- Преподавателю
- Другое
- Образовательная игра по внеурочной деятельности по дисциплине Техническая механика
Образовательная игра по внеурочной деятельности по дисциплине Техническая механика
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Катина Е.И. |
Дата | 06.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Министерство образования Нижегородской области
ГБОУ СПО Нижегородский автотранспортный техникум
Методическая разработка
«Применение современных образовательных технологий при изучении технической механики»
Автор: Катина Е.И
Н. Новгород, 2014
Содержание
1. Введение
2. Применение технологии образовательной квест-игры в учебном процессе.
3. Педагогические цели и задачи, материальное обеспечение.
4. Организация проведения и идея внеурочного мероприятия по технической механике «Квест-игра «Багаж знаний».
5.Заключение.
6.Приложения.
7.Список литературы
1.Введение
Современное общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. Поэтому сегодня важно не столько дать студенту как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие.
Передача готовых знаний недостаточно побуждает студента анализировать и обобщать получаемую информацию, логически рассуждать, определять пути решения в проблемных ситуациях.
Применение современных образовательных технологий в учебном процессе и внеурочной деятельности позволяет получить другой подход к организации обучения, дает возможность изменить позиции студента и педагога: активная роль студента в познавательной деятельности и роль педагога в качестве консультанта. Наиболее эффективно это может быть реализовано при использовании игры в обучении.
В данной методической разработке рассмотрено применение образовательной игры по во внеурочной деятельности по учебной дисциплине «Техническая механика»
2.Применение технологии образовательной игры в учебном процессе.
Игровые технологии занимают одно из значимых мест среди современных инновационных методов обучения.
В игре реализуется свобода от любых форм принуждения, она способствует размораживанию привычных запретов, смене социальных ролей, ироничности, что создает благоприятные условия для развития личности в целом.
В игре проявляется творческий поиск студента, его активность, направленная на условное моделирование той или иной деятельности. Таким образом, игра может рассматриваться как непреднамеренное обучение.
Игра должна сочетать в себе следующие признаки:
-свободная, развивающая, творческая, активная, импровизированная по характеру деятельность;
-получение удовольствия от самого процесса деятельности;
-деятельность, проходящая в рамках правил, отражающих содержание игры;
-имитационный характер.
В то же время образовательные игры должны:
- иметь четкую образовательную цель;
- у игры должен быть соответствующий ей педагогический результат, который должен быть обоснован, выделен в явном виде и характеризоваться учебно-познавательной направленностью;
-обеспечить ее участникам, познание, создание чего-либо;
-предусмотреть коллективную, творческую деятельность студентов, создание и закрепление в игре положительных моделей поведения.
Слово «квест» (от англ. quest) переводится как «поиск». В этих играх нужно что-то искать, преодолевать. Таким образом здесь есть элементы исследования, апробации знаний и умений, самостоятельного принятия решений.
Квестовые игры позволяют воспользоваться интересом студентов к игре и вовлечь их в процесс познания не как пассивных слушателей, а как активных участников.
Логика игры соединяет учебную и внеучебную деятельность в активных формах.
Внедрение технологии образовательных игр в процессе обучения и воспитания способствует приобретению педагогами новых компетенций: проектирование целостного образовательного процесса, формирование коллектива, новые формы контроля и фиксации результатов деятельности, рефлексия - как самоанализ, т.е. приобретение педагогом качества междисциплинарной коммуникации и комплексного полипредметного мышления.
Безусловно, игра требует тщательной подготовки.
Подготовка к игре начинается за 7-10 дней до ее проведения. Студентам сообщается легенда игры, предлагается круг вопросов, список дополнительной литературы, формируются команды, выбираются капитаны команд, которые организуют подготовку своей команды к игре. Задания даются фронтальные (общие вопросы для всех), командные, индивидуальные.
Вопросы должны быть хорошо продуманы педагогом, отличаться достаточной сложностью, разнообразием. Перед игрой целесообразно организовать консультации для студентов, а индивидуальные задания проверить, если необходимо, помочь.
