Внеклассное занятие Мои корни. Бесермяне

Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бесермяне (от удм. бесерман) - особая этническая группа удмуртского народа, проживающая на северо-западе Удмуртии: Юкаменском, Балезинском, Глазовском, Ярском районах. Бесермяне себя не отождествляли с удмуртами и до 1930-ых годов считались особой народностью. По переписи населения в 1926 году в России бесермян проживало более 10 000 человек, в 2002 году их стало 3122, а в 2010 г. - 2101 человек. Во время переписи бесермян приписывали то к удмуртам, то (по непонятным причинам) к татарам.

В советское время бесермянский народ испытывал давление со стороны удмуртов, их считали людьми второго сорта. Легко могли посмеяться над их речью. Молодые люди, уезжавшие в город учиться, старались говорить со своими товарищами только на русском языке, чтобы не оказаться предметом насмешек.

Говорят бесермяне на особом, бесермянском наречии удмуртского языка. Живя под давлением, молодые родители перестали передавать язык своим детям, и это еще раз говорит о том, что население бесермян уменьшилось.

Особого внимания заслуживает одежда бесермян. Шили ее из самотканых холстов, кроили экономно, так как материя доставалась людям большим трудом. Обычно делали один вырез для горловины, когда шили рубахи и платья, обрезки использовали для отделки этого же изделия. Вся работа выполнялась вручную. Каждая бесермянка шила одежду не только для себя, но и для всей семьи. В костюме главенствует два цвета: белый и красный. Украшают одежду сказочная вышивка и бусы с монетами. Одежда подразделялась на повседневную и праздничную.

Основу бесермянской одежды составляет рубаха (дэрем) - туникообразного покроя с небольшим стоячим воротником. Спинка и перед рубахи из одного полотнища, перегнутого поперек. Подол дэрема заканчивается цветной ситцевой оборкой. Прямые длинные рукава отделаны ниже локтя красными ткаными полосами с вышивкой. Вышивка из разноцветного шелка или ниток также располагается на груди и заканчивается на конце разреза треугольником.

Поверх дэрема женщины носили халат (зыбын), из белого или клетчатого холста, с рукавами, которые короче, чем вышитые рукава рубашки (дэрема). Зыбын шьют на 7-9 см короче дэрема, подол украшают красными ткаными полосами. Носят зыбын и летом, и зимой в помещении.

Зыбын подпоясывают фартуком - в будни белым, а в праздники цветным.

Вышивка бесермян отличается от вышивки удмуртов своей расцветкой. В ней преобладают яркие сочетания красок. Яркость узора достигается чередованием трех цветов - оранжевого, красного, зеленого, часто пользовались синим и желтым цветом. Черный цвет выполнял роль контура.

Камали - черезплечевые украшения - представляет собой широкую ленту из материи с нашитыми на нее серебряными монетами по центру, по краям нашивали раковины каури. Надевается через левое плечо под правую руку, проходя на груди подобно орденской ленте.

Девичья одежда (рубаха) шилась из клетчатой домотканины, ее покрой ничем не отличался от женской, носили ее без фартука, с пояском и без него.

Мужская одежда бесермян состоит из рубашки в мелкую клеточку косоворотку и в узкую полоску штаны аланга штан, пояса. Штаны имели интересный покрой: ничего не вырезали, ширинку стягивали крючки или пуговицы с петелькой. Носили их на бедрах (для удобства выполнять физическую работу), были короткими, чуть ниже колен, так как портянки широкими, и они оборачивали ноги до колен. На праздник надевали белую рубашку, наверх рубашки - мужское камали (на черный сатин нашиты раковины каури и серебряные монеты).

Зимой верхней одеждой служил тулуп сукман - прямоспинная одежда, с длинными рукавами запахом на левую сторону, из полушерстяной ткани. На голове носили фетровую шляпу.

На ногах носили лапти в любое время года. Зимой лапти изнутри вышивали соломой или обрезками шубы. Лапти для весны и осени выстилали берестой. Девушки носили и покупали обувь «коти» - это говорило о большом ее трудолюбии, так как купить их можно было, работая по выходным.

Ношение головного убора связано с определенным возрастом и социальным положением женщины.

Бесермянские девушки носили на голове такъю - девичью шапочку. Это круглая шапочка из холста с шишечкой в виде столбика на макушке, обшитая бисером. Вся шапочка зашивается мелкими монетами. На расстоянии 4-5 см от нижнего края идут ряды белых раковин каури, а ниже раковин - ряд крупных серебряных монет. Край шапочки заканчивается мелкими красными бусами. Такъю надевали в праздники, на сенокос, гулянья, на семейные торжества.

