Использование дидактической многомерной технологии на уроках башкирского языка

Успешность образования наряду со многими факторами зависит от уровня профессиональной компетенции педагога. Эта статья об опыте использования дидактической многомерной технологии на уроках башкирского языка. Технология разработана кандидатом педагогических наук В.Э.Штейнбергом. Опыт продемонстрирован на примере изучения темы «Имя существительное».
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование дидактической многомерной технологии

на уроках башкирского языка

Успешность образовательного процесса, зависит от многих факторов. Это и обновленные программы и учебники, это и информатизация учебного процесса, это и новейшие технические средства. Но роль преподавателя на уроке тоже очень важна. Как он подаст учебный материал, какие технологии будет применять от этого зависит многое. Несомненно, у каждого преподавателя есть несколько методик, технологий, формирования лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенций учащихся. Мне бы хотелось остановиться на опыте использования дидактической многомерной технологии на уроках башкирского (государственного) языка.

Дидактическая многомерная технология была разработана кандидатом педагогических наук В.Э.Штейнбергом. В основу технологии был положен принцип многомерности окружающего мира. Если рассмотреть многомерность содержания образования, то тут три логики: логика знания и опыта, логика усвоения знаний опыта, логика возрастной и образовательной эволюции человека; три особенности информации: смысл, ассоциации и структура. Понятие и "многомерность" ставиться ведущим в рамках данной технологии и понимается, как пространственная, системная, иерархическая организация разнородных элементов знания. Таким каркасом, слепком действительности, становиться дидактические многомерные инструменты (ДМИ). Инструменты формируются как измерители многомерных смысловых пространств на основе многокоординатных опорно-узловых каркасов с нанесенной на них свернутой информацией. В центре системы координат располагается тема. По данной теме определяется набор координат. На координатах- узловые главные элементы содержания. Получаем в итоге логико-смысловую модель. Рассмотрим логико-смысловую модель "Имя существительное". Тема заявлена в центре каркаса. Выделяется набор координат: понятие, "виды предметов" (на какие делятся), "морфологические особенности", образование существительных, синтаксическая функция, сравнение с русским языком, выводы. На следующем этапе "завязываются узелки" - необходимые для понимания темы элементы знания. Таким образом, на логико-смысловой модели "Имя существительное" последовательно, кратко, логично располагается весь теоретический материал по теме.

В использовании дидактических многомерных инструментов положительно то, что вербально - визуальное представление знаний поддерживает запоминание и воспроизведение информации. ДМИ позволяют видеть весь предмет, тему в обобщенной форме, каждую часть, каждый существенный элемент отдельно и обладают алгоритмизированностью. Учебно-предметная модель играет роль несущей конструкции занятия. Но для восприятия логико-смысловой модели студентов необходимо подготовить.

Как же построить урок, на котором усвоение темы происходит с помощью дидактических многомерных инструментов. Такой урок выглядит так: вхождение в тему, столкновение с познавательным барьером; организация познавательной деятельности студентов с помощью тренировочных упражнений; обобщение изученного материала с помощью ДМИ.

Рассмотрим же урок по теме "Имя существительное". Для актуализации имеющихся знаний преподаватель ставит перед студентами вопрос: "Что вам известно об имени существительном?" После повторения теоретического материала студентом предлагается применить свои знания на практике. Для этого выполняются различные упражнения в ходе которых выясняются несоответствия между имеющимися знаниями и очевидными фактами. Начинается усвоение нового материала с помощью дидактической многомерной технологии. Преподаватель выстраивает на доске логико-смысловую модель по теме. Студенты делают записи в тетрадях. Далее преподаватель повторяет новый материал, опираясь на ЛСМ. Потом то же самое делают студенты. Следующий этап занятия посвящается отработке умений изменять существительные в категории принадлежности и склонению их по падежам. На заключительном уроке по данной теме студентам предлагается воссоздать ЛСМ по теме "Имя существительное". Таким образом, мы видим, что дидактическая многомерная технология позволяет работать и с группой обучающихся, и с каждым студентом индивидуально.

И хочется отметить, что частое использование ДМИ на уроках положительно влияет на улучшение процессов интуитивного мышления студентов, на увлечение объема оперативной памяти, на развитие способности проектировать и конструировать учебный материал самими студентами.


© 2010-2022