• Преподавателю
  • Другое
  • Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы на тему «Волшебница вода»

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы на тему «Волшебница вода»

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 р. п. Татищево Татищевского муниципального района Саратовской области»















Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы на тему «Волшебница вода»

























Татищево

2015 г.

Цель: Развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Задачи:

- Уточнить представление о свойствах и состоянии воды. Предлагать детям самостоятельно находить решение на основе опытов с водой.

- Развивать наблюдательность, мыслительную деятельность, познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

- Формировать предпосылки к учебной деятельности: работать в соответствие с общим замыслом, не мешая друг другу.

Материалы и оборудование:

Глобус, презентация «Голубая планета», стаканчики с питьевой водой, воронка и ватные диски, молоко, чеснок, сахар, подсолнечное масло, сок, лед, зеркало.

Методы:

Наглядный, словесный, практический.

Приёмы:

Наглядные приёмы (демонстрация слайдов, глобуса, наблюдение, показ способа действий)

Практические приёмы

Словесные приёмы (рассказ, комментирование наглядного материала, беседы (этические и познавательные), объяснение, поисковые вопросы, педагогическая оценка)

Игровые упражнения и задания (загадывание загадки, воображаемая ситуация)

Предварительная работа

Рассматривание иллюстраций с изображением рек, озёр, морей, океанов.

Беседы «Для чего необходимо очищать воду», «Кому вода необходима для жизни?».

Проблемные ситуации «Если на планете исчезнет вода…»,

«Если использованную воду не очищать, что произойдёт?»,

Опыты на выявление свойств воды, о её значимости для роста растений, о круговороте воды в природе.

Загадывание загадок о воде, водных ресурсах, о снеге, дожде и т.д.

Ход

Воспитатель Я хочу вам загадать загадку:

Чего в гору не выкатить,

В решете не унести,

В руках не удержать? (Вода)

- Догадались, о чем пойдет у нас сегодня разговор? (Ответы детей) Мы с вами поговорим о воде.

- Посмотрите, у меня на столе глобус, это макет нашей планеты Земля. В какие цвета окрашен глобус? Какого цвета земля и горы? А вода? (Ответы детей)

- А если я его сильно раскручу, какого цвета стала наша планета? (Воспитатель с силой прокручивает глобус). (Ответы детей) Правильно, весь глобус как будто окрасился голубым цветом.

- А теперь посмотрите на экран. Так выглядит наша планета Земля из космоса. (Слайд с изображением Земли из Космоса)

На снимке видно, что нашу планету недаром зовут голубой путешественницей космоса. Вот как много воды у нас на земле!

- Скажите, пожалуйста, ребята, а где мы можем встретить воду на земле?

- Правильно, это реки, озёра, моря, океаны. (слайд с изображением рек, озёр, морей, океанов)

- Ребята, как вы думаете, кому нужна вода?

- Правильно, вода нужна всем: и растениям, и животным, и птицам, и человеку. (Слайд с изображением необходимости воды всему живому)

- Откуда берётся вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она всё течёт, не кончается. В кране вода - из реки. Она прошла большой путь, прежде чем оказалась в кране- по трубам, проложенным человеком, затем через фильтр, чтобы стать чистой. К воде надо бережно относиться, не оставлять открытыми краны.

- Чтобы направить силу воды на пользу человеку, в лабораториях работает много учёных. А что такое лаборатория? А вы хотите побывать в такой лаборатории и провести свои опыты с водой? Отправляемся в Лабораторию Воды.

Вправо, влево повернись,

В Лаборатории Воды окажись.

Вот мы с вами и в Лаборатории. (Дети подходят к заранее приготовленным столам с необходимым для опытов оборудованием).

Воспитатель

Опыт №1. «Опыт очищение воды»

Цель: подвести детей к пониманию, что воду очищают прежде чем пустить ее в водопровод.

Материал: немного земли, 1 стакана с водой, чистая банка, воронка, ватные диски.

Насыпьте земли в стакан с водой, перемешать. В воронку положить несколько слоев ватных дисков - получится фильтр, пропустить через него грязную воду.

Вывод: Воду очищают, прежде чем пустить в водопровод.

Опыт №2. Прозрачность воды.

Воспитатель: Сейчас вы будете определять, имеет ли вода цвет. Для этого вы должны сравнить стакан с водой и стакан с молоком. В оба стакана положите по ложке и скажите, что вы видите?

Дети: В стакане с водой ложку видно, а в стакане с молоком нет.

Воспитатель: Почему?

Дети: Вода прозрачная, а молоко белое.

Вывод: Вода не имеет цвета, она прозрачная.

Опыт №3. Запах.

Воспитатель: Для определения запаха у воды, нам понадобиться два стакана с водой. В один стакан положите чеснок. Понюхайте и определите, в каком стакане вода имеет запах?

