- Преподавателю
- Другое
- Статья для родителей Нужны ли детям правовые знания?
Статья для родителей Нужны ли детям правовые знания?
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Перевертайло О.А. |
Дата | 18.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
« Нужны ли детям правовые знания?»
Автор: Перевертайло О.А. - социальный педагог МКОУ Бутурлиновская ООШ №7
В Конвенции о правах ребенка записано: «Дети всегда должны иметь право на счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учебы и роста». Как же хорошо пишется в документе, но как сложно все бывает в жизни.
Особое значение в жизни ребенка играет семья. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Поэтому, чем выше культура общества, тем выше культура семьи. Значимость воспитательной деятельности семьи, педагогической культуры и воспитанности самих родителей в современных условиях значительно возрастает, так как обновляются задачи, содержание, средства и формы воспитания детей в семье, в современной деятельности семьи, детского сада, учреждений и служб. Поэтому задача педагогического коллектива состоит в том, чтоб совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы взаимодействия с родителями. В настоящее время возрос интерес к правовому воспитанию и в дошкольном возрасте, родителям нужно с 3-4 лет начинать формировать у ребенка представления о самом себе, о его правах и обязанностях и необходимо не только сообщать ему эти знания, но и формировать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям и учить применять полученные знания в разнообразных формах собственной деятельности дошкольника. Знакомство детей с их правами целесообразно осуществлять в двух направлениях: "Я и мои права", "Я и права других людей". Это способствует пониманию таких простых и одновременно сложных истин, как: "Мои права - это мои возможности, мои свободы", "Мои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека".
Главными путями реализации задачи повышения уровня правовой культуры дошкольников являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий; традиционные праздники, концерты; беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые детьми.
Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно-игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.
Работа по развитию у детей представления об основах правового сознания нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Например, детям предлагалось понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Использование наблюдения учит детей выделять себя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств: определить цвет глаз, волос своего товарища, ощущать его тепло, воссоздавать зрительные образы. Этот прием способствует развитию эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.
Научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира позволяет прием визуализации. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла и помощи.
Этот прием очень нравится деткам, так как большинство из них любят животных и насекомых в том числе и с удовольствием вживаются в их роль. И конечно очень важна в этом случае позиция родителей, ведь самое главное в воспитании детей - любовь, терпение и личный пример.
Моя работа в школе проходит в тесном сотрудничестве с родителями. В начале учебного года на родительском собрании я познакомила родителей с Конвенцией о правах ребенка. В беседе с родителями я старалась донести до них, что права ребёнка - это важно, и что именно они, родители, являются гарантом прав маленького человека.
На первом собрании я раздала родителям полезные советы.
- Главный совет - будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения.
- Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Залог успеха - доброжелательные и открытые отношения в семье. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям. -Заранее проверьте у ребенка уровень школьной зрелости.
- Создайте условия для развития интеллекта (игры, развивающие игры и упражнения, познавательные книги), речи (чтение сказок, стихов, беседы). Поощряйте общение со сверстниками.
-Учите ребенка управлять эмоциями (на примере своего поведения; есть специальные игры и упражнения).
- Следите за состоянием здоровья (больной, ослабленный ребенок хуже воспринимает новую информацию, не идет на контакт с окружающими).
-Психологически готовьте к школе: расскажите, что ему предстоит (с положительной окраской), какие могут быть сложности и как можно с ними справиться, проведите экскурсию по школе).
-Реально оцените возможности ребенка.
Я надеюсь, что мои советы помогут родителям в воспитании детей. Я всегда старалась донести до родителей мысли о том, что любой ребенок- это прежде всего человек, личность со своим характером и правилами. Надо всегда разговаривать с детьми на равных, чтобы они не чувствовали вашего превосходства над ними. Пусть ребенок с раннего детства знает о своих правах и обязанностях, главное понимание родителями этой важной задачи. И тогда ребенок будет искать совета не на улице, а дома у близких людей и в дальнейшем вырастет настоящим гражданином своей страны.