Почему учителю нужно меняться?

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Почему учителю следует меняться?
Мы являемся свидетелями нового витка развития цивилизации. В современных условиях процесс обучения невозможен без учета проблем глобализации, невиданного развития технологии. Так, по нашему мнению, красиво и сильно называется первый пункт Стратегического плана Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2014-2018 годы «Миссия и видение».
Миссия заключается в формирование и реализация государственной политики в области образования и науки, обеспечивающей конкурентоспособность и устойчивый социально-экономический рост. А воплощает в жизнь миссию программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан и, в большей степени, первый (продвинутый) уровень этой программы.
Нам улыбнулась удача. Мы стали слушателями курсов первого уровня! С помощью тренеров Центра педагогического мастерства мы проведем в жизнь «видение». Будем создавать высокообразованную, конкурентоспособную, интеллектуальную нацию.
Прямо дух захватывает! Ведь это наша прямая обязанность - выполнить эту миссию. А продукт видения - ученик! И вот он перед нами...
Ставим перед собой вопросы: «Каким образом мы подготовим учащихся к жизни в 21 веке?», «Компетентны ли мы?»
Под руководством опытных тренеров ищем ответы на эти вопросы и неизбежно приходим к выводу о необходимости
- менять стиль преподавания. Однозначно отказаться от авторитарного стиля. Нужно учить тому, как учиться.
- пересмотреть взгляды на основные постулаты педагогики. Всю методику обучения поставить на современные рельсы.
- необходимо видение. Как бы не настораживал огромный объем непознанного, мы утолим жажду познания и только тогда увидим себя и своих учеников в новой формации. И своих коллег, готовых к рефрейменгу. Без опоры на грамотный, высококвалифицированный коллектив педагогов не создать конкурентоспособную нацию.
Конечно, «динамичность происходящих в современном мире перемен обусловила необходимость переосмысления функционирующих мировых систем образования» (2). Но изменение системы невозможно, если не изменится каждый из нас. Начинаем с себя.
Мир стремительно меняется, но есть вещи, которые неизменны. На эту тему 800 лет назад мудрец сказал: «Люди думают, что учителю следует демонстрировать чудеса и проявлять просветленность. Но, требование к учителю таково: ему следует обладать всем, в чем нуждается ученик». (Ибн ал-'Араби)
Слушатели курсов первого (продвинутого) уровня
Щебетунова Е. А. (учитель математики КГУ «СОШ №25» города Семей)
Альжанова Д.Н. (учитель математики КГУ «Знаменская СОШ»)
Асайынов А.М. (учительказахского языка КГУ «Корастелевская СОШ»)

Вот почему - вы меняетесь по той же
причине, по которой вы сначала пришли в преподавание. Вы меняетесь, потому что,
то, чем вы зарабатываете на жизнь, никогда не было просто работой - но в
большей степени являлось миссией. Вы меняетесь, потому что вы заботитесь о
детях и знаете, что до тех пор, пока вы не овладеете этими навыками и знаниями,
вы не сможете передать их вашим учащимся.


Почему необходимо меняться? Вы должны
измениться, потому что из всех людей в мире - учителя понимают ценность
непрерывного обучения. Вы меняетесь, потому что вы интуитивно понимаете, как
важны отношения, и вы заинтересованы в
передаче наследства вашим детям посредством того, что вы делаете для других
детей. Вы меняетесь, потому что вы понимаете обучение в динамике и то, что
отсутствие изменений означает остановку в росте.


Почему необходимо меняться? Потому что, когда
вы стали учителем, вы приняли решение, делать то, что больше чем жизнь, то, что
ценнее, чем деньги, признание и статус. Вы стали учителем
из-за изменений - изменений в мире. Вы меняетесь, потому что вы хотите делать
что-то правильное - просто потому, что это правильно, и вы понимаете
необходимость быть примером для других, чтобы они смогли делать что-то
правильное тоже. Вы привыкли усердно работать, долгими часами. Вы привыкли к
обязательствам и малому признанию. Вы знаете, то, что вы делаете, имеет
продолжительный результат.


Вы меняетесь, потому что мир изменился,
и вы знаете, что неизменный статус-кво - это самая рискованная вещь, которую вы
можете допустить на данный момент. Вы меняетесь, потому что вы любите обучение
и детей, и вы знаете, что они нуждаются в вас, чтобы вы направляли их в этом
быстро меняющемся мире. И чтобы это сделать, вы должны обрести сначала свой
путь, поэтому вы и они должны измениться. Современный учитель. Каким ему быть?