Сюлык - свадебное покрывало бесермянской невесты. Это квадратный кусок хлопчатобумажной красной ткани, по краям обшитый длинными кистями синего цвета. По обычаю сюлык готовила для своей невестки свекровь, и надевала его впервые на сноху в доме жениха во время свадьбы. Сюлык молодая сноха носила целый год, пока не родит ребенка, в случае бездетности носила три года постоянно, снимала лишь тогда, когда спать ложилась, когда мылась в бане. Сюлык считался своего рода оберегом для невестки, которая должна была родить здорового ребенка. Красный цвет-оберег закрывал голову и спину, а кисти - глаза и лицо от посторонних глаз.

После рождения ребенка женщина повязывала голову кышоном - белым тонким льняным полотенцем, обертывая голову таким образом, что один конец ложился на спину, а второй спускался на грудь женщины. Поверх кышона повязывался ситцевый платок, концы завязывались на затылке.

Для торжественных случаев женщины надевали особый головной убор - кашпу - холщевая шапка с наушниками, проходящими под подбородком. На ее передней части крупные серебряные монеты. Налобная часть и полоса под подбородком обшиты коралловыми бусами, по нижнему краю пришивались мелкие серебряные монеты.

Поверх кашпу надевали большой красный платок с набивным рисунком челтон кышет. При надевании платок складывается прямоугольником и спускается по спине и проходит под поясом фартука. Верхние концы платка завязываются на затылке. Кашпу являлся национальным убором зажиточных слоев населения и передавался по наследству.

С непокрытой головой и босиком ходили только дети.

Обряды. Основным занятием бесермян было земледелие, животноводство и огородничество. Сеяли рожь, ячмень, овес, пшеницу, горох, лен и коноплю. Огородничество носило подсобный характер, участки занимали небольшие площади и находились вблизи усадьбы.

Достаточно суровый климат, сильные ветры и летние заморозки, частые на севере Удмуртии в конце мая и начале июня, представляли серьезную угрозу для земледельца. Чтобы обеспечить теплую погоду, в начале лета устраивали обряд «ли сутон» («сжигать кости») или «кут сутон» («сжигать лапти»). Обряд сжигания костей животных и лаптей связан у бесермян с аграрной традицией и почитанием природных стихий, способностью человека повлиять на погоду. Обряд «ли сутон» проводился для того, чтобы не было сильных ветров (сильный ветер мог уничтожить, выдуть посеянный овес); обряд «кут сутон» - чтобы не было заморозков.

Обряд, связанный с выпасом скота говорит о высокой роли домашних животных в крестьянском хозяйстве.

Накануне выгона топили баню, готовили выпечку. Перед самым выгоном стелили на стол скатерть или полотенце; ставили хлеб, тарелку с мукой или ячневой крупой, сверху клали сырое яйцо. Хозяин прикасался к хлебу и произносил молитву, в которой просил защитить скот от хищников и дать им здоровья. Поставленную на стол крупу, муку и соль не убирали до возвращения животных с пастбища, иногда держали три дня. В тот же день для чтения молитвы бесермяне приглашали муллу или любого грамотного татарина. Мулла обходил хозяйства и читал молитвы в каждом доме.

Например, повсеместно встречался обычай погонять скот вербой, оставленной с Вербного воскресенья, потом ее клали в угол хлева, бросали в речку или хранили до окончания летнего выпаса.

Специальные действия были связаны с защитой животных от сглаза. Выходили провожать с иконой; на лоб им брызгали воду, принесенную на утренней заре или в Великий четверг; погоняли украшенной вербой. Считали, что зимой домашний скот находится под присмотром и покровительством хозяина двора Гидькузё, а летом - Хозяина леса.

Троица и летнее моление в поле. Среди православных праздников первой половины лета широко отмечались Троица - Тройча нунал, которая относилась к переходным праздникам и проходила через семь недель после Пасхи. Накануне в субботу ходили на кладбище. Этот день называли - Тройча поминька - поминки на Троицу.

После посева яровых, иногда в ближайшие к Троице дни, проводили моление кърбан, «чтобы дожди были летом, и удался хлеб, закалывали животное, чтобы дождь пошел: нет дождя, нет хлеба».

Ежегодное моление и жертвоприношение кърбан входило в цикл земледельческих обрядов, а при чрезвычайных обстоятельствах проводилось несколько раз.

В первых числах июля бесермяне соблюдали особые правила, связанные с почитанием определенных стихий и природных объектов: это «музъем эменник» - земля именинница. В этот день запрещались любые работы, связанные с землей. Не разрешали ступать на нее босиком; «чашша эменник» - лес именинник - не ходили в лес, не рубили деревья, старались не тревожить «покой леса»; «ву эменник» - вода именинница - запрещалось купаться и заходить в речку; «тъл эменник» - огонь именинник.

