Дополнительная образовательная программа секция Волейбол

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Пошатовская основная школа


Утверждено

Приказом №___от______20____г.


Дополнительная образовательная программа


секция "Волейбол"


(возраст учащихся с 10 до 15 лет,

срок реализации 1 год)






Автор программы:

Руководитель секции - учитель физической культуры

Дрындин Дмитрий Александрович







п.Пошатово, 2014





Пояснительная записка.


Направленность данной программы определяется необходимостью физического воспитания подраствающего поколения.

Создание данной программы вытекает из необходимости включить работу спортивной секции в систему воспитательной работы школы. Актуальность программы обусловлена тем, что в последнее время все больше детей с ослабленным здоровьем нуждаются в физическом развитии и совершенствовании. А также одним из приоритетных направлений политики правительства России является физическое здоровье подрастающего поколения,что сыграло решающую роль в вборе программы секции "Волейбол".

Центральной идеей программы является идея физического развития и воспитания подрастающего поколения.

Программа рассчитана на 34 недели (с учетом каникулярного времени). Программа модифицированная.

Цель прграммы - воспитание всесторонне развитых, здоровых и активных граждан правового государства.

Задачи программы:

  1. Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности.

  2. Привитие интереса к занятиям волейболом и здоровому образу жизни, отвлечение от дурных привычек.

  3. Воспитание активной жизненной позиции, чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, морально-волевых качеств.

  4. Воспитание физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости, выносливости и др.

  5. Обучение основам техники волейбола.

  6. Начальное обучение тактическим действиям в нападении и защите.

  7. Обучение навыкам организации, проведения и судейства соревнований.


Реализация данной программы осуществляется по четырем направлениям:

1) теоретическое;

2) практика;

3) методическое;

4) воспитывающая среда.

1. Теоретическое направление.

Теоретические занятия

2. Практика.

Школьники учатся играть в волейбол.

3. Методическое направление.

Целью данного направления является создание условий для накопления педагогического опыта руководителя секции и его творческого поиска учителя и учащихся.

4. Воспитывающая среда.

Целью данного направления является создание формирующей воспитательной среды.

1.Коллективность действий. Волейбол - командная спортивная игра, в которой каждый игрок согласовывает свои действия с действиями партнеров. Различные функции, налагаемые игрой на каждого члена команды, обязывают волейболистов постоянно взаимодействовать друг с другом для достижения общей цели. Эта черта имеет важное значение для воспитания дружбы и товарищества, навыков коллективных действий, привычки подчинять свои действия интересам коллектива. Девиз игры - «один за всех и все за одного».

2.Соревновательный характер игровой деятельности. Процесс игры представляет собой соревнование между игроками двух команд. Стремление превзойти противников в быстроте действий, ловкости, изобретательности, в меткости бросков в корзину и в других разнообразных действиях, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы. Это особенность игры способствует воспитанию у игроков настойчивости, решительности, целеустремленности.

3.Комплексный и разносторонний характер воздействия на функции организма и на проявление двигательных качеств. Волейбол вовлекает в активную работу все основные группы мышц и внутренние органы. Разнообразное чередование движений и действий, часто изменяющаяся по интенсивности и продолжительности двигательная деятельность оказывают общее комплексное воздействие на организм занимающихся. Занятия волейболом способствуют развитию и совершенствованию основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости), формированию различных двигательных навыков и укреплению внутренних органов.

4.Непрерывность и внезапность изменения условий игры. Действия игроков протекают в постоянно изменяющихся условиях. Игровая обстановка меняется очень быстро. Каждый матч создает все новые и новые игровые ситуации. Все это приучает игроков постоянно следить за процессом игры, мгновенно оценивать обстановку, действовать инициативно, находчиво и быстро.

5.Большая самостоятельность действий. Изменчивость условий осуществления игровых действий требует проявления высокой самостоятельности участников игры. Каждый играющий должен на протяжении всей игры не только самостоятельно определять, какие действия ему необходимо выполнять, но и самостоятельно решать, когда и каким способом действовать с учетом изменяющейся игровой обстановки. Это имеет большое значение для воспитания творческой инициативности у занимающихся.

