Методическая разрботка практического занятия для медсестер

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГАОУ КО СПО «КАЛУЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»











Методическая разработка

практического занятия

Тема: «Сестринский процесс и манипуляционная техника при термометрии.

Уход при лихорадке»



Преподаватели:

Сударикова Н.С.

2014 г.

ВВЕДЕНИЕ


Модуль по теме «Термометрия» рассчитан на самостоятельное изучение студентами данной темы. Студент должен вначале ознакомиться с учебными целями модуля, а затем работать с модулем поэтапно. Для проведения самоконтроля студенту предлагаются подробные вопросы к данной теме. Чтобы определить базовый уровень студента перед работой с материалами модуля, ему необходимо решить претест. Результаты этого решения необходимо учитывать при работе с теоретическим материалом. Для лучшего усвоения и систематизации теоретического материала предложены таблицы и схемы.

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ


Студент должен ЗНАТЬ:

  • что такое температура тела и способы её измерения;

  • что такое лихорадка, её виды, периоды, осложнения;

  • принципы ухода за лихорадящими больными.

Студент должен УМЕТЬ:

  • измерить температуру больному и дать оценку;

  • отметить температуру в температурном листе, измерить и записать профиль температуры больного;

  • провести дезинфекцию термометров;

  • определить по клиническим проявлениям период лихорадки;

  • провести уход за больным.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:


  • Профессиональные качества:

- собранность

- организованность

- аккуратность

  • Внимание

  • Ответственность

  • Доброжелательность, тактичность

  • Умение убедить

  • Терпение

  • Добросовестность

  • Клиническое мышление

ХРОНОКАРТА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ


п/п

Этапы

занятия

Деятельность

Цель

Время, мин

Обеспечение

преподавателя

студента

1.

Организацион-

ный момент

Приветствует студентов.

Обращает внимание на внеш-ний вид.

Отмечает отсутствующих.

Приветствуют преподавателя.

Занимают рабочее место.

Слушают преподавателя.

Мобилизовать внимание студентов на работу.

5

Журнал

2.

Формулирова-ние темы.

Сообщает тему, цель, план. Предлагает записать тему, план, цели. Отмечает роль дан-ного занятия при изучении те-мы в будущей практической деятельности.

Студенты записывают в практи- ческие тетради дату, тему, план, цели занятия, осмысливают план занятия, ставят перед собой цели.

Создать рабочую обстановку, наст-роить на целенаправленную дея-тельность. Активизировать внима-ние, побуждать к самостоятельной учебной деятельности. Формировать познавательный интерес к занятию.

10

См. учебный модуль

3.

Контроль знаний

Задаёт вопросы, слушает отве-ты студентов, уточняет, зада-ёт дополнительные вопросы, просит студентов проанализи-ровать, дополнить, исправить ответы. Выставляет предвари-тельные оценки за ответ с ком-ментированием.

Осмысливают вопросы, отвечают на вопросы. Слушают ответы товарищей. Анализируют, исправ- ляют и дополняют ответы. Задают вопросы отвечающему. Оказыва-ют помощь отвечающему при затруднении.

Определить уровень усвоения сту-дентами учебного материала.

Выявить уровень теоретической подготовки.

Определение исходного уровня знаний.

20

См. прило-жение № 1.

4.

Вводный

инструктаж с демонстрацией

Сообщает план практической работы, цели, задачи.

Демонстрирует процедуру измерения температуры тела, графологическую запись в температурном листе.

Раздаёт алгоритмы.

Внимательно слушают препода- вателя, осмысливают сказанное, задают вопросы. если они возни-кают. Воспринимают последова-тельность выполнения предстоя-щей работы. Планируют предсто-ящую работу. Знакомятся с алго-ритмами.

Вызвать познавательный интерес к предстоящей работе. Побудить сту-дентов к самостоятельной деятель-ности. Воспитание ответственного отношения к инструментам.

30

См. оснаще-ние занятия

5.

Самостоятель-ная работа

Предлагает распределиться на малые группы. Выдаёт каждой группе карточку «Сестра -больной». Оказывает индиви-дуальную помощь. Следит за

работой студентов. Указывает

Занимают рабочие места.

Берут необходимый инструктаж.

Выполняют манипуляции, предва-рительно ознакомившись с алго- ритмами.

Работа с температурными листа-

Обобщить, систематизировать тео-ретические знания.

Привить умение применять знания на практике.

Закрепление теоретических навы-ков.

60

Алгоритмы действия


п/п

Этапы

занятия

Деятельность

Цель

Время, мин

Обеспечение

преподавателя

студента


недочёты в работе, помогает вовремя устранить ошибки, оказывает необходимую по- мощь.

ми, муляжами.


6.

Итоговый контроль

Решение ситуационных задач. Определение степени достиже-ния целей, задач занятия.

Делает выводы об усвоении знаний манипуляций, практи-ческих действий, умений, навыков.

Решают ситуационные задачи.

Обращают внимание на замечания преподавателя, запоминают их. Оценивают свою работу, работу товарищей.

Закрепление практических навыков.

Развитие умения анализировать свои ошибки, ошибки товарищей и умение устранять их.

Развитие клинического мышления. Стимулировать познавательную деятельность.

60

Задачи

Тестирование.

Выполняют задание.

20

Тесты

7.

Подведение итогов

Отмечает все ли студенты в равной степени справились с заданием.

Выясняет, что было трудным при выполнении работы.

Определяет ступень достиже-ния цели.

Говорит о подготовленности студентов.

Оценивает знание студентами учебного материала.

Слушают преподавателя.

Обращают внимание на замечания.

Слушают, анализируют слова пре- подавателя, запоминают замеча-ния. Намечают (вместе с препода-вателем) пути устранения ошибок. Участвуют в анализе практичес-ких действий, допущенных оши-бок.

Развитие умения анализировать свои ошибки, умения устранять их.

Стимулировать интерес к учёбе.

15

Журнал

8.

Домашнее задание

Предлагает записать домаш-нее задание:

Учебно-методическое пособие по основам сестринского дела, том 1, уч. модуль 6-1, стр. 220-231.

Мухина, Тарновская «Общий уход за больным», стр. 115-125

Записывают домашнее задание в практическую тетрадь.

Активизировать самоподготовку.

Развитие творческой активности.

Выработать умение осмысленного чтения, осознанного усвоения мате- риала.

10



ПЕРЕРЫВ




10



ГРАФОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

ТМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерЕРМОМЕТРИЯ

Методическая разрботка практического занятия для медсестер

ММетодическая разрботка практического занятия для медсестереста измерения


Цифровая и графическая запись


Виды лихорадки

Методическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестер

ПМетодическая разрботка практического занятия для медсестеродмышечная впадина


Паховые области


Ротовая полость


Прямая кишка


По характеру колебаний


По длительности течения

Методическая разрботка практического занятия для медсестер

По степени повышения

Методическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестер

п

о

с

т

о

я

н

на

я

п

о

с

л

а

б

л

я

ю

щ

а

я

в

о

л

н

о

о

б

р

а

з

н

а

я

г

е

к

т

и

ч

е

с

к

а

я

и

з

в

р

а

щ

ё

н

н

а

я

п

е

р

е

м

е

ж

а

ю

щ

а

я

м

и

м

о

л

ё

т

н

а

я

о

с

т

р

а

я

п

о

д

о

с

т

р

а

я

х

р

о

н

и

ч

е

с

к

а

я

с

у

б

н

о

р

м

а

л

ь

н

а

я

н

о

р

м

а

л

ь

н

а

я

с

уб

ф

е

б

р

и

л

ь

н

а

я

ф

е

б

р

и

л

ь

н

а

я

п

и

р

е

т

и

ч

е

с

к

а

я

г

и

п

е

р

п

е

р

и

т

и

ч

е

с

к

а

я















Методическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестер



Периоды лихорадки

Методическая разрботка практического занятия для медсестер


Методическая разрботка практического занятия для медсестер



Методическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестер

I период - подъём t


II период - постоянство t


III период - спад t

Методическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестер


уход за больным


кризис


лизис

Методическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестер


пМетодическая разрботка практического занятия для медсестеромощь



СХЕМА ИНТЕГРИРОВАННЫХ СВЯЗЕЙ



Анатомия и физиология

«Строение и функции кожи»

Методическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестер


Методическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестерМетодическая разрботка практического занятия для медсестер

Сестринское дело

«Неотложная поомщь»




Сестринское дело

СЭР:

«Дезинфекция»

«Личная гигиена больного»

«Питание больных»

«Простейшая физиотерапия»

Терапия

«Болезни дыхательных путей»



Хирургия

«Учение о ранах»

«Ожоги, отморожения»

«Хирургия инфекций»

«Опухоли»

«Острый живот»


Т Е Р М О М Е Т Р И Я


Медицинская этика

и деонтология


Методическая разрботка практического занятия для медсестер


Педиатрия

«Болезни дыхательных путей»

«Лихорадка»

«Эпидемический паротит»


Инфекционные болезни


Все виды практики


Зачёт


Экзамен


Работа в ЛПУ

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ


  1. Каким образом обеспечивается температурное достоинство внутренней среды

организма?