Для успешного проведения игры, педагогу необходимо установить с участниками игры дружеские отношения; четко организовать игру, создать на занятии творческую атмосферу, поддерживать высокий уровень эмоциональной напряженности; воспитывать принципиальность; отрабатывать навыки работы в коллективе и с коллективом; учить ребят грамотно излагать свои мысли, аргументировать свои решения; управлять темпом игры.
.
3. Педагогические цели и задачи, материальное обеспечение
Цель - обобщение и систематизация полученных знаний.
Задачи:
образовательные: выявить уровень овладения знаниями и умениями по темам разделов «Теоретическая механика» и «Сопротивление материалов», «Детали машин».
воспитательные: формирование потребности и умения творческой деятельности, создание условий для реальной самооценки, реализация творческого потенциала.
развивающие: развитие коммуникативных навыков при работе в команде, познавательных потребностей, потребности в саморазвитии и самореализации.
Обеспечение: Мультимедиа проектор, компьютер, дидактический материал: задания, чертежные инструменты, бумага, письменные принадлежности.
4. Организация проведения и идея внеурочного мероприятия по технической механике «Квест-игра «Багаж знаний».
Организация:
Учебная группа разбивается на три игровых команды, по 5-6 человек в каждой. Один из членов команды выбирается на роль капитана.
Оценку выполнения заданий выполняет жюри: представители администрации, педагоги, студенты из других групп. Ведущим является преподаватель и студенты из других групп.
Жюри имеют: правила игры, оценочную ведомость, памятку по подведению итогов игры (Приложение).
Идея:
Студентам предлагается игра, в ходе которой они доказывают свою компетентность, выполняя задания. Сами задания зашифрованы, и чтобы их получить студентам даются подсказки (метки).
Цель игры: набрать наибольшее количество баллов за выполненные задания и получить приз.
Участники игры выполняют задания по станциям (Приложение)
-Кто есть кто
-Театральный экспромт
-Самые умные
-Сам себе конструктор.
5. Заключение
Игровая технология, построенная на основе деятельностного подхода, формирует надпредметные, метапредметные умения и навыки, потребности и умения творческой деятельности, способствует повышению мотивации, получению студентами опыта самостоятельного социального действия.
Участники игры обучаются новым способам деятельности, групповой работе, обучаются умению ориентироваться в нестандартных ситуациях, овладевают соответствующими инструментами по использованию знаний, ориентируются на использование всех своих способностей.
6. Приложения
Приложение А
Вопросы к заданию «Самые умные»
1.Состояние покоя или равномерного прямолинейного движения - равновесие.
2.Утверждение, устанавливаемое при помощи доказательства - теорема.
3.Чье имя носит теорема о моменте равнодействующей -Вариньона.
4.Одна из причин потери работоспособности червячных передач -заедание, задир.
5.Сила, с которой связь действует на тело - реакция.
6.Кратчайшее расстояние от точки до линии действия силы -плечо.
7.Твердое тело, вращающееся относительно неподвижной оси -рычаг.
8.Единица измерения силы - ньютон.
9.Совокупность сил, действующих на тело - система сил.
10.Произведение силы на плечо - момент.
11.Сила, эквивалентная системе сил - равнодействующая.
12.Ограничения на движение тела - связь.
13.Мера механического взаимодействия тел -сила.
14.Подвижное соединение, допускающее вращение - шарнир.
15.Гибкая связь - нить, трос.
16.Чье имя носит теорема о параллельном переносе силы - Пуансо.
17. Движение тел без учета действия сил изучает - кинематика.
18.Отрезок между основаниями перпендикуляров из начала и конца вектора силы - проекция.
19.Утверждение, принимаемое без доказательства - аксиома.
20.Равновесие тел под действием приложенных сил изучает - статика.
21.Тело, размерами и формой которого можно пренебречь -материальная точка.
22.Система сил, в которой силы пересекаются в одной точке - сходящаяся
23.Тела, на которые наложены связи - несвободные.
24.Изучает движение тел, под действием сил - динамика
25.Основная форма существования материи - движение.
