- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по дисциплине Основы микробиологии и иммунологии для отделения Сестринское дело
Рабочая программа по дисциплине Основы микробиологии и иммунологии для отделения Сестринское дело
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пономарева Т.В. |
Дата | 19.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
«Медицинский колледж № 8
Департамента здравоохранения города Москвы»
Рабочая ПРОГРАММа
ДИСЦИПЛИНЫ
Основы микробиологии и иммунологии
Для специальности: 34.02.01 «Сестринское дело»
2014 г.
Рассмотрено и одобрено на заседании Утверждено Методическим советом
ЦМК «Общепрофессиональный цикл» ГБОУ СПО «МК № 8 ДЗМ»
Председатель ЦМК №3 протокол № __ от ____________
____________ Пономарева Т.В. Председатель Методического совета
«___»_____________________2014 г. _____________ Косенко Е.А.
Автор
Пономарева Т.В. преподаватель микробиологии и иммунологии
ГБОУ СПО «МК №8 ДЗМ»
Рецензенты
Петрова В.Г. преподаватель инфекционных болезней
ГБОУ СПО «МК №8 ДЗМ»
Грачева И.Ю. главный специалист-эпидемиолог Зеленоградского АО,
заместитель главного врача по СЭВ «ГБ № 3 Департамента здравоохранения города Москвы»
Заместитель директора по учебной работе Петрань А.Н._______________
СОДЕРЖАНИЕ
-
Пояснительная записка
4 стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5 стр.
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7 стр.
-
условия реализации учебной дисциплины
15 стр.
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
17 стр.
паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Программа учебной дисциплины может быть использована при реализации программ профессионального образования в части профессиональных компетенций:
-выполнять лечебные вмешательства;
-осуществлять контроль состояния пациента;
-проводить санитарно-эпидемические мероприятия;
-проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения;
-проводить иммунопрофилактику;
-организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациентов и их окружения.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии» относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.
Обучающиеся должны усвоить следующие компетенции:
Общие:
ОК 1 - Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 - Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 - Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 - Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5 - Использовать информационно-коммуникационные технологии и профессиональной деятельности.
ОК 6 - Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 - Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8 - Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 9 - Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Профессиональные:
ПК 1.1 - Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2 - Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.
ПК 1.3 - Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
ПК 2.1 - Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2 - Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3 - Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.5 - Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6 - Вести утвержденную медицинскую документацию.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам;
-осуществлять профилактику распространения инфекции.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-роль микроорганизмов в жизни человека и общества;
-морфологию, физиологию и экологию микроорганизмов, методы их изучения;
-основные методы асептики и антисептики;
-правила забора, транспортировки и хранения материала для микробиологических исследований;
-принципы проведения микробиологических исследований;
-основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения, локализацию микроорганизмов в организме человека, основы химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных заболеваний;
-факторы иммунитета, его значение для человека и общества, принципы иммунопрофилактики и иммунотерапии болезней человека, применение иммунологических реакций в медицинской практике.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
111
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
74
в том числе:
практические занятия
26
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
37
Итоговая аттестация в форме выполнения заданий в тестовой форме, практических заданий, решения ситуационных задач, подготовка презентаций бесед с разными группами населения на тему «Профилактика распространения патогенных микроорганизмов».
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Основы микробиологии и иммунологии
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.Общая микробиология
9
Тема 1.1. Введение в микробиологию и иммунологию. Классификация и таксономия микроорганизмов
Содержание учебного материала
2
1
1.
Микробиология и иммунология - как наука. Предмет и задачи медицинской микробиологии и иммунологии История развития микробиологии и иммунологии. Роль микроорганизмов в природе, жизни человека и медицине.
Принципы систематизации микроорганизмов. Основные таксономические категории (род, вид, чистая культура, штамм, клон, разновидность). Правила бинарной номенклатуры. Краткая характеристика различных групп возбудителей инфекционных болезней: вирусы, риккетсии, хламидии, микоплазмы, бактерии, актиномицеты, спирохеты, грибы, простейшие, их медицинское значение. Классификация микроорганизмов по степени их биологической опасности
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с источниками информации (бумажными, электронными).
Написание рефератов по темам:
«История и развития науки микробиологии»,
«Современные достижения медицинской микробиологии и иммунологии»,
«Использование микроорганизмов в практической деятельности человека»,
«Использование микроорганизмов в медицине».
