Конспект урока по русскому языку на тему Написание сочинения в формате ЕГЭ

В данном конспекте представлен план по которому одиннадцатиклассники могут научиться писать сочинение-рассуждение. В качестве синтаксической работы выбрана работа с заданиями части 1 КИМов, задания на закрепление литературного произношения, на закрепление норм употребления паронимов, на закрепление умения находить грамматические ошибки в построении предложения. Использованы различные виды работ- работы в группах, работа у доски. В непосредственной работе с текстом предлагается через анализ опред...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка для учащихся 11 класса

Тема: Подготовка к ЕГЭ. Подготовка к сочинению-рассуждению на основе текста.

Цель урока: дидактическая (обучающая): продолжить работу по подготовке учащихся к сочинению на ЕГЭ;

Задачи:

образовательная:научить одиннадцатиклассников писать сочинение-рассуждение на основе текста, систематизировать материалы для сочинения по теме;

развивающая: формирование умений: слушать сообщение учителя, выявлять и формулировать проблему текста, писать комментарий, выявлять и формулировать позицию автора и выражать собственную позицию, подбирать аргументы, делать вывод; систематизировать материалы для сочинения по теме,

воспитательная: формирование у учащихся сознательного отношения к учебному труду; воспитание любви и уважения к русскому языку, культуры общения.

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: частично поисковый ,иллюстративно-объяснительный.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, учебное пособие А.Г.Нарушевич «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ», сборник тестов И.П.Цыбулько, орфоэпический словарик, словарь паронимов, учебное пособие И.П. Цыбулько. «Отличник ЕГЭ. Русский язык. Решение сложных заданий».

Ход урока:

  1. Организация и приветствие.

  2. Работа по части 1 Контрольно-измерительного материала

- 1(закрепление норм литературного произношения)- чтение слов по орфоэпичекому словарю;

-2 (закрепление норм употребления паронимов, умение находить паронимическую пару) - чтение словаря паронимов;

-3(закрепление норм употребления паронимов);

-4(найти грамматически верное продолжение предложения );

-5(закрепление умения находить грамматическую ошибку в построении предложения);

  1. Работа в группах.

- Способы образования слов (работа по карточке №1)

Карточка №1

1. Обозначьте словообразовательную морфему и назовите способ образования слова :

По-весеннему (одеться), свежо, Закавказье, выход, дважды, по-своему (сделать), впервые, по-приятельски, рассказ, вкрутую, огорчение, зловеще, послезавтра, невежливо, искренне.

2 (закреплять знания по теме : служебные части речи)(карточка №2)

Карточка №2

на, потому что, даже, чтобы, едва, бы, хотя, же, тоже, однако, вон, разве, ввиду, все-таки.

Карточка № 3

3 Укажите тип подчинительной связи в словосочетаниях(работа по карточке № 3)

Ловил рыбу, тот день, дом Кино, его появление, уехал учиться, мартовские дни, дни марта, сцена театра, театральная сцена, очень умный, под шум дождя, своей человечности.

6 (закреплять знания о сложных предложениях с разными видами придаточных )

Работа у доски

Укажите вид придаточного предложения в СПП

1.Мы любим дом, где любят нас.(определительное)

2.Человек дорожит лишь тем, во что он вложил свое сердце и душу.(изъяснительное)

3. Как только сойдет снег, набухают на деревьях почки (обстоятельст времени)

4. Вы самый удивительный человек, которого я встречал.(определительное)

5. Погода была холодная, ветреная, так что сугробы намело выше окон.(придаточное следствия)

6.Я и сейчас помню эти стихи, потому что он создавал их у меня на глазах.(придаточное обстоятельственное причины)

7.В степи было тихо, пасмурно, несмотря на то что солнце поднялось. (придаточное уступки)

8. Люблю, когда сосна шумит. (придаточное изъяснительное)

IV. Работа над частью 2 (сочинение - рассуждение)

Чтение текста на закрепление (проанализированного) (на доске текст)

Чтение исходного текста (проблема текста та же «проблема отцов и детей»)

Исходный текст

1)Щемит сердце, хоть кричи… (2)Сева - наш сын, единственный сын в благополучной семье. (3) Я держу в руках фотографию, которую сделал несколько лет назад на нашей даче: там ему двенадцать, у него светлые волосы, аккуратная чёлка, открытый ясный взгляд. (4)Милый, ласковый, домашний мальчик, послушный, почти отличник. (5)Нам было так хорошо вместе в то лето!

