся в оказании первой (до врачебной) медицинской помощи при неотложных состояниях, травмах, отравлениях, ожогах.

Отличительной особенностью программы является то, что к сотрудничеству и участию в её реализации привлекаются руководители колледжа, военкомата, управления МЧС, специалисты ЛПУ, тренеры, специалисты военных музеев, офицеры войсковых частей, ветераны ВОВ и офицеры запаса.








ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ.


  1. Лекция (собеседование, рассказ) в форме диалога.

  2. Семинарские занятия, конференции, круглые столы.

  3. Тренинги (ролевые игры), конкурсы, соревнования

  4. Встречи с приглашёнными специалистами (руководителями, работниками Измайловского ОВК, тренерами, медработниками), ветеранами войны.

  5. Использование ТСО и мультимедиа.

  6. Участие в различных соревнованиях, конкурсах, проектах и других мероприятиях.

  7. Тренировки в спортзале, на тренажёрах.

  8. Посещение музеев, выставок по военно-патриотической тематике, войсковых частей, военкомата.

  9. Экскурсии по памятным местам боевой славы.

  10. Подготовка сообщений (рефератов) на военно-патриотическую тему на юбилеи Вооруженных Сил и памятные даты Великой Отечественной и других войн.

  11. Участие в художественной самодеятельности колледжа, в концертах, посвященных ВОВ и Дню защитника Отечества, Дню Победы.



ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ.


  • Программное обеспечение на ПК

  • Мультимедийная система, кинотеатры, театры

  • Библиотечные фонды

  • Наглядная агитация

  • Музеи, памятные места Москвы и области

  • Средства массовой информации

  • Спортивный и тренажёрный залы

  • Медикаменты и медицинские средства



















Учебно-тематический план

дополнительного образовательного курса

" Я - будущий защитник Отечества"

на 2011-2012 учебный год



№ п/п

Наименование тем занятий

Количество часов

Теория Практика Всего

1.

Комплектование учебных групп. Определение целей, задач, порядка и содержания работы на учебный год.* Инструктаж по мерам безопасности. Экипировка.

2

2

4

2.

Основные понятия о национальной безопасности РФ, Военная доктрина России. Общее содержание национальных интересов РФ и сферы их реализации. Основные типы угроз безопасности. Обеспечение национальных интересов России Вооруженными Силами.

4

4

8

3.

Российские Вооружённые силы на пороге нового этапа развития, военная организация РФ. Сущность системы руководства и управления ВС. Обеспечение военной безопасности России. Состав Вооружённых Сил и их структура.

2

6

8

4.

Наиболее значимые военные реформы, проводимые в России. Военная реформа Ивана Грозного в 16 веке. Военная реформа Петра 1 в 18 веке. Октябрьская революция 1917 года. Великая Отечественная война 1941-1945 года

2

6

8

5.

Военная служба - особый вид федеральной службы. Правовые основы ВС, ФЗ "Об обороне", "О статусе военнослужащего", "О воинской обязанности и военной службе", обязательная и добровольная подготовка граждан РФ к военной службе.

4

6

10

6.

Боевые традиции ВС РФ. Патриотизм и верность воинскому долгу - главные качества защитников Отечества. Дружба и войсковое товарищество- основа БГ ВС. ФЗ "О днях воинской славы (победных днях) России". Символы воинской чести. Боевое знамя. Ордена и медали. Военная форма одежды. Герб. Гимн. Флаг.

4

6

10

7.

Прикладная физическая подготовка. Упражнения на развитие различных физических качеств, сила. Выносливость, быстрота. Ловкость. Единая полоса препятствий. Комплексные силовые упражнения. Специальные качества. Военно-прикладные навыки.

4

60

64

8.

Здоровый образ жизни - главное условие военной службы. Здоровье военнослужащего и его составляющие - духовные и физические. Факторы, влияющие на здоровье человека. Требования к состоянию здоровья призывников.

4

6

10

9.

Вредные привычки и их профилактика. Алкоголь и его влияние на здоровье военнослужащего. Курение - вредная привычка. Психоактивные вещества и наркотики. Профилактика, направленная против употребления наркотических средств.

2

6

8

10.

