- Преподавателю
- Другое
- «Нержавеющий» Сталь, или игра как социокультурный феномен
«Нержавеющий» Сталь, или игра как социокультурный феномен
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Тесты |
Автор | Буянова С.В. |
Дата | 13.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Буянова С.В.,
зам. директора по НМР
СОШ №38,
Г. Чита
«Нержавеющий» Сталь, или игра как социокультурный феномен
Автор этих строк - выпускница Липецкого педагогического института. Пишу об этом с гордостью, потому что одним из настоящих педагогов-новаторов, у которого мне посчастливилось учиться, был Сталь Анатольевич Шмаков. Он преподавал на курсе интереснейший предмет «практическая педагогика». Имя Сталя Шмакова во многих монографиях стоит в одном ряду с именами Антона Макаренко и Василия Сухомлинского.
Человек он был необычайно скромный и никогда не рассказывал о своих достижениях, лишь часто приводил примеры из собственной педагогической практики. Мы, конечно, знали, что он прекрасно поет под гитару и сам сочиняет бардовские песни, участвовали в его театральных постановках, удивлялись выдумке, неограниченности фантазии и творчества педагога. С удовольствием проживали насыщенные событиями педагогические сборы в зимнем лагере «Прометей». Даже не представляли себе, что можно организовать необычайно интересно праздник Белого снега, праздник Луны, Первой звезды. Сталь Анатольевич научил нас радоваться всему, что имеем. И это помогало потом уже в учительской жизни.
Как вспоминают его коллеги, Сталя можно было увидеть утром в роли блестящего ведущего Дня матери, днем - руководителем русско-американского семинара по проблемам досуготерапии, вечером - на сцене Дворца культуры с остроумным поздравлением. На вопрос «Как вы только все успеваете?» он, смеясь, отвечал: «Нам всегда не хватает времени на то, чего не хочется делать. А если хочется - все успеем!».
Мы, студенты, даже и не подозревали, что он новатор, думая, что его подход к воспитанию студентов и школьников таким и должен быть: во главе всего человек, и этому человеку надо помочь определиться с ценностями, которые помогут ему стать достойным гражданином своей страны. И только через многолет после выпуска, когда появился доступ к Интернету, узнали, что рядом был уникальный человек, выдающийся педагог-новатор, филолог, историк, психолог, заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, академик, профессор, председатель экспертного совета Госкомитета по молодёжной политике при Правительстве РФпо вопросам организации отдыха, оздоровления детей, подростков, молодежи, поддержки инновационных программ и проектов.
Его идеи легли в основу стратегии национального фонда "Социально-духовное развитие".С.А. Шмаковым написано более тысячи статей по проблемам детства, культуры, социальной жизни людей и т.д., опубликованных в России, Германии, Албании, Польше, Чехии, Австрии, Италии, Китае.
СЛАЙД. Его участие в общественной жизни страны обозначено на слайде.
С 1958 по 1992 годон был членом редколлегии журнала ЦК ВЛКСМ "Вожатый". В 1992 г. создал проект, по которому работали Российская газета "Педагогический калейдоскоп" и издательство "Новая школа" (1-е место среди педагогической прессы России, 1995 г.). В 1996 г. участвовал в создании проекта российского педагогического журнала "Мир образования" (1-е место среди педагогических журналов, России, 1998 г.).
С.А. Шмаков был награжден 48-ю правительственными и ведомственными наградами, в том числе медалями Чехии, Польши, ГДР. Он лауреат многих премий в области педагогики и журналистики.
СЛАЙД. Премии В. Скороходова в области журналистики (1984 г.), Я. Корчака (1988 г.), А.С. Макаренко (1988г.), К.Д. Ушинского (1991 г.)
Им опубликованы книги: «Ее величество игра» (1992), «От игры к самовоспитанию» (1993), «Игры-шутки, игры-минутки» (1993), «Досуг школь» (1994), «Игры учащихся - феномен культуры» (1994), «Каникулы».
