Программа внеурочной деятельности социальное направление Информашка, 5 класс

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Пояснительная записка


Рабочая программа по внеурочной деятельности «Информашка» для 5-го класса разработана на основе следующих федеральных документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в РФ» п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст.4

  2. Приказом Министерства и образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 №1897

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 года № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

  4. Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. / Под ред. В.А. Горского. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 111 с.

  5. Авторской программы по внеурочной деятельности «Информатика», Тур С.Н., Бокучаевой Т.П.

  6. Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность: Устав МБОУ «Мисцевская ООШ №1». Основная образовательная программа ФГОС ООО МБОУ «Мисцевская ООШ №1». Учебный план школы на 2015- 2016 учебный год.

Изучение информационных технологий в начальной школе является неотъемлемой частью современного общего образования и направлено на формирование у подрастающего поколения нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения, понимания компьютера как современного средства обработки информации.

Данная программа внеурочной деятельности «Информашка» дает возможность учащимся 5 класса приступить к изучению новых информационных технологий с пользой для себя на соответствующем им уровне развития, научиться применять компьютер как средство получения новых знаний.

Актуальность программы «Информашка» заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, школа должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что предлагаемые вопросы связаны с простейшими навыками работы на компьютере, которые можно без особых проблем приобрести в данном возрасте.

Освоение материала в основном происходит в процессе практической деятельности. Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит формировать, развивать, корректировать у школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также поможет детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Девизом данной программы стали такие слова: «Играю - Думаю - Учусь действовать самостоятельно».

Выполнение заданий в рамках программы - процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом. Для педагога, родителей и ребёнка это должно стать смыслом и образом жизни, который научит детей через развивающие практические занятия преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить более продуктивный и действенный способ достижения возникающей в ходе занятий учебной цели.

Данная программа обеспечивает развитие универсальных учебных действий:

  • обеспечивает ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях,

  • обеспечивает организацию учащимся своей учебной деятельности, включают действия постановки и решения проблем,

  • обеспечивает умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Цель программы - формирование интереса к предмету «Информатика», создание условий для всестороннего развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.

Задачи программы:

  • Расширить кругозор и познавательные интересы у обучающихся, формировать умения применять на практике знания, полученные во время занятий;

  • Формировать навыки работы с текстом, создание графических изображений, оперирование информационными моделями: однозначными описаниями предметов, действий и рассуждений на практике;

  • Связать обучение с жизнью, сформировать практические навыки работы с компьютером;

  • Развивать универсальные учебные действия, такие как: умения обучающихся осуществлять целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку, саморегуляцию.

Отличительной особенностью данной программы от уже существующих образовательных программ является то, что курс состоит из 4 параллельно развивающихся содержательно-методических линий:

I. Организационно-рефлексивная: формирование умения учиться в своей полноте (личностное самоопределение в учебном действии, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в учебном действии, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, организовывать свою деятельность по усвоению знаний, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).

II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, волевой саморегуляции и т.д.

III. Познавательная: знакомство с методами познания, методами поиска информации, методами работы с текстами, рисунками, организация саморазвития познавательных процессов, организация своего рабочего места и т.д.

IV. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.

  1. Общая характеристика программы

Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.

Принципы:

  • доступность, познавательность и наглядность

  • учёт возрастных особенностей

  • сочетание теоретических и практических форм деятельности

  • усиление прикладной направленности обучения

  • психологическая комфортность

Формы и объем занятий: занятия по данной программе состоят из теоретической и практической части, причём больше времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить и как самостоятельную деятельность, и как творческую (беседа, практическое выполнение упражнений, использование логических задач, загадок, работа в группах, игры и т.д.).

Примерная структура занятия соответствует валеологии:

  • Организационный момент (1 мин.).

  • Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания, работа с клавиатурным тренажером (3-4 мин).

  • Объяснение нового материала (8-10 мин).

  • Физкультминутка (1 мин)

  • Работа за компьютером (15-25 мин).

  • Релаксация (1 мин)

  • Подведение итогов (1 мин.).


  1. Описание места программы в базисном учебном плане

Учебный план образовательного учреждения предусматривает 1 час в неделю для занятий внеурочной деятельностью по социальному направлению.