  1. Что представляет собой медицинский термометр?

  2. Какой обработке подвергаются медицинские термометры после их использо­вания?

  3. Когда измеряют температуру у больных?

  4. Где измеряют температуру у больных?

  5. Как регистрируют результаты термометрии?

  6. Что такое профиль температуры? Как регистрируют его результаты?

  7. Что такое лихорадка?

  8. Что представляют собой пирогенные вещества?

  9. Какие виды лихорадки различают по степени подъема температуры?

  10. Какие виды лихорадки различают по характеру колебаний?

  11. Сколько периодов различают в развитии лихорадки?

  12. Каковы критические проявления 1-го периода лихорадки?

  13. Каковы критические проявления 2-го периода лихорадки?

  14. Каковы критические проявления 3-го периода лихорадки?

  15. Какой" уход необходим за больным в 1 -м периоде лихорадки?

  16. Какой уход необходим за больным во 2-м периоде лихорадки?

  17. Какой уход необходим за больным в 3-м периоде лихорадки?



ПРИЛОЖЕНИЕ № 1



  1. Как устроен термометр для измерения температуры?

  2. Как осуществляется дезинфекция медицинских термометров?

  3. Как хранить термометры?

  4. Алгоритм измерения температуры тела в подмышечной впадине и прямой кишке.

  5. Дать определение лихорадки.

  6. Какие бывают виды лихорадок?

  7. Назвать периоды лихорадки и дать их характеристику.

  8. Уход за больным в I периоде лихорадки.

  9. Уход за больным во II периоде лихорадки.

  10. Уход за больным в III периоде лихорадки.

  11. Какие бывают варианты падения температуры?

  12. Какие симптомы и неотложная помощь при кризе?

ПРЕТЕСТ


Вариант 1


  1. При охлаждение организма рефлекторно происходит сосудов кожи.


  1. Повышение температуры тела выше нормальной называется .


  1. Цена деления шкалы медицинского термометра составляет .


  1. Температура тела в норме составляет:

а) 36,0 - 36,70 С;

б) 35.8 - 36,50 С;

в) 36.0 - 37,00 С;

г) 36.6 - 37.00 С.


  1. В пожилом и старческом возрасте температуры тела , чем у людей среднего возраста.


  1. Измерение температуры тела чаще всего проводится (где?).


  1. Установите последовательность действий при измерении температуры:

а) поместить термометр в подмышечную впадину,

б) убедитесь, что ртуть опустилась до самых низких показателей шкалы,

в) протрите подмышечную впадину полотенцем,

г) через 10 минут извлеките термометр.


  1. Установите соответствие:

регистрация в температурном листе:

цвет:

1) температура

2) пульс

А. красный Б. зеленый В. черный


  1. При измерении температуры в прямой кишке резервуар термометра необходимо


  1. Установите соответствие:

характер измерения:

время измерения:

  1. измерение температуры тела

  2. измерение профиля температуры

А. через каждые три часа в стационаре

Б. утром после сна

В. утром натощак и вечером перед ужином

ПРЕТЕСТ


Вариант II

  1. При прогревании организма происходит рефлекторно сосудов кожи.


  1. "Лихорадка" по латыни называется


  1. Медицинским термометром можно измерить температуру тела человека от 0С до 0С.


  1. Физиологические колебания температуры тела в течение дня составляет:

а) 10 С;

б) 0,3 - 0,50 С;

в) 00 С;

г) 1,50 С;


  1. Температура кожи , чем температура слизистых.


  1. Измерение температуры тела должно длиться мин.


  1. Установите последовательность действий при регистрации температуры в температурном листе:

а) вечерняя температура регистрируется точкой в графе "В";

б) определите "цену" деления на шкале температуры;

в) утренняя температура регистрируется точкой в графе "У";

г) соединив точки получите температурную кривую.


  1. Установите соответствие:

погружение в дез. раствор:

экспозиция:

  1. 3 % р-р хлорамина

  2. перекись водорода 3%

А. 80 мин.

Б. 60 мин.

В. 15 мин.


  1. Измерение температуры тела через каждые 3 часа называется


  1. Термометры хранят в:

а) 3 % р-ре хлорамина;

б) 3 % р-ре перекиси водорода;

в) в тройном растворе;

г) в сухом виде.

ПРЕТЕСТ


Вариант III


  1. Вещества белковой природы, которые чаще всего вызывают лихорадку, называются веществами.


  1. Второй период в развитии лихорадки называется


  1. В период подъема температуры теплопродукция , чем теплоотдача.


  1. Установите соответствие:

период лихорадки:

клинические проявления:

  1. 1-й период

  2. 2-й период

А. озноб

Б. чувство жара

В. обильный холодный пот


  1. Установите соответствие:.

вид снижения температуры:

клинические проявления:

  1. критическое

  2. либическое

А. АД падает, Рs без изменений

Б. АД падает, Рs нитевидный

В. АД и Ps без изменений


  1. В 1-й период лихорадки кожа часто приобретает вид


  1. Установите соответствие:

период лихорадки:

классические проявления:

  1. 1-й период

  2. 2-й период

А. ломота в костях, озноб

Б. бред галлюцинации

В. слабость, потливость


  1. Установите соответствие:

период лихорадки:

характер питья:

  1. 2-й период

  2. 3-й период

А. прохладное витаминизированное питье

Б. горячий сладкий чай

В. горячий крепкий кофе


  1. При критическом снижении температуры тела необходимо приподнять _______ конец кровати.


  1. Для оказания помощи пациенту при критическом снижении температуры необходим препарат:

а) дибазол 1 %;

б) адреналин 0,1 %;

в) кофеин-бензоат натрия 10 %;

г) хлористый кальций 10 %

ПРЕТЕСТ


Вариант IV

  1. В течение лихорадки различают период.


  1. 1-й период в развитии лихорадки называют


  1. В период падения температуры теплопродукция ,чем теплоотдача.


  1. Установите соответствие:

период лихорадки:

состояние кожных покровов:

  1. 2-й период

  2. 3-й период

А. кожа сухая, горячая

Б. кожа влажная

В. "гусиная" кожа


  1. Установите соответствие:

период лихорадки:

мероприятия по уходу:

  1. 1-й период лихорадки

  2. 2-й период лихорадки

А. согреть

Б. охладить

В. напоить крепким чаем


  1. Во 2-й период лихорадки выражена слизистых оболочек полости рта.


  1. Установить соответствие:

период лихорадки:

клинические проявления:

  1. 2-й период

  2. 3-й период

А. сильная головная боль, возбуждение

Б. ломота в теле, головная боль, озноб

В. головокружение, сильная слабость


  1. Установите соответствие:

период лихорадки:

характер питья:

  1. 1-й период

  2. 2-й период

А. прохладное витаминизированное питье

Б. горячий сладкий чай

В. горячий крепкий чай или кофе


  1. Резкое снижение температуры в 3-м периоде называется


  1. Для оказания помощи пациенту при критическом, снижении температуры необходим препарат:

а) сульфат магния 25%;

б) хлористый кальций 10%;

в) сульфокамфокаин 10%;

г) анальгин 50%.


ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

При возникновении сомнений в искренности пациента медицинская сестра должна повторить термометрию в своем присутствии, ссылаясь на неисправность термометра.



ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ РАБОТЕ С ПРИБОРАМИ

СОДЕРЖАЩИМИ РТУТЬ

Медицинский термометр в процессе работы может быть разбит. Сама ртуть, которая при этом быстро растекается на мелкие шарики, не приносит вреда. Опасны пары ртути.

Внимание!

Пары ртути являются нейротоксическим ядом! Необходимо сразу собрать и утилизировать ртуть. При этом необходимо удалить паци­ентов из помещения. Собрать ртуть можно при помощи пылесоса или мякиша свежего хлеба, как бы промокая им шарики ртути. Со­бранную ртуть необходимо поместить в герметически закрытый стек­лянный сосуд. После этого тщательно вымыть руки.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


I. ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ

У здорового человека температура тела в норме в течение суток колеблется в очень небольших пределах и не превышает 37 0 С.

Это обеспечивается путем сложной регуляции теплопродукции и теплоотдачи. Теплопродукция осуществляется за счет окислительных процессов в мышцах и внутренних органах. Чем выше интенсивность обменных процессов, тем больше теплопродукция. Теплоотдача главным образом зависит от богатой сети кожных кровеносных сосудов, которые значительно и быстро могут изменить свой просвет. При недостаточной выработке тепла организмом (или при его охлажде­нии) рефлекторно происходит сужение сосудов кожи и уменьшается отдача тепла. Кожа становиться сухой, холодной, иногда появляется озноб (мышечная дрожь), что способствует некоторому увеличению теплопродукции скелетными мышцами. Наоборот, при избытке тепла (или перегревании организма), наблюда­ется рефлекторное расширение сосудов кожи, увеличивается кровоснабжение кожи и соответственно растет отдача тепла проведением и излучением.

Если этих механизмов недостаточно, резко усиливается потоотделение: испаряясь с поверхности тела, пот обеспечивает очень интенсивную потерю тепла организмом.

Таким образом, сложный механизм терморегуляции обеспечивает температур­ное постоянство внутренней среды организма, что необходимо для нормального протекания обменных процессов.

II. ИЗМЕРЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА

Известны физические колебания температуры в течение дня: разница между утренней и вечерней температурой составляет в среднем 0,3-0,5 0 С.

У людей пожилого и старческого возраста температура тела несколько ниже, чем у молодых и среднего возраста, отмечается особая неустойчивость темпера­туры тела с большими колебаниями в течение дня.

В норме температура тела несколько повышается после приема пищи, выпол­нения физической нагрузки, выраженном эмоциональном состоянии, у женщин в период беременности и менструальном периоде. У здоровых людей в норме температура тела колеблется в зависимости от физиологического состояния в пределах 0,5 0 С. Также в норме температура тела измеряемая на коже (в есте­ственных складках) ниже на 0,5-0,8 0 С температуры на слизистых (полость рта, прямая кишка, влагалище).

Температура тела в подмышечной области в норме 36-37 0 С.

Исходя из вышесказанного температуру тела принято измерять два раза в день: утром после сна натощак (7-9 часов) и вечером после дневного отдыха перед ужином (17-19 часов).

В отдельных случаях (по назначению врача), температуру тела измеряют каждые 3 часа, что называется измерением профиля температуры. Если темпера­туру необходимо измерять чаще, то врач указывает необходимый интервал времени при назначении профиля температуры.

Температуру тела обычно измеряют максимальным медицинским термомет­ром. Он имеет корпус из тонкого стекла, один конец которого занимает резерву­ар с ртутью. От него отходит капилляр, запаянный на другом конце. Ртуть, нагреваясь и увеличиваясь в объеме, поднимается по капилляру вдоль которого расположена шкала термометра. Шкала рассчитана на определение температуры тела с точностью до 0,1 0 С, для чего на ней имеются соответствующие деления. Медицинским термометром можно измерить температуру тела от 34 С до 42 0 С. Термометр показывает максимальную высоту подъема столбика ртути и поэтому называется максимальным. Но самостоятельно ртуть не может опуститься в резервуар, так как этому препятствует резкое сужение капилляра в нижней его части.

Внимание!

Возвратить ртуть, в резервуар нужно только после встряхивания термометра до снижения столбика ртути ниже 35 0 С.

Последовательность действий при измерении температуры

I. Подготовка к манипуляции

  1. Подготовьте термометр, часы, ручку, температурный лист.

  2. Объясните пациенту, как он должен себя вести во время термометрии.

  3. Встряхните термометр.

  4. Убедитесь, что ртуть опустилась в резервуар до самых низких показателей шкалы, т.е. ниже 35˚С.

II. Выполнение манипуляции

  1. Протрите насухо подмышечную область пациента (влажная кожа искажает показания термометра).

  2. Осмотрите подмышечную область: при наличии гиперемии, местных воспалительных процессов нельзя проводить измерение температуры (показания термометра будут выше, чем температура всего тела).

  3. Поместите резервуар термометра в подмышечную впадину так, чтобы он полностью соприкасался с кожей (пациент должен прижать плечо к грудной клетке).

  4. Через 10 мин извлеките термометр и определите его показания.

III. Окончание процедуры

  1. Запишите показания термометра в общий (постовой) и индивидуальный температурный лист.

  2. Встряхните термометр (столбик ртути должен опуститься в резервуар) и погрузите его в дезинфицирующий раствор, затем промойте под проточной водой, вытрите насухо и уберите в резервуар.

Сравнительно редко измеряют температуру в полости рта или в прямой кишке.

Как измерить температуру в полости рта

  1. Встряхните термометр по направлению к кончику несколькими резкими движениями запястья до тех пор, пока уровень ртути не опуститься значительно ниже нормальной отметки.

  2. Вставьте термометр под язык и закройте рот. Не прикусывайте термометр.

  3. Через 5-7 минут выньте градусник и поднесите его к свету. Верхушка ртутного столбика указывает температуру на шкале.

  4. После измерения вымойте градусник холодной водой с добавлением дез. средства и вытрите. Измеренная температура считается повышенной, если термометр покажет более 37˚С.

Измерение температуры в прямой кишке

В стационаре температуру измеряют 2 раза в день: между 6 и 8 часами утра и 16-18 часами дня. Больной при этом должен лежать или сидеть.

У истощенных больных можно измерять температуру в прямой кишке, где она будет на 0,5-0,8 град. выше.

Противопоказания: поносы, запоры, заболевания прямой кишки.

Алгоритм действия медицинской сестры:

  1. Протрите термометр насухо и смажьте вазелином.

  2. Встаньте на половину глубины термометра при положении больного лёжа на левом боку, ногами, согнутыми в коленях. Ягодицы должны плотно прилегать одна к другой.

  3. После процедуры термометр дезинфицируют.

Измерение температуры детям

Детям измеряют температуру в паховой складке. Для этого ноги ребенка сгибают в тазобедренном суставе так, чтобы термометр находился в складке кожи.

Для записи температуры используют температурный лист, где указывают Ф.И.О. больного. Одно деление шкалы - 0,2 град.

Температурные индикаторные полоски

Температурная индикаторная полоска представляет собой многоразовую пластиковую ленту, которую прижимают ко лбу. Она разделена на вставки, пропитанные химическими веществами; на каждой вставке напечатана температура. Химикалии, которыми пропитаны вставки, являются термочувствительными и меняют свой цвет по достижении определённой температуры. Этот метод не даёт столь точных показаний, как градусник, а скорее отражает приблизительную температуру тела. Индикаторной полоске свойственно занижать температуру, поэтому к её показаниям необходимо прибавить как минимум 0,5 ˚С. Прочитать показания полоски можно, глядя в зеркало.

Использование температурных индикаторных полосок

Плотно прижмите ко лбу больного по крайней мере на 1 мин до тех пор, пока чувствительные к теплу вставки не станут одинакового цвета. Прочтите величину температуры, напечатанную на самой крайней окрашенной вставке, и не забудьте прибавить к ней 0,5˚С.

В отдельных случаях (по назначению врача), температуру тела измеряют каждые 3 часа, что называется измерением профиля температуры. Если температуру необходимо измерять чаще, то врач указывает необходимый интервал времени при назначении профиля температуры.

