• Преподавателю
  • Другое
  • Семинар по теме Современные педагогические технологии как составная часть системы обучения в рамках реализации ФГОС

Семинар по теме Современные педагогические технологии как составная часть системы обучения в рамках реализации ФГОС

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОБУ «СОШ №51» г. Оренбурга





Семинар по теме

«Современные педагогические технологии

как составная часть системы обучения

в рамках реализации ФГОС», проведенный в рамках МО учителей естественно-математического цикла





Дата проведения: 09.01.2016г.

Время проведения: 10.00ч.

Присутствовали: Аралбаева Н.Е., Фомичева Н.В., Ткач И.С. - учителя математики, Половинкина О.В., Наурузова Ж.А. - учителя физики, Саваровская Е.А. - учитель информатики.



1.По первому вопросу «Педагогическая технология» выступила руководитель МО естественного - математического цикла Аралбаева Н.Е.

В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая (образовательная) технология».

«Технология» - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.

«Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата


Цель: совершенствование педагогического и методического мастерства через знакомство с современными образовательными технологиями для повышения качества образования в рамках внедрения ФГОС.

Задачи:

  • дать обоснование роли современных образовательных технологий в достижении качественного образования в рамках внедрения ФГОС;

  • раскрыть сущность понятия «современные образовательные технологии»;

  • познакомить учителей с классификацией современных образовательных и педагогических технологий;

  • познакомить учителей со спецификой современных образовательных технологий.

внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс. Предполагаемый результат:

Внедрение современных образовательных технологий в практическую деятельность

педагогов как одного из основных аспектов повышения качества образования обучающихся.

Поэтому основная задача нашего сегодняшнего семинара состоит в том, чтобы познакомиться с современными технологиями в образовании.

Основополагающие государственные документы последних лет, касающиеся школы, Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, книги, статьи, исследования о современной школе ключевыми в идеологии новой школы называют идею развития, выделяя три важных постулата:

1) школа является важнейшим фактором развития личности;

2) школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;

3) систему образования и школу необходимо постоянно развивать.

Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений.

Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики мы сегодня будем говорить об образовательных технологиях.

Причиной выбора является следующее:

  • в условиях существующей классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, не затрагивают содержание обучения, которое определено стандартами образования и не подлежит, каким бы то ни было серьезным коррективам;

  • образовательные технологии позволяют, интегрируясь в реальный образовательный процесс, достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;

  • педагогические (образовательные) технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;

  • они обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;

  • обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;

  • отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;

  • четкая ориентация на развитие творческой деятельности.

Для умелого и осознанного выбора из имеющегося банка педагогических технологий именно тех, которые позволят достигнуть оптимальных результатов в обучении и воспитании необходимо понимать сущностные характеристики современной трактовки понятия «образовательная технология».

Анализируя существующие определения, можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:

определение целей обучения (почему и для чего);

отбор и структура содержания (что);

оптимальная организация учебного процесса (как);

методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);

а так же учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);

и объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

Таким образом, «педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему. В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность.

Сегодня основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:

от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющему использовать усвоенное;

от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;

от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;

от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.

Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. Тем более это нашло отражение в должностных инструкциях, в аттестационных материалах.

План семинара. Заполнение экспресс-анкеты.

2. По второму вопросу «Виды технологий» выступила учитель физики Половинкина О.В.

Слайд №1

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.

Адольф Дистервег

Слайд №2

Кафедра открытых образовательных технологий основана в 2002 г. приказом ректора Московского института открытого образования А.Л. Семенова

2007-2008 году на кафедре обучалось 34 группы, то в 2011-2012 году - 58 групп.

В настоящее время на кафедре ведется обучение по модульным курсам: на 36, 72 и 144 часов.

В 2013-2014 учебном году преподаватели кафедры также будут обучать технологиям открытого образования на 9 различных курсах по ФГОС.