Профессия педагога - одна из важнейших в современном мире. От наших с вами усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Сейчас много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя, эмпатии педагога, о том, что учитель должен быть оптимистом...
Сегодня, в год Учителя, уважаемые коллеги, давайте вместе с вами попробуем нарисовать наш с вами портрет.
1 сентября 2010 года в России начнут действовать образовательные стандарты нового образца, или, как еще говорят, второго поколения.
Первыми "обновку" примерят ученики начальной школы. Основное отличие новых стандартов от ныне действующих - обучение в школе становится более личностным, школа теперь не просто дает знания, она становится ответственной за развитие личности ребенка, за то, каким человеком он выйдет из стен школы через 11 лет.
В своем Послании президент РФ Дмитрий Медведев отметил: "Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире". На это и направлены новые стандарты.
Сегодня в российских школах преподают 1 миллион 264 тысячи человек. У российской школы по-прежнему женское лицо: 87% всех педагогов- представительницы слабого пола - 1 миллион 99 тысяч. Примерно шестая часть из педагогов - 213 тысяч- пенсионного возраста.
Пока в народе учительская профессия остается малопопулярной и практически непрестижной - у нас очень низкие зарплаты и очень сложная работа. Но кто-то все-таки работает в школах. Требования к образованию меняются, меняются и учителя. Кто они - современные учителя?
- В большинстве своем - очень талантливые фанатики, чудаки, которые все-таки могут «наступить на горло» своей творческой песне и почти вовремя заполнить все необходимые журналы , проверить все тетради.
-Женщины, с ненормальным материнским инстинктом, который распределяется на нечеловеческое количество детей.
-Хронически больные школой.
-Знающие, что лучшее средство от старости - общение с детьми.
Часто задаю себе вопрос: счастливый ли я человек? У меня любимая работа. Школа - моя жизнь, то, без чего я не могу представить свое будущее. За то время, что я проработала были и бессонные ночи, и минуты боли и обид и уже добрые, согревающие душу моменты.
Оценивая свое участие во всех конкурсных мероприятиях, могу точно сказать, что во многом мне помогло желание не потерять ощущение радости работы и от жизни в целом. Даже, как мне казалось не совсем удачный урок, после тщательного анализа, стал для меня источником мобилизации всех моих знаний, моего опыта и последующей за этим победы.
Так, может быть, это и есть одно из качеств учителя, современного учителя, работающего в школе XXI века - в школе, где создаются условия для того, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания, заниматься самообразованием, иметь возможность попробовать свои силы в разных областях , в том числе и в научно- исследовательской деятельности.
Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача - создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала. Роль учителя - «стоять не над, а рядом», «я помогу», «я поддержу». Учитель стоит наравне, направляет, правильно организовывает. Сейчас надо свыкнуться с мыслью, что ученик может поспорить с учителем на любую тему. Основная парадигма в работе учителя: «Дать каждому ребёнку возможность проявить себя». «Ученик - это не кувшин, который мы должны заполнить, а искорка, которую мы должны зажечь.»
Современный учитель не только должен учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников.
Ведь учитель:
- это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. Он эрудирован и образован, знающий свой предмет: только большой багаж знаний дает право учить других.
Учитель сегодняшнего дня - это человек преданный своему делу и своим ученикам.
Современный учитель - это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо, он артист, художник, потребуется - писатель, певец.
Наша цель не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь каждому ребенку сформироваться как личности, развить желание и стремление в преодолении жизненных трудностей, умение правильно оценивать свои поступки, результаты своего труда.
Мое педагогическое кредо.
Три моих « всегда» и три моих « никогда»
Всегда быть настроенной на восприятие психологического состояния ученика и вовремя прийти ему на помощь;
Всегда уважать мнение ученика, создавая тем самым условия для его самоутверждения и самореализации;
Всегда вселять и поддерживать оптимистическое отношение к событиям;
Никогда не быть равнодушной к состоянию, поступкам и высказываниям детей;
Никогда не допускать ощущения превосходства учителя над школьником, одного ученика над другим;
Никогда не оставлять ученика в состоянии безысходности и беспомощности.
В XXI веке учитель вошел в век новых информационных и коммуникативных технологий. И не вызывает сомнения то, что современному учителю необходимо быть компетентным в области ИКТ и внедрять их в учебный процесс. Знаю, по своему опыту, что уроки с применением мультимедиа и интернета повышают интерес к изучаемому материалу, возрастает эффективность самостоятельной работы, появляется возможность шире реализовать свои творческие возможности.
У современного учителя кардинально изменено отношение к ученику, уходит из практики авторитарность. Педагог должен уважать ребенка. Сегодня учителя ребенок не может интересовать только как ученик. У каждого из них свои качества, потребности, цели, желания, поэтому учитель должен относиться к ученику как человек к человеку. Учитель не должен видеть ученика только в будущем, каким он должен стать, а понять его сегодняшнего, такого, какой он есть: с его трудностями в учебе, переживаниями. У современного хорошего учителя должен быть построен индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика.
На уроке ученик и учитель должны быть сотрудниками. Только в деловой и доброжелательной обстановке ребенок будет раскрывать и реализовывать свои возможности.
Главным работником на уроке должен быть ученик. Современные требования к учителю таковы, что он помогает ученику учиться самому, воспитывает потребность в образовании. Еще в XIX веке выдающийся педагог Адольф Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Ведь, если кормить ребенка постоянно с ложки, которую ему не дают в руки, он и не научится питаться сам. Так и учителю надо научить школьника добывать знания собственными усилиями, и только тогда можно воспитать думающего, свободно рассуждающего, не боящегося высказывать и отстаивать свое мнение ученика.

