Рабочая программа по предмету Хозяйственно-бытовой труд, 7 класс

Раздел Другое
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания

1-4 кл. по 70 ч.

5-8 кл. по 105 ч.

Пояснительная записка

Работа по хозяйственно-бытовому труду как простой и доступный вид практической деятельности содействует общему развитию детей-имбецилов. Готовит их к самостоятельности в быту.

На занятиях по бытовому обслуживанию учащиеся ставятся перед необходимостью планировать свою работу. Они начинают осознавать логическую последовательность определённых действий.

В задачу занятий по хозяйственному труду и самообслуживанию входит сообщение учащимся необходимых знаний и формирование практических умений и навыков по бытовому труду.

Учащиеся первых лет обучения приобретают первичные навыки про самообслуживанию, личной гигиене. В первые три года обучения детей-имбецилов в учебном плане предусмотрены специальные уроки по привитию и закреплению санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

На уроках детально отрабатываются все трудовые операции по санитарно-гигиеническим требованиям и самообслуживанию.

Основная воспитательная задача по данному разделу работы - прививать детям навыки самостоятельности, изживать тенденции к иждивенчеству в посильных для детей задачах по самообслуживанию. Большую работу учителю следует проводить с родителями учащихся.

Следует учитывать индивидуальные возможности детей и указанные в программе элементарные навыки, воспитываемые в них. Особенно важно в условиях интерната организовать шефство старших учеников над младшими в целях воспитания у младших необходимых навыков опрятности и самообслуживания, а у старших учеников - умения ухаживать за малышами.

Программа по хозяйственно-бытовому труду строится по следующим основным разделам: жильё, одежда, обувь, питание.

1.Уход за одеждой и обувью.

Повторение и закрепление пройденного материала.

Просушивание намокшей одежды и ее чистка.

Моющие средства: сода, мыло, стиральный порошок.

Правила пользования моющими средствами и их хранение.

Повторить виды одежды и обуви по сезонам. Уметь привести в порядок свою обувь и одежду.

Чистка войлочной и текстильной обуви.

Практическая работа. Стирка рабочей одежды (фартук, косынка). Чистка зимней обуви. Экскурсия в прачечную. Ремонт белья по распоровшемуся шву.

2. Уход за жилищем.

Подметание пола и удаление пыли со стульев, со столов, подоконников. Виды освещения и отопления жилых помещений.

Практическая работа. Чистка мебели, мытье рабочих столов и подоконников. Участие в уборке двора.

3. Приготовление пищи.

Повторение норм и режима питания. Значение витаминов в питании.

Виды мясных и рыбных продуктов. Виды круп.

Холодильник. Испаритель. Где и как хранятся продукты.

Практическая работа. Мытье столовой посуды в горячей воде и споласкивание ее в чистой горячей воде. Приемы сушки посуды. Правила накрывания стола к обеду, размещение каждого предмета на столе. Назначение и правила пользования каждым предметом во время приема пищи. Уборка со стола после еды. Приготовление бутербродов с маслом, колбасой и сыром.

Пояснительная записка

Тематическое планирование по предмету «Хозяйственно- бытовой труд» составлено в соответствии с нормативными документами:

- областной базисный план для специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида ( приказ МОиН Челябинской области № 01-2205 от 10.08.2012) для учащихся с умеренной умственной отсталостью.

- школьный учебный план от 01.09.2012г.

Планирование по предмету «Хозяйственно- бытовой труд» составлено на основании:

1.Программно - методического материала под редакцией КПН профессора И.М. Бгажноковой « Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта».

2. Программно- методического материала под редакцией КПН профессора И.М. Бгажноковой «Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития».

Данный курс обеспечивает возможность формировать и совершенствовать у детей и подростков с умеренной умственной отсталостью необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире, формирование умений пользоваться услугами предприятия службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.

задачи:

обогащать опыт предметной деятельности;

реализовать возможность посильного участия в работе по дому;

воспитывать потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами;

развивать самостоятельность в организации своей жизни.

Работа по хозяйственно-бытовому труду как простой и доступный вид практической деятельности содействует общему развитию детей с умеренной умственной отсталостью. Готовит их к самостоятельности в быту.

На занятиях по бытовому обслуживанию учащиеся ставятся перед необходимостью планировать свою работу. Они начинают осознавать логическую последовательность определённых действий.

В задачу занятий по хозяйственному труду и самообслуживанию входит сообщение учащимся необходимых знаний и формирование практических умений и навыков по бытовому труду.

На уроках детально отрабатываются все трудовые операции по санитарно-гигиеническим требованиям и самообслуживанию.

Основная воспитательная задача по данному разделу работы - прививать детям навыки самостоятельности, изживать тенденции к иждивенчеству в посильных для детей задачах по самообслуживанию. Большую работу учителю следует проводить с родителями учащихся.

Следует учитывать индивидуальные возможности детей и указанные в программе элементарные навыки, воспитываемые в них. Особенно важно в условиях интерната организовать шефство старших учеников над младшими в целях воспитания у младших необходимых навыков опрятности и самообслуживания, а у старших учеников - умения ухаживать за малышами.

Программа по хозяйственно-бытовому труду строится по следующим основным разделам: жильё, одежда, обувь, питание.








П.п

Темы уроков

Кол-во

часов

Дата

НРК


1 четверть

18




Сохранение и поддержка здоровья.




1

Моё здоровье.

1



2

Доврачебная помощь.

1



3

Гигиена рук.

1



4

Уход за руками.

1



5

Предметы и средства личной гигиены.

1




Работа на пришкольном участке.




6

Уборка листьев и мусора.

1



7

Побелка бордюр.

1



8

Вскапывание грядок.

1




Уход за одеждой и обувью.




9

Специальная одежда.