Измерение профиля температуры тела

Температура тела измеряется термометром. Хранят термометр в банке или стакане, на дно которого кладут слой ваты и заливают дез. р-ром (3% хлорамин, 6% перекись водорода, тройной р-р).

После измерения температуры тела у каждого больного термометр опускают в банку с дез. р-ром.

Алгоритм действия медицинской сестры:

  1. Протрите термометр насухо.

  2. Убедитесь, что ртуть опустилась в резервуар до самых низких показателей шкалы (ниже 35 град.).

  3. Протрите насухо подмышечную область больного (влажная кожа искажает показания термометра).

  4. Осмотрите подмышечную впадину: при наличии гиперемии, местных воспалительных процессов нельзя проводить измерение температуры, т.к. показания термометра будут выше, чем температура всего тела.

  5. Поместите резервуар термометра в подмышечную впадину так, чтобы он полностью соприкасался с кожей (больной должен прижать плечо к грудной клетке).

  6. Через 10 мин извлеките термометр и определите его показания.

  7. Запишите показания термометра в общий температурный лист.

  8. Встряхните термометр (столбик ртути не должен опуститься в резервуар), погрузите его в дез. р-р.

  9. Перед подачей его другому больному ополосните термометр под проточной водой.

После проведения манипуляции термометр необходимо подвергнуть дезинфек­ции: погружение полное или 4/5 длины резервуаром вниз в 3 % раствор переки­си водорода на 80 минут. Емкость, содержащая дез. раствор должна быть из темного стекла, так как на свету раствор быстро теряет свои свойства.

Внимание!

В связи с тем, что у больных наблюдаются кожные аллергические реакции на хлорамин, после дезинфекции термометр обязательно промыть под проточной водой. Затем термометры вытирают и хранят в сухом виде в стакане, на дно которого кладут вату.

Внимание!

Термометр из тонкого хрупкого стекла. При работе с ним необхо­дима осторожность. Перед проведением манипуляции необходимо убедиться в целостности термометра.

После измерения температуры тела показания термометра зано­сят в индивидуальный температурный лист. Его заводят в приемном отделении вместе с медицинской картой на каждого больного, посту­пающего в стационар. Помимо температуры в нем регистрируют показания пульса, АД.

Внимание!

Показания температуры, пульса, АД регистрируют в температур­ном листе графическим способом, для чего слева вертикально име­ются соответствующие шкалы "Т", "П", "АД". В некоторых темпера­турных листах есть еще шкала "Д" для графической регистрации частоты дыхания в 1 минуту (см. температурные листы). В нижней части температурного листа записывают данные массы тела, количе­ство выпитой и выведенной за сутки жидкости в мл, данные о дефе­кации ("стул") у больного и проведенной санитарной обработке обо­значают знаком "+".

Внимание!

Чтобы правильно нанести данные t, Ps, АД необходимо рассчи­тать "цену" деления соответствующей шкалы.

Графа "День пребывания в стационаре" разделена на две поло­винки: "У" (утро) и "В" (вечер). Утреннее значение регистрируется точкой (синей или черной пастой) в графе "У", вечернее - в графе "В". При последовательном соединении точек получается темпера­турная кривая.

III. ЛИХОРАДКА


Лихорадка - это повышение температуры тела выше 370С, возникающее как активная защитно-приспособительная реакция организма в ответ на разнообраз­ные внешние и внутренние раздражители. Чаще всего таковыми бывают так называемые пирогенные вещества (греч. pyr - огонь, жар и genes - порождаю­щий, производящий). Это могут быть микробы и их токсины, сыворотки, вакци­ны, продукты распада собственных тканей организма при травме, внутренних кровоизлияниях, некрозах, ожогах и т.д.

Пирогенные вещества вызывают изменение терморегуляции: теплоотдача резко снижается (сосуды суживаются), а теплопродукция возрастает, что соответствует накоплению тепла и повышению температуры тела.

Возникающая при этом лихорадка, ведет к увеличению скорости обменных процессов и играет важную роль в мобилизации защитных сил организма для борьбы с инфекцией и другими пирогенными факторами. Реже лихорадка имеет чисто неврогенное происхождение и связана с функциональными и органически­ми поражениями ЦНС.

Внимание!

По степени подъема температуры различают:

  • субнормальная лихорадка (35-36˚С)

  • нормальная (36-37˚С)

  • субфебрильную лихорадку (37-38˚С)

  • умеренную или фебрильную лихорадку (38-39˚С)

  • высокую ли перитическую лихорадку (39-40˚С)

  • чрезмерную или гиперпиретическую лихорадку (выше 40˚С)

По длительности течения:

  1. мимолётную (от нескольких часов до 1-2 дней)

  2. острую (до 15 дней)

  3. подострую (15-45 дней)

  4. хроническую (свыше 45 дней).

По характеру колебаний:

  1. Постоянная лихорадка - высокая, длительная, с суточными колебаниями температуры не более 1С. Характерна для сыпного и брюшного тифов и крупозного воспаления лёгких.

  2. Послабляющая лихорадка - имеет суточные колебания температуры более 1˚С с падением ниже 38˚С. Наблюдается при нагноительных заболеваниях, очаговом воспалении легких.

  3. Истощающая или гектическая лихорадка - длительная, с суточными колебаниями 4-5˚С и падениями температуры до нормальных или субнормальных цифр. Отмечается при тяжелом течении туберкулёза лёгких, сепсисе (заражении крови), при нагноительных заболеваниях.

  4. Извращённая лихорадка - по характеру и степени такая же, как гектическая, но утром бывает максимальная температура, а вечером - нормальная. Встречается также при тяжелых формах туберкулёза и сепсисе.

  5. Атипическая (неправильная) лихорадка - характеризуется неопределённой длительностью с неправильными и разнообразными суточными колебаниями температуры. наблюдается при многих заболеваниях.

  6. Перемежающаяся лихорадка - бывает при малярии, кратковременные циклы повышения температуры до высоких цифр, чередующиеся с нормальной температурой в течение 1-3-х дней.

  7. Возвратная лихорадка - длительная лихорадка, в течение которой периоды нормальной температуры сменяются повторными периодами подъёма до высоких цифр.

  8. Волнообразная лихорадка - характеризуется сменой периодов постоянного нарастания температуры до высоких цифр и постоянного снижения её до субфебрильных или нормальных. Бывает при бруцеллезе и лимфогранулематозе. За первой волной следует вторая, третья и так далее.

В развитии лихорадки различают три периода:

  • I-й период подъема температуры. Теплопродукция преобладает над теплоот­дачей, которая резко снижается за счет сужения сосудов кожи. Не смотря на подъем температуры, кожа становится холодной на ощупь, имеет вид "гусиной кожи", больной жалуется на головную боль, ломоту в теле, озноб, больной не может согреться. В этот период необходимо создать покой больному, уложить его в постель, укрыть теплым одеялом, положить к ногам грелку, напоить горячим чаем.

  • II-й период относительного постоянства температуры. Он может длится от нескольких часов до нескольких дней. Сосуды кожи расширяются , теплоотдача увеличивается и выравнивается с теплопродукцией. Поэтому дальнейшее повы­шение температуры прекращается и температура стабилизируется. В этот период больному жарко, беспокоит головная боль, ломота в теле, сухость во рту, жажда. Возможно нарушение сознания в виде галлюцинаций и бреда. Кожные покровы горячие, лицо гиперемировано. В этот период необходимо заменить теплое одеяло на легкую простыню, давать больному (как можно чаще») витаминизированное прохладное питье (морс, настой шиповника). Периодически протирать слабым раствором соды ротовую полость, чуть смазывать любым жиром. При выражен­ной головной боли для предупреждения нарушения сознания на лоб больного положить пузырь со льдом или холодный компресс, смоченный в растворе уксуса (2 ст. л. на 0,5 л воды). Желательно установить индивидуальный пост м/с у такого больного или, если это невозможно, постовая м/с должна часто подходить к больному, следить за Ps и общим состоянием.

Чем выше температура и больше ее колебания, тем больше истощается больной.

