• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка практического занятия по анатомии и физиологии человека Слуховая сенсорная система. Вкусовая сенсорная система. Обонятельная сенсорная система

Методическая разработка практического занятия по анатомии и физиологии человека Слуховая сенсорная система. Вкусовая сенсорная система. Обонятельная сенсорная система

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ СПО «Кущевский медицинский колледж»




СЛУХОВАЯ СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА.

ВКУСОВАЯ СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА.

ОБОНЯТЕЛЬНАЯ СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА


методическая разработка практического занятия


По дисциплине: Анатомия и физиология человека

Специальность: 060501 - Сестринское дело

курс: II, IV семестр



Согласовано

Методист ________ Е.А. Белозерова

Рассмотрено на заседании ЦК

профессиональных циклов № 2

Протокол № __ от «____» ___________ 2014 г.

Председатель ЦК _________ О.Н. Фомичева

Разработал преподаватель

__________________________ А.И.Подгальная



ст. Кущевская

2014 год

  1. Цели занятии:


  1. Обучающие: студент должен расширить и закрепить теоретические знания по теме.

Студент должен знать:

- аналитическую топографию наружного, среднего и внутреннего уха;

- строение;

- отделы слухового анализатора;

- ход слухового анализатора;

- восприятие слуха;

- отделы обонятельного и вкусового анализатора.

Студент должен уметь:

- показать анатомические образования анализаторов на таблицах и

муляжах;

- охарактеризовать ход анализатора;

- определить остроту слуха;

- пользоваться анатомической терминологией


  1. Развивающие:

- находить закономерность, связи с ранее изученным материалом;

- развивать творческий потенциал студентов;

- формировать умение самостоятельно работать;

- ориентироваться в потоке новой информации;

- развивать наблюдательность при просмотре научно-познавательного

фильма;

- повышать заинтересованность в выполнении самостоятельной работы.


  1. Воспитательные:

- воспитывать чувство милосердия, сострадания, такта к больным с

нарушением слуха;

- прививать любовь к избранной профессии.


  1. Методическая:

- оказать помощь преподавателю в повышении эффективности учебно-

воспитательного процесса;

- обеспечить качественное методическое оснащение учебно-

воспитательного процесса



  1. Формы и методы организации учебного процесса.

    1. Тип занятия формирование знаний, умений.

    2. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.


  1. Перцептивные методы:

- словесные: объяснение, беседа;

- практические: устные и письменные упражнения


  1. Логические методы:

- дедуктивный;

- аналитико-синтетический.


  1. Гностические методы:

- репродуктивный;

- поисковый.

2.3. Методы стимулирования и мотивации учения.

2.3.1. Методы формирования интереса к учению:

- ситуация занимательности;

- опора на полученный ранее жизненный опыт.

2.3.2. Методы развития долга и ответственности в учении:

- метод убеждения учащихся в общественной и личной значимости

учения;

- метод создания благоприятного обучения.

2.4. Методы контроля и самоконтроля в обучении:

- устные;

- письменные.

3. Продолжительность занятия: 90 минут.

4. Место проведения занятия: лаборатория анатомии и физиологии.




Мотивация


Орган слуха - у человека он парный - позволяет воспринимать и анализировать все многообразие звуков внешнего мира. Благодаря слуху человек не только различает звуки, распознает их характер, местонахождение, но и обладает способностью говорить.

Орган обоняния - один из наиболее древних анализаторов, сыгравших немалую роль в эволюции наземных позвоночных животных.

У современных хищных млекопитающих и у грызунов отделы центральной нервной системы, ответственные за анализ запахов, составляют почти 1/3 объема всего головного мозга. У человека функции обоняния заметно снижены, тем не менее, и он способен уловить присутствие некоторых химических веществ в воздухе, если даже они содержатся в количестве одной миллионной части миллиграмма на литр воздуха.

Орган вкуса функционально связан с пищеварительным трактом. Природа позаботилась о том, чтобы пища была «опробована» и по запаху и по вкусу: все неприятное и ядовитое не должно попадать в организм. Так орган вкуса возник и закрепился в процессе эволюции, заняв место в начальном отделе системы органов пищеварения.

Перспективной целью практического занятия будет считать умение применять полученные знания при изучении клинических дисциплин, в будущей профессиональной деятельности.






Литература для преподавателя


  1. Сапин М.Р., Анатомия человека, М., «Медицина», 1993 г.

Основная:

  1. Самусев Р.П., Анатомия человека, М., «Медицина», 2011г., стр. 457-465.

  2. Федюкович Н.И., Анатомия и физиология, Минск, «Полифакт - Альфа», 2011г., стр. 372-383.

Дополнительная:

  1. Липченко В.Я., Атлас нормальной анатомии человека, М., «Медицина», 2010 г., стр. 313-318.

Литература для студентов


Основная:

  1. Самусев Р.П., Анатомия человека, М., «Медицина», 2011г., стр. 457-465.