(6)Но для подростка наступает такое время, когда каждая семья начинает казаться ему неблагополучной. (7)Каждая, даже самая идеальная! (8)В её рамках становится тесно, внешний мир манит к себе, опека матери и отца угнетает, хочется свободы и самостоятельности. (9)Становление человека неизбежно создаёт этот неисключительный кризис, у одних он проходит незаметно, у других перерастает в трагедию. (10)Сева стал чаще пропадать из дома… (11)Он отпустил волосы, наотрез отказался стричься, сразу утратил ухоженный домашний вид. (12)В какой-то женской кофте с бубенчиками, в потёртых, с бахромой внизу джинсах, с неопрятными жиденькими косицами, падающими на плечи, - странная, однако, забота о собственной внешности: стараться не нравиться другим, походить на огородное пугало. (13)Наш сын… (14)Вряд ли он ждал, что мы станем умиляться, но наше недоумение, досаду, презрительность воспринимал болезненно, стал повышенно раздражительным. (15)Теперь любая мелочь выводила его из себя: неодобрительный взгляд, горькая ухмылка на моём лице, просьба матери вынести мусорное ведро - всё воспринималось как посягательство на его достоинство. (16)И самые простенькие вопросы для него вырастали в мучительнейшие проблемы - праздновать или не праздновать дома день рождения, ехать ли вместе с классом на экскурсию в Коломенское, просить ли у матери денег на покупку новой пластинки?

(17)Сакраментальный конфликт отцов и детей родился не вчера. (18) «Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмёт в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна». (19)Эти слова произнёс Гесиод еще в VII веке до нашей эры. (20) Но отцам последующих поколений от столь древнего признания легче не становилось.

(По В. Тендрякову)

- Беседа по содержанию прочитанного текста.

1) Сформулируйте ПРОБЛЕМЫ, которые поднимает автор данного текста.

Как человек должен относиться к родителям?

Проблема отношения человека к проблеме взаимоотношений между старшим и подрастающим поколением.

2) Поясните текст, авторский замысел и проблему (работа по составлению КОММЕНТАРИЯ).

- К какому типу проблем принадлежит эта проблема? (нравственная)

- Какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему?

Автор рассуждает по данной проблеме, используя собственные наблюдения.

3) Выявите и сформулируйте ПОЗИЦИЮ АВТОРА

.Какие высказывания автора заслуживают особого внимания? Почему?

4) Выразите собственное отношение к позиции автора. Согласны ли вы с мнением?

5) Докажите мысль автора и свою собственную мысль. Приведите два аргумента.

План написания сочинения- рассуждения

1. Постановка проблемы

2. Комментарий к поставленной проблеме

3. Позиция автора (АРГУМЕНТЫ)

4. Собственная позиция (СОГЛАСИЕ/ НЕСОГЛАСИЕ )

Литературный аргумент / пример из жизни

5. Заключение

  1. В качестве примера из жизни могут быть использованы различные случаи, ситуации, факты из чьей-либо биографии. При использовании таких аргументов очень важно продемонстрировать связь привлекаемой информации с тезисом. Можно также использовать предположительный пример, то есть рассказать о том, что могло бы быть при определенных условиях. (важнейшее качество человека- это умение сочувствовать и переживать. Давайте представим себе мир, в котором нет сочувствующих людей!)

  2. Просмотр фрагмента фильма«Мамы» (Эпилог)

  3. Анализ урока, отметки.

  4. Дом. задание : написать сочинение по тексту

В данном конспекте представлен план по которому одиннадцатиклассники могут научиться писать сочинение-рассуждение. В качестве синтаксической работы выбрана работа с заданиями части 1 КИМов, задания на закрепление литературного произношения, на закрепление норм употребления паронимов, на закрепление умения находить грамматические ошибки в построении предложения. Использованы различные виды работ- работы в группах, работа у доски. В непосредственной работе с текстом предлагается через анализ определить проблему текста, прокомментировать проблему, обозначить позицию автора, личную позицию и привести литературные аргументы. В качестве наглядного материала предлагается просмотреть фрагмент фильма



© 2010-2022