Дети: Чистая вода не имеет запаха, а вода с чесноком имеет запах.

Вывод: Чистая вода запаха не имеет, а приобретает запах того вещества, которое положим в воду.

Опыт №4. Вкус.

Воспитатель: В следующем опыте вы должны определить, есть ли у воды вкус. Перед вами два стакана: один с водой, другой с соком. Попробуйте то и другое и скажите есть вкус у воды?

Дети: У воды вкуса нет.

Вывод: Чистая вода вкуса не имеет.

Опыт №5. Растворитель.

Воспитатель: Ребята сейчас вы должны определить, все ли вещества растворяются в воде. Для этого мы возьмём сахар, масло и два стакана с водой. В одном стакане размешайте сахар, в другой капните из пипетки масло. Посмотрите внимательно и скажите, что произошло с сахаром?

Дети: Сахар в воде растворился.

Воспитатель: А что произошло с маслом?

Дети: Масло не растворилось. Оно плавает на поверхности воды жёлтыми капельками.

Вывод: Одни вещества в воде растворяются, а другие нет.

Воспитатель: Вы хорошо поработали, а сейчас отдохнём.



Физминутка

- Над водой летят стрижи (руки в стороны).

- Под водой плывут ерши (присели).

- Плывет лодочка краса - расписные паруса (руки сцеплены в замок перед грудью, плавные движения туловища).

- А сейчас вернёмся в нашу лабораторию, и продолжим опыты.



Опыт №6. Текучесть воды.

Воспитатель: Мы должны с вами определить, обладает ли вода текучестью. Для этого возьмём два стакана - один с водой, другой пустой. Аккуратно перелейте воду из одного стакана в другой.

- переливают воду.

Воспитатель: Почему вы смогли перелить воду?

Дети: Потому что вода жидкая.

Вывод: Вода - это жидкость, поэтому её можно переливать из одного сосуда в другой. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана.

Опыт №7. Лёд - это твёрдая вода.

Воспитатель: Отгадайте загадку: «Водичка вода, а как камень тверда». Что это?

Дети: Это лёд.

Воспитатель: Правильно, вы уже знаете, что вода бывает жидкой. А сейчас определите, может ли она быть твёрдой. У вас на тарелочках кубики льда. Возьмите лёд в руки и скажите, какой он на ощупь?

Дети: Мокрый, скользкий, гладкий, холодный.

Воспитатель: А что происходит со льдом в ладонях?

Дети: Он тает и превращается в воду.

Воспитатель: А почему?

Дети: Ладони тёплые, а лёд холодный.

Вывод: Лёд - это тоже вода, а значит, вода может быть и твёрдой в виде льда.

Опыт №8. Пар - это тоже вода.

Воспитатель: Посмотрите, у меня кастрюлька с горячей водой. Смотрите внимательно - я открываю крышку, что вы видите?

Дети: Пар.

Воспитатель: Правильно, а сейчас я подношу к этому пару зеркальце, что на нём образовалось?

Дети: Капли воды.

Воспитатель: Правильно.

Вывод: Вода, нагреваясь, превращается в пар, а при охлаждении, пар превращается в капельки воды, что мы и увидели на зеркальце. Значит пар - это тоже вода.

Воспитатель:

Что нового узнали?

Что научились делать?

Вы мне поверите, если я вам скажу: вода слышит?

Я тоже не верила. Но, оказывается, ученые проводили опыты с замерзшей водой и выяснили: вода нас слышит. Мы с вами не сможем провести такие опыты, для этого нужны большие аппараты, специальные машины, и много времени. Но что они увидели через микроскопы, я вам сейчас покажу. Ученые говорили воде добрые, хорошие слова, включали добрую музыку, звуки леса, пение птиц, потом воду замораживали и рассматривали кристаллики воды через большой микроскоп.

Вот что они увидели (слайд ).

Затем воде дали послушать музыку грубую, сказали нехорошее слово, снова заморозили воду. Посмотрите на экран, кристаллики воды стали уродливыми. (слайд).

Вот и получается, что наша живая вода способна слышать и слушать. Значит, она живая. А все живое требует к себе бережного отношения.

Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу. На столе стаканчики с питьевой водой. Давайте с вами скажем воде добрые слова. Пожелайте ей добра и здоровья. (Дети «разговаривают» с водой).

А теперь давайте ее выпьем, а она с нами в ответ поделится своим здоровьем, добром. Никогда не ругайтесь. Вода нас окружает везде, она находится в дожде, снежинках, водопроводном кране, в чайнике, в супе, и «слышит» нас. Плохие слова делают воду нездоровой, а вместе с ней и мы можем заболеть.



© 2010-2022