Его книга «Нетрадиционные праздники в школе» получила Гран-при на Международной книжной ярмарке 122 стран в Москве, награждена дипломом и золотой медалью (1997 г).
Секрет успехов педагога прост: он стремился вернуть в педагогику ребенка, а науку сделать путеводителем по стране Детства. Он вывел прекрасную формулу- от сотрудничества к содружеству, от содружества в сотворчество ребенка и взрослого. Жить вместе с детьми их жизнью, принимать их такими какие они есть - вот цель работы педагога, как понимал ее сталь Анатольевич.
В Липецком педагогическом институте, где он трудился около сорока лет, Шмаковым была создана авторская система воспитательной работы со студентами. Им была придумана уникальная форма учёбы вожатых загородных лагерей - ежегодные пятидневные вожатские сборы. Она была признана во всём Советском Союзе.
Оказывается, будущие педагоги, мы уже в те далекие 70-е осваивали элементы той педагогики, которую в дальнейшем назовут личностно-ориентированной. Вообще, интересная штука, опыт. Сначала его осваивают, потом забывают, а далее с чьей-то легкой руки, возрождают, только под другим названием, часто забывая о тех, кто стоял у истоков. Поэтому мы обращаемся к богатейшему педагогическому наследию Сталя Анатольевича Шмакова.
Думается, мало кто знает, что это им, Шмаковым,в 1957 году были разработаны проект и концепция пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ «Орлёнок». Позднее в 1962 году в «Орленке» появится Игорь Иванов со своими коммунарами, о нем напишут, что он стоял у истоков этого лагеря. А имени Сталя Шмакова среди основателей этого детского гиганта, к сожалению, нет.
В чем же его новаторство? Основной объект исследований на протяжении всей его жизни - это теория и практика игры как источника культуры, как уникального средства формирования духовных потребностей и раскрытия творческого потенциала личности ребенка.
Как сообщают педагогические источники, Сталь Анатольевич Шмаков разработал и ввел в педагогическую науку и практику ряд идей и перспективных фундаментальных направлений.
Вы видите эти направления на слайде.
СЛАЙД.
Под его руководством разработана теория досуга молодежи и его педагогические основы; проведено системное исследование игры как феномена культуры; создана концепция коллективной творческой деятельности школьников в сфере свободного времени; изучено использование ролевой игры как дидактического средства моделирования действительности; осуществлено создание концепции учебных творческих сборов; осуществлено системное рассмотрение традиционных праздников учащихся; проведено исследование структуры свободного времени, в том числе школьных каникул; создана концепция взаимодействия детских, подростковых, юношеских организаций, ассоциаций, общностей со школой и личностью.
«В современных социокультурных условиях воспитания подрастающего поколения России проблема активизации и организации игровой деятельности учащихся приобрела особую теоретическую значимость и практическую актуальность. Это связано с изменениями в обществе и обострением проблем подрастающего поколения, решение которых становится более успешным при наличии развитой разнообразной игровой деятельности учащихся. Она является сферой педагогически направляемой социализации личности, средством развития и воспитания учащихся». Разве это написано 20 лет назад? Эти положения как никогда актуальны и для нашего времени, потому что проблема социализации школьников и молодежи - это основное требование новых стандартов.
Педагог-новатор считал игру социокультурным феноменом, это способ освоения культуры народа, это сфера самореализации личности. А разве может быть по-другому?! Посмотрите на поведение детей и взрослых во время игры: это возможность самореализации, отношения взаимозависимости, практика межнациональной коммуникации, усвоение норм и правил человеческой морали.
С точки зрения Сталя Шмакова, игровой элемент органически присутствует во всех известных явлениях культуры, через игру дети выходят на основные модели досуга. В играх дети учатся свободе открытого самовыражения в сочетании с самоконтролем и ответственностью. Игра - закономерный "инструмент" педагогики свободы и детский "образ культуры", она - родовое явление, аккумулирующее, сохраняющее и воспроизводящее в памяти детей традиции национальной культуры. Игра - смысловой источник и транслятор культуры, предопределяющий развитие творческих начал в игровых и неигровых видах деятельности, способности к креативности в целом.