Обучение на кафедре проводится в очном и в очно-дистанционном режимах. Занятия, проводимые на кафедре, носят интерактивный характер. Их особенностью является использование изучаемой технологии для организации процесса обучения, поскольку это является одним из необходимых условий для формирования готовности учителей к освоению и дальнейшему применению образовательных технологий в своей профессиональной деятельности.

В 2010 году на кафедре было открыто новое направление по специальности «Тьюторское сопровождение образовательной деятельности», которое реализуется в рамках переподготовки педагогических кадров. Объем учебного плана программы составляет 1200 часов (4 семестра). По итогам обучения выдается диплом государственного образца.

youtube.com/watch?v=1G3Kyu_UbjQ -

Кен Робинсон «О смене парадигмы образования». Показ фильма

Слайд №3-4-5

Технологии:

  • Педагогические мастерские;

  • Дидактический цикл;

  • Игровые технологии;

  • Кейс- стади;

  • Коучинг;

  • Модерационные семинары;

  • Образ и мысль;

  • Образовательный туризм;

  • Портфолио;

  • Дебаты;

  • РКМЧП;

  • ТСКО;

  • Тьютер;

  • Целеполагание;

  • ИКТ.

Слайд №6

Технология - Портфолио-

это способ фиксации, накопления и оценки результатов деятельности и достижений в разных областях человека, общности людей или организации. Это один из современных активных методов отслеживания индивидуальной жизненной траектории, развития и личностного роста, анализа и самоанализа.

Слайд №7

Портфолио-фактор поддержки и развития Образовательного ресурса.

В нашей практике мы используем:

  • технологию портфолио учителя при подготовке к новой форме аттестации педагогических кадров: возможности профессионального творчества ;

  • Технология «Портфолио» в системе работы классного руководителя ;

  • Портфолио ученика как базис индивидуальной образовательной траектории ;

  • Портфолио ОУ фактор поддержки образовательного ресурса, средство развития ОУ.

Слайд №8

Портфолио учащихся может быть создано по технологии:

«Портрет», «Коллектор», «Рабочие материалы», «Достижения»

3. По третьему вопросу выступила учитель математики Фомичева Н.В.

Слайд №15-16-17

Технология - Коучинг

Личностные качества учителя,

отражающие его субъектную статусную позицию в образовательном процессе

Наставник (управленец),посредством властных полномочий, инструктирования, указаний и систематического контроля направляет деятельность на решение сиюминутных педагогических задач

Тьютор (организатор, советчик), организующий деятельность по решению образовательных и жизненных проблем в конкретных ситуациях и предлагающий способы их решения

Коуч (партнер), актуализирующий посредством открытых вопросов, обращенных к внутренним ресурсам, субъектную активность в достижении успеха и сопровождающий в долговременном индивидуально-личностном развитии

Осуществляя индивидуальный подход с учетом индивидуальных особенностей учащихся (уровень обученности, обучаемости и воспитанности), обеспечивает успешное усвоение базовых знаний, умений и навыков

Диагностируя образовательные и личностные особенности учащихся и их познавательный и творческий потенциал направляющими советами обеспечивает успешное решение частных проблем в зоне ближайшего развития обучающихся

Стимулируя рефлексию обучающихся своих образовательных и жизненных потребностей, целей, своих потенциальных возможностей и индивидуальных особенностей, создает условия для самостоятельной успешной, компетентностной деятельности, для проектирования индивидуального образовательного маршрута, для индивидуально-личностного саморазвития

Установки на обучаемость и развитие учащихся

Ребенка нужно всему учить, так как сам он ничему научиться не может. Научить его можно только в зоне его актуального состояния. Уровень его развития предопределен генетически

Ученик способен сам овладевать знаниями и умениями, если обучение осуществляется под руководством учителя (взрослого) с опережением его актуального состояния, но в зоне ближайшего развития, а содержанием обучения являются способы решения познавательных задач и проблем

Изменения и развитие не только возможны, но и неизбежны.Для этого у каждого есть все необходимые ресурсы.Видеть в ученике только хорошее и обращаться с ним, как с полноценным, умным, сильным, способным, умелым и талантливым.