26.Движение, при котором прямая, проведенная в теле, остается параллельна своему начальному положению - поступательное
27.Движение тел с учетом действующих сил изучает - динамика
28.Сила, препятствующая движению одного тела по поверхности другого - трения
29.Способность, не разрушаясь воспринимать внешние нагрузки - прочность
30.Интенсивность внутренних сил в сечении - напряжение
31.След движущейся точки - траектория
32.Способность сопротивляться упругим деформациям - упругость
33.Способность сопротивляться образованию деформации - жесткость
34Напряжение, лежащее в плоскости сечения, - касательное
35.Напряжение, перпендикулярное плоскости сечения - нормальное
36.Изменение скорости в единицу времени - ускорение
37.Сдвиг, доведенный до разрушения - срез
38.Вид нагружения, при котором в поперечном сечении возникает крутящий момент - кручение
39.График изменения ВСФ по длине бруса - эпюра
40.Связь между напряжением и деформацией установил - Гук
41.Процесс возрастания деформации при постоянной силе - текучесть
42.На участке текучести на образце появляются - линии Чернова-Людерса
43.Устранение излишнего многообразия в технике - унификация
44.Изделие, выполненное без сборочных операций из однородного материала - деталь
45.Кривая, по которой изготавливают боковую поверхность зуба - эвольвента
46.Явление, вызванное неравенством окружных скоростей ведущего и ведомого колеса - проскальзывание, скольжение
47Устройство для плавного изменения передаточного числа - вариатор
48.Устройства для передачи энергии с преобразованием угловой скорости и момента - передача
49.Деформация, обусловленная местным сжатием материала - смятие
50.Закрытая понижающая передача - редуктор.
55.Закрытая повышающая передача - мультипликатор.
56.Расстояние между одноименными точками 2-х соседних зубьев- шаг
57.Явление, происходящее на поверхности зубьев закрытых передач при переменных нагрузках - выкрашивание
58.Состояние изделий, при котором они выполняют заданные функции с параметрами, установленными НТД - работоспособность.
59.Процесс постепенного накопления повреждений под действием переменных напряжений, приводящий к разрушению - работоспособность
60.Для определения ВСФ в сечениях служит метод - РОЗУ
61.Отношение угловой скорости ведущего к угловой скорости ведомого - передаточное число (передаточное отношение).
62.Произведение силы на скорость - мощность
63.Стандартный угол зацепления зубчатых колес равен - 20
64.Угол наклона зубьев косозубой передачи - 8 - 15
Приложение Б
Вопросы к заданию «Кто есть кто»
1.Свое открытие он зашифровал в 1676г в виде латинского афоризма «UT TENSIO SIC VIS»,
а опубликовал анограмму
CEIIINOSSSTTUU
Назвать этого ученого, какой вклад он внес в науку (механику)?
2.По легенде соавтор этого ученого - яблоко.
Назвать этого ученого, какой вклад он внес в науку (механику)?
3.По легенде одно из своих открытий сделал в бане. Ему принадлежат слова: дайте мне …………………….(продолжить)
Назвать этого ученого, какой вклад он внес в науку (механику)?
Приложение В
Задание «Театральный экспромт»
Участникам команд креативно презентовать свою команду ( стихи, сценки, песни, танцы и т.д.)
Приложение Г
Оценочная ведомость
Приложение Д
Критерии оценок
Приложение Е
Сценарий мероприятия
СЦЕНАРИЙ
внеурочного мероприятия по технической механике
«Багаж знаний» в формате квест-игры
Преподаватель
Сегодня у нас не обычный урок.
Цели нашего урока:
педагогические цели: более глубокое усвоение знаний, развитие творческого потенциала, умения работать в команде,
(ОБЪЯСНЯЕТ ЦЕЛИ УРОКА, ПРАВИЛА ИГРЫ, ПРЕДСТАВЛЯЕТ КОМАНДЫ И ЖЮРИ)
Итак, мы начинаем. Успехов!
Легенда
В наш техникум пришло срочное сообщение. Предприниматель, владелец автосервиса обращается с просьбой о помощи. И в этом обращении он поведал свою грустную историю: (под музыку)
1 ведущий: Сначала все было хорошо…
Согнутая балка в жестком защемлении
Закрепляла здание в нужном положении.
