Консультация для родителей Речевое развитие в дошкольном возрасте

Речевое развитие в дошкольном возрасте   Человек не обладает речью при рождении, она формируется и развивается вместе с его ростом и развитием, то есть, практически, всю жизнь. Но это не означает, что речь развивается сама по себе, без участия взрослых. Именно дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи.  Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной.  Ум... Особое внимание хочу обратить на то, дорогие мамы и папы, что, если ребёнок неправильно произносит звуки речи, то это неизбежно отразится и в письменной речи - у него будет много ошибок! Поэтому все нарушения звукопроизношения необходимо исправить до начала обучения грамоте! Иначе возникнут нарушения письма и чтения: дисграфия и т.д  А это - очень непросто исправить!         Необходимым условием того, чтобы ребёнок овладел правильным произношением является правильная речь окружающих взрослых.                Правильная, отчётливая, неторопливая речь окружающих ребёнка взрослых людей -- тот образец для подражания, которому ребёнок следует в процессе овладения правильным звукопроизношением. С этой точки зрения вредно длительное пребывание ребёнка среди неверно говорящих сверстников. И уж совсем недопустимо "сюсюкание" взрослых с ребёнком! Здесь ребёнок лишается не только эталона для подражания, но и стимула для улучшения своей речи.       Несколько простых рекомендаций для улучшения речи. Эти упражнения достаточно делать 5-10 минут в день, но - ежедневно Дыхательные и голосовые упражнения ·         Сдуть со стола мелко нарезанные цветные бумажки, ватку:. ·         Дуть на лежащие на столе палочки, карандаши разной формы и длины, стараясь сдвинуть их с места ·         Дуть на пластмассовые и бумажные игрушки, плавающие в тазике, тарелке, миске с водой ·         Надувать резиновые шарики, бумажные и целлофановые мешочки, дуть в д...         Очень полезны игры, где используются мелкие движения пальчиков.      Зона мозга, которая отвечает за речь и другая зона, которая отвечает за мелкие движения рук - находятся рядом и взаимно влияют друг на друга, поэтому, развивая мелкую моторику (то есть, мелкие движения) пальчиков - мы одновременно развиваем и речь ребёнка! Пусть это будет массажпальчиков, пальчиковые игры ,  игры с мелкими предметами подвашим контролем, шнуровки, лепка, застегивание пуговиц и т.д.                     Не пренебрегайте вопросами ребёнка, старайтесь получше  объяснить ему то, что его интересует. Предложите и ему пересказать вам: о чём читали на занятиях в детском саду. Прочитав сказку, рассказ, посмотрев фильм - попросите пересказать. Это очень полезно для развития не только речи, но и памяти, внимания, сообразительности. И - будьте разборчивы с тем, какие фильмы, игры, книги, игрушки вы покупаете малышу! От этого зависит не только то, насколько он будет образован, умён, но и насколько он буде...      Чем раньше будет начата работа по преодолению речевых нарушений у детей, тем эффективнее будут результаты!         (Памятка для родителей)   • В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью • Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам • Чаще читайте ребенку. Чтение на...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Речевое развитие в дошкольном возрасте

Человек не обладает речью при рождении, она формируется и развивается вместе с его ростом и развитием, то есть, практически, всю жизнь. Но это не означает, что речь развивается сама по себе, без участия взрослых.

Именно дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи.

Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной. Умственное развитие неотделимо от речевого, поэтому, занимаясь с ребенком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь, восприятие.

Для детей, имеющих речевые нарушения характерно сужение объема памяти и внимания, особенно страдает произвольная, осознанная память на слова, фразы, целые тексты.

Поэтому так важно проводить специальные занятия для развития памяти, внимания. Особое внимание следует уделить развитию слуховой памяти - запоминанию и точному воспроизведению разнообразных слогов, слов, звуков, фраз.

Наиболее прочно запоминается информация, основанная на эмоциональных переживаниях. Положительные воспоминания тонизируют ребенка, делают его уверенным в своих силах.

Родителям рекомендуется проводить занятия в форме игр с предметными картинками:

  • «Угадай, чего не стало?»