Чтобы повысить сопротивляемость организма и восполнить энергетичес­кие потери, необходимо давать больному высококалорийные и легкоусвояемые продукты в жидком или полужидком виде. В связи со значительным снижением аппетита следует кормить больного 5-6 раз в сутки небольшими порциями. В рационе ограничивают поваренную соль, что приводит к усилению диуреза и вместе с обильным витаминизированным питьем способствует удалению из организма токсических веществ, которые всасываются в кровь во время лихорад­ки.

Если больному дают минеральную воду, то необходимо подержать ее некото­рое время открытой для удаления газов и профилактики метеоризма. Медицинская сестра осуществляет уход за кожей и профилактику пролежней. Все физиологические отправления больные с тяжелой лихорадкой должны совершать в постели. м/с необходимо помнить об этом.

  • III-й период - снижение температуры - протекает по-разному, так как темпе­ратура может падать критически, т.е. быстро с высоких цифр до низких (напри­мер, с 40 до 35 градусов) в течение часа. Это сопровождается резким падением тонуса сосудов, снижением АД, повышением нитевидного пульса (явление острой сосудистой недостаточности - коллапса). Больной становится бледным, холодным на ощупь, появляется обильный пот, цианоз губ, резкая слабость - это состояние называется кризисом и требует срочных мер.


Внимание!

  1. Необходимо создать вынужденное положение больному: при­поднять ножной конец

кровати и убрать подушки из-под головы.

  1. Укрыть больного, обложить грелками, напоить горячим креп­ким чаем или кофе.

  2. Вызвать врача.

  3. Приготовить для подкожного введения 10 % р-р кофеин-бензоата натрия или 10 % р-р

сульфокамфокаина.

  1. При улучшении состояния протереть больного насухо, сменить нательное белье.

В большинстве случаев температура падает литически - постепенно, что сопровождается появлением небольшой испарины на коже и слабостью. Обычно, после падения температуры больной засыпает. Будить его при этом не следует.

ПОТРЕБНОСТЬ ПОДДЕРЖИВАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ.

ПОНЯТИЕ О ПОТРЕБНОСТИ

Нормальная жизнедеятельность органов и тканей невозможна без температурного постоянства внутренней среды человека. Это обеспечивается:

  1. путем сложной регуляции теплопродукции и теплоотдачи организма

  2. одеждой не по сезону

  3. поддерживанием микроклимата помещений, где находится человек


НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРИ СЕСТРИНСКОМ ОБСЛЕДОВАНИИ


  1. Субъективное обследование:

Жалобы:

  • озно6

  • потливость

  • чувство жара

  • головная боль

  • ломота в теле, суставах

  • сухость во рту

2. Объективное обследование:

  • гиперемия лица

  • появление "гусиной кожи"

  • горячая на ощупь

  • сухость кожи и слизистых

  • трещины на губах

  • учащение пульса и ЧДД

  • влажная кожа

  • отклонение в температурном режиме помещений

  • изменение температуры тела



Некоторые примеры возможного участия медсестры

при удовлетворении потребности:

1) медсестра обеспечит пациенту покой

2) медсестра обеспечит уход за кожей им слизистыми пациента

3) медсестра обеспечит пациенту обильное витамини­зированное питье .

4) медсестра при необходимости согреет или охладит пациента

5) медсестра обеспечит прием легкоусвояемой пищи

6) медсестра обеспечит измерение профиля температуры тела пациента

7) медсестра будет постоянно наблюдать за состоя­нием пациента

8) медсестра будет контролировать температуру помещения

Некоторые возможные сестринские диагнозы:


1. высокий риск жизнедеятельности, связанный с гипертермией

2. лихорадка

3. переохлаждение

СЕСТРИНСКИЙ ДИАГНОЗ ЛИХОРАДКА.


ЦЕЛИ:

КРАТКОСРОЧНАЯ -Уменьшить лихорадку к концу недели до нормы или субфебрильных цифр.

ДОЛГОСРОЧНАЯ - Исчезновение лихорадки к моменту выписки

ХАРАКТЕР СЕСТРИНСКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА:

  1. Определить период лихорадки у пациента.

  2. Контролировать и регистрировать температуру тела пациента каждые 2 часа в 1-3 период лихорадки.

  3. Обеспечить пациенту полный психический и физический покой

  4. Осуществить характер сестринского вмешательства в зависимости от периода лихорадки.

1-й период - тепло укрыть пациента, обложить грелками,

  • напоить горячим сладким чаем.

2-ой период

  • применять методы физического охлаждения: укрыть простыню или легким одеялом, использовать холодный компресс, пузырь со льдом.

  • обеспечить пациента прохладным обильным витаминизированным питьем клюква, морс, настои из трав, соки.

  • смазывать губы вазелиновым маслом или глицерином 3 раза в день.

  • кормить 6-7 раз в сутки, небольшими порциями жидкой или полужидкой пищей

  • обеспечить индивидуальное наблюдение ее пациентом, учитывая риск развития галлюцинаций, судорог, появления бреда.

  • проводить тщательный уход за кожей и слизистыми, контролировать физиологические отправления.

  • обеспечить введение жаропонижающих средств по назначению врача

3-й период

  • обеспечить постоянное наблюдение за состоянием пациента (ЧДД, внешний вид, Рs, АД).

  • обеспечить смену нательного и постельного белья.

  • при критическом снижении температуры.

  • при литическом снижении температуры: тепло укрыть пациента обильное теплое обильное питье применить грелку.

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ


1. Выполняя манипуляцию "измерение температуры" медсестра при осмотре подмышечной области пациента обнаружила наличие гиперемии. Протерев насухо подмышечную область пациента она поместила резервуар термо­метра в подмышечную впадину так, чтобы он полностью соприкасался с кожей.

Оцените действия медсестры.

2. Дежурная медсестра была занята днем с тяжелым пациентом и на провела термометрию пациентам с 17.00 до 19.00. Она решила исправить положение и посла ужина провела измерение температуры.

Как Вы оцениваете данную ситуацию?

3. Измеряя температуру тала пациента в подмышечной впадине и в полости рта медсестра обнаружила, что в подмышечной области t= 37,5 0C, а в по­лости рта - 38 0C.

При каком измерении медсестра допустила ошибку?

4. Измеряя температуру тела пациенту, медсестра заподозрила с его сторона симуляцию высокой температуры.

Какова тактика медсестры в дальнейшем?

5. Для дезинфекции медицинских термометров медсестра погрузила их в 3 % раствор хлорамина на 15 минут. Посла этого она их вытерла насухо и поставила на хранение в сухой стакан.

Оцените действия медсестры.

6. Для дезинфекции медицинских термометров медсестра погрузила их в раствор перекиси водорода на 60 минут. Затем насухо вытерла и пос­тавила на хранение в тройной раствор.

Оцените действия медсестры.

7. Палатная медсестра получила назначение врача провести пациенту измерение профиля температуры.

Как медсестра должна зарегистрировать результаты измерения?

8. У Вас в отделении находится пациент с травмой лица и верхнего плечевого пояса.

Как такому пациенту измерить температуру?

9. Медсестра измерила пациенту температуру тела. Она равнялась 38,6 0C.

Охарактеризуйте данную температуру.

10. У пациента вечером температура тела оказалась 37,8 0C.

Охарактеризуйте данную температуру.

11. Ваша напарница (процедурная медсестра) недобросовестно относится к регистрации температуры в температурных листах.

Вы это заметили. Как поступить?

12. Пациент К., 15 лет жалуется на головные боли, ломоту в теле, рвоту. При осмотра: температура тела 40 0C градусов, зев резко гиперемирован, живот безболезнен. После приема таблетки аспирина возникла рвота.

Перечислите мероприятия и объем доврачебной помощи.

Назовите способ введения лекарственных средств такому пациенту.

13. Вы измеряете температуру тела тяжелобольному пациенту t =39 0C градусов. Пациент интересуется, какая у наго температура.

Ваша тактика.

14. У пациента температура тела 41 0C, он возбужден, бредит, на щеках румянец.

В каком периоде лихорадки находятся пациент?

В какой помощи он нуждается?

15. При измерении температуры Вы заподозрили, что пациент изменил по­казания термометра.

Ваша тактика.

16. Пациент жалуется на плохое самочувствие, "ломоту" во всем теле, головную боль, ему холодно, никак не может согреться. Температура тела 40,30C.

