- Преподавателю
- Другое
- Использование дидактической многомерной технологии на уроках башкирского языка
Использование дидактической многомерной технологии на уроках башкирского языка
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гатауллина Р.Н. |
Дата | 25.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Использование дидактической многомерной технологии
на уроках башкирского языка
Успешность образовательного процесса, зависит от многих факторов. Это и обновленные программы и учебники, это и информатизация учебного процесса, это и новейшие технические средства. Но роль преподавателя на уроке тоже очень важна. Как он подаст учебный материал, какие технологии будет применять от этого зависит многое. Несомненно, у каждого преподавателя есть несколько методик, технологий, формирования лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенций учащихся. Мне бы хотелось остановиться на опыте использования дидактической многомерной технологии на уроках башкирского (государственного) языка.
Дидактическая многомерная технология была разработана кандидатом педагогических наук В.Э.Штейнбергом. В основу технологии был положен принцип многомерности окружающего мира. Если рассмотреть многомерность содержания образования, то тут три логики: логика знания и опыта, логика усвоения знаний опыта, логика возрастной и образовательной эволюции человека; три особенности информации: смысл, ассоциации и структура. Понятие и "многомерность" ставиться ведущим в рамках данной технологии и понимается, как пространственная, системная, иерархическая организация разнородных элементов знания. Таким каркасом, слепком действительности, становиться дидактические многомерные инструменты (ДМИ). Инструменты формируются как измерители многомерных смысловых пространств на основе многокоординатных опорно-узловых каркасов с нанесенной на них свернутой информацией. В центре системы координат располагается тема. По данной теме определяется набор координат. На координатах- узловые главные элементы содержания. Получаем в итоге логико-смысловую модель. Рассмотрим логико-смысловую модель "Имя существительное". Тема заявлена в центре каркаса. Выделяется набор координат: понятие, "виды предметов" (на какие делятся), "морфологические особенности", образование существительных, синтаксическая функция, сравнение с русским языком, выводы. На следующем этапе "завязываются узелки" - необходимые для понимания темы элементы знания. Таким образом, на логико-смысловой модели "Имя существительное" последовательно, кратко, логично располагается весь теоретический материал по теме.
В использовании дидактических многомерных инструментов положительно то, что вербально - визуальное представление знаний поддерживает запоминание и воспроизведение информации. ДМИ позволяют видеть весь предмет, тему в обобщенной форме, каждую часть, каждый существенный элемент отдельно и обладают алгоритмизированностью. Учебно-предметная модель играет роль несущей конструкции занятия. Но для восприятия логико-смысловой модели студентов необходимо подготовить.
Как же построить урок, на котором усвоение темы происходит с помощью дидактических многомерных инструментов. Такой урок выглядит так: вхождение в тему, столкновение с познавательным барьером; организация познавательной деятельности студентов с помощью тренировочных упражнений; обобщение изученного материала с помощью ДМИ.
Рассмотрим же урок по теме "Имя существительное". Для актуализации имеющихся знаний преподаватель ставит перед студентами вопрос: "Что вам известно об имени существительном?" После повторения теоретического материала студентом предлагается применить свои знания на практике. Для этого выполняются различные упражнения в ходе которых выясняются несоответствия между имеющимися знаниями и очевидными фактами. Начинается усвоение нового материала с помощью дидактической многомерной технологии. Преподаватель выстраивает на доске логико-смысловую модель по теме. Студенты делают записи в тетрадях. Далее преподаватель повторяет новый материал, опираясь на ЛСМ. Потом то же самое делают студенты. Следующий этап занятия посвящается отработке умений изменять существительные в категории принадлежности и склонению их по падежам. На заключительном уроке по данной теме студентам предлагается воссоздать ЛСМ по теме "Имя существительное". Таким образом, мы видим, что дидактическая многомерная технология позволяет работать и с группой обучающихся, и с каждым студентом индивидуально.
И хочется отметить, что частое использование ДМИ на уроках положительно влияет на улучшение процессов интуитивного мышления студентов, на увлечение объема оперативной памяти, на развитие способности проектировать и конструировать учебный материал самими студентами.