Каждый ученик делает в данной ситуации наилучший выбор для себя.

В основе любого действия ученика - позитивное намерение

Предпочитаемые методы и технологии обучения

Инструктирование и указания.Объяснительно-иллюстратив- ное изложение.Репродуктивные упражнения.

Алгоритмические предписания.

Контроль качества усвоения ЗУНов и нормативного поведения

Задачный метод.Проблемное изложение.Проблемно-поисковое и проблемно-исследовательское обучение.

Имитационно-игровое обучение.

Учебная дискуссия.

Метод проектов.

Мозговой штурм.

Метод критического мышления

Коучинг-технологии.Беседа посредством открытых и «сильных» вопросов.Лестница вопросов по логическим уровням и лестница (пирамида, спираль) достижений.

Тоны голоса.

Метод глубинного слушания.

Индивидуальные и групповые коуч-сессии.

Партнерское сотрудничество.

Колесо жизненного баланса.

Шкалирование.

Линии времени.

Метод планирования Гантта.

Стратегия творчества У.Диснея.

Мозговой штурм WORLD CAFE

Коуч (партнер, фасилитатор, сопровождающий) не дает указаний, не советует, не консультирует, не решает чужие проблемы. Он актуализирует посредством открытых вопросов, обращенных к внутренним ресурсам личности, субъектную активность в достижении успеха и сопровождает человека в долговременном индивидуально-личностном развитии

Слайд №19

- диалогический характер общения учителя с учащимися в формате четырех этапов проектирования и 4 вопросов планирования и реализации урока.

1. Этап мотивации и постановки цели (этап вдохновения).

Учитель-коуч помогает учащимся вдохновиться собственным видением привлекательного будущего учебного результата (к концу урока, изучения темы, к завершению учебного года, школы и т.д.);

Примеры вопросов:

- Каким ты видишь идеального ученика, на которого ты хотел бы быть похожим?

- Представь теперь, что ты стал таким, как он. Каким ты теперь видишь себя в конце сегодняшнего урока? …

- Каким теперь видят тебя твои одноклассники? Родители?

- Насколько ты будешь теперь удовлетворен собой? Отметь степень своей удовлетворенности на шкале от 1 до 10.

(Примечание: при фронтальной работе с классом обращение с вопросом во всех предыдущих примерах и последующих следует начинать: «Каким каждый из вас видит…?» вместо обезличенного: «Каким вы видите…?». Когда ученик сам будет ставить перед собой эти вопросы, то в них он будет обращаться к своему «Я».)

Далее учитель помогает ученику осознать и сформулировать свои собственные цели в формате SMART («Умные» цели в формате конечного результата: конкретные, измеримые, достижимые, значимые и экологичные, определенные во времени).

Когда цель будет учеником точно определена в деталях, тогда ее можно обсуждать, мысленно просматривать разные варианты ее достижения. Вопросы формулируются только в позитиве, направлены на проверку зоны контроля и экологичности.

Примерные вопросы:

- Чего ты хочешь достичь при изучении данной темы к концу этого урока?

- Насколько от тебя зависит достижение поставленной цели?

- В чем конкретно заключается твоя цель?

- Если бы на этом уроке ты мог получить то, что хотел, то что бы это было?

- Как ты узнаешь, что достиг цели?

- Насколько от тебя зависит достижение цели?

- Какие конкретные шаги ты должен предпринять для достижения цели?

- Есть ли у тебя все необходимые ресурсы для достижения цели? Если нет, то какие ресурсы нужно привлечь для достижения цели?

- Реально ли достичь цели за отведенное время? Если нет, то …?

- Почему эта цель важна для тебя?

- Какие конкретные преимущества этой цели для тебя (класса, школы, семьи, друзей)?

- Насколько достижение этой цели соответствует и взаимодействует с требованиями нового образовательного стандарта (ФГОС), данной школы, учителя, родителей; с видением своей миссии, мировоззрением и другими «высокими» целями?