  • «Угадай, что прибавилось?»

  • «Запомни, разложи»

  • «Что перепутал художник?»

  • «Чего не бывает на свете?»

(Используются предметные картинки, которые подобраны по форме, цвету или по определенной лексической теме. Количество картинок, которые ребенок должен запомнить, а потом воспроизвести, увеличивается постепенно -2 - 3 - 4 - 5 -… перед проведением игры взрослому следует убедиться, что названия картинок ребенку хорошо знакомы. Если речь ребенка ограничена, рассматривание картинок должно сопровождаться четкой речью взрослого.)

  • «Запомни - повтори»

- воспроизведение ряда звуков: а, у, и, о …

- слогов: па - та - ка , ма - ка - ха…

- слов: кот, собака, лошадь, свинья…

Особое внимание хочу обратить на то, дорогие мамы и папы, что, если ребёнок неправильно произносит звуки речи, то это неизбежно отразится и в письменной речи - у него будет много ошибок! Поэтому все нарушения звукопроизношения необходимо исправить до начала обучения грамоте! Иначе возникнут нарушения письма и чтения: дисграфия и т.д А это - очень непросто исправить!



Необходимым условием того, чтобы ребёнок овладел правильным произношением является правильная речь окружающих взрослых.

Правильная, отчётливая, неторопливая речь окружающих ребёнка взрослых людей -- тот образец для подражания, которому ребёнок следует в процессе овладения правильным звукопроизношением. С этой точки зрения вредно длительное пребывание ребёнка среди неверно говорящих сверстников. И уж совсем недопустимо "сюсюкание" взрослых с ребёнком! Здесь ребёнок лишается не только эталона для подражания, но и стимула для улучшения своей речи.


Несколько простых рекомендаций для улучшения речи. Эти упражнения достаточно делать 5-10 минут в день, но - ежедневно

Дыхательные и голосовые упражнения

  • Сдуть со стола мелко нарезанные цветные бумажки, ватку:.

  • Дуть на лежащие на столе палочки, карандаши разной формы и длины, стараясь сдвинуть их с места

  • Дуть на пластмассовые и бумажные игрушки, плавающие в тазике, тарелке, миске с водой

  • Надувать резиновые шарики, бумажные и целлофановые мешочки, дуть в дудочку, свистульку.

  • Мыльные пузыри.

Артикуляционные упражнения

Показать широкий и узкий язык, облизывание верхней и нижней губы, движение языком вправо и влево, пощелкивание языком ("лошадка")


Очень полезны игры, где используются мелкие движения пальчиков.

Зона мозга, которая отвечает за речь и другая зона, которая отвечает за мелкие движения рук - находятся рядом и взаимно влияют друг на друга, поэтому, развивая мелкую моторику (то есть, мелкие движения) пальчиков - мы одновременно развиваем и речь ребёнка! Пусть это будет массаж пальчиков, пальчиковые игры , игры с мелкими предметами под вашим контролем, шнуровки, лепка, застегивание пуговиц и т.д.


Не пренебрегайте вопросами ребёнка, старайтесь получше объяснить ему то, что его интересует. Предложите и ему пересказать вам: о чём читали на занятиях в детском саду. Прочитав сказку, рассказ, посмотрев фильм - попросите пересказать. Это очень полезно для развития не только речи, но и памяти, внимания, сообразительности. И - будьте разборчивы с тем, какие фильмы, игры, книги, игрушки вы покупаете малышу! От этого зависит не только то, насколько он будет образован, умён, но и насколько он будет действительно Человеком - серьёзным и ответственным, добрым и порядочным.

Чем раньше будет начата работа по преодолению речевых нарушений у детей, тем эффективнее будут результаты!


(Памятка для родителей)

• В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью

• Во - вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам

• Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное

• Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку эти фразы:

Ты самый любимый!

Ты очень многое можешь!

Что бы мы без тебя делали?!

Иди ко мне!

Садись с нами!

Я помогу тебе.

Я радуюсь твоим успехам

Расскажи мне, что с тобой

Любите своих детей, помогайте им!

Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня!

Терпения вам и успехов!







© 2010-2022