6.Высокая эмоциональность игровой деятельности. Соревновательный характер игры, самостоятельность действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают проявление у игроков разнообразных чувств и переживаний, влияющих на их деятельность. Высокий эмоциональный подъем способствует поддержанию постоянной активности и интереса к игре. Эти особенности игры создают условия для воспитания у занимающихся умении сдерживать внешнее проявление эмоций, не терять контроль за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.

7.Трудность регулирования физической нагрузки. Увлекательный характер игры, высокие эмоциональные проявления, изменения обстановки, различные функции игроков и большая самостоятельность действий не позволяют точно дозировать и регулировать физическую нагрузку играющих. Это относится как к регулированию нагрузки на отдельные органы, так и к регулированию общей нагрузки особенно затрудняется возможность индивидуализации нагрузки. Уменьшение или увеличение физической нагрузки в игре осуществляется изменением общей продолжительности игры или заменой волейболистов в ходе игры.

Как одно из средств физического воспитания волейбол находит широкое применение в различных звеньях физкультурного движения.

Регулярно проводятся различные соревнования по волейболу, которые носят массовый характер.

Эмоциональность игры и ее высокий зрелищный эффект привлекают к соревнованиям большое количество зрителей и соревнования по волейболу служат действенным средствам агитации и пропаганды здорового образа жизни Волейбол используется как средство активного отдыха и как вспомогательное средство при занятиях другими видами спорта.

Программа по волейболу рассчитана на школьников 10-15 лет. Она предусматривает проведение теоретических и практических занятий, участие в соревнованиях, организацию, проведение и судейство соревнований и органически связана с основной целью работы школы по формированию гармонически развитой личности и воспитанию гражданских и нравственных качеств, активной жизненной позиции.

Работа объединения предусматривает гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовке и укреплению здоровья учащихся, привитие потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Основной принцип учебно-тренировочной работы в группах объединения - универсальность в постановке задач, выборе средств и методов по отношению ко всем занимающимся, соблюдение требований индивидуального подхода и глубокого изучения особенностей каждого занимающегося.

При разработке данной программы использовалась «Поурочная учебная программа для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (группы начальной подготовки 1-го и 2-го годов обучения). Москва, 2010 г.,

Количество групп, недельная нагрузка и объем компонентов тренировки планируются в зависимости от количества и возраста детей, желающих заниматься в объединении, и могут быть изменены в течение учебного года.

Ожидаемые результаты реализации программы

Результат реализации программы определяется физическим развитием и личностным ростом школьников. Программа призвана помочь каждому школьнику развиться физически и осмыслить его место в жизни, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь.

Результаты реализации программы можно разделить на внешний и внутренний.

Внешний результат можно увидеть и зафиксировать. Это:

  • достижения обучающихся ;

  • постоянное физическое развитие школьников;

  • интерес обучающихся к игре и занятиям спортом.

Внутренний результат увидеть сложнее. Он выражается в положительных изменениях, происходящих с личностью обучающихся, в их физическом росте.

Диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:

• собеседования с обучающимся;

• наблюдения;

• тестирования;

• метода самооценки.

На каждом этапе обучения эти методы диагностики повторяются вновь, но на новом качественном уровне.

Методическое обеспечение

Формы занятий.

  1. Беседа

  2. Практическое занятие.

  3. Соревнования.


Техническое оснащение.

.

  1. Компьютер.

  2. Видеомагнитофон.

  3. CD, DVD диски, видеокассеты.

  4. Видеокамера.


Формы подведения итогов.

  1. Тестирование.

  2. Анкетирование.

  3. Зачет.

Список литературы


  1. Ю.Д Железняк, И.А. Водянникова, В.Б Габтов. Волейбол. Поурочная программа для детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (группы начальной подготовки, три года обучения). Москва, 2010.


  1. Л.В. Костикова. ПЛАНИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В ВОЛЕЙБОЛЕ. Методические разработки для студентов, специализирующихся по баскетболу. Москва, 2011.