Программа организации внеурочной деятельности школьников предназначена для работы с детьми 5 класса и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Данная деятельность предусматривает участие в ней всех обучающихся класса.

Возраст: программа рассчитана на детей 11-12 лет.

Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год (34 часа в год).

Режим занятий: занятия рассчитаны на 1 час в неделю (во второй половине дня).


  1. Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить достижение основных целей:

  1. Развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению; формирование желания и умения учиться;

  2. Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

  3. Освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;

  4. Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

  5. Планируемые результаты усвоения программы 5 класса

В результате обучения формируются универсальные учебные действия:

Личностные:

  • ориентация на понимание причин успеха в деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к оценке своей деятельности;

  • основы гражданской идентичности, своей этической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России,

  • чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • развитие этических чувств;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства;

Регулятивные:

  • принимать и сохранять задачу;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе и во внутреннем плане;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Познавательные:

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • основам смыслового восприятия художественных текстов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

Коммуникативные:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Предметные:

  • использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ;

  • организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере;

  • вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств, сохранять полученную информацию;

  • пользоваться основными функциями стандартного графического редактора и программы презентаций;

  • готовить и проводить презентацию.

  1. Содержание программы для 5 класса

Знакомство с компьютером (4 часов)

Роль компьютера в жизни человека. Основные устройства компьютера. Управляем мышью. Наш помощник- клавиатура. Знакомимся с операционной системой. Устройства ввода информации (клавиатура и мышь). Работа с клавиатурными тренажерами.

Учимся рисовать (5 часов)

Графический редактор Paint. Работа с инструментами редактора. Разработка и редактирование изображения. Проект «Мультипликационный герой». Перемещение элементов рисунка. Копирование элементов рисунка. Проект «Сказочное существо» Назначение графических редакторов. Растровая и векторная графика. Типовые действия с элементами компьютерного рисунка (перемещение, копирование, поворот, отображение, наклон). Инструменты графического редактора. Разработка и создание рисунков в программе Paint.

Создаем текст (8 часов)

Знакомство с программой WORD. Набор текста. Редактирование и форматирование текста. Нумерация и маркеры. Вставка специальных символов. Работа с фрагментами текста.Работа с колонками: оформление газетных колонок. Работа с таблицами: создание таблиц, ввод, форматирование и изменение направления текста. Вставка и редактирование рисунков. Надписи Word Art. Проект «Путешествие в страну Зазеркалье». Работа с текстовым редактором MS Word. Набор, редактирование, форматирование текста. Работа с таблицами, списками. Создание элементарных рисунков с помощью панели рисования.

Понятие анимации и компьютерной графики (4 часа)

История анимации. Покадровая анимация. Основные понятия компьютерной графики. Работа в растровом графическом редакторе.

Программа РowerPoint (8 часов)

Возможности и область использования приложения РowerPoint. Типовые объекты презентации. Группы инструментов среды РowerPoint. Запуск и настройка приложения РowerPoint. Назначение панелей инструментов. Выделение этапов создания презентаций. Создание фона, создание текста, вставка рисунков в презентацию, создание анимации текста, настройка анимации рисунков, запуск и отладка презентации. Постановка задачи на конкретном примере. Выделение объектов. Создание слайдов согласно сценарию. Работа с сортировщиком слайдов.

Компьютерный практикум (5 часов)

Выполнение практических работ по изученному материалу. Выполнение творческого итогового проекта.


п/п

Название темы

Количество часов

1.

Знакомство с компьютером

4

2.

Учимся рисовать

5

3.

Создаем текст

8

4.

Понятие анимации и компьютерной графики

4

5.

Программа PowerPoint

8

6.

Компьютерный практикум

5

итого

34

Календарно-тематическое планирование

Внеурочное

занятие

(тема, название)

Формы

организации

внеурочной

деятельности

Деятельность

учителя

(осуществляемые действия)

Деятельность обучающихся

(осуществляемые действия)

Формируе-

мые

умения

Плани-

руемая

дата

Факти-

ческая

дата

Знакомство с компьютером (4 часа)

1

Инструктаж по ТБ. Роль компьютера в жизни человека. Основные устройства компьютера.

Беседа, практическое занятие.

Вводный инструктаж. Знакомство с программой на год.

Восприятие инструктажа.