  2. Федюкович Н.И., Анатомия и физиология, Минск, «Полифакт - Альфа», 2011г., стр. 372-383.

Дополнительная:

  1. Липченко В.Я., Атлас нормальной анатомии человека, М., «Медицина», 2010 г., стр. 313-318.





Карта внутридисциплинарных связей


п/п

Тема по программе

Вопросы изученные

Связь изученного и изучаемого

1.

Гистология

Строение и классификация тканей

Локализация тканей

2.

Остеология

Строение черепа

Топография органа слуха

3.

Нервная система

Головной мозг. ЧМН.

Подкорковые центры слуха. Центральный отдел анализатора. Проводниковый отдел слухового анализатора.








Карта междисциплинарных связей


Дисциплина


Тема



Обеспечивающие


Основы латинского языка с медицинской терминологией

Клиническая терминология


Обеспечиваемые


ТОМУ

Личная гигиена пациента

Гигиена и экология человека

Производственные факторы и здоровье

Хирургия

Повреждения и заболевания головы, лица, ротовой полости

Сестринский уход при заболеваниях хирургического профиля

Сестринский процесс у пациентов с механической травмой

Сестринский уход в педиатрии

Сестринский процесс при заболеваниях верхних дыхательных путей

Педиатрия

Заболевания дыхательной системы

Основы реаниматологии

Интенсивная терапия и реанимация при острых нарушениях мозгового кровообращения

Лор - болезни

Заболевания лор - органов

Сестринское дело при лор - болезнях

Сестринский процесс при заболеваниях лор - органов




Карта ТСО и наглядных пособий


п/п

Вид

Название

1.

ТСО

Телевизор

Видеомагнитофон

2.

Видеофильм

Восприятие слуха

3.

Таблицы

№ 104 «Слуховой анализатор»

№ 105 «Орган слуха и равновесия» (наружное, среднее и внутреннее ухо схема, топография внутреннего уха, гистологическое строение рецептора органа слуха)

4.

Муляжи

  1. Внутреннее ухо

  2. Модель головного мозга

  3. Скелет черепа








Хронокарта практического занятия


п/п

Содержание

Время

в минутах

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Организационный момент

Мотивация, план, цели занятия

Проверка домашнего задания

Определение исходного уровня знаний экспресс-опрос

Вводный инструктаж

Самостоятельная работа студентов

Подведение итогов занятия

Задание на дом

1

2

2

10

1

70

2

2

Итого

90







Методы отработки основных пунктов плана практического занятия



Деятельность преподавателя

Действие студентов

Методическое обоснование

1.

Организационный момент.

Преподаватель проверяет готовность аудитории к работе, отмечает отсутствующих

Дежурные подают рапортички об отсутствующих, раздают методические указания студентам

С целью настроя студентов на практическое занятие, выработать навыки дисциплинированности

2.


Мотивация темы.

Преподаватель сообщает тему занятия, подчеркивает актуальность и значимость в профессиональной деятельности

Цели занятия.

Преподаватель формирует учебные цели и задачи урока МПС и ВПС

Студенты внимательно слушают


Студенты внимательно слушают

С целью повышения интереса к изучаемой теме


С целью направить учебно-познавательную деятельность студентов на выполнение поставленных целей

3.

Проверка домашнего задания.

Студенты проверяют правильность выполнения домашнего задания

С целью дисциплинированности, аккуратности

4.

Предварительный контроль знаний.

Преподаватель четко задает вопросы, фиксирует ответы студентов

Студенты внимательно слушают вопросы, дают лаконичные ответы, исправляют ошибки отвечающего

С целью определения подготовки каждого студента к занятию. Выявить слабо подготовленных студентов.

5.

Преподаватель проводит вводный инструктаж

Студенты формируют подгруппы и работают по методическим указаниям, уясняют порядок отработки заданий. Лидеры контролируют ошибки

С целью активизации познавательной деятельности студен-тов, углубление знаний, умение логически мыслить. Формирование личной ответственности за качество выполнения работы.

6.

Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя

Студентам предлагает разделиться на группы и работать по методическим указаниям. В ходе выполнения самостоятельной работы преподаватель следит за ее выполнением и проводит индивидуальный инструктаж. Демонстрация фильма «Восприятие слуха». Перед просмотром фильма преподаватель акцентирует внимание на узловые фрагменты и ставит конкретные цели.

Студенты при просмотре фильма обращают внимание на локализацию рецепторов, проводниковый и центральный отдел анализатора, механизм восприятия звуков

Демонстрация видеофильма и закрепление с его помощью устного опроса, обеспечивают включение в активную деятельность на уроках всех студентов, а так же позволяет не только контролировать знания, но и способствует глубокому усвоению темы

7.

Подведение итогов занятия.

Преподаватель суммируя оценки на всех этапах занятия, учитывает содержание ответов, замечания, дополнения, подводит итоги

Студенты внимательно слушают подведение итогов занятия

Оценка знаний побуждает студентов развивать творческую инициативу, более тщательно готовиться к занятию

8

Задание на дом.