В каком периоде лихорадки находится пациент? Какая помощь ему необходима?

17. У пациента постепенное нарастание температуры изо дня в дань, достигающее высоких цифр, сменяющееся затем постепенным снижением ее до субфебрильной и нормальной. Какое название носит данная лихорадка?

18. У пациента длительная температура (в течении 7-9 дней) в пределах 38-39 0C (с колебаниями в 1 0C). Определите тип лихорадки.

19. У пациента высокая лихорадка (до 40 0C), с предшествующими ознобами и большими суточными колебаниями, при снижении температуры обильное потоотделение.

Назовите тип лихорадки.

Перечислите возможные заболевания.

20. Пациенту К. назначены горчичники, но к вечеру у него повысилась температура до 390C. Пациент уговаривает медсестру поставить ему горчичники.

Как поступить?

КОНТРОЛЬНО - ЭКСПЕРТНАЯ КАРТА

"СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС И МАНИПУЛЯЦИОННАЯ ТЕХНИКА, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ ПОДДЕРЖИВАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ"



Вариант 1

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС.

Дайте понятие лихорадки. Каковы клинические проявления III периода лихорадки?

II. СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА.

У пациента температура тела 410 С, он возбужден, бредит, на щеках румянец, на губах трещины.

В каком периоде лихорадки он находится?

Составьте алгоритм ухода за данным пациентом.

III. ТЕСТИРОВАНИЕ.

1. Шкала термометра имеет "цену" деления

2. Для дезинфекции термометров используют дезраствор

3. Измерение температуры тела должно длиться

4. В индивидуальном температурном листе температурная кривая чертится цветом.

5. Установите соответствие.

характер манипуляций: время измерения:

1) измерение температуры тела в стационаре А. через каждые 3 часа

2) измерение профиля температуры Б. 2 раза утром и вечером

В. вечером перед ужином

6. Установите соответствие.

периоды лихорадки: состояние кожи:

1) период постоянства высокой температуры А. кожные покровы сухие

2) период снижения температуры Б. кожные покровы влажные В. кожные покровы нормальной влажности

7. Установите соответствие.

периоды лихорадки: мероприятия ухода:

1) 1-й период лихорадки А. согреть пациента

2) 2-й период лихорадки Б. положить холодный компресс

В. напоить крепким чаем или кофе

8. Во II-м периоде лихорадки кожа на ощупь по температуре

9. При резком снижении АД в момент критического снижения температуры необходимо приподнять конец кровати.

10. Крепкий горячий чай дают пациенту в периоде лихорадки.

КОНТРОЛЬНО - ЭКСПЕРТНАЯ КАРТА

"СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС И МАНИПУЛЯЦИОННАЯ ТЕХНИКА, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ ПОДДЕРЖИВАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ"

Вариант 2

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС.

Какие периоды лихорадки Вы знаете?

Каковы клинические проявления II периода лихорадки?

II. СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА.

Пациенту при температуре тела 41,30С были введены жаропонижающие препараты. Через 20 минут температура снизилась до нормы, но состояние пациента ухудшилось: появилась резкая бледность, пульс нитевидный, конеч­ности холодные, белье мокрое от пота.

В каком периоде лихорадки находится пациент?

Какая помощь ему необходима?

III. ТЕСТИРОВАНИЕ.

1. Температуру тела, измеряемую пациенту утром и вечером, палатная медсестра фиксирует в

2. Медицинские термометры для дезинфекции погружают в раствор перекиси водорода, на

3. Температуру тела пациентам в стационаре измеряют раз в день.

4. В температурном листе кроме температурной кривой еще графически изо­бражают:

а) кривую частоты пульса

б) рост и вес пациента

в) стул пациента

г) физиопроцедуры

5. Установить соответствие.

показатели: цвет карандаша:

1) t А. красный цвет в температурном листе

2) Ps Б. черный цвет в температурном листе

В. зеленый цвет в температурном листе

6. Установите соответствие.

периоды лихорадки: клинические проявления:

1) I-й период лихорадки А. озноб

2) II-й период лихорадки. Б. чувство жара

В. обильное потоотделение

7. В 1-й период лихорадки кожа на ощупь по температуре

8. Установите соответствие.

период лихорадки: характер питья:

1) II-й период лихорадки А. прохладное витаминизированное питье

2) III-й период лихорадки (кризис) Б. крепкий горячий чай, кофе

В. горячий чай

9. Во II-м периоде лихорадки выражена слизистых оболочек полости рта.

10. В период снижения температуры теплопродукция чем тепло­отдача.

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ


1 вариант

  1. сужение

  2. лихорадкой

  3. 0,1˚С

  4. В

  5. ниже

  6. подмышечной впадине

  7. Б, В, А, Г

  8. 1 - В

2 - А

  1. смазать вазелином

  2. 1 - В

2 - А

2 вариант

  1. расширение

  2. febris

  3. от 34 до 42˚С

  4. Б

  5. ниже

  6. 10 мин

  7. Б, В, А, Г

  8. 1 - В

2 - А

  1. профиль t

  2. Г

3 вариант

  1. пирогенные

  2. постоянство температуры

  3. больше

  4. 1 - А

2 - Б

  1. 1 - Б

2 - В

  1. гусиной

  2. 1 - А

2 - Б

  1. 1 - А

2 - В

  1. ножной

  2. В

4 вариант

  1. три

  2. подъёма температуры

  3. меньше

  4. 1 - А

2 - Б

  1. 1 - А

2 - Б

  1. сухость

  2. 1 - А

2 - В

  1. 1 - Б

2 - А

  1. критическим

  2. В


ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

К КОНТОЛЬНО-ЭКСПЕРТНОЙ КАРТЕ


Вариант 1


II. Пациент находится во II-м периоде лихорадки.

Алгоритм ухода:

а) наблюдение за пациентом - индивидуальный пост

б) охладить пациента: холодный компресс, пузырь со льдом, холодное влажное обтирание

в) обильное прохладное витаминизированное питьё

г) уход за слизистой полости рта: орошение, смазывание губ вазелиновым маслом

III.Тесты:

1. 0,1˚С

2. 1-3% раствор хлорамина

3. 10 мин

4. чёрным

5. 1 - Б 2 - А

6. 1 - А 2 - Б

7. 1 - А 2 - Б

8. горячая

9. ножной

10.III-й период

Вариант 2


II. Пациент находится в IIII - м периоде лихорадки в момент критического снижения тем-

пературы.

Помощь:

а) приподнять ножной конец кровати, убрать подушку из-под головы

б) вызвать врача

в) напоит горячим крепким чаем или кофе

г) укрыть больного

д) измерить АД, Ps

е) переодеть больного в сухое бельё.

III.Тесты:

1. температурном листе

2. на 80 мин

3. 2 раза

4. А

5. 1 - Б 2 - А

6. 1 - А 2 - Б

7. холодная

8. 1 - А 2 - Б

9. сухость

10.меньше

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

К СИТУАЦИОННЫМ ЗАДАЧАМ


  1. Измерять температуру при изменениях кожи в подмышечной впадине (покраснение) нельзя. Необходимо измерить температуру в другом месте.


  1. Температура измеряется после отдыха и перед сном. Если нарушить эти условия, то показания термометра будут иные.


  1. Ошибки нет. В норме температура на коже на 0,3-0,5˚С ниже, чем на слизистых.


  1. Необходимо измерить температуру тела в обеих подмышечных впадинах одновременно в присутствии медсестры.


  1. Учитывая, что хлорамин часто даёт аллергические реакции, необходимо после дезинфекции градусник промыть проточной водой.


  1. Время погружения термометров в перекись водорода - 80 мин.


  1. Необходимо пациенту дать лист бумаги с указанием фамилии, имени, отчества, 3 палаты и время, когда необходимо проводить измерение температуры - через каждые 3 часа. Листок с результатами измерение подклеивают в историю болезни.


  1. Можно измерить температуру в ротовой полости, учитывая, что показания будут выше, чем в подмышечной впадине на 0,3-0,5˚С


  1. У пациента фебрильная температура.


  1. У пациента пиретическая или высокая лихорадка.


  1. Необходимо поговорить с напарницей и попросить её исправить свою ошибку. Если беседа не приведёт к положительному результату, необходимо обратиться за помощью к старшей сестре.