- Каковы возможные осложнения и последствия при недостижении цели?

- К какому времени реалистично или необходимо достичь цели?

- Какое влияние это окажет на твою жизнь?

- Как сочетаются твои результаты и результаты других людей?

2. Этап планирования эффективных действий для достижения цели.

Примерные вопросы:

- Как ты можешь достичь цели?»;

- Итак, в соответствии с поставленными целями, какие действия ты готов совершить прямо сейчас? На этом уроке? На этой неделе? И т.д.

- Что конкретно будешь делать? Какой будет самый первый шаг? Самый простой? Самый рациональный? Самый эффективный?

- Какой будет следующий шаг? А дальше? А еще?

- Как, каким способом ты предполагаешь это делать? Как ты узнаешь, что таким способом будет достигнут ожидаемый результат? А какие способы можно использовать еще?

Взгляд на способы деятельности из будущего:

- Представь, что у тебя уже есть то, чего ты хотел. Каким был предыдущий шаг, который привел тебя к цели? А предшествующий данному?

- Если бы ты уже обладал всей необходимой информацией, то каковы были бы твои действия?

- Если бы ты был на месте учителя (руководителя ОУ, родителя, эксперта и т.д.), то какие действия ты бы предпринял?

3. Этап реализации плана( приверженность цели).

Используются известные педагогические технологии развивающего и личностно-ориентированного образования, но на основе коучингового взаимодействия учителя и учащихся.

Примерные вопросы:

- Почему эта цель важна для тебя?

- Как ты можешь пойти дальше?

- Где ты сейчас находишься по шкале от 1 до 10? Опиши, пожалуйста, подробней.

- А если сдвинуться на один балл выше - в чем будет разница? Что будет по-другому?

- А если еще на один балл?

И так, пока не дойдете до 10. В итоге - пошаговый план достижения 10, опираясь на текущую ситуацию.

4. Этап завершения (рефлексия).

- Как ты поймешь, что достиг цели?

- Какие самые важные вехи ты замечаешь?

- Когда это происходило? Сколько времени занимала каждая задача?

- Как эти задачи были взаимосвязаны?

- Какие самые первые, самые легкие шаги потребовались, чтобы начать двигаться к результату?

Создание доверительных отношений посредством применения техник: присоединения (проявлением интереса, повтором слов и фраз, позой, взглядом); тоны голоса; глубинное слушание.

Применение в процессе индивидуальных коуч-сессий - специальных техник, обеспечивающих визуализацию целей, ценностей, рефлексии удовлетворенности своим состоянием и достижениями: Колесо жизненного баланса, Шкала удовлетворенности продвижением к цели «от 1 до 10», Линия времени и др.

Технологические этапы:

  1. Вводный. Организация процесса взаимодействия участников модерации. Знакомство. Сбор ожиданий. Выработка правил работы в группе. Регламент работы. Обсуждение. Устное «подписывание» договора о принятии правил групповой работы.

  2. Формирование работы малой и большой групп. Формулировка проблемы. Обсуждение повестки дня дискуссии. Обсуждение поставленной цели. Принятие группового решения о способах дальнейшей работы.

  3. Формирование малых групп. Работа в малых группах.

  4. Презентация работы в группах. Ознакомление с предварительными итогами.

  5. Постановка следующих вопросов.

  6. Общее заседание. Подведение итогов.

  7. Рефлексия: отыгрывание ситуаций (кейсов), моделирующих процесс модерации. Участники анализируют собственное поведение, получают обратную связь от других членов группы, от ведущего, совершенствуют собственные мыслительные и коммуникативные навыки.

Инструменты модерации:

  1. Опрос с использованием специальных модерационных карточек; способы сортировки и классификации карточек; методы «оценки блоков»;ранжирование карточек и т. д.

  2. Техники «Мозговой штурм»; «Аквариум», «Карточный светофор» и др.

