- Преподавателю
- Другое
- Мой мир - библиотека школы Эссе
Мой мир - библиотека школы Эссе
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Степанькова О.Н. |
Дата | 11.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«Мой мир - библиотека школы»
эссэ
Степанькова Ольга Николаевна
заведующая библиотекой БОУ СОШ №3
станицы Динской Краснодарского края.
Мой мир - библиотека школы. Более четверти века каждое утро я вхожу в одно и то же здание, именуемое школой, открываю ключом одну и ту же дверь в маленький мир нашей школьной библиотеки. Маленький по площади, но огромный по внутреннему содержанию и по внешним дружеским связям.
Уже на крыльце, как стайка воробышек, встречает меня группа юных читателей, следующая за мной по пятам и спешащая взять очередную книжку.
Детвора в школе есть всегда: и ранним утром задолго до уроков, и поздним вечером, когда обязательные занятия давным-давно закончились. Иногда мне кажется, что работай библиотека круглые сутки, в ней всегда бы находились читатели.
Мне могут возразить - дети сейчас читают мало и неохотно и по принуждению.
Всё это так, да только и не совсем так. Просто в настоящее время юные читатели нуждаются в другом виде информации и на других носителях, чем в то время, когда я начинала свой нелёгкий путь школьного библиотекаря.
Анализируя события школьной, а значит и моей жизни , делаю выводы, что работать в современных условиях значительно интереснее. Немного жаль, что не так молода, не так быстро усваиваю новые технологии, не могу угнаться за своими юными читателями в поиске нужной информации по Интернету, но с другой стороны - ещё есть время чему-то научиться новому, полезному, чтобы поделиться накопленными знаниями с юными и не совсем юными читателями.
Ведь чем хороша школьная библиотека? Своей универсальностью.
За день работы можно пообщаться с совсем юными читателями, пришедшими за своей первой книжкой, с неугомонными вечно спешащими пятиклашками, забежавшими на переменке за «Томом Сойером», с уже почти взрослыми десятиклассниками, наивно удивляющимися тому, что надо прочитать четыре тома «Войны и мира», с родителями совсем молодыми и не очень молодыми, а также с бабушками и дедушками своих читателей. Последние, обычно, никуда не спешат и ведут обстоятельные разговоры обо всём на свете. Чувствуется, что и им нравится в нашей библиотеке. И это хорошо. Потому что, какой бы маленькой ни была школьная библиотека, надо стремиться к тому, чтобы всем пришедшим в неё, независимо от возраста и от того, за какой информацией или помощью они пришли, было комфортно, и хотелось вернуться сюда и привести с собой своих друзей.
Я вспоминаю своё детство, свою первую библиотеку в небольшом, но таком родном селе Хмелевицы Шахунского района Горьковской (а теперь уже Нижегородской области), куда я была записана в возрасте пяти лет моей родной тётей Любовью Ивановной. В то время в силу сложившихся жизненных обстоятельств именно она занималась моим воспитанием. Она была так юна, что даже не могла претендовать на почётно - уважительное обращение «тётя» от своей пятилетней племянницы и именовалась мною просто Люба. Она была красива и очень строга. А иначе ей было бы просто не справиться с маленьким «сорванцом в юбке». Чтобы хоть на некоторое время удержать меня в поле своего зрения, она учила меня читать, а потом и отвела в библиотеку, где работала сама.
Я до сих пор помню то ощущение детского восторга, когда впервые переступила порог этого старого деревянного здания, похожего больше на избу - читальню. Прошло очень много лет, но эта сельская библиотека, находящаяся всё в том же здании, является для меня почти эталоном всего библиотечного мира, неизведанным островком чего-то нового и загадочного. Я приходила туда в раннем детстве, обметая в прихожей с валенок снег, грея свои посиневшие от холода ручонки, прикладывая их к огромному бестяще-чёрному боку круглой металлической печки, отапливаемой дровами. И вместе с теплом на меня накатывало ощущение домашнего уюта, защищённости и комфорта. Я могла находиться там часами, не замечая времени, рассматривая картинки, складывая знакомые буквы в слова. И обязательно брала книжечку на дом, чтобы унести кусочек этого волшебного мира домой, и чтобы был повод и стимул вернуться сюда снова.
