• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад на тему: «Методы и приёмы формирования волевых качеств у воспитанников младших классов коррекционной школы»

Доклад на тему: «Методы и приёмы формирования волевых качеств у воспитанников младших классов коррекционной школы»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ « Областная специальная школа-интернат №2 для детей с ОВР»управления образования Карагандинской области

Доклад на тему :

« Методы и приёмы формирования волевых качеств у воспитанников младших классов коррекционной школы»

Подготовила учитель-дефектолог Красникова Е.В.

Темиртау - 2016 год.

В совокупности психических черт личности важнейшей является воля, которая проявляется в сознательных, целенаправленных действиях. Воля формируется и проявляется в определённых конкретно-исторических условиях, в процессе разнообразной деятельности.

Проблема воли- это прежде всего вопрос о содержании воли , о том, какие мотивы и цели являются определяющими. В связи с этим должен рассматриваться вопрос о её строении.

Воспитание воли у нормальных детей- сложный и длительный процесс. Воспитание воли у умственно отсталых детей представляется делом ещё более долгим и трудным. Что объясняется особенностями их развития. Умелый, терпеливый подход к умственно отсталым детям, позволяет в определённых условиях развить их волевее качества.

Для умственно отсталых детей характерен недостаток инициативы, неумение руководить своими действиями, неумение действовать в соответствии со сколько нибудь отдалёнными целями. Слабость воли обнаруживается у у.о. не всегда и не во всём .Она отчётливо выступает лишь в тех случаях, когда дети знают, как надо действовать, но при этом не испытывают в этом потребности. У. о. ребёнок часто не в состоянии отказаться от чего-либо непосредственно желаемого даже ради более важного и привлекательного, но далёкого. Те же контрасты наблюдаются у у. о. ребёнка в его отношении к воздействиям со стороны окружающих людей. На первый план выступает внушаемость, некритическое восприятие указаний и советов окружающих людей, отсутствие попытки проверить , сопоставить эти указания и советы с собственными интересами и склонностями.

Все эти мнимые контрасты проявлений воли(безынициативность и безудержность, внушаемость и упрямство и т.п.) есть выражение незрелой личности. Сущностью этой незрелости является, конечно, всё то же недоразвитие духовных потребностей. Все те требования, которые общество предъявляет ребёнку определённого возраста, известны ученику коррекционной школы от учителя и других педагогов, но они ещё не превратились в его собственные потребности, интересы и устремления. Поэтому и выполняются без напряжений и волевых усилий. Мотивы учебных, трудовых и других действий заданы ученику учителем, ребёнок их знает (и то не слишком глубоко), но они не превратились в его собственные действенные мотивы, вытекающие из потребностей и их осознания.

В современном мире «результаты образования определяются по степени развитости субъектных функций выпускника. То есть по тому, насколько он может быть субъектом своего образования и развития, насколько он может самостоятельно определять и ставить перед собой цели, искать пути и средства их достижения, осуществлять самоконтроль своей образовательной деятельности…», поэтому одной из ключевых задач компетенций школьника является самоменеджмент.

Самоменеджмент- это самоорганизация, умение управлять собой, руководить процессом управления в широком смысле слова- во времени, в пространстве, общении, « это взращивание способностей с самостроительству».

Самоменеджмент школьника это, прежде всего , развитие общеучебных умений и навыков: целеполагания, планирования деятельности, самоконтроля, самооценки результатов деятельности.

Именно в начальной школе закладываются основы самостоятельных действий и поступков, обусловленных понятием «надо», формируются сдерживающие начала возникающих «хочу», реализуются свои первые «могу». Научить ребёнка управлять собой, собственной деятельностью- задача учителя. Существует множество факторов, влияющих на развитие навыков самоуправления у школьника: менталитет семьи, общий уклад жизнедеятельности класса, пример учителя, личные качества уч-ся.