2
Тема 1.2. . Экология микроорганизмов
Организация микробиологической лабораторной службы
Содержание учебного материала
2
2
1.
Понятие об экологии микроорганизмов. Микробиоценоз как экосистема. Роль почвы, воды, воздуха, пищевых продуктов в распространении микроорганизмов.
Классификация факторов среды. Влияние абиотических факторов на микроорганизмы на примере физических (температура, давления, ионизирующей радиация, ультразвук, высушивание) и химических факторов.Характеристика биотических факторов на примере взаимоотношений микро- и макроорганизмов: нейтрализм, комменсализм, паразитизм, симбиоз. Значение экологических взаимоотношений для человека
Практические занятия
2
1.
Структура микробиологических лабораторий и требования к их оснащению. Основные правила работы в микробиологической лаборатории. Техника безопасности при работе с инфицированным материалом в микробиологической лаборатории»
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с источниками информации (бумажными, электронными).
Написание рефератов по темам:
«Устройство микробиологической лаборатории»
«Режим работы микробилогической лаборатории»
«Биологическая беопасность при работе в микробиологиской лаборатории»
1
Раздел 2.
Бактериология
27
Тема 2.1. Классификация бактерий. Морфология и ультраструктура бактерий
Содержание учебного материала
2
1.
Принципы классификации бактерий. Ультраструктурная организация бактерий и других микроорганизмов (микоплазм, хламидий, риккетсий, актиномицетов). Основные и дополнительные структуры, их химический состав и назначение. Формы бактериальной клетки: кокковидная, палочковидная, извитая, ветвящаяся
1
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с источниками информации (бумажными, электронными)
1
Тема 2.2
Микроскопические методы изучения бактерий
Содержание учебного материала
2
2
1.
Микроскопические методы изучения бактерий. Виды микроскопов и правила работы с ними. Микроскопия в иммерсии, описание микропрепарата. Понятие о морфологических и тинкториальных свойствах бактерий. Классификация бактерий по Грамму.Простые и сложные методы окрашивания. Принципы приготовления мазков и способы их фиксации.. Правила техники безопасности при проведении микроскопических исследований
Практические занятия
2
1.
Правила работы с микроскопом. Описание микробиологических препаратов.
Определение формы и размеров бактерий. Простые и сложные методы окрашивания. Определение отношения бактерий к окраске по Грамму
Самостоятельная работа обучающихся
Зарисовка основных структур микроорганизмов.
Схематическое изображение видов микроорганизмов.
2
Тема 2.3.
Физиология бактерий. Бактериологические методы исследования
Содержание учебного материала
2
1
1.
Химический состав бактериальной клетки. Процессы жизнедеятельности бактерий: питание, дыхание, рост и размножение. Ферменты бактерий как основа их спецефичности.
Культуральные и биохимические свойства бактерий. Условия культивирования бактерий. Питательные среды, их назначение, применение. Первичный посев и пересев. Термостат, правила эксплуатации.Методы выделение чистой культуры бактерий.
Особенности культивирования риккетсий и хламидий. Культивирование анаэробов
Практические занятия
2
1.
Характеристика питательных сред. Культивирование бактерий, изучение культуральных свойств. Определение бактериальных культур
Самостоятельная работа обучающихся
Составление сравнительной таблицы питательных сред.
Зарисовка схем дыхания и размножения бактерий
Рецепты приготовления питательных сред.
2
Тема 2.4. Частная бактериология
Содержание учебного материала
4
1
1.
Возбудители бактериальных кишечных инфекций: эшерихиозов, сальмонеллёзов, брюшного тифа и паратифов, дизентерии, холеры, ботулизма, пищевых токсикоинфекций и интоксикаций. Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций.
Возбудители бактериальных респираторных инфекций: дифтерии, скарлатины, коклюша, паракоклюша, менингококковой инфекции, туберкулёза, респираторного хламидиоза, микоплазмоза. Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций.
Возбудители бактериальных кровяных инфекций: чумы, туляремии, боррелиозов, риккетсиозов Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций. Возбудители бактериальных инфекций наружных покровов: сибирской язвы, сапа, столбняка, газовой гангрены, сифилиса, гонореи, трахомы, урогенитального хламидиоза. Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций.