И конечно, Сталь Анатольевич большое значение придавал педагогическому руководству и оптимальной позиции педагога в игре. Сам он всегда был самым активным участником любой игровой деятельности, подавал пример увлеченности, неиссякаемой фантазии. Его называли романтиком, увлекающим и увлеченным. Подтверждением тому служат яркие примеры.
Где еще вы увидите такое! - Парад, посвященный 40-летию пионерской организации, на площади им. Ленина в 1982 году! Это зрелище просто незабываемое: Сталь Анатольевич на белом коне объезжает колонны демонстрантов, рапортует, приветствует... А многочисленные праздники, фестивали, слеты - с размахом, красочно, интересно! А флаг на балконе его квартиры (сигнал всем, что хозяин дома и можно зайти)!
В качестве заключения…
Его лекции по практической педагогике у меня хранятся до сих пор, как руководство к действию. Часто заглядываю в пожелтевшую от времени тетрадь и нахожу созвучные требованиям времени формы и методы воспитания школьников. У Сталя Анатольевича есть такие слова: «Роль учителя - потрясать людей на уроке и вне его. Потрясать содержанием своей деятельности». С современной точки зрения, речь идет, как я понимаю, о той самой пресловутой мотивации, которую уже затерли до дыр, а понять, что это такое, многие учителя так и не могут.
Во все времена серьезной защитной панацеей от многих бед была для школьников игра. Игра компенсировала и компенсирует издержки несовершенства цивилизации, будучи самой длительной привычкой цивилизации, истоком ее культуры. Учащиеся ищут в играх не смысл жизни, а саму совершенную жизнь. Этот поиск вечен. Эти мысли утверждал педагог-новатор.
Полагаем, что в XXI столетии целью педагогики станет не "общее развитие детей", а раскрытие творческого потенциала каждого конкретного учащегося. И этому достойно служит игра - важнейшая и неотъемлемая часть учения, досуга, культуры в целом.
Другое дело, что далеко не все педагоги понимают и любят игру, сами не умеют играть и не пускают игру в школу, в класс. Сталь Анатольевич по этому поводу говорил, что необходимо в педагогических вузах и в системе повышения квалификации практических работников отвести достойное место обучению учителей педагогике игры, помня, что игра есть феномен культуры.
Не могу не привести отзывы о педагоге-новаторе известных людей России.
Александра Пахмутова, композитор, народная артистка СССР.
- Для нас, современников и соратников Сталя Анатольевича Шмакова, он всегда был и будет одним из самых ярких представителей прошедшей эпохи. Он - представитель замечательного «орлятского» племени, которое оставило заметный след в развитии детского движения страны.
Шалва Амонашвили, доктор психологических наук, профессор.
Сталь Анатольевич Шмаков есть непревзойденный творец педагогической игры. Мудрость, которую он вкладывал в игру, придавала ей мощное воспитательное влияние. По этой причине Сталь Анатольевич Шмаков в современной педагогической действительности остается, и, думаю, так будет долго, движущей силой.
М.С. Коган, доцент кафедры социализации личности и психологии воспитания НИПКиПРО
- Со Сталем Анатольевичем ассоциируется «нестареющий», «нержавеющий» (как он сам себя в шутку называл), неунывающий, неугомонный Сталь! Его называли так: «Кладезь идей», «творческая лаборатория», «вечный двигатель», «мастерская ДДД - доброты, движения, дела», «живительный колодец».
Что к этому можно добавить? Сталь Анатольевич Шмаков - один из тех людей, без которых (как у Солженицина) не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша. Он оставил нам прекрасное наследство, надо лишь умно и добро им распоряжаться.
6