  3. Активное слушание;

  4. Наглядная демонстрация (таблицы, схемы, рисунки); обязательное условие - записывание всех звучащих идей и мнений (визуализация).

  5. «Продуктом» модерационного семинара является составленный каталог мероприятий по решению проблем. Такой документ включает в себя несколько пунктов, как правило, это: что необходимо предпринять, кто с кем работает, когда состоится конкретное мероприятие/взаимодействие.
    Модератор управляет творческой работой группы людей, не оказывая на них давления.

4. Заключение (Аралбаева Н.Е.)

Какую бы педтехнологию мы не применяли в учебном процессе, все же реализуется она через систему учебных занятий, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности.

Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя».

Что могут означать для нас эти слова?

По существу в них заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. К сожалению, это правило, мы часто игнорируем. Мы читаем длинные лекции, эмоционально рассказываем интересные вещи (на наш взгляд), можем давать детям задание прочитать огромный отрывок из учебника, пересказать его, можем показать фильм или играть целый урок. Но проходит некоторое время, и в памяти у детей остаются лишь отрывки тех знаний, которыми, как полагалось, они должны овладеть. Это происходит потому, что у ребят нет возможности, времени и достаточных навыков, чтобы поразмышлять над изучаемым материалом.

Здесь было бы уместным напомнить о процентном усвоении информации:

лекция - не более 20-30%

самостоятельная работа с литературой - до 50%

проговаривание - до 70%

личное участие в изучаемой деятельности (деловая игра и др) - до 90%

Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки; создавался благоприятный микроклимат в классе, школе.

Мы с вами делаем погоду в классе. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду!

Ведь изменчивый, неустойчивый характер погоды в классе плохо влияет на здоровье людей, постоянно в нем находящихся. Особенно плохо влияет на всех резко континентальный климат в классе.

Это - когда в классе рядом существуют разные континенты: континент учителей и континент учащихся.

Резко континентальный климат характеризуется резкими перепадами погоды в классе, что крайне негативно сказывается на школо-чувствительных людях, которых в школе - большинство.

Не надо нам в школе, в классе ничего резкого, а тем более континентального.

Отсюда - мои «пусть пожелания»:


  • Пусть учитель будет метеорологом, предвидящем погоду в классе.


  • Пусть изменчивый характер носит методика преподавания вашего предмета, но неизменными остаются Ваш профессионализм, преданность детям и делу, простая человеческая порядочность.


  • Пусть температура знаний в вашем классе будет всегда плюсовой и никогда не опускается до нуля и ниже.


  • Пусть ветер перемен никогда не превращается в ветер в голове.


  • Пусть светит в вашем классе радуга открытий.


  • Пусть минует вас град «неудов» и «двоек», а «пятерки» и успехи льются рекой.


  • Пусть никогда «не грянет буря» в вашем классе.


  • Пусть ваш класс будет парником - парником любви, доброты, уважения и порядочности. В таком парнике вырастут дружные, зрелые, сильные всходы. И это будет - замечательный парниковый эффект.


  • Пусть геомагнитное поле класса всегда будет умеренно спокойным. Ведь учитель - магнит, притягивающий или отталкивающий учеников.


  • Пусть всегда в вашем классе будет много солнечного света. А источником этого света должны стать вы, дорогие учителя.


Рефлексия.

Конечная цель всякого воспитания - воспитание самостоятельности посредством самодеятельности. Адольф Дистервег

^ РЕШЕНИЕ СЕМИНАРА:

1.Проанализировать информацию, полученную в ходе семинара и спланировать самостоятельное изучение современных педтехнологий .
2. Создать в МО банк данных методических разработок учителей, практикующих использование современных педагогических технологий в рамках ФГОС.

3.Сместить акценты в методиках и технологиях образовательной деятельности в сторону формирования оптимальных способов самостоятельной деятельности школьников. Формировать у них практические навыки самообразования. Увеличить время на самостоятельную работу (проектирование, исследовательская и экспериментальная деятельность). Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.

13


© 2010-2022