В методичесом арсенале современного педагога имеется достаточное количество методов и приёмов, ориентированных на саморазвитие, самовоспитание и самообразование ученика: метод «портфолио», метод проектов. Различные виды игр

( дидактические- «Режим дня в рисунках»; ролевые. Разыгрывание сказочных сюжетов, имитационные- «Школа», «Урок»; деловые « Самостроительство»), моделирование и организация личностно-ориертированных педагогических ситуаций , коллктивное составление технологических карт и т.д. Очень важно , чтобы с самых первых шагов в обучении самоменеджменту осущесвлялся компетентностный подход.

Самомененджмент начинается с целеполагания. Место и роль целеполагания в жизни человека достаточно очевидны. От степени совершенства целеполагающей функции личности зависит её успешность. Младший школьный возраст , по мнению психологов , обладает глубокими потенциальными возможностями для развития целеполагания. В связи с этим очень важно использовать возможности урока в организации целеполагающей деятельности уч-ся. Не зная целей , ребёнок чувствует себя на уроке в запутанном лабиринте. Проблема в самом общем виде приобретает следующую формулировку: как учителю начальных классов коррекционной школы создать условия для целеполагающей деятельности уч-ся, какие эффективные приёмы и средства нужно использовать , как поставить ребёнка в позицию целеполагания на разных этапах обучения, на разных учебных предметах.

Урок-основная форма работы по обучению, развитию в рамках школьного образования. Поэтому его потенциальные возможности в формировании у уч-ся навыков целеполагания необходимо эффективно использовать. Существует ряд продуктивных приёмов привлечения школьников к целеполаганию на учебных занятиях:

  1. Сообщение цели в виде проблемного задания.

  2. Постановка уч-ся задач урока через цель, обозначенную учителем.

  3. Постановка целей по структурно-логической схеме изучения явлений, процессов.

  4. Постановка целей через показ конечных результатов учебного задания.

  5. «Составление карты мыследеятелности» методы содержательной рефлексии (должны сделать (то и так)…, потому что…).

  6. Постановка привлекательной цели (цель в сфере интересов).

  7. Занимательность в постановке цели (использование загадок, пословиц, игровых элементов( «третий лишний»).

  8. Использование ассоциативного ряда: уч-ся сообщается тема( например «Вода»), они называют слова , ассоциирующиеся с темой (например: жидкая, прозрачная , текучая и т.д.), основываясь на которые , уч-ся обозначают: Что? Как? Каким способом необходимо узнать на уроке.

Опыт показал, что системное и систематическое использование различных приёмов целеполагания способствует постепенному повышению доли самостоятельности ученика в постановке целей; изменению основы целеполагания - от эмоциональной (любопытство, интерес) к осмыслению социальной , практической и личностной значимости изучаемой темы, развиваются рефлексивные способности ребёнка , которые позволят выработать свои внутренние механизмы самоуправления ученика в целом . Постепенно изменяются формы фиксации целеполагающей деятельности- от таблицы, предложенной учителем , до ведения тетрадей самоконтроля достижений, а также расширяются границы планируемого- от осознания близких целей до представления ближайшего будущего.

Очень важно с первых школьных лет учить детей приёмам самомониторинга, функция которого заключается не только в контроле и самоконтроле, и в самодиагностике, самоучёте, и самоанализе, оценке собственного продвижения. Опыт показал, что первичное ознакомление с самомониторингом целесообразно начинать с лестницы «Я читаю», на вершине которой обозначена цель- (норматив по чтению для каждого класса). На каждой ступеньке -даты и результаты проверки техники чтения. Начиная с 4 четверти второклассники самостоятельно расставляют стрелки: стрелка вверх означает положительные изменения в чтении, стрелка вниз- снижение навыков чтения, горизонтальная стрелка означает отсутствие изменений в темпе чтения. Такой процесс способствует развитию рефлексивных навыков младшего школьника , навыков самоконтроля и самооценки- важнейших составляющих самоменеджмента.

