Выступление на РМО на тему Краеведческая работа в школе

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление Т.С.Маминой на РМО

Краеведческая работа в школе

Краеведение в школе является одним из источников расширения и обогащения обучающихся знаниями о родном крае, воспитания любви и уважения к его истории и культуре, формирования гражданской позиции. Раскрывает связи родного края с Родиной, помогает уяснить единство истории своего села с историей, жизнью нашей страны. Но школьное краеведение - это не только один из основных путей сближения школы с жизнью, а и способ широкой постановки научно - исследовательской работы по истории малой родины, так как наше общество испытывает потребность в людях мыслящих, творческих, умеющих реализовать новые идеи. Поэтому важно не только воспитывать гражданско - патриотические качества личности обучающихся, но и вырабатывать у них самостоятельное творческое мышление. Практика показала, что краеведение расширяет область интересов школьников, дает простор для их самовыражения, развивает навыки самостоятельности, открывает широкие возможности для поиска, исследования. Не в стенах школы, не только по книгам, а в живом, непосредственном общении обучающиеся приобщаются к историческому прошлому, к неисчерпаемому поэтическому источнику народной фантазии и мудрости

В предисловии своего пособия «Фольклор и литература Зауралья. Региональный компонент государственного образовательного стандарта по литературе» В. П. Федорова так обосновывает необходимость изучения литературы родного края: « Край наш интересен. Им можно гордиться, но при условии: его нужно знать. Пусть не о нас говорят: «Иваны, не знающие родства». Чтобы не оказаться без корней, без прошлого и будущего, человек обязан знать, с кем он в одной связке, чем интересна его земля, где и в чем опора. Нельзя нам оставаться с мыслью, что край наш - серость, что у него рядовая история и безликая культура». Эти слова я всегда зачитываю школьникам как напутствие в их краеведческой работе.

На современном этапе в деле организации краеведческого исследования большая роль сохраняется за педагогом. Поэтому решающее значение для организации краеведческой работы имеет предварительная самоподготовка учителя, его знакомство с историей и памятниками культуры, с примечательными местами родного края, с литературными традициями. Не меньшую роль играет интерес к современной культурной жизни своего села, района. Педагог должен быть знакомы с литературой по методике и обмену опытом литературно-краеведческой деятельности, уметь работать с архивными материалами.

Использовать всю палитру возможностей краеведения удается только при глубоком взаимодействии педагога и ребенка. Проведение простейшего краеведческого исследования требует не только усилия юного исследователя, но и серьезного педагогического руководства. Начав с эпизодического привлечения отдельных учеников к выполнению тех или иных несложных заданий, учитель постепенно должен сплотит около себя актив увлеченных живым и интересным делом школьников.

Однако педагог, организующий краеведческая деятельность школьников, должен помочь избежать ошибок, подстерегающих юных краеведов в ходе исследования и написания работы по результатам работы. Во-первых, ученика необходимо научить методологически правильно проводить исследование объекта изучения, проводить элементарный библиографический поиск опубликованных материалов на избранную тему, продуктивно знакомиться с соответствующей исследовательской литературой, изучать опубликованные материалы (периодику, документы, справочники, монографии и др.), работать в архиве и музее. Большую роль играет и правильно составленный отчет (справка) о проделанной работе.

Во-вторых, юному краеведу необходимо помочь с выбором темы, формы и методов исследования, чтобы выбор соответствовал возрасту школьника, уровню его знаний. Опасно как занизить, так и завысить уровень сложности исследования, обусловленный избранной темой. Надо стремиться строить исследование юного краеведа в его «зоне ближайшего развития», когда ученик способен освоить новое с помощью взрослого. Тема краеведческой работы должна быть избрана с учетом возрастной психологии подростка, соответствовать его интересам, способствовать развитию личности. Важно помочь юному исследователю построить свою работу таким образом, чтобы он ясно осознавал общественный смысл проводимого исследования, его культурный и нравственный потенциал. Поэтому школьнику необходимо указать не только на правила научного исследования, но и на правильное понимание своего места в процессе работы, понимание преемственности, обязательность ссылок на источники информации, на коллектив единомышленников, на имена педагогов и научного руководителя.

Едва ли не главным моментом является умение краеведа представить свое исследование, рассказать о нем. Для этого идет процесс подготовки ученика к устному изложению материала на аудиторию, обучение умениям вступать в диалог, вести полемику, отвечать на вопросы. Обучающийся должен уметь анализировать свои ошибки, дать оценку других работам, уметь сравнивать свое исследование с близкими по теме.