Формирование представлений о предстоящих занятиях.

2

Управляем мышью.

Беседа, практическое занятие.

Рассказ учителя о функциях мыши, объяснение простейших действий.

Выполнение простейших действий с мышью.

Формирование умения использовать компьютерную мышь.

3

Наш помощник- клавиатура.

Беседа, практическое занятие.

Рассказ о функциях клавиатуры. Объяснение значение специальных кнопок.

Выполнение действий с клавиатурой.

Формирование умения использования клавиатуры.

4

Знакомимся с операционной системой.

Беседа, практическое занятие.

Рассказ учителя о различных ОП, функциональных возможностях различных ОП.

Выполнение действий с ОП.

Формирование знаний и умений действия с различными ОП.

Учимся рисовать (5 часов)

5

Графический редактор Paint. Работа с инструментами редактора.

Беседа, практическое занятие.

Рассказ учителя о графическом редакторе Paint. Объяснение практического задания.

Выполнение практического задания в Paint.

Формирование умения работы в графическом редакторе Paint.

6

Разработка и редактирование изображения.

Проект «Мультипликационный герой»

Беседа, практическое занятие.

Рассказ о редактировании изображений. Объяснение практического задания.

Выполнение практического задания.

Формирование навыка разработки и редактирования изображения в Paint.

7

Перемещение элементов рисунка

Беседа, практическое занятие.

Рассказ о способах перемещения элементов рисунка. Объяснение практического задания.

Выполнение практического задания.

Формирование навыка перемещения элементов рисунка в графическом редакторе.

8

Копирование элементов рисунка

Беседа, практическое занятие.

Объяснение способов копирования элементов рисунка. Объяснение практического задания.

Выполнения практического задания.

Формирование навыка копирования элементов рисунка.

9

Проект «Сказочное существо»

Практическое занятие.

Объяснение практического задания. Наблюдения за ходом выполнения.

Выполнение проекта.

Формирование навыка самостоятельной работы в графическом редакторе Paint.

Создаем текст (8 часов)

10

Знакомство с программой WORD. Набор текста.

Беседа, практическое занятие.

Рассказ о программе WORD. Диктовка несложного текста.

Набор текста.

Формирование навыков набора текста в программе WORD.

11

Редактирование и форматирование текста.

Практическое занятие.

Объяснение практического задания.

Выполнение практического задания.

Формирование умения редактирования и форматирования текстов в WORD.

12

Нумерация и маркеры. Вставка специальных символов

Практическое занятие.

Объяснение практического задания.

Выполнение практического задания.

Формирование навыка нумерации, маркировки и вставки специальных символов в WORD.

13

Работа с фрагментами текста.

Практическое занятие.

Объяснение практического задания.

Выполнение практического задания.

Формирование умения работы с фрагментом текста.

14

Работа с колонками: оформление газетных колонок

Беседа, практическое занятие.

Рассказ об оформлении газетных колонок. Объяснение практического задания.

Выполнение практического задания.

Формирования навыка создания колонок.

15

Работа с таблицами: создание таблиц, ввод, форматирование и изменение направления текста

Беседа, практическое занятие.

Рассказ о способах составления таблиц. Объяснение практического задания.

Выполнение практического задания.

Формирование навыка работы с таблицами в WORD.

16

Вставка и редактирование рисунков. Надписи Word Art.

Беседа, практическое занятие.

Рассказ о вставке и редактирование рисунков. Объяснение практического задания.

Выполнение практического задания.

Формирование навыка работы с надписями Word Art.

17

Проект «Путешествие в страну Зазеркалье»

Практическое занятие.

Объяснение практического задания и наблюдение за ходом его выполнения.

Выполнение проектного задания.

Формирование умения создавать проекты в WORD.

Понятие анимации и компьютерной графики (4 часа)

18

История анимации. Различные механизмы анимирования объектов. Просмотр мультфильмов

Беседа, практическое занятие.

Рассказ об истории анимации. Демонстрация мультфильмов. Объяснение практического задания.

Выполнение практического задания.

Формирование представления о механизмах анимирования.

19

Покадровая анимация. Игра «Живой блокнот», «Бумажный складень»

Практическое занятие.

Объяснение практического задания.

Выполнение практического задания.