Правила оказания само и взаимопомощи в бою. Первая (доврачебная) медицинская помощь раненым. Виды ран. Приобретение навыков оказания медицинской помощи на поле боя.

4

6

10

11.

Военная служба по призыву и по контракту. Альтернативная военная служба. Условия проживания. Социальные права и гарантии, предоставляемые контрактникам.

4

6

10

12.

Куда обращаться при поступлении в военные ВУЗы. Организация призыва в ВС. Военная служба по призыву и её особенности. Военная присяга - закон ВС.

4

6

10

И Т О Г О

40

120

160

*- Целесообразная методика проведения занятий.












СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА

"Я - БУДУЩИЙ ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА"

ТЕМА №1.

Комплектация учебных групп. Заполнение журналов учёта и контроля. Определение и доведение до обучающихся целей, задач, порядка и содержания работы. Согласование времени, продолжительности занятий в течение учебного года. Организация и осуществление теоретических и практических знаний на УМБ колледжа, проведение экскурсий, походов, посещение музеев, памятных мест и других мероприятий в городе. Занятия с приглашёнными специалистами, руководителями, тренерами, медработниками. Целесообразная экипировка на спортивных практических занятиях. Выбор способов и методов проведения занятий. Инструктаж по мерам безопасности в ходе функционирования кружка дополнительного образования.

ТЕМА №2.

Основные понятия о национальной безопасности РФ. Общее содержание национальных интересов РФ и сферы их реализации. Национальная безопасность- совокупность интересов личности, общества, государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной,экономической и других сферах. Эти интересы определяют тактические и стратегические цели и задачи внутренней и внешней политики РФ. Незыблемость госстроя, суверенитета, территории, политическая, экономическая и социальная стабильность, законность и правопорядок. Основные внешние угрозы - развертывание группировок вокруг РФ, территориальные претензии, вмешательство во внутренние дела, наращивание ВВС, ПВО, ПРО, провокации, дискриминация. Внутренние, пограничные и трансграничные угрозы.

ТЕМА №3.

Российские ВС на пороге нового этапа развития. Сущность военной организации РФ. Изменения в ВС и других силовых структурах. Основные направления развития СВ, ВВС и ПВО, РКВ, ВМФ. Обеспечение военной безопасности. Правовая основа развития ВС РФ. ФЗ, ПП, УПр. Концепция безопасности. Военная доктрина. Военная организация - ВС, ВПК. Другие войска - МВД, ФСБ, МЧС, Погранвойска, Ж/Д. Войска. Промышленность, энергетика, наука, информационные технологии, управления, транспорт, связь, Морфлот, РЖД, машиностроение и т.д.. Численность ВС 1.000.000 чел., 7 военных округов, 4 флота, 1 флотилия. Виды ВС и Рода Войск. Трехвидовая структура- земля, небо-воздух-космос, море-океан.

ТЕМА №4.

Наиболее значимые военные реформы, проведенные в России.

Развитие России - развитие ВС. 15-17 век ни одного дня без войны. Все сословия и группы России делились на воинов и работников Тыла. Духовное обеспечение. Дворяне - основа ВС, обеспечивали л/с, оружием, обмундированием, боеприпасами, транспортом ("оружно и конно"). Иван Грозный в 1550 году создал поместные войска прообраз постоянных ВС. Стрельцы, структура, управление, границы, по всей территории, посты, структура тыла. Петр1 ввёл новую систему комплектования, рекруты на 25 лет, Уставы, ВУЗы, Сенат, Тыл ВС, Военную коллегию (прообраз МО), создал флот, артиллерию. В 1917 году вся военная структура была нарушена. В 1940-1950 годах начала возрождаться новая армия.

ТЕМА №5.

Военная служба - особый вид федеральной службы. Правовая основа ВС. Федеральные законы о ВС и военной службе. Общевоинские уставы (УВС, УГКС, СУ, ДУ), регламентирующие военную службу. Статус военнослужащего, его права, обязанности, ответственность. ФЗ "Об обороне" - базовый закон. Основы организации ВС, полномочия, права и обязанности должностных лиц, функции органов управления. Предназначение ВС РФ, их комплектование и руководства, функции МО и ГШ. Основные положения (война, военное положение, мобилизация, ГО, территориальная оборона, границы). Боевые уставы. Обязанности военнослужащего - общие, специальные, должностные. Ответственность перед законом несут все независимо от воинского звания - дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, материальную, уголовную. Международное гуманитарное право, правила поведения в бою. Военнопленные, раненые, больные.