Инфекционные болезни, вызванные условно-патогенными бактериями (кокки, псевдомонады, неспорообразующие анаэробы).
Особенности иммунитета при бактериальных инфекциях.
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с источниками информации (бумажными, электронными).
Подготовка рефератов по темам:
«Эшерихиозы и профилактика»,
«Возбудители бактериальных респираторных инфекций»
«Особенности культивирования кишечной палочки»
«Проведение микробиологических исследований при бактериальных инфекциях»
2
Тема 2.5. Антибактериальные средства. Определение чувствительности к антибиотикам
Содержание учебного материала
2
1.
Механизм антимикробного действия химитерапевтических средств. Общая характеристика механизмов устойчивости микроорганизмов к антибактериальным препаратам. Методы определения и критерии оценки чувствительности микрорганизмов к антибиотикам и другим химиотерапевтическим препаратам
Практические занятия
2
1.
Определение чувствительности бактерий к антибактериальным препаратам. Профилактика бактериальных инфекций (проведение бесед студентами)
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с источниками информации (бумажными, электронными).
Составление конспекта профилактической беседы на тему: «Предупреждение распространения бактериальных инфекций»
2
Раздел 3. Микология
10
1
Тема 3.1. Общая характеристика грибов. Классификация, строение и особенности физиологии грибов
Содержание учебного материала
2
1.
Общая характеристика грибов как эукариотических гетеротрофных микроорганизмов. Классификация грибов: низшие и высшие грибы.
Процессы жизнедеятельности грибов: питания, дыхания, размножения и роста.Культивирование грибов. Условия для культивирования грибов. Устойчивость грибов к факторам окружающей среды.
Грибы как санитарно-показательные микроорганизмы воздуха
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с источниками информации (бумажными, электронными).
Написание рефератов по темам:
«Грибы - паразиты и симбионты животных»
«Распрастранение грибов в окружающей среде»
2
Тема 3.2. Частная микология. Противогрибковые препараты. Методы микробиологической диагностики микозов
Содержание учебного материала
2
2
1.
Возбудители грибковых кишечных инфекций - микотоксикозов. Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций.
Возбудители грибковых респираторных инфекций, их классификация. Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций.
Возбудители грибковых инфекций наружных покровов - дерматомикозов, их классификация. Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций. Патогенные дрожжи и дрожжеподобные грибы.
Противогрибковые препараты. Особенности противогрибкового иммунитета
Практические занятия
2
1.
Методы микробиологической диагностики микозов
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с источниками информации (бумажными, электронными).
Составление конспекта профилактической беседы по теме:
«Предупреждение распространения микозов».
2
Раздел 4. Паразитология
12
Тема 4.1. Общие вопросы медицинской паразитологии. Протозоология. Методы микробиологической диагностики простейших.
Частная протозоология
Содержание учебного материала
2
2
1.
Общие вопросы медицинской паразитологии. Взаимоотношения в системе паразит-хозяин. Методы диагностики , лечения и профилактики паразитарных заболеваний.
Общая характеристика подцарства простейшие. Классификация простейших: саркодовые (дизентирийная амёба), жгутиковые (лямблия, трихомонада, трипаносома), споровики (малярийный плазмодий, токсоплазма) и инфузории (кишечный балантидий). Особенности их морфологии и жизненных циклов. Устойчивость простейших к факторам окружающей среды.
Возбудители протозойных кишечных инвазий: амебиаза, лямблиоза, балантидиаза. Источник инвазии, способы заражения, стадии цикла развития. Основные клинические симптомы.
Возбудители протозойных кровяных инвазий: малярии, лейшманиозов, трипаносомозов. Источник инвазии, способы заражения, стадии цикла развития. Основные клинические симптомы.
Возбудители протозойных инвазий мочеполовых путей: трихомоноза. Источник инвазии, способы заражения, стадии цикла развития. Основные клинические симптомы.
Токсоплазмоз, источник инвазии, пути заражения, жизненный цикл паразита, основные проявления врождённых и приобретённых токсоплазмозов.
Противопротозойные препараты. Особенности иммунитета при протозойных инфекциях
Практические занятия
2
2
1.
Лабораторной диагностики протозоозов. Профилактика протозоозов.