Как же организуется краеведческая работа по изучению фольклора родного края в нашей школе? Сначала вводная лекция учителя знакомит исследователей с фольклористической работой в Зауралье, с первыми исследователями фольклора. Обучающимся предлагаются примерные вопросники, которые должны помочь сделать встречу с очевидцами плодотворной и интересной. Вопросы построены таким образом, чтобы вызвать у собеседника определенные ассоциации и новые воспоминания. Поэтому встречи с местными жителями проходят всегда в доверительной обстановке. Со слезами на глазах делятся своими воспоминаниями пожилые люди. Им иногда не хватает участия и понимания родных, они всегда рады встрече с заинтересованным собеседником. Большие преимущества для начала работы имеет стационарный способ, дающий возможность полного сбора материала, записи вариантов, обстоятельного знакомства с очевидцами. Записывать лучше всего группой в 2-3 человека (большое количество записывающих стесняет рассказчика, тормозит работу). По окончании записи тексты сверяются, составляется единая редакция. Если позволяет обстановка, запись можно повторить на следующий день и сверить с предыдущей. Это даст возможность проверить память и манеру рассказчика, а также степень стабильности текста устного рассказа. Полезно при знакомстве с биографией рассказчиков главное внимание обратить на такие факты, которые помогают увидеть становление героя материала, его характер и т.д. Предварительно составляется план исследования. Надо учесть, что при проведении работы возникает необходимость дорабатывать и совершенствовать план. Исследование - живой и творческий процесс, что-то нужно дополнить, отчего - то отказаться. Перед составлением плана исследования думает над ответом на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?» Для этого определяется, какими инструментами или методами можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку.

· изучить литературу о том, что исследуешь;

· обратиться к сети Интернет;

·изучить документальные источники в архиве, музее;

· провести опрос населения;

· организовать переписку;

· провести сбор материала;

· подвести итоги и подготовиться к защите.

Выбор методик и методов исследования определяется характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования. Методы исследования должны быть адекватны поставленным задачам. Это означает, что именно эта методика позволяет получить ожидаемый результат, тогда как любые другие приемы могут привести к ошибочным результатам. Выбранные методы работы должны быть простыми и доступными для школьников. В краеведческих исследованиях используем следующие:

· наблюдение,

· работа с литературными источниками,

· интервью,

· опросы,

· обработка статистических и опытных данных,

·исследование исторических находок и документов с описанием, анализом и сравнением краеведческих источников (работа в архивах, музеях).

О значении краеведческой исследовательской деятельности говорят материалы работ обучающихся. Вот некоторые выдержки из них:

«Устное народное творчество - это хранитель нравственных и эстетических ценностей народа. Фольклор Зауралья не является исключением, раскрывая национальный дух, обычаи, характер и силу русского народа моей малой родины».

«Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал «первых лет уроки». Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы - все это, прошедшее через сознание, становится частью человеческой судьбы. Вот потому так необходимо приобщать нас, школьников, к краеведческой работе с целью изучения истории малой родины, открытия новых имен и талантов, воспитания любви и интереса к родному краю. Курганская земля полна народными талантами. Но самым интересным оказалось то, что они живут рядом с нами, ходят по тем же деревенским улицам, что и мы, дышат одним с нами воздухом. Они могут запечатлеть любимый уголок природы, улицу детства на своих полотнах или просто, но удивительно душевно, выразительно рассказать о любви, доброте, поделиться своей радостью с людьми с помощью поэтических строк».

«Минуло 65 лет с той поры, когда завершилась самая кровопролитная война. Вместе с Победой пришло избавление от самой страшной угрозы порабощения всех людей. Время неумолимо движется вперед. Уходят из жизни солдаты войны, спасшие нашу Родину от фашизма. Их остается все меньше и меньше. И мы должны помнить, какой ценой досталась нам эта победа. Это нужно всем живущим на земле, чтобы не зачерствели их сердца, чтобы потомки помнили подвиги своих отцов и дедов».

«Женщина и война. Эти два понятия несовместимы, как несовместимы мужество и трусость, гуманизм и жестокость. Но в годы войны на защиту своей Родины вставали и женщины, пройдя пыльными дорогами войны до Берлина, приближая день Победы. Мы узнали, что с началом Великой Отечественной войны сотни тысяч женщин устремились в армию, не желая отставать от мужчин, чувствуя, что способны наравне с ними вынести все тяготы воинской службы, а главное, утвердить за собой право на защиту Отечества. До декабря 1942 года в Курганской области было подготовлено 1753 медсестры и 675 сандружинниц (из архивных материалов). Так кто же они, эти девчонки, которые в 41-м году уходили с отступающими частями, осаждали военкоматы, всеми правдами и полудетскими неправдами прибавляя себе года, осаждали военкоматы, рвались на фронт? Сами они вспоминали, что были обыкновенными школьницами, студентками. Но в один день мир для них разделился на прошлое, то, что было еще вчера - последний школьный звонок, новое платье к выпускному балу, каникулы, студенческая практика в сельской больнице, первая любовь, мечты о будущем, и на настоящее - войну. Они были готовы к подвигу, но не были готовы к армии».

«Женщина и война! Трудно представить, что женщины, как и мужчины, падали, прошитые автоматной очередью, на землю, гибли от осколков разорвавшихся снарядов, горели в самолетах и подбитых танках, выносили под обстрелом раненых с поля боя. Свое «поле боя» было и у женщин тыла. Целью моей исследовательской работы является рассказ о женщинах военного времени, о тех, кто наяву видел рукопашный бой, о тех, кто ковал победу в тылу.

Вглядимся в них, таких родных и близких,

Таких простых в величии своем,

И до земли поклонимся им низко

За подвиг их, за то, что мы живем!»

Ради таких строк, ради детских откровений стоит «жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытья» (Б.Пастернак).












© 2010-2022