  1. Пациент находится во II-м периоде лихорадки. Необходимо пациента уложить, создать покой, на лоб положить холодный компресс, организовать постоянное наблюдение за пациентом, вызвать врача. Такому пациенту лекарственные вещества необходимо вводить парентерально.


  1. Пациенту нельзя говорить точные цифры температуры, ему необходим покой. Необходимо сказать, что температура повышена, уложить пациента и оказать ему помощь.


  1. Во II-м периоде. Охладить пациента, обильное прохладное витаминизированное питьё, индивидуальный пост, уход за слизистыми и кожей.


  1. Необходимо перемерить температуру в присутствии медсестры под обеими подмышечными впадинами.


  1. В I-м периоде. Необходимо укрыть, к ногам грелку. Напоить горячим сладким чаем.


  1. У пациента волнообразная лихорадка.


  1. У пациента постоянная лихорадка.


  1. Гектическая или истощающая - сепсис.


  1. Лихорадка является противопоказанием к постановке горчичников.

ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА СТУДЕНТА


  1. Термометры.

  2. 3 % раствор перекиси водорода.

  3. 3 % раствор хлорамина.

  4. Лотки.

  5. Стакан для хранения термометров.

  6. Полотенце.

  7. Температурные листы.

  8. Грелка.

  9. Одеяло.

  10. Пузырь со льдом.

  11. Полотенце для холодного компресса.

  12. Простыня.

  13. Слабый раствор уксусной кислоты.

  14. Шприц Жане.

  15. Корнцанг.

  16. Марлевые салфетки.

  17. Вазелиновое масло.

  18. Судно.

  19. Тонометр.

  20. Белье.

  21. 10 % кофеин-бензоат натрия.

  22. 10% сульфокомфоаин.

  23. Напитки: охлажденное витаминизированное питье, горячий крепкий чай или кофе, теплое витаминизированное питье.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ МАНИПУЛЯЦИЙ


  1. Измерение температуры тела.

  2. Обработка термометра после манипуляции.

  3. Заполнение температурного листа.

  4. Измерение профиля температуры тела, его регистрация.

  5. Приготовить все необходимое и продемонстрировать элементы ухода за больным в I-ом периоде лихорадки.

  6. Приготовить все необходимое и продемонстрировать элементы ухода за больным во II-ом периоде лихорадки.

  7. Приготовить все необходимое и продемонстрировать элементы ухода за больным в III-ем периоде лихорадки.

  8. Продемонстрировать все известные способы' охлаждения больного при высокой лихорадке.

  9. Продемонстрировать оказание медикаментозной помощи в III-ем периоде (кризисе).

ГЛОССАРИЙ


КРИТИЧЕСКОЕ СНИЖЕНИЕ

ТЕМПЕРАТУРЫ (КРИЗИС)

- быстрое снижение температуры в течение дня с высоких цифр до нормальных.

ЛИТИЧЕСКОЕ СНИЖЕНИЕ

ТЕМПЕРАТУРЫ (ЛИЗИС)

- постепенное снижение температуры.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Е.Я. Гагунова "Общий уход за больными"

  2. Лапкин К.В., Ю.Ф. Пауткин "Техника ухода за больными".

  3. Мухина С.А., Тарновская И.И. Общий уход за больными. - М. Медицина, 1989 .

  4. Шептулин АА. Основы общего ухода за больными.

  5. Справочник медсестры по уходу - М.: Медицина, 1993 г.

  6. Материалы 1-ой Всероссийской научно-практической конференции по тео­рии сестринского дела (Голицыне, август, 1993 г.).


Стандарты

деятельности

медицинской сестры

Дезинфекция медицинских термометров


Цель: профилактика перекрестной инфекции.

Показания: все использованные пациентами термометры

Необходимые условия:

  • дезинфицирующие растворы: а) 3% хлорамин, б) 6% перекись водорода;

  • почкообразный лоток;

  • защитная одежда для персонала.

Процесс

Обоснование

1. Надеть нестерильные перчатки.


  1. Взять почкообразный лоток и налить:

а) 3% раствор хлорамина;

б) 6% раствор перекиси водорода.


  1. Полностью погрузить термометр в этот раствор на:

а) 60 мин;

б) 80 мин.


  1. Ополоснуть водой.


  1. Насухо вытереть.


  1. Снять перчатки, вымыть руки.

  • профилактика защиты кожи рук от инфекции пациента;


  • дезинфекция производится при полном погружении термометров;


  • антимикробный эффект дезинфекционного средства зависит от концентрации и времени действия химического вещества, полное погружение обеспечивает непосредственный контакт все поверхностей предмета;


  • механический смыв остатков дезинфекционных средств;


  • замедляется размножение микрорганизмов, которые интенсивно размножаются в о влажной среде;


  • создание барьера инфекции.

При бактериальных инфекциях:

  1. СМетодическая разрботка практического занятия для медсестерептатик - 10 к. 2% - 60 мин.

  2. Аламинол - 1% - 60 мин.

  3. Сайдекс - 15 мин. полное погружение

  4. Септодор-форте - 0,1% - 60 мин.

  5. Лизетол 2% - 30 мин

Измерение температуры тела,

цифровая и графическая запись

(в условиях стационара)

Цель исследования:

  • определить температуру тела пациента;

  • периоды лихорадки.

Оснащение:

  • часы;

  • медицинский максимальный термометр;

  • ручка;

  • температурный лист.

Этапы

Обоснование

I. Подготовка к процедуре.


  1. Доброжелательно и уважительно представьтесь пациенту. Уточните, как к нему обращаться.

Установление контакта с пациентом.

  1. Объясните пациенту ход процедуры.

Психологическая подготовка пациента к предстоящей процедуре.

  1. Получите согласие пациента на процедуру.

Соблюдение прав пациента.

  1. Подготовить необходимое оснащение.

Проведение и документирование результатов процедуры.

  1. Вымыть и осушить руки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

  1. Встряхнуть термометр и убедиться, что столбик ртути опустился ниже 35˚С.

Обеспечивается достоверность результата измерения температуры тела.

  1. Осмотреть подмышечную впадину: при наличии гиперемии, местных воспалительных процессов нельзя проводить измерение t, т.к. показания термометра будут выше, чем температура всего тела.

Обеспечивается достоверность результата.

II. Выполнение процедуры.


  1. Протереть насухо подмышечную область пациента полотенцем.

Обеспечивается достоверность результата.

  1. Поместить резервуар термометра в подмышечную область, так чтобы он полностью соприкасался с кожей (пациент должен прижать плечо к грудной клетке).

Обеспечение условий для получения достоверного результата.

  1. Извлечь термометр из подмышечной области через 10 минут и определить его показания.

Оценка полученных результатов.

III. Окончание процедуры.


  1. Сообщить пациенту результаты измерения.

Право пациента на информацию.

  1. Записать результат термометрии в температурный лист.

Документирование результатов термометрии.

  1. Встряхнуть термометр так, чтобы ртутный столбик опустился в резервуар.


  1. Погрузить термометр в дезинфицирующий раствор.

Обеспечение инфекционной безопасности.

  1. Вымыть и осушить руки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

Измерение температуры в полости рта


Цель: определение температуры тела.

Показания:

  • воспалительные процессы в подмышечной области;

  • лихорадка;

  • опрелости.

Противопоказания:

  • травмы верхней и нижней челюсти;

  • травмы ротовой полости.

Оснащение:

  • мыло, индивидуальное полотенце;

  • термометр специальный;

  • индивидуальная салфетка;

  • ёмкости с дезрастворами;

  • температурный лист, температурный журнал;

  • ручка, часы;

  • стерильные перчатки;

  • фантом головы.

Этапы

Обоснование

Подготовка к процедуре

  1. Установить доброжелательные отношения с пациентом.

Обеспечение осознанного участия паци- ента в процедуре.

  1. Объяснить пациенту цель и ход прове- дения процедуры, получить его согласие.

Обеспечение права пациента на информацию.

  1. Подготовить необходимое оснащение.

Обеспечение чёткости выполнения процедуры.

  1. Вымыть руки с мылом и осушить их индивидуальным полотенцем.