Методы микробиологической диагностики протозоозов: микроскопическое, культуральное, серологическое, аллергологическое и биологическое исследования. Решение ситуационных задач
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с источниками информации (бумажными, электронными).
Составление конспекта профилактической беседы по теме: «Профилактика амебиаза», «Профилактика прозоозов».
2
Тема 4.2. Медицинская гельминтология. Общая характеристика и классификация гельминтов, методы их изучения. Частная гельминтология
Содержание учебного материала
2
1.
Медицинская гельминтология. Классификация гельминтов.
Особенности морфологии и жизненных циклов гельминтов: сосальщиков (трематод), ленточных червей (цестод) и круглых червей (нематод). Источники инвазии, способы заражения гельминтами. Устойчивость гельминтов к факторам окружающей среды. Основные клинические симптомы гельминтозов. Методы лабораторной диагностики гельминтов в биологическом материале (кал, моча). Профилактика гельминтозов
Практические занятия
2
1.
Методы лабораторной диагностики гельминтозов. Профилактика гельминтозов Решение ситуационных задач
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с источниками информации (бумажными, электронными).
Составление конспекта профилактической беседы по теме: «Профилактика гельминтозов».
2
Раздел 5. Вирусология
9
Тема 5.1. Основы медицинской вирусологии. Классификация и структура, культивирование и репродукция вирусов.
Методы лабораторной диагностики вирусов
Содержание учебного материала
2
1.
Основы медицинской вирусологии. Характеристика вирусов как особой формы жизни относительно других организмов. Таксономия и классификация вирусов. Морфология и структура вирусов, просто и сложно устроенные вирусы. Формы существования вирусов в природе.
Строение бактериофагов. Вирулентные и умеренные фаги. Практическое применение фагов в медицине Методы вирусологической диагностики
2
Практические занятия
1.
Методы микробиологической диагностики вирусных инфекции: вирусологическое исследование, серологическое исследование
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с источниками информации (бумажными, электронными).
Написание рефератов по теме: «Вирусы - возбудители инфекционных болезней человека»
1
Тема 5.2. Частная вирусология. Противовирусные препараты. Особенности противовирусного иммунитета
Содержание учебного материала
2
2
1.
Возбудители вирусных кишечных инфекций: гепатитов А и Е, полиомиелита, ротавирусных инфекций. Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций.
Возбудители вирусных респираторных инфекций: гриппа, парагриппа, других острых респираторных вирусных инфекций, кори, краснухи, ветряной оспы, опоясывающего герпеса, натуральной оспы. Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций.
Возбудители вирусных кровяных инфекций: иммунодефицита человека, гепатитов В,С,Д,G, геморрагической лихорадки, клещевого энцефалита Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций.Возбудители вирусных инфекций наружных покровов: бешенства, простого вируса, цитомегалии, ящура. Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций.
Интерферон и другие противовирусные препараты. Индукторы интерферона. Устойчивость вирусов к химиопрепаратам. Особенности противовирусного иммунитета.
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с источниками информации (бумажными, электронными).
Составление конспекта профилактической беседы по теме: «Профилактика вирусных инфекций»
2
Раздел 6.
Основы инфектологии и эпидемиологи
9
Тема 6.1. Учение об инфекционном процессе.
Содержание учебного материала
2
2
1.
Понятия «инфекция», «инфекционный процесс», «инфекционное заболевание». Факторы, влияющие на возникновение, течение и исход инфекционного процесса: количественная и качественная характеристика микроба - возбудителя, состояние макроорганизма, экологические факторы. Стадии инфекционного процесса. Характеристика микроорганизмов - возбудителей инфекционных заболеваний: патогенность и вирулентность, инфицирующая и летальная доза, адгезивность, тропность, инвазивность, агрессивность, токсичность и токсигенность. Характерные признаки инфекционных заболеваний: специфичность, контагиозность, цикличность, наличие иммунизационного процесса
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с источниками информации (бумажными, электронными).
Написание рефератов по теме: «Принципы борьбы с внутрибольничными инфекциями».
1
Тема 6.2. Учение об эпидемическом процессе. Организация профилактических и противоэпидемических мероприятий
Содержание учебного материала
2
2
1.