День Иван Купалы. Среди летних обрядов важное место отводили Иванову дню, отмечавшемуся 24 июня - по старому стилю и 7 июля - по новому стилю. У бесермян называют этот обряд - «къбанча». Обряды проходили накануне, то есть 6 июля - топили баню, готовили березовые веники, которыми до этого дня не парились. Говорили, что тело покроется сыпью или листья на венике будут падать. В новый веник добавляли цветы и обязательно желтую ромашку.

По некоторым данным - число должно быть определенным, например - семь разных трав; встречаются упоминания и 12. Считалось, что травы собранные в Иванов день имеют особую силу, лечат от болезней. Эти же свойства приписывали березовому венику, который после посещения бани бросали на ее кровлю: «Чтобы болезни не схватили, чтобы болезни ушли». Так же на крышу бани закидывали и пучок цветов. Веник бросали особым образом - через плечо или между ног. Когда веник падал на юг - это считалось хорошим предзнаменованием, на север - к болезни или к беде.

После Иванова дня начинали готовить к зиме веники: березовые для бани; ивовые и осиновые - для домашнего скота.

Про обряды бесермян можно рассказывать еще очень много, как и про кухню. Но сегодня я хочу рассказать о своей малой Родине в Юкаменском районе. Это бесермянская деревня Ожъяр (Турчино), находится она на севере Удмуртии, в тридцати километрах от Кировской области. Деревня Турчино расположена на высокой горе, по правую сторону течет река Лема.

По рассказам заведующей бесермянского музея в селе Пышкет Тамары Федотовны Невоструевой деревня строилась так, что с северной и северо-восточной стороны - леса непроходимые, с юга - болота, а на западе - река, спасительная от нашествия всяких врагов. На высокой горе хороший обзор, все, кто подбирается к деревне - как на ладони. Народ поселился здесь воинственно настроенный, атаки врагов отражались незамедлительно. Частые войны наложили свой отпечаток на характер людей, поселившихся здесь. Деревню прозвали Ожъяр на бесермянском наречии. Приезжавшие русские перекупщики, агенты купцов вятских земель их прозвали турками за их воинственный характер. Позднее деревня получила название Турчино. Фамилии Ешмеметьев, Бекмеметьев, которые здесь преобладают, явно произошли от имен тех людей, которые жили здесь в 15-16 веках.

Когда я родилась (70-ые годы), деревня состояла примерно из 50-ти дворов. В деревне была начальная школа, медпункт, магазин, клуб, а также ферма, конюшня, зернохранилище. В каждом дворе держали корову, овец до 15 голов, гусей…

Деревенская детвора давала знать, что деревня жива. Дети всех возрастов были дружны, принимали совместные участия в разных играх, например, «сыщики-разбойники», спортивные игры (футбол, волейбол, пионербол). Играли в «дочки-матери», в «школу», «больницу», примеряли на себя все социальные роли, которые знали.

В 90-х молодежь стала уезжать из деревни, и мало кто вернулся обратно. Затем стали уезжать целыми семьями, так как не стало работы. К 2015 году в деревне осталось около 20-ти дворов, магазин закрыт уже два года, в этом году школа закрывается, так как учить некого, медпункт еще остался - на радость пенсионерам.

В деревне есть еще одна проблема - это вода. Воду качают в определенное время. С прошлого года в нашей деревне открыли летнюю ферму, и благодаря этому летом вода бежит всю вторую половину дня. Можно спокойно огород полить и набрать про запас. А зимой воду можно набрать в течение трех часов.

Очень жаль, что когда-то такая большая деревня пропадает. И все-таки теплится надежда о ее возрождении, ведь в последнее время появился большой интерес к бесермянской культуре и к языку и есть надежда, что не все потеряно. Вопросами бесермян занимаются и за пределами республики. Много различных диалектологических и этнографических групп приезжают с целью изучения быта и культуры бесермян. Выпущено много литературы про этот народ. Совсем недавно студенты Московского государственного университета подготовили и выпустили в свет "Словарь бесермянского диалекта удмуртского языка" 120 экземпляров.

В 2013 году отремонтировали дорогу от тракта до деревни и построили железобетонный мост через речку. Просто загляденье! Живи, да радуйся, только пока никто возвращаться не желает. Но очень хочется верить, что со временем все изменится к лучшему не только в удмуртских, но и в российских деревнях.

Литература:

1. Бушмелев Н.С. «В стороне Юкаменской». Глазов, 2000.

2. Захаров Д. «Бесермяне на Чепце».// Красное Знамя. - 1993.

3. Лихачёва Л. «Сюлык».//Радуга.-2001-№10

4. Лебедева С.Х. Удмуртская народная одежда. - Ижевск: Удмуртия,2008.

5. Попова Е. «Календарные обряды бесермян», Ижевск, 2004.

© 2010-2022