- Преподавателю
- Другое
- Доклад на тему: «Методы и приёмы формирования волевых качеств у воспитанников младших классов коррекционной школы»
Доклад на тему: «Методы и приёмы формирования волевых качеств у воспитанников младших классов коррекционной школы»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Красникова Е.В. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
КГУ « Областная специальная школа-интернат №2 для детей с ОВР»управления образования Карагандинской области
Доклад на тему :
« Методы и приёмы формирования волевых качеств у воспитанников младших классов коррекционной школы»
Подготовила учитель-дефектолог Красникова Е.В.
Темиртау - 2016 год.
В совокупности психических черт личности важнейшей является воля, которая проявляется в сознательных, целенаправленных действиях. Воля формируется и проявляется в определённых конкретно-исторических условиях, в процессе разнообразной деятельности.
Проблема воли- это прежде всего вопрос о содержании воли , о том, какие мотивы и цели являются определяющими. В связи с этим должен рассматриваться вопрос о её строении.
Воспитание воли у нормальных детей- сложный и длительный процесс. Воспитание воли у умственно отсталых детей представляется делом ещё более долгим и трудным. Что объясняется особенностями их развития. Умелый, терпеливый подход к умственно отсталым детям, позволяет в определённых условиях развить их волевее качества.
Для умственно отсталых детей характерен недостаток инициативы, неумение руководить своими действиями, неумение действовать в соответствии со сколько нибудь отдалёнными целями. Слабость воли обнаруживается у у.о. не всегда и не во всём .Она отчётливо выступает лишь в тех случаях, когда дети знают, как надо действовать, но при этом не испытывают в этом потребности. У. о. ребёнок часто не в состоянии отказаться от чего-либо непосредственно желаемого даже ради более важного и привлекательного, но далёкого. Те же контрасты наблюдаются у у. о. ребёнка в его отношении к воздействиям со стороны окружающих людей. На первый план выступает внушаемость, некритическое восприятие указаний и советов окружающих людей, отсутствие попытки проверить , сопоставить эти указания и советы с собственными интересами и склонностями.
Все эти мнимые контрасты проявлений воли(безынициативность и безудержность, внушаемость и упрямство и т.п.) есть выражение незрелой личности. Сущностью этой незрелости является, конечно, всё то же недоразвитие духовных потребностей. Все те требования, которые общество предъявляет ребёнку определённого возраста, известны ученику коррекционной школы от учителя и других педагогов, но они ещё не превратились в его собственные потребности, интересы и устремления. Поэтому и выполняются без напряжений и волевых усилий. Мотивы учебных, трудовых и других действий заданы ученику учителем, ребёнок их знает (и то не слишком глубоко), но они не превратились в его собственные действенные мотивы, вытекающие из потребностей и их осознания.
В современном мире «результаты образования определяются по степени развитости субъектных функций выпускника. То есть по тому, насколько он может быть субъектом своего образования и развития, насколько он может самостоятельно определять и ставить перед собой цели, искать пути и средства их достижения, осуществлять самоконтроль своей образовательной деятельности…», поэтому одной из ключевых задач компетенций школьника является самоменеджмент.
Самоменеджмент- это самоорганизация, умение управлять собой, руководить процессом управления в широком смысле слова- во времени, в пространстве, общении, « это взращивание способностей с самостроительству».
Самоменеджмент школьника это, прежде всего , развитие общеучебных умений и навыков: целеполагания, планирования деятельности, самоконтроля, самооценки результатов деятельности.
Именно в начальной школе закладываются основы самостоятельных действий и поступков, обусловленных понятием «надо», формируются сдерживающие начала возникающих «хочу», реализуются свои первые «могу». Научить ребёнка управлять собой, собственной деятельностью- задача учителя. Существует множество факторов, влияющих на развитие навыков самоуправления у школьника: менталитет семьи, общий уклад жизнедеятельности класса, пример учителя, личные качества уч-ся.
В методичесом арсенале современного педагога имеется достаточное количество методов и приёмов, ориентированных на саморазвитие, самовоспитание и самообразование ученика: метод «портфолио», метод проектов. Различные виды игр
( дидактические- «Режим дня в рисунках»; ролевые. Разыгрывание сказочных сюжетов, имитационные- «Школа», «Урок»; деловые « Самостроительство»), моделирование и организация личностно-ориертированных педагогических ситуаций , коллктивное составление технологических карт и т.д. Очень важно , чтобы с самых первых шагов в обучении самоменеджменту осущесвлялся компетентностный подход.