  1. С.М. Вайцеховский. КНИГА ТРЕНЕРА. М., «Физкультура и спорт», 2008.


  1. ВОЛЕЙБОЛ. Под ред. Ю.М. Портнова. Москва, 1997.


  1. СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ. Под ред. В.А.Кудряшова. Минск, 2008.


  1. А. Николич, В.Параносич. ОТБОР В ВОЛЕЙБОЛЕ. М., «Физкультура и спорт» 2010.


  1. ЮНЫЙ ВОЛЕЙБОЛИСТ. Под ред. Е.Р.Яхонтова. М., «Физкультура и спорт» 2011.


ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

ГРУППА НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ


102 ЧАСА В ГОД

3 ЧАСА В НЕДЕЛЮ

п\п

Тема.

Задачи.

Количество часов.

Примечания.

1.

Теоретическая подготовка.

  • Ознакомить с историей возникновения и развития волейбола в России.

  • Учить использовать специальную терминологию волейбола в процессе занятий.

  • Изучить судейские жесты и правила игры в волейбол.

5

2.

Общая и специальная физическая подготовка.

  • Воспитывать морально-волевых качеств.

  • Воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи.

  • Развивать общие физические качества.

  • Развивать специальные физические качества.

24

Преимущественно игровой и соревновательный метод, метод сопряженных воздействий.

3.

Техническая подготовка.

  • Воспитывать внимание, настойчивость и целеустремленность.

  • Учить основам техники волейбола .

29

Используются элементы метода «опорных точек» Шаталова.

4.

Тактическая подготовка.

  • Воспитывать умение взаимодействовать в группе.

  • Учить взаимодействиям 2-х и 3-х игроков в нападении и защите.

29

5.

Контрольные игры и соревнования.

  • Учить избегать конфликтных ситуаций, соблюдать правила поведения во время игр и соревнований.

  • Воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи.

  • Обучить навыкам судейства соревнований по волейболу.

10

Контрольные и учебные игры, конкурсы по разделам подготовки .

6.

Посещение соревнований.

  • Воспитывать дисциплину и умение контролировать свои эмоции.

5

Контрольные и учебные игры, конкурсы по разделам подготовки.













КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ГРУППА НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

102 ЧАСА В ГОД

3 ЧАСА В НЕДЕЛЮ.

1 четверть

№ п/п

Содержание

Кол-во

Формы контроля

Сроки проведения

теория

практи-ка

1

Общие гигиенические требования к занимающимся волейболом с учетом его специфических особенностей. Предупреждение спортивных травм на занятиях волейболом..

1

Фронтальный опрос. Индивидуальная коррекция выполнения.

1


Индивидуальные упражнения с мячом. Подвижная игра «Салки с мячом». Изучение: Верхняя и нижняя передача мяча.

1

Экспертная оценка исполнения.

1

Повторение индивидуальных тактических действий в нападении и защите Техника верхней подачи мяча

1

Экспертная оценка исполнения.

1

Учебная игра. Групповые действия в защите.

1

Фиксирование результатов

1

Передачи мяча двумя руками снизу, Техника прямого нападающего удара.

1

Индивидуальная коррекция выполнения.

1

6

Сочетание технических приемов. Комбинированная эстафета на выносливость

1

Индивидуальная коррекция выполнения. Фиксирование результатов


1

Изучение: Верхняя передача мяча назад за голову.

1

Индивидуальная коррекция выполнения.

1

Изучение Отбивание кулаком через сетку Выбор способа передачи в зависимости от расстояния.

1

Индивидуальная коррекция выполнения.

1

9

Сочетание технических приемов. Комбинированная эстафета на развитие силы.

1

Индивидуальная коррекция выполнения. Фиксирование результатов


1

Повторение индивидуальных тактических действий в нападении и защите Изучение: Верхняя передача мяча над собой.

1

Индивидуальная коррекция выполнения.