Преподаватель называет тему и тип следующего занятия, акцентирует внимание на главных вопросах темы. Называет рекомендуемую литературу с указанием страниц

Студенты записывают тему, источник информации с указанием страниц

С целью исполнительного и добросовестного отношения к своим обязанностям

Методическая разработка практического занятия по анатомии и физиологии человека Слуховая сенсорная система. Вкусовая сенсорная система. Обонятельная сенсорная система

Методическая разработка практического занятия по анатомии и физиологии человека Слуховая сенсорная система. Вкусовая сенсорная система. Обонятельная сенсорная система

Рисунок № 1

  1. Ушная раковина

  2. Наружный слуховой проход

  3. Барабанная перепонка

  4. Молоточек

  5. Барабанная полость

  6. Наковальня

  7. Стремечко

  8. Полукружные каналы

  9. Улитка

  10. Предварительный нерв

  11. Слуховая труба

Рисунок № 2

  1. Фронтальный полукружный канал

  2. Ампулярная ножка фронтального полукружного канала

  3. Ампулярная ножка горизонтального полукружного канала

  4. Улитка

  5. Преддверие

  6. Круглое окно

  7. Овальное окно

  8. Ампулярная ножка сагиттального полукружного канала

  9. Сагиттальный полукружный канал

  10. Горизонтальный полукружный канал

  11. Общая ножка фронтального и сагиттального полукружного канала



Вопросы экспресс опроса по теме:

«Слуховая сенсорная система»


  1. Наружное ухо включает…(ушную раковину и наружный слуховой проход).

  2. Ушная раковина состоит из…(эластического хряща).

  3. Мочка уха состоит из…(жировой клетчатки).

  4. Длина наружного слухового прохода…(3-3,5 см).

  5. На границе наружного слухового прохода и среднего уха находится…(барабанная перепонка).

  6. Наружный слуховой проход находится в…(пирамиде височной кости)

  7. При осмотре барабанной перепонки необходимо ушную раковину сместить…(кзади и вверх).

  8. Изнутри наружный слуховой проход выстлан…(кожей).

  9. Изнутри барабанная перепонка выстлана…(слизистой оболочкой)

  10. В центре перепонки с наружной стороны имеется…(углубление,

называемое пупком баса банной перепонки).

  1. Барабанная полость расположена…(в пирамиде височной кости).

  2. Передняя стенка барабанной полости называется…(сонная).

  3. В барабанной полости находится три слуховые косточки…(молото чек, стремя, наковальня)

  4. На лабиринтной стенки барабанной полости находится…(овальное и круглое окно)

  5. Молоточек своей рукояткой прикрепляется к…(барабанной

перепонки).

  1. Верхняя стенка барабанной полости называется…(покрышечная).

  2. Барабанная полость посредством слуховой трубы сообщается с

(носовой частью глотки).

  1. В слуховой трубе различают две части…(хрящевую, и костную).

  2. Слуховая труба имеет два отверстия…(глоточное и барабанное)

  3. Задняя стенка барабанной полости называется… (сосцевидная).

  4. Внутреннее ухо находится в…(пирамиде височной кости)

  5. Внутреннее ухо состоит из двух лабиринтов…(костного и

перепончатого)

  1. Костный лабиринт включает три отдела…(улитку, преддверие

костные полукружные каналы).

  1. Перилимфатическое пространство улитки имеет два отдела…

(лестницу преддверия и барабанную лестницу).

  1. Две лестницы сообщаются между собой только посредством

небольшого отверстия…(у купола улитки).

  1. Полукружные каналы находятся в трех взаимно перпендикулярных

плоскостях и носят следующие названия…(передний

сагиттальный, задний фронтальные и латеральный

горизонтальный).

  1. В области преддверия находятся два углубления…(сферическое и

эллиптическое).



























Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя

Задание № 1

Используя муляжи, таблицы, схемы рассмотреть и уметь охарактеризовать.

Строение наружного уха:

- ушная раковина

- наружный слуховой проход

- барабанная перепонка

- функции наружного уха

Задание № 2

Используя муляжи, таблицы, схемы рассмотреть и уметь охарактеризовать.

Строение среднего уха:

- стенки барабанной полости

- слуховые косточки

- слуховая труба

- функции среднего уха

Задание № 3

Используя муляжи, таблицы, схемы рассмотреть, изучить и уметь охарактеризовать ухо:

- улитку

- полукружные каналы

- преддверие

Задание № 4

Уметь охарактеризовать отделы:

- слухового анализатора

- обонятельного

- вкусового

Задание № 5

Просмотр видеофильма «Восприятие слуха». После просмотра уметь ответить на вопросы:


  1. Где находятся рецепторы слуха?

  2. Назовите две проводимости слуха

  3. Где находится центральный отдел слухового анализатора

  4. Что является проводниковым отделом анализатора.

© 2010-2022