ТЕМА №6.

Боевые традиции ВС РФ. Главные качества военнослужащего- патриотизм и верность воинскому долгу. Патриотизм - духовное и нравственное начало каждого гражданина РФ, это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку и национальной культуре, беззаветная служба Отечеству, готовность в любое время с оружием в руках защищать её интересы, целостность и независимость.

Победы русского народа и русского оружия всегда широко отмечалось. Ритуалы ВС РФ. С целью возрождения лучших военных традиций 10.02.1995 года был принят ФЗ РФ "О днях воинской славы (победных днях) России". Это выдающиеся события военной истории России. Всего 15 дней воинской славы. Особо стоят победы в ВОВ. Дружба и воинское товарищество- основа БГ ВС. Символы воинской чести. Государственные награды. Ордена. Медали. Флаг. Герб. Гимн. Форма одежды военнослужащего.

ТЕМА №7.

Прикладная физическая подготовка. Значение физкультуры и спорта в жизни допризывника. Физические упражнения - устойчивая работа мышц, умственная работоспособность, психическая активность. ФКиС - важная функция организма, человек должен овладеть культурой физической (движением). Гиподинамия- вред для здоровья. Утренняя зарядка, вводная гимнастика, уроки физкультуры, динамические паузы, занятия спортом. ФКиС развитие костно-мышечной, нервной, кровеносной, дыхательной системы, обмен веществ, потребление кислорода.

Для службы в ВС крайне важно быть сильным, ловким, выносливым, быстрым, координированным, уметь переносить большие нагрузки, тягости и лишения военной службы.

Прыжки с парашютом, вождение автомобилей, лодок, яхт, мотоциклов. Умение работать на радиостанциях, ПК, тяжелой гусеничной и колесной технике. Борьба, бокс, плавание, бег, лыжи, силовые единоборства.

ТЕМА №8.

Здоровый образ жизни - главное условие военной службы. Здоровье человека, общие понятия, критерии и определения. Здоровье и благополучие человека. Здоровье- состояние полного физического, нравственного, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье - обобщенная характеристика человека, которая показывает не только отсутствие болезней, но и состояние его тела, души, социальных условий жизни, состояние нормального функционирования его ума, органов, психики, трудоспособность, активность человека как члена коллектива и общества в целом. Факторы, влияющие на здоровье - образ жизни, генетика, биология, внешняя среда, здравоохранение, медицина. Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепления здоровья: питание, режим, спорт, закаливание, личная гигиена, сексуальное воспитание, отказ от вредных привычек, безопасность в быту и в колледже, поведение в общественных местах.

ТЕМА №9.

Вредные привычки и их профилактика. Курение и его влияние на здоровье человека. Табачный дым и его составляющие. Пассивное курение и его влияние на здоровье окружающих. Никотиномания - зависимость от курения. Никотин - психостимулятор, антидепрессант, пестицид, один из сильных наркотиков, уничтожает легкие, сердце, сосуды, печень, почки, психику. Механизм зависимости - медленное втягивание, постоянно доза, возрастание в организме смол и канцерогенов, одна из причин импотенции. Дым- никотин, синильная кислота, мышьяк, стирол, угарный газ, нервно-сердечные яды,канцероген-800 шт. Наркомания- тяжелое заболевание, практически не лечится, смерть мужчин 5-8 лет, смерть женщин 2-4 года. Токсикомания - патология к веществам не наркотикам. Стимуляторы - эфедрин, кофеин, другие лекарства. Депрессанты - мак, соломка, опий, героин. Галсицинногены - ЛСД, комбат-стресс, марихуана, экстази, кетамин, сальвия, грибы, кактусы. Ингаленты - клей, бытовые аэрозоли, бензин, закись азота, гелий, медикаменты. Стероидные гормоны. Алкоголь - энерджайзеры.

ТЕМА №10.