1

Верхняя передача мяча назад за голову .Индивидуальные упражнения с мячом. Подвижная игра «Бегуны»

1

Индивидуальная коррекция выполнения. Фиксирование результатов

1

Техника верхней подачи мяча на силу Повторение индивидуальных тактических действий в нападении и защите.

1

Индивидуальная коррекция выполнения.

1



Учебная игра. Командные действия в нападении.

1

Фиксирование результатов

1

14

Сочетание технических приемов. Комбинированная эстафета.

1

Экспертная оценка исполнения. Фиксирование результатов


1

Повторение индивидуальных тактических действий в нападении и защите.

1

Индивидуальная коррекция выполнения.

1

Правила игры

1

Фронтальный опрос

1

Техника верхней подачи мяча на силу в прыжке.

1

Индивидуальная коррекция выполнения.

1

18

Сочетание технических приемов. Комбинированная эстафета .на развитие ловкости.

1

Экспертная оценка исполнения. Фиксирование результатов


1

Организация командных действий с использованием изученных групповых взаимодействий.

1

Индивидуальная коррекция выполнения.

1

20

Индивидуальные упражнения с мячом на выносливость. Сочетание технических приемов. Комбинированная эстафета.

1

Экспертная оценка исполнения. Фиксирование результатов


1

Повторение индивидуальных тактических действий в нападении и защите. Техника прямого нападающего удара по ходу.

1

Экспертная оценка исполнения.

1

Влияние двигательных действий при игре на сердечно-сосудистую систему

1

Тестирование

1









Командные действия в защите и нападение.

1

Индивидуальная коррекция выполнения. Фиксирование результатов

1

Повторение индивидуальных тактических действий в нападении и защите.

1

Экспертная оценка исполнения.

1

25

Индивидуальные упражнения с мячом. Подвижная игра «Вызов номеров». Развитие силы в круговой тренировке.

1

Индивидуальная коррекция выполнения. Фиксирование результатов


1

Учебная игра.

1

Индивидуальная коррекция выполнения. Фиксирование результатов

1

27

Сочетание технических приемов. Комбинированная эстафета.

1

Экспертная оценка исполнения. Фиксирование результатов


1

Взаимодействие трех игроков против трех.

1

Фиксирование результатов

1

29

Развитие координации посредством игры.

1

Фронтальный опрос

1


Сочетание технических приемов. Верхняя передача мяча над собой.

1

Индивидуальная коррекция выполнения. Фиксирование результатов

1

Учебная игра. Командные действия в защите и нападение.

1

Фиксирование результатов

1

32

Сочетание технических приемов. Развитие силы в круговой тренировке. Комбинированная эстафета.

1

Экспертная оценка исполнения. Фиксирование результатов


1

Групповые действия в нападении

1

Индивидуальная коррекция выполнения.

1

34

Индивидуальные упражнения на развитие скоростной выносливости. Подвижная игра «Бегуны». Повторение ловли и передач.

1

Экспертная оценка исполнения. Фиксирование результатов


1

Повторение технических приемов в круговой тренировке.

1

Индивидуальная коррекция выполнения.

1

36

Индивидуальные упражнения на развитие координации. Комбинированная эстафета.

1

Индивидуальная коррекция выполнения. Фиксирование результатов


1

Влияни двигательных действий на опорно-двигательный аппарат.

1

Фронтальный опрос

1

Техника верхней подачи мяча на силу в прыжке.

1

Индивидуальная коррекция выполнения.

1

Нижний прием мяча в падении Повторение индивидуальных тактических действий в нападении и защите.

1

Экспертная оценка

1

исполнения.

Повторение индивидуальных тактических действий в нападении и защите. Нижний прием мяча в падении

1

Фиксирование результатов

1


Учебная игра. Командные действия в защите и нападение.

1

Фиксирование результатов

1

Применение изученной техники прямого нападающего удара по ходу на выносливость.

1

Индивидуальная коррекция выполнения.

1

Повторение индивидуальных тактических действий в нападении и защите.

1

Индивидуальная коррекция выполнения.

1

Учебная игра.

1

Фиксирование результатов

1

Повторение индивидуальных тактических действий в нападении и защите

1

Индивидуальная коррекция выполнения.