1. Я считаю, что учитель XXI века это тот, кто в первую очередь умеет находить общий язык со своими учениками, ориентироваться среди малышей, подростков и старшеклассников. Значит, он должен быть идеальным психологом.
2. Кроме того, учитель должен идти в ногу со временем, быть разносторонним человеком, не ограничиваться только сферой своего предмета. Ученики начинают воспринимать учителя иначе - как человека, понимающего их интересы, готового к сотрудничеству.
3. Учитель должен быть с хорошим словарным запасом, быть добрым и иметь чувство юмора, не быть слишком строгим, должен с детьми держаться просто. Требовательность и строгость не должны заслонять в учителе его способности быть в процессе воспитания помощником, советчиком и другом своих учеников.
4. Он должен быть современным интеллигентным человеком. Уметь так заинтересовывать детей, чтобы они на урок приходили с удовольствием, чтобы занятия пролетали мигом и чтобы после уроков дети ждали следующих встреч. Использовать на уроке: современные технологии - медиапрезентации, элементы игровых технологий. Для того чтобы детям не было скучно на уроке.
5. Не ждите вознаграждения за свою работу (ни платы, ни благодарности). Труд педагога - работа на отдаленное будущее.
6. Не смущайтесь своими ошибками. Экспериментируйте, ищите. Дети, в отличие от взрослых, всегда прощают нам наши ошибки. Дети снисходительны к взрослым.
7. Сохраняйте в себе детскость. Умейте быть детьми. Воспринимайте свое учительство как продолжение детства.
8. Примите все то, что есть в ребенке как естественное, сообразное его природе. Единственное исключение - неприятие в ребенке того, что угрожает здоровью людей и его здоровью.
9. Помогай и одобряй труд ребенка, стимулируй его творческие идеи.
10. Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам. Пусть ребенок, глядя на тебя, увидит, как можно учиться. На уроке рисуй вместе с детьми, если они сочиняют сказку - сочиняй вместе с ними. И так во всем…
11. Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг. Находи прекрасное в природе, в искусстве, в поступках людей. Пусть дети будут подражать тебе в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник красивого.
12. Педагогика нежности - требование сурового времени. Нежное прикосновение к личности ребенка есть профессиональное качество «образцового» педагога.

Давайте подведём итог: какими же должны быть мы - учителя современной школы?
Быть современным учителем трудно - но возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.
Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: « В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим.
Как и любой человек я люблю шутить и улыбаться, потому что в атмосфере скуки и недоброжелательства мне очень неуютно. Я всегда вспоминаю замечательные слова Мюнхгаузена: « Серьезное лицо - еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!». Что можно к ней добавить? Современный учитель - человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.
Думаю ответ кроется в самом слове УЧИТЕЛЬ: уникальные, умные, успешные, универсальные, умеющие хорошо давать материал; честные, человечные, чуткие, с чувством юмора; искренние, индивидуальности; тактичные, толерантные, терпеливые; естественные, единомышленники; любящие детей, любящие свою работу. И очень мягкие как мягкий знак и само слово!

Поздравляю всех вас с Годом учителя и началом учебного года! Желаю всем коллегам побольше оптимизма, удачи, творческих поисков и находок, быть небезразличными к детям.
Свое выступление хочется закончить словами из стихотворения Г.П.Петелиной:
« В нашей жизни все неповторимо,
Так ведется издавна, в веках,
Только лишь одно бесспорно, зримо:
Кто учил - живет в учениках».



© 2010-2022