Правила оказания само- и взаимопомощи в бою. Понятие о ране и ранении. Виды кровотечений. Рана- нарушение целостности кожи и слизистых оболочек. Ранение- повреждение мышц, сосудов, нервных волокон, внутренних органов. Раны - резаные, ушибленные, рубленые, колотые, укушенные, огнестрельные. Признаки - боль, шок, потеря сознания, кровотечение, нарушение целостности тканей. Первое, что необходимо - вызвать врача (медсестру, фельдшера). Само- и взаимопомощь- покой, холод (лёд), перевязка, свежий воздух, горизонтальное положение,антидоты, иммобилизация, подготовка к транспортировке в ЛПУ, тёплое питьё, тепло. Отравление, утопление, ожоги (химические, тепловые), инфекционные заболевания. Аптечка индивидуальная бойца, индивидуальные пакеты. Оказание доврачебной помощи на поле боя.

ТЕМА №11.

Военная служба по призыву и по контракту. Сроки службы. Начало военной службы. Воинские звания. Требования к гражданам, поступающим на военную службу- возраст, здоровье, образование, профессиональная подготовка, морально- психологические качества, выполнение нормативов по физподготовке. ВС - строго обязательна для всех граждан 18-27 лет. Содержание воинской обязанности, организация воинского учёта. Обязательная и добровольная подготовка к ВС. ДОСААФ-РОСТО, ПП РФ от 31.12.1999 года № 1441 " О воинской обязанности и военной службе". Два периода подготовки. Первый - допризывная подготовка, второй- подготовка граждан призывного возраста, призыв, отправка в в/ч. Воинская обязанность- учёт, подготовка к ВС, призыв, прохождение службы, пребывание в запасе, призыв на военные сборы( военно-обученный резерв страны) в период пребывания в запасе. Мобилизация, военное положение, военное время. Контракты - на 3,5,10 лет. Контрактики имеют больше прав. Альтернативная служба 36 месяцев (за зарплату).

ТЕМА №12.

Организация призыва в ВС. Куда обращаться при поступлении в военные ВУЗы. Перечень военных образовательных учреждений МО. Подготовка и поступление в ВВУЗ. Порядок прохождения профессионального отбора. Перечень предметов (дисциплин), по которым проводятся вступительные экзамены. Дети сироты, дети без попечения родителей или инвалиды 1 группы, (если доход ниже прожиточного минимума ) - вне конкурса. Отслужившие в ВС - по рекомендациям, участники б/д., герои РФ - вне конкурса.

Не подлежат призыву. Освобождаются от призыва по ФЗ (5). Предоставление отсрочки (15). Уклонение от призыва. Призывная комиссия.

Призыв на ВС:

  • Мед. освидетельствование

  • Явка в военкомат

  • Убытие к месту службы.

Ответственность граждан по вопросам призыва

  • 200-500 МРОТ

  • зарплата 2-5 месяцев

  • арест 3-6 месяцев

  • тюрьма 2 года



















ЛИТЕРАТУРА.


  1. Конституция РФ.

  2. Концепция национальной безопасности РФ.

  3. Военная доктрина РФ.

  4. Федеральные законы:

  • "Об обороне"

  • "О военном положении"

  • " О статусе военнослужащих"

  • " О воинской обязанности и военной службе"

  • "Об обязательной подготовке граждан РФ к военной службе"

  • "О государственной границе"

  • "О днях воинской славы (победных днях) России"

  1. Указ Президента РФ "О порядке прохождения военной службы".

  2. Военная энциклопедия, Справочник по ВС РФ.

  3. Общевоинские уставы ВС РФ, Воениздат, Москва 1994 года.

  4. Сборник нормативных документов и материалы по подготовке к военной службе. Составители: Добровольский В.С., Фролов М.П., Мишин Б.И., Москва, Высшая школа, 2002 год.

  5. Военное законодательство Российской империи. Составители: Кудайкин В.Ю., Савинкин А.Е., Москва, Военный университет,1996 год.

  6. Основы военной службы, учебное пособие. Смирнов А.Т., Васнёв В.А., Москва, Дрофа, 2004 год.

  7. Основы медицинских знаний, здорового образа жизни, учебник. Составители: Смирнов А.Т., Мишин Б.И.,Ижевский П.В., Москва, Просвещение, 2002 год.

  8. Армия государства Российского и защита Отечества, Смирнов В.В., Москва, Просвещение,2003 год.








© 2010-2022