1

Развитие мышечного аппарата

1

Тестирование

1









Применение изученной техники прямого нападающего удара по ходу Индивидуальные упражнения с мячом. Подвижная игра «Вызов номеров»

1

Индивидуальная коррекция выполнения. Фиксирование результатов

1

Командные действия в защите и нападение. Учебная игра.

1

Индивидуальная коррекция выполнения. Фиксирование результатов

1

Повторение индивидуальных тактических действий в нападении и защите. Верхняя передача мяча назад за голову

1

Индивидуальная коррекция выполнения.

1

Учебная игра. Командные действия в защите и нападение.

1

Фиксирование результатов

1

51

Индивидуальные упражнения с мячом. Подвижная игра «Салки спиной к щиту». Повторение ловли и передач.

1

Индивидуальная коррекция выполнения. Фиксирование результатов


1

Учебная игра. Организация командных действий с использованием изученных групповых взаимодействий

1

Фиксирование результатов

1

Групповые действия в нападении

1

Фиксирование результатов

1

54

Выдающиеся волейболисты России

1

Фронтальный опрос

1


Учебная игра. Групповые действия в защите.

1

Фиксирование результатов

1

Развитие силы в круговой тренировке Повторение индивидуальных тактических действий в нападении и защите.

1

Индивидуальная коррекция выполнения.

1

Учебная игра. Командные действия в защите и нападении.

1

Фиксирование результатов

1

Нижний прием мяча в падении Индивидуальные упражнения с мячом. Подвижная игра «Бегуны»

1

Индивидуальная коррекция выполнения. Фиксирование результатов

1

59

Индивидуальные упражнения на развитие скоростной выносливости. Сочетание технических приемов. Комбинированная эстафета.

1

Индивидуальная коррекция выполнения. Фиксирование результатов


1

Изучение влияния двигательных действий на координацию.

1

Анкетирование

1

Учебная игра. Повторение индивидуальных тактических действий в нападении и защите.

1

Фиксирование результатов

1

62

Индивидуальные упражнения на развитие скоростной выносливости. Сочетание технических приемов. Комбинированная эстафета.

1

Индивидуальная коррекция выполнения. Фиксирование результатов


1

Повторение одиночного блокирования

1

Индивидуальная коррекция выполнения.

1

Повторение индивидуальных тактических действий в нападении и защите Изучение группового блокирования.

1

Индивидуальная коррекция выполнения.

1

Применение изученной техники прямого нападающего удара по ходу Сочетание технических приемов. Комбинированная эстафета.

1

Экспертная оценка исполнения. Фиксирование результатов

1

Учебная игра. Групповые действия в защите

1

Индивидуальная коррекция выполнения. Фиксирование результатов

1



Применение изученной техники прямого нападающего удара по ходу

1

Индивидуальная коррекция выполнения.

1



Повторение индивидуальных тактических действий в нападении и защите Техника верхней подачи мяча на силу в прыжке.

1

Экспертная оценка исполнения.

1

Индивидуальные упражнения с мячом. Подвижная игра «Салки с мячом»

1

Индивидуальная коррекция выполнения. Фиксирование результатов

1

Учебная игра с заданием.

1

Индивидуальная коррекция выполнения. Фиксирование результатов

1

71

Индивидуальные упражнения на развитие скоростной выносливости.

1

Экспертная оценка исполнения. Фиксирование результатов


1

Скоростно-силовые возможности человека.

1

Опрос

1

Повторение групповых тактических действий в нападении и защите.

1

Экспертная оценка исполнения.

1

Применение изученных способов, передач, в зависимости от ситуации на площадке.

1

Индивидуальная коррекция выполнения.

1

Учебная игра.

1

Фиксирование результатов

1

76

Сочетание технических приемов. Комбинированная эстафета. Индивидуальные упражнения на развитие координации.

1

Экспертная оценка исполнения. Фиксирование результатов


1









Взаимодействие трех игроков «треугольник». Учебная игра.

1

Индивидуальная коррекция выполнения. Фиксирование результатов

1

78

Индивидуальные упражнения на развитие скоростной выносливости.