Понятие об эпидемическом процессе. Влияние социальных и природных факторов на течение эпидемического процесса. Источник инфекции. Механизмы передачи возбудителей инфекции, соответствие механизма передачи возбудителя его локализации в организме человека. Пути передачи возбудителей инфекции. Природная очаговость инфекционных болезней. Восприимчивость коллектива к инфекции. Противоэпидемические мероприятия (лечение, дезинфекция, дезинсекция, дератизация, иммунизация). Интенсивность эпидемического процесса. Эколого-эпидемическая классификация инфекционных болезней. Карантинные (конвенционные) и особо опасные инфекции
Практические занятия
Понятие об очаге инфекционного заболевания. Комплекс мероприятий, направленных на разрыв эпидемической цепи. Участие медицинской сестры в профилактических и противоэпидемических мероприятиях.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с источниками информации (бумажными, электронными).
Составление конспекта беседы по теме: « Санитарно-гигиенического просвещения населения»
2
Раздел 7. Клиническая микробиология
15
Тема 7.1. Микрофлора организма человека
Содержание учебного материала
2
1.
Распространение микроорганизмов в природе: в почве, в воде, в воздухе, на теле человека. Понятие «нормальная микрофлора человека». Роль нормальной микрофлоры для жизнедеятельности и здоровья человека. Нарушение состава микрофлоры человека. Дисбактериоз, причины, симптомы, принципы восстановления
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях.
Подготовка рефератов на тему
«Нормальная микрофлора различных биотопов»
«Распространение микроорганизмов в природе»
«Состав микрофлоры тела здорового человека»
2
Тема 7.2. Сбор, хранение и транспортировка материала для микробиологических исследований
Содержание учебного материала
2
2
Взятие материала для микробиологических исследований. Меры предосторожности при сборе и транспортировке исследуемого материала. Правила взятия и условия транспортировки материала для бактериологических, микологических, паразитологических и вирусологических исследований.
Посуда, инструменты и химические реагенты, используемые для сбора материала, их перечень, подготовка к работе, утилизация. Оформление сопровождающих документов.
Практические занятия
Техника сбора, хранения и транспортировки материала для микробиологических исследований
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с источниками информации (бумажными, электронными).
2
Тема 7.3. Внутрибольничные инфекции. Методы стерилизации и дезинфекции
Содержание учебного материала
2
2
1.
Понятие о внутрибольничной инфекции (ВБИ) и ее классификация. Основные причины возникновения ВБИ. Профилактика ВБИ. Инфекционная безопасность медицинского персонала на рабочем месте и действие медицинских работников при угрозе инфицирования. Обучение пациента и его родственников инфекционной безопасности.
Стерилизация. Дезинфекция. Сбор, хранение, утилизация, медицинских отходов, содержащих инфицированный материал.
Практические занятия
Санитарно-бактериологический контроль в ЛПУ.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с источниками информации (бумажными, электронными).
1
Раздел 8 . Учение об иммунитете
Содержание учебного материала
20
Тема. 8.1 Учение об иммунитете. Иммунная система организма.
1.
Понятие об иммунитете, его виды. Неспецифические и специфические факторы защиты организма.
Основные формы иммунного реагирования. Иммунологические исследования, их значение. Иммунологическая толерантность.
Строение иммунной системы: центральные и перефиреческие органы. Основные клетки иммунной системы.
Факторы антибактериального и антитоксического иммунитета, провоцирование хронического течения болезни и аллергизации организма.
4
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с источниками информации (бумажными, электронными).
1
Тема 8.2. Иммунный статус. Патология иммунной системы. Иммунодефициты
1.
Содержание учебного материала
Иммунный статус. Патология иммунной системы. Кожно-аллергические пробы. Медицинские иммунобиологические препараты: их состав, свойства, назначение.
Врожденные и приобретенные иммунодефициты. ВИЧ - инфекция: характеристика возбудителя, клинические проявления, способы диагностики.
2
2
Практические занятия
Оценка иммунного статуса. Патология иммунной системы.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с источниками информации (бумажными, электронными).
2
Тема: 8.3.
Основы иммунотерапии и иммунопрофилактики.
Содержание учебного материала
2
1.
Иммунопрофилактика и иммунотерапии. Вакцины: назначение, особенности создаваемого иммунитета.
Реакция организма на введение вакцин - «вакцинная инфекция».
Анатоксины.Реакция организма на введение анатоксинов.