Соблюдение личной гигиены медсестры.

  1. Надеть перчатки.

Обеспечение инфекционной безопасности медсестры.

  1. Встряхнуть термометр так, чтобы столбик ртути опустился ниже отметки 35 градусов.

Обеспечение достоверности результата измерения.

Выполнение процедуры

  1. Поместить резервуар термометра пациенту под язык, попросить его губами обхватить корпус термометра.

Необходимое условие для выполнения манипуляции.

  1. Извлечь термометр через 10 минут и определить его показания.

Оценка полученных данных.

Завершение процедуры

  1. Сообщить пациенту результат термометрии.

Обеспечение права пациента на информацию.

  1. Полностью погрузить термометр в ёмкость с дезраствором.

Обеспечение инфекционной безо- пасности

  1. Снять перчатки и поместить в ёмкость с дезраствором.

  1. Вымыть руки с мылом и осушить их индивидуальным полотенцем.

Соблюдение личной гигиены медицин- ской сестры.

  1. Занести показания с температурный лист и температурный журнал.

Документирование результатов термо- метрии.

Измерение температуры в прямой кишке


Цель: определение температуры тела.

Показание: лихорадка, контроль за состоянием пациента.

Противопоказания:

  • кишечное кровотечение;

  • запор;

  • диарея.

Оснащение:

  • мыло, индивидуальное полотенце;

  • часы, ручка;

  • температурный лист, температурный журнал;

  • стерильные перчатки;

  • ректальный термометр (ртутный резервуар делений);

  • вазелин, шпатель;

  • емкости с дезраствором - 2;

  • фантом.

Этапы

Обоснование

Подготовка к процедуре

  1. Установить доброжелательные отношения с пациентом.

Обеспечение осознанного участия паци- ента в процедуре.

  1. Объяснить пациенту цель и ход прове- дения процедуры, получить его согласие.

Обеспечение права пациента на информацию.

  1. Подготовить необходимое оснащение.

Обеспечение чёткости выполнения процедуры.

  1. Вымыть руки с мылом и осушить их индивидуальным полотенцем.

Соблюдение личной гигиены медсестры.

  1. Надеть перчатки.

Обеспечение инфекционной безопасности медсестры.

  1. Встряхнуть термометр так, чтобы столбик ртути опустился ниже отметки 35 градусов.

Обеспечение достоверности результата измерения.

Выполнение процедуры

  1. Предложить пациенту лечь на левый бок, согнув ноги в коленных суставах и прижав их к животу.

Необходимое условие для выполнения манипуляции.

  1. Резервуар термометра смазать вазелином.

Облегчение введения термометра в анальное отверстие.

  1. Извлечь термометр через 10 мин и определить его показания

Оценка полученных данных.

Завершение процедуры

  1. Сообщить пациенту результат термо- метрии.

Обеспечение права пациента на информацию.

  1. Полностью погрузить термометр в ёмкость с дезраствором.

Обеспечение инфекционной безо- пасности

  1. Снять перчатки и поместить в ёмкость с дезраствором.

  1. Вымыть руки с мылом и осушить их индивидуальным полотенцем.

Соблюдение личной гигиены медицин- ской сестры.

  1. Занести показания с температурный лист и температурный журнал.

Документирование результатов термо- метрии.

ЛИХОРАДКА.

УХОД ЗА ПАЦИЕНТОМ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ

ЛИХОРАДКИ


Лихорадка - это повышение температуры тела, обусловленное нарушением процессов терморегуляции. Вследствие различных заболеваний, также ее же ее рассматривают как приспособительную реакцию организма.

Лихорадки делятся :

I. По степени повышения температуру тела различают :

1) субфебрильную (t не выше 38 град.C);

2) умеренную (38-39 град. С),

3) высокую (39-41 град. С),

4) чрезмерная (гиперперитическая) - свыше 41 град.С.

II. По длительности течения различают :

1) мимолетную (длится несколько часов),

2) острую (до 15 дней),

3) подострую (15-45 дней),

4) хроническую (свыше 45 дней).

III. При длительности течения лихорадочного заболевания, наблюдают

различные типы лихорадки :

1) постоянная (суточные колебания t не превышает 1 град.);

2) ремиттирующая (послабляющая) - суточные колебания t превышают 1 град.;

3) перемещающаяся - правильное чередование периодов повышения t c t нормы;

4) извращенная - утренняя t выше вечерней;

5) волнообразная - длительные периоды повышения t чередуются c периодами

нормальной t на протяжении нескольких дней;

6) гектическая (истощающая) - характеризуется большими подъемами и стадиями t

до нормы (3-5 град.)

Помощь при гипертермии

Цель: снизить температуру тела в течение 3-5 дней до нормальной.

Планирование сестринского ухода.

План ухода

Обоснование

I период - нарастание температуры: озноб; ломота в теле; бледность; дрожь; головная боль; цианоз конечностей.

  1. Измерять температуру тела каждые 2 - 3 часа.

Контроль за температурой тела для ранней диагностики осложнений и оказания соответствующей помощи пациенту.

  1. Согреть пациента (тёплые грелки к ногам, тепло укрыть, дать тёплый сладкий чай).

Осуществляется в период появления озноба (при повышении или снижении температуры) для согревания пациента, уменьшения теплоотдачи.

  1. Обеспечить витаминизированное питьё (соки, тёплый чай с лимоном, чёрной смородиной, настоем шиповника).

Для снижения интоксикации.

  1. Орошать слизистую полости рта и губы водой, смазывать вазелиновым маслом, 20% раствором буры в глицерине, обрабатывать трещины на губах 1% раствором бриллиантовой зелени.

Для ликвидации сухости слизистой рта и губ.

Лечение трещин на губах.

  1. Следить за всеми физиологическими отправлениями больного.

Профилактика осложнений.

II период - максимальной температуры (устойчивый период): обильное

потоотделение; жар; слабость; сухость во рту; снижение аппетита; головные боли, может быть бред; галлюцинации; учащение пульса; дыхания; АД снижено.

  1. Создать индивидуальный пост: посто- янно наблюдать за пациентом при бреде и галлюцинациях, сопровожда- ющих повышение температуры.

Для предупреждения травм.

  1. Обеспечить больному обильное витаминизированное питьё (соки, чай с лимоном и т. д.), накормить легкоусвояемой пищей в жидком виде небольшими порциями.

Для снижения интоксикации.

  1. Протирать полость рта слабым раствором гидрокарбоната натрия.

Смазывать губы вазелином.

Ликвидация сухости слизистой рта.

Профилактика трещин.

  1. Измерять АД, пульс, частоту дыхания.

Для ранней диагностики осложнений (тяжелой дыхательной и сердечной недостаточности).

  1. Регистрировать данные в листе наблюдения.

Для обеспечения преемственности в работе, наблюдения за состоянием.

  1. Обеспечить смену нательного и постельного белья, туалет кожи.

Для предупреждения нарушений выделительной функции кожи, профилактики пролежней.

  1. Положить пузырь со льдом или холодный компресс на шею и голову при гипертермии.

Для профилактики осложнений со стороны ЦНС (отёчности мозга, предупреждения нарушений сознания, судорог и других осложнений).

  1. Тщательно следить за всеми физиологическими отправлениями, при необходимости подать судно или мочеприёмник.

Профилактика осложнений.

III период - понижения температуры

(постепенное снижение - лизис, резкое снижение - кризис).

При лизисе - слабость, потливость, сонливость.

При кризисе - резкая слабость; бледность; холодные конечности; резкое снижение АД; липкий пот; учащенный пульс (нитевидный); цианоз губ.

  1. Обложить больного грелками.

Для согревания пациента, уменьшения теплоотдачи.

  1. Дать больному крепкий горячий чай, кофе.

Согревание пациента.

  1. Следить за АД, пульсом.

Ранняя диагностика осложнений.

  1. При низком АД приподнять ножной конец кровати, убрать подушку.

Для профилактики осложнений (острой сосудистой недостаточности).

  1. Сменить бельё, провести влажное обтирание.

Для предупреждения нарушений выделительной функции кожи, профилактики пролежней.

  1. Вызвать врача.

Выполнять назначения врача.

Для эффективности лечения.



© 2010-2022