Формирование навыка покадровой анимации изображения.

20

Растровая и векторная графика. Рисование в растровом редакторе Paint

Беседа, практическое занятие.

Рассказ о видах графики. Объяснение практического задания.

Выполнение практического задания.

Формирование навыка рисования в растровом редакторе Paint

21

Рисование в растровом редакторе Paint героя мультфильма.

Беседа, практическое занятие.

Объяснение практического задания и наблюдение за ходом его выполнения.

Выполнение практического задания.

Формирование навыка рисования в растровом редакторе Paint

Программа PowerPoint (8 часов)

22

Знакомство с интерфейсом MS PowerPoint

Беседа, практическое занятие.

Рассказ об интерфейсе MS PowerPoint. Объяснение практического задания.

Выполнение практического задания.

Формирование знаний о функциях и возможностях MS PowerPoint.

23

Программа PowerPoint. Разметка и фон слайда.

Беседа, практическое занятие.

Рассказ о фоне и разметке слайда. Объяснение практического задания.

Выполнение практического задания.

Формирования навыка работы с разметкой слайда и его фоном.

24

Работа с текстом в PowerPoint.

Практическое занятие.

Объяснение практического задания.

Выполнение практического задания.

Формирование навыка работы с текстом в MS PowerPoint.

25

Создание векторных изображений в PowerPoint.

Практическое занятие.

Объяснение понятия векторных изображение. Объяснение практического задания.

Выполнение практического задания.

Формирования навыка работы с векторными изображениями в MS PowerPoint

26

Добавление и обработка готовых изображений в PowerPoint.

Практическое занятие.

Объяснение способов добавление и обработки изображений. Объяснение практического задания.

Выполнение практического задания.

Формирования уменяи обработки и добавления готовых изображений в MS PowerPoint.

27

Настройка эффектов анимации и смены слайдов.

Практическое занятие.

Объяснение практического задания.

Выполнение практического задания.

Формирование умения настраивать эффекты и анимацию смены слайдов в MS PowerPoint

28

Вставка управляющих кнопок и гиперссылок

Практическое занятие.

Объяснение функций управляющих кнопок и гиперссылок. Объяснение практического задания.

Выполнение практического задания.

Формирования навыка вставки управляющих кнопок и гиперссылок в MS PowerPoint

29

Работа со звуком и видео в PowerPoint.

Практическое занятие

Объяснение практического задания.

Выполнение практического задания.

Формирования умения работы со звуком и видео в MS PowerPoint

Компьютерный практикум (5 часов)

30-33

Создание слайд фильма «Мультфильм».

Беседа, практическое занятие.

Объяснение практического задания и наблюдение за ходом его выполнения.

Выполнение практического задания

Формирование умения самостоятельного создания слайд фильма.

34

Защита проекта «Мультфильм в PowerPoint»

Практическое занятие.

Оценивание защиты проекта.

Защита проекта

Формирование навыка защиты проекта.



8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Компьютерную поддержку рекомендуется осуществлять на протяжении всего обучения в соответствии с планированием курса с помощью электронных средств учебного назначения, таких как:

  • клавиатурные тренажеры;

  • компьютерные раскраски и геометрические конструкторы;

  • компьютерные мозаики;

  • графический редактор Paint;

  • текстовый процессор MS Word.

Для работы в компьютерном классе на занятиях используется следующее оборудование:

- персональный компьютер;

- клавиатура, мышь;

- наушники;

- магнитная доска.

Список литературы:

  1. Практические задания по курсу «Пользователь персонального компьютера». Методическое пособие./Разработано: В.П. Жуланова, Е.О. Казадаева, О.Л. Колпаков, В.Н. Борздун, М.А. Анисова, О.Н. Тырина, Н.Н. Тырина-Кемерово: КРИПКиПРО.- 2011.

Электронные пособия:

1.Мир информатики (6-9 лет), «Кирилл и Мефодий», 2003

2.Мир информатики (8-11 лет), «Кирилл и Мефодий», 2003

3.Пан Забывалкин собирает компьютер (4-8 лет), «Руссобит Паблишинг», 2004

4. Готовимся к школе со смешариками. «Полимер Медиа», 2013

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

________И.Г.Пшеничникова

«___»_____________ 2015 г.

13


© 2010-2022