По ее сечению в разных направлениях
Действовали силы при больших давлениях.
2 ведущий: Но оказалось,что -
На заводе балку делали аврально,
И она держалась чисто фигурально.
Да еще в расчетах сделали ошибку,
Потому что знали сопромат не шибко…
1: И вот…
Возрастали главные в балке напряжения,
И она дрожала, как от вдохновенья!
А пришли ремонтники делать свое дело,
Тут-то наша балка и не утерпела…
2:
Проломив пролеты вниз она упала,
Много там имущества хозяйского пропало…
1:Так-что вот, ребята, если жить охота
2:Сопромат учите до седьмого пота…
1: И теперь он несет страшные убытки,
И просит он наших студентов, из группы 4р-12, помочь ему, сделать правильный расчет, а за ценой он не постоит, и уже приготовил приз той команде, которая сделает это лучше.
2:
Но, чтобы было наверняка, команды должны показать, что они за люди, какими компетенциями обладают, какие у них есть знания и как они умеют работать.
1 вед.
Итак, мы начинаем!
Для того чтобы определить команду, которой достанется право воспользоваться первой меткой (подсказкой), выполняем задание для разминки: назвать слова, связанные с технической механикой, которые начинаются на букву «эр».
2 вед.
Уважаемое жюри, чей словарный запас богаче?
Жюри называет команду.
1 вед.
Станция, которую командам нужно пройти, и 1-е задание зашифрованы в первой метке.
Вот она. Отдает победившей команде.
Через 3 минуты всем остальным. (музыка)
Команды ищут задание (кто есть кто), находят.
Далее команды по очереди, прочитав задание, рассказывают о своем ученом. Примерно 10 минут.
(Оценка жюри).
2 вед.
Итак, с этим заданием лучше справилась …… команда. И мы продвигаемся к следующей станции. Команда……..получает право на следующую подсказку.
Внимание. Вот она.
Ищут задание. Музыка. (самые умные), находят
2 вед.
Итак, задание: (читает)
Начинает команда……Внимание, время пошло…
На экране секундомер
Отвечают в течение одной минуты каждая команда.
(Жюри)
1 ведущий. А теперь, когда мы увидели, на что способны наши дружные команды, они продвигаются уверенно все ближе и ближе к цели, познакомимся с ними : итак, театральный экспромт, мы увидим наши команды в новом качестве, оказывается они не только умники, но еще и артисты.
Внимание . Команда………представляет…
Выступает….команда.
2 вед. Ну что же… Впечатляет. Посмотрим, что на это ответит …..команда
Выступает….команда
1 вед.
И настало время показать себя команде……
Выступает….команда.
1 вед.
Но, тем временем, нам нужно продвигаться к последней, самой ответственной станции. Итак, метка №3. Внесите.
Приносят поднос. На нем разные детальки.
Команды идут за заданием (сам себе конструктор), Уходят
2 вед.
Да…
Образцов тяжел удел!
Есть у прочности предел.
Талия придворной дамы
Как предвестник страшной драмы.
Охнул, хрустнул образец-
Вот и сказочке конец…
1 вед.
Да, да, именно к разрывной машине отправились наши команды.
Команды возвращаются, приносят задания и приз -торт.
1 вед.
Ну вот, наш заказчик уже позаботился, приз приготовил. Мы почти у цели. А где задания?
Зачитывает задания.
Команды садятся за свои столы.
В это время музыка или задания зрителям.
Через 20 минут команды сдают жюри выполненные расчеты
Музыка
2 вед.
Ну, а сейчас мы узнаем, кто же все-таки победил.
Жюри объявляет победителя
Музыка фанфары
1 вед.
Ну что же, мы прошли эту игру, задание выполнено. Надеемся, что заказчик останется доволен. Только это будет совсем другая история.
Заключительное слово преподавателя:
Благодарю всех участников, жюри, зрителей, ведущих. Всем спасибо!
7. Литература
-
Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. М.: Сентябрь. 2006 год.
-
Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе. СПб АППО, 2005 год
-
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие, -М., Народное образование, 2008 год.