1



10

Защита рук и головы во время работы.

1



11

Правила ухода за одеждой и обувью.

1



12

Сортировка одежды перед стиркой

1



13

Ручная стирка белья и одежды.

1



14

Замачивание белья и одежды.

1



15

Сушка одежды.

1



16

Влажно- тепловая обработка изделий - глажение.

1



17

Приспособления для глажения.

1



18

Хранение одежды.

1




2 четверть

14



19

Повторение пройденного в 1 четверти.

1




Уборка помещений.




20

Мытьё полов.

1



21

Приспособления для мытья полов.

1



22

Материалы из которых делают полы.

1



23

Знакомство со схемой мытья полов.

1



24

Правила мытья полов.

1



25

Мытьё полов.

1



26

Уход за коврами и напольными покрытиями.

1



27

Пылесос.

1



28

Правила работы с пылесосом.

1



29

Разборка и хранение пылесоса.

1



30

Чистка ковров.

1



31

Моющие средства.

1



32

Повторение пройденного в 1 четверти.

1







3 четверть

20



33

Повторение пройденного во 2 четверти.

1



34

Чистка санитарно- технического оборудования.

1



35

Средства для мытья санитарно- технического оборудования.

1



36

Мойка пластиковых и стеклянных поверхностей.

1



37

Окно. Подготовка окна к мойке.

1



38

Приспособления для мытья окон.

1



39

Правила мойки окна.

1



40

Мытьё окон.

1



41

Мойка оконного переплёта подоконника.

1



42

Меры предосторожности при мойке окон.

1



43

Чистка зеркал.

1



44

Чистка стеклянных дверей.

1




Уход за мебелью.




45

Материалы, из которых делают мебель.

1



46

Уход за деревянной мебелью.

1



47

Средства по уходу за деревянной мебелью.

1



48

Уход за кожаной мебелью.

1



49

Уход за мягкой мебелью.

1



50

Чистка мягкой мебели.

1



51

Средства по уходу за мягкой мебелью.

1



52

Повторение пройденного в 3 четверти.

1






















4 четверть.

16




Уход за комнатными растениями.




53

Что необходимо для жизни растений.

1



54

Особенности листьев комнатных растений.

1



55

Ёмкости и инвентарь для комнатных растений.

1



56

Что такое уход за комнатными растениями.

1



57

Режим ухода за комнатными растениями.

1




Работа на пришкольной территории.




58

Летний период работы на территории.

1



59

Отходы природы и человека.

1



60

Инвентарь для уборки территории.

1



61

Уличный смёт.

1



62

Дорожки с твёрдым покрытием.

1



63

Дорожки с сыпучим и сборным покрытием.

1



64

Комплекс работ по уборке территории.

1



65

Перекопка земли для грядок.

1



66

Подготовка грядок для посадки.

1



67

Посев семян.

1



68

Повторение пройденного за четверть.

1










Структура рабочей программы


  1. Пояснительная записка…………………………………………………

2. Цели и задачи……………………………………………………………

3. Основные требования к знаниям и умениям учащихся………………

4. Обоснование выбора количества часов………………………………..

5. Коррекционная работа………………………………………………….

8. Учебно - методический комплекс……………………………………...

9. Календарно - тематическое планирование ……………………………

10. Приложение……………………………………………………………..











Пояснительная записка

к рабочей программе по предмету «Хозяйственно - бытовой труд» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

- областной базисный учебный план (ОБУП) ( от 25.08. 2014г. № 01/2540

«Об утверждении модельных базисных учебных планов для специальных(коррекционных) образовательных учреждений ( классов), для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных организаций Челябинской области на 2014-2015 учебный год»;

- школьный учебный план от 01.09.2014.;

- программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, (под ред. В,В, Воронковой), Москва, «Просвещение», 2010г.;

- программно- методического материала под редакцией КПН профессора

И.М. Бгажноковой «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» Москва Владос 2007


Программой предусмотрено проводить по предмету «Хозяйственно - бытовой труд» 3ч. в неделю.






Цели и задачи.

Данный курс обеспечивает возможность формировать и совершенствовать у детей и подростков с умеренной умственной отсталостью необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире, формирование умений пользоваться услугами предприятия службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.

задачи:

обогащать опыт предметной деятельности;

реализовать возможность посильного участия в работе по дому;

воспитывать потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами;

развивать самостоятельность в организации своей жизни.







Обоснование выбора количества часов

Название предмета

Четверть

количество часов по программе

фактически

Примечание

Хозяйственно - бытовой труд

I

18

II

14

II

20

VI

16

Итого

68











Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Работа по хозяйственно-бытовому труду как простой и доступный вид практической деятельности содействует общему развитию детей с умеренной умственной отсталостью. Готовит их к самостоятельности в быту.

На занятиях по бытовому обслуживанию учащиеся ставятся перед необходимостью планировать свою работу. Они начинают осознавать логическую последовательность определённых действий.

В задачу занятий по хозяйственному труду и самообслуживанию входит сообщение учащимся необходимых знаний и формирование практических умений и навыков по бытовому труду.









Коррекционная работа.

Развивать словарный запас, логическое мышление, мелкую моторику, умение планировать свою работу. Активизировать зрительные, обонятельные, осязательные анализаторы.

Основная коррекционная задача по данному разделу работы - прививать детям навыки самостоятельности, изживать тенденции к иждивенчеству в посильных для детей задачах по самообслуживанию.

Следует учитывать индивидуальные возможности детей и указанные в программе элементарные навыки, воспитываемые в них. Особенно важно в условиях интерната организовать шефство старших учеников над младшими в целях воспитания у младших необходимых навыков опрятности и самообслуживания, а у старших учеников - умения ухаживать за малышами.


© 2010-2022