(село Хмелевицы Шахунского района Нижегородской области.
Здание моей первой библиотеки)
Может быть, именно в этом возрасте мне захотелось быть причастной к этой волшебной профессии и находиться всегда рядом с книгами, делиться информацией с другими.
В своей жизни я несколько раз возвращалась в эту библиотеку, приезжая к бабушке на каникулы, будучи студенткой и уже совсем взрослой, уже саама работая в школьной библиотеке. И всегда мне казалось, что именно здесь и есть начало моей профессии.
Был ещё один замечательный эпизод из моего детства, очень сильно повлияющий на выбор моей профессии, о котором я не могу не рассказать.
Когда мне было десять лет, родители вместе со мной переехали в станицу Динскую Краснодарского края. Первое время у меня не было друзей, да и чего греха таить, не сразу удалось наладить отношения со сверстниками. Мой волжский окающий говор в станице, где большинство жителей «балакали» поначалу настораживал и смешил окружающих, меня даже не очень любезно несколько раз обозвали «кацапурой». Значение этого слова я тогда не знала и очень сильно обиделась.
Отец отвёл меня в районную детскую библиотеку. Здесь был совсем иной мир, чем в той первой моей детской, иной, но мирный и дружелюбный. И именно этот мир помог мне пережить все детские переживания по поводу оставленных вдалеке друзей, по поводу мелких ссор с новыми знакомыми. Просто я отправлялась в библиотеку, брала стопку детских книг, укладывалась на раскладушку в большой и пустой комнате и отправлялась вместе с героями совсем в другой удивительный мир загадок и приключений.
Постепенно всё само собой стало на свои места, появились новые друзья и новая для меня школа, ставшая частью всей моей жизни. Я проучилась в ней шесть лет, сюда же вернулась после окончания университета, проработала в ней более четверти века.
Но ещё на секундочку мне хочется вернуться в детство, в районную библиотеку, которая не оставила без внимания свою юную читательницу и предложила мне участвовать в одном из многочисленных конкурсов. Участие в конкурсе предполагало чтение книг по определённой тематике и написание отзывов на прочитанные книги. Я прочитала их, наверное, очень много, написала на каждую отзыв и заняла первое место в крае, за что и получила бесплатную путёвку в Артек.
Я думаю, что в моей читательской жизни - это было первый и очень значительный успех.
Так по-крупному мне повезло ещё два раза. Уже в более зрелом возрасте, с большим опытом работы в школьной библиотеке. Это была учёба на первом и втором курсах «Библиотечной школы», организованной «Библиотекой в школе» Издательского дома «Первое сентября» в 2000 и 2004 годах.
И если в первом случае с поездкой в Артек я состоялась как читатель, то в двух последующих случаях я ощутила себя профессионалом. И гордилась
О своём романе с Издательским домом «Первое сентября» не расскажешь в коротком эссе.
Но и значимость этих отношений для меня трудно переоценить. Всё то, что есть значительного в моей работе школьного библиотекаря, наполовину принадлежит им по праву. Мне нравиться работать с ними, работать на уровне идеи, на одной волне, понимая друг - друга с полуслова, с полувзгляда, а иногда и совсем без слов.
Я всегда ощущала рядом сильное надёжное плечо верного друга, с которым рядом любые трудности нипочём.
Моя должность - заведующая школьной библиотекой. Скромная и незаметная, на первый взгляд, но такая значимая для меня и для читателей нашей небольшой библиотеки.
Обзорная беседа с первоклассниками. Знакомство с библиотекой школы.