Серотерапия и серопрофилактика, особенности создаваемого иммунитета.
Осложнения при серотерапии.
Практические занятия
Методы иммунодиагностики и иммунопрофилактики инфекционных болезней.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с источниками информации (бумажными, электронными). Составление рефератов на темы: «Историческое значение иммунитета», «Виды вакцинн»
2
Тема: 8.4Примененииммунологических реакций в медицинской практике
Содержание учебного материала
2
Характеристика иммунологических реакций и области их практического применения. Понятие об иммуноиндикации, серо-, аллергодиагностике и оценке иммунологического статуса
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с источниками информации (бумажными, электронными).
1
Всего:
111 часов
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета основ микробиологии и иммунологии.
Оборудование учебного кабинета:
1. Мебель и стационарное оборудование
- доска классная;
- стол и стул для преподавателя;
- столы и стулья для студентов;
- книжный шкаф;
- шкафы для инструментов и приборов.
2. Учебно-наглядные пособия
- плакаты, слайды, фотографии;
- муляжи колоний бактерий на чашках Петри;
- микропрепараты бактерий, грибов, простейших;
- фотографии с изображением поражений наружных покровов инфекционным агентом.
3. Аппаратура и приборы
- весы аптечные ручные с разновесом от 0,01 г до 100,0 г;
- микроскопы с иммерсионной системой;
4. Технические средства обучения:
- компьютер;
- интерактивная доска;
- мультимедийное оборудование;
-программное обеспечение для пользования электронными образовательными ресурсами.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии. Под редакцией А.А. Воробьева и Ю.С. Кривошеина. Москва. «ACADEMA»; 2002.
Черкес Ф.К., Богоявленская, Бельская Н.А.
Микробиология . -М.: АльянС, 2012.
Покровский В.И., Поздеев О.К.
Медицинская микробиология. - М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2007.
Дополнительные источники:
1. Алешукина А.В.
Медицинская микробиология: Учебное пособие. - Ростов н\д: Феникс, 2003.
2. Малов В.А.
Сестринское дело при инфекционных заболеваниях: Учеб. пособие для сред. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство, 2002.
3. Павлович С.А.
Медицинская микробиология. Минск. «Высшая школа»; 1999.
4. Воробьев А.А., Быков А.С., Пашков Е.П., Рыбакова А.М.
Микробиология. Учебная литература для студентов фармацевтических и медицинских вузов; - М.: «Медицина»; 1998.
5. Позоркина Н.В., Рубашкина Л.А.
Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии. Ростов-на-Дону: «Феникс»; 2002.
6. ВоробьевА.А., Быков А.С.
Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии: Учебное пособие для студентов медицинских вузов. - М.: Медицинское информационное агентство, 2003.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь проводить простейшие микробиологические исследования
Решение ситуационных задач с иллюстративными материалами.
Решение заданий в тестовой форме
Уметь дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам
Выполнение заданий по определению принадлежности микроорганизмов к бактериям, грибам, простейшим по рисункам, фотографиям, муляжам морфологии и культуральных свойств.
Выполнение заданий по определению принадлежности бактерий к гр (-) и гр (+) коккам, палочкам, извитым формам в микропрепаратах.
Выполнение заданий по определению в микропрепарате грибов и описанию их
Уметь осуществлять профилактику распространения инфекции
Подготовка презентаций.
Составление конспекта бесед по профилактике инфекционных заболеваний
Уметь проводить забор, транспортировку и хранение материала для микробиологических исследований
Решение ситуационных задач с иллюстративными материалами.
Решение заданий в тестовой форме
Знать роль микроорганизмов в жизни человека и общества
Представление проектов.
Решение заданий в тестовой форме
Знать морфологию, физиологию, экологию микроорганизмов, методы их изучения
Представление проектов.
Решение заданий в тестовой форме
Знать основные методы асептики и антисептики
Представление проектов.
Решение заданий в тестовой форме
Знать основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения, локализацию микроорганизмов в организме человека, основы химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных болезней
Представление проектов.
Решение заданий в тестовой форме
Знать факторы иммунитета, его значение для человека и общества, принципы иммунопрофилактики и иммунотерапии болезней человека, применение иммунологических реакций в медицинской практике
Представление проектов.
Решение заданий в тестовой форме