1

Индивидуальная коррекция выполнения. Фиксирование результатов


1


Учебная игра.

1

Индивидуальная коррекция выполнения.

1

Организация командных действий с использованием изученных групповых взаимодействий.

1

Экспертная оценка исполнения.

1

81

Сочетание технических приемов. Комбинированная эстафета. Индивидуальные упражнения на развитие скоростной выносливости.

1

Индивидуальная коррекция выполнения. Фиксирование результатов


1

Повторение индивидуальных тактических действий в нападении и защите.

1

Индивидуальная коррекция выполнения.

1

Учебная игра. Техника верхней подачи мяча на силу в прыжке

1

Фиксирование результатов

1

84

Сочетание технических приемов. Комбинированная эстафета. Техника верхней подачи мяча на силу в прыжке

1

Индивидуальная коррекция выполнения. Фиксирование результатов


1

Влияние игры на развитие скоростной выносливости.

1

Индивидуальные задания

1

Учебная игра. Повторение одиночного блокирования

1

Фиксирование результатов

1

87

Сочетание технических приемов. Комбинированная эстафета. Групповые действия в защите

1

Индивидуальная коррекция выполнения. Фиксирование результатов


1

88

Индивидуальные упражнения на развитие координации.

1

Индивидуальная коррекция выполнения. Фиксирование результатов


1

Верхняя передача мяча назад за голову.

1

Индивидуальная коррекция выполнения.

1

Учебная игра.

1

Фиксирование результатов

1

Повторение индивидуальных тактических действий в нападении и защите.

1

Индивидуальная коррекция выполнения.

1

Командные действия в защите и нападение.

1

Фиксирование результатов

1

Индивидуальные упражнения с мячом. Подвижная игра «Салки с мячом» Повторение группового блокирования

1

Индивидуальная коррекция выполнения. Фиксирование результатов

1

94

Функциональные возможности человека

1

Тестирование

1



Повторение одиночного блокирования

1

Индивидуальная коррекция выполнения.

1

Применение изученной техники прямого нападающего удара по ходу

1

Индивидуальная коррекция выполнения.

1

Учебная игра. Групповые действия в защите

1

Фиксирование результатов

1

Повторение индивидуальных тактических действий в нападении и защите. Применение изученной техники прямого нападающего удара по ходу

1

Индивидуальная коррекция выполнения.

1

Учебная игра.

1

Индивидуальная коррекция выполнения. Фиксирование результатов

1

99

Индивидуальные упражнения с мячом. Подвижная игра «Салки спиной к щиту».

1

Экспертная оценка исполнения. Фиксирование результатов



1

Применение изученной техники прямого нападающего удара по ходу.

1

Индивидуальная коррекция выполнения.

1

101

Сочетание технических приемов. Комбинированная эстафета. Индивидуальные упражнения на развитие координации.

1

Экспертная оценка исполнения. Фиксирование результатов


1

Учебная игра.

1

Экспертная оценка исполнения.

1



Список литературы


  1. Ю.Д Железняк, И.А. Водянникова, В.Б Габтов. Волейбол. Поурочная программа для детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (группы начальной подготовки, три года обучения). Москва, 2010.


  1. Л.В. Костикова. ПЛАНИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В ВОЛЕЙБОЛЕ. Методические разработки для студентов, специализирующихся по баскетболу. Москва, 2011.


  1. С.М. Вайцеховский. КНИГА ТРЕНЕРА. М., «Физкультура и спорт», 2008.


  1. ВОЛЕЙБОЛ. Под ред. Ю.М. Портнова. Москва, 1997.


  1. СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ. Под ред. В.А.Кудряшова. Минск, 2008.


  1. А. Николич, В.Параносич. ОТБОР В ВОЛЕЙБОЛЕ. М., «Физкультура и спорт» 2010.


  1. ЮНЫЙ ВОЛЕЙБОЛИСТ. Под ред. Е.Р.Яхонтова. М., «Физкультура и спорт» 2011.


© 2010-2022