В рамках самомониторинга успешно осваивается уч-ся начальных классов (со 2-го класса) « Метод пяти пальцев» Упражнение проводится в конце дня. Поочерёдно сжимая пальцы в кулачок, дети задают себе вопрос и тихо отвечают на него : мизинец-какие знания и опыт я получил сегодня? Безымянный палец- что сделал для родных и близких? Средний палец- каким было моё настроение? Указательный палец- кому помог? И, наконец, - кулачок -: какие были цели сегодняшнего дня? Достиг ли я цели? Почему?

Свою работу по достижению целей уч-ся оценивают по 5 бальной шкале. Результаты отслеживаются в карте самооценки.

Осваивая метод «Альпы», школьники учатся приёмам тайм- менеджмента: в соответствии с индивидуальным режимом составляется список дел на следующий день. Расставляются приоритеты : в правый столбик вносятся ( с помощью условных знаков) важные и срочные дела с указанием времени; во второй -важные. Но не срочные. Последняя часть листа подбивается. Акцентируется внимание на первые два столбца. В конце проводится самооценка своей организованности и обозначается в карте условным знаком. Метод рассчитан на сильного ученика, учит чётко планировать распорядок дня, бережно относится ко времени, видеть перспективу правил жизни на день, неделю, месяц.

План дня

Важные и срочные дела

Время

Важные, но не срочные дела

Нужные, но не срочные дела


«Колесо успеха в самореализации»- приём самоучёта изменений в личном тайм-менеджменте. У каждого уч-ся имеется карточка со списком необходимых навыков самоорганизации: умею ставить цель, могу спланировать работу, могу правильно распределить время, могу распределить дела на важные и не очень важные, могу контролировать свою работу по плану , могу оценить себя и результаты своей работы, могу обозначить проблемы, могу самостоятельно решить многие проблемы(8 навыков) Список составляется с учётом возможностей зоны актуального развития данной возрастной группы уч-ся. На «колесе» успеха обозначаются те личные качества, которые освоены ребёнком, а значит «помогут» колесу «крутиться , двигаться, работать» с нужной скоростью. Это возможно будет только тогда, когда список навыков самоорганизации будет исчерпан.

Школьнику должна быть раскрыта суть такой деятельности как самомониторинг. Необходимо подвести уч-ся к такому уровню, когда самооценка становится механизмом, корректирующим деятельность, создающим условия , в которых возникает ситуация -стимул, позволяющая детям самоопределиться и выстроить самостоятельный план действий.

Очень важно дать ребёнку почувствовать свою успешность- это одно из главных назначений самомониторинга. С этой целью используется ещё один приём: в конце учебного года детьми оформляется своеобразная доска объявлений «Звездопад успеха», на которой каждый может поместить свою звёздочку с сообщениями: «Я научился…», «Я могу научиться…», « Я знаю как…». Педагогический анализ «Звёздного успеха» поможет учителю подвести итоги, скорректировать и спланировать дальнейшую работу.

Анализ педагогической практики показал, что в начальном звене обучения возможно успешно реализовать идею самоменеджмента, которые позволят школьнику эффективно пройти все этапы успешного пути к цели: сосредоточиться на главном, научиться управлять собой, продуктивно использовать время, приобрести навык решения проблем, овладеть универсальными учебными умениями в зоне актуального и ближайшего развития , научиться создавать условия для самостоятельной познавательной деятельности.

Владение навыками самоменеджмента ценно тем, что позволяет объединить в себе все процессы «самости» в их интегрированном виде: самопознание, самоопределение, самоуправление, самосовершенствование, самоконтроль, самосозидание, самооздоровление, а также процесс самореализации в одном или нескольких социально обусловленных видах творческой деятельности.

Начальный этап обучения- очень важный этап в развитии, становлении личности, поэтому задача учителей начальных классов не только заботиться о том, чтобы дети осваивали какую-то новую для них деятельностью, но и умели управлять ею.



© 2010-2022