Самомененджмент начинается с целеполагания. Место и роль целеполагания в жизни человека достаточно очевидны. От степени совершенства целеполагающей функции личности зависит её успешность. Младший школьный возраст , по мнению психологов , обладает глубокими потенциальными возможностями для развития целеполагания. В связи с этим очень важно использовать возможности урока в организации целеполагающей деятельности уч-ся. Не зная целей , ребёнок чувствует себя на уроке в запутанном лабиринте. Проблема в самом общем виде приобретает следующую формулировку: как учителю начальных классов коррекционной школы создать условия для целеполагающей деятельности уч-ся, какие эффективные приёмы и средства нужно использовать , как поставить ребёнка в позицию целеполагания на разных этапах обучения, на разных учебных предметах.
Урок-основная форма работы по обучению, развитию в рамках школьного образования. Поэтому его потенциальные возможности в формировании у уч-ся навыков целеполагания необходимо эффективно использовать. Существует ряд продуктивных приёмов привлечения школьников к целеполаганию на учебных занятиях:
-
Сообщение цели в виде проблемного задания.
-
Постановка уч-ся задач урока через цель, обозначенную учителем.
-
Постановка целей по структурно-логической схеме изучения явлений, процессов.
-
Постановка целей через показ конечных результатов учебного задания.
-
«Составление карты мыследеятелности» методы содержательной рефлексии (должны сделать (то и так)…, потому что…).
-
Постановка привлекательной цели (цель в сфере интересов).
-
Занимательность в постановке цели (использование загадок, пословиц, игровых элементов( «третий лишний»).
-
Использование ассоциативного ряда: уч-ся сообщается тема( например «Вода»), они называют слова , ассоциирующиеся с темой (например: жидкая, прозрачная , текучая и т.д.), основываясь на которые , уч-ся обозначают: Что? Как? Каким способом необходимо узнать на уроке.
Опыт показал, что системное и систематическое использование различных приёмов целеполагания способствует постепенному повышению доли самостоятельности ученика в постановке целей; изменению основы целеполагания - от эмоциональной (любопытство, интерес) к осмыслению социальной , практической и личностной значимости изучаемой темы, развиваются рефлексивные способности ребёнка , которые позволят выработать свои внутренние механизмы самоуправления ученика в целом . Постепенно изменяются формы фиксации целеполагающей деятельности- от таблицы, предложенной учителем , до ведения тетрадей самоконтроля достижений, а также расширяются границы планируемого- от осознания близких целей до представления ближайшего будущего.
Очень важно с первых школьных лет учить детей приёмам самомониторинга, функция которого заключается не только в контроле и самоконтроле, и в самодиагностике, самоучёте, и самоанализе, оценке собственного продвижения. Опыт показал, что первичное ознакомление с самомониторингом целесообразно начинать с лестницы «Я читаю», на вершине которой обозначена цель- (норматив по чтению для каждого класса). На каждой ступеньке -даты и результаты проверки техники чтения. Начиная с 4 четверти второклассники самостоятельно расставляют стрелки: стрелка вверх означает положительные изменения в чтении, стрелка вниз- снижение навыков чтения, горизонтальная стрелка означает отсутствие изменений в темпе чтения. Такой процесс способствует развитию рефлексивных навыков младшего школьника , навыков самоконтроля и самооценки- важнейших составляющих самоменеджмента.
В рамках самомониторинга успешно осваивается уч-ся начальных классов (со 2-го класса) « Метод пяти пальцев» Упражнение проводится в конце дня. Поочерёдно сжимая пальцы в кулачок, дети задают себе вопрос и тихо отвечают на него : мизинец-какие знания и опыт я получил сегодня? Безымянный палец- что сделал для родных и близких? Средний палец- каким было моё настроение? Указательный палец- кому помог? И, наконец, - кулачок -: какие были цели сегодняшнего дня? Достиг ли я цели? Почему?
Свою работу по достижению целей уч-ся оценивают по 5 бальной шкале. Результаты отслеживаются в карте самооценки.
Осваивая метод «Альпы», школьники учатся приёмам тайм- менеджмента: в соответствии с индивидуальным режимом составляется список дел на следующий день. Расставляются приоритеты : в правый столбик вносятся ( с помощью условных знаков) важные и срочные дела с указанием времени; во второй -важные. Но не срочные. Последняя часть листа подбивается. Акцентируется внимание на первые два столбца. В конце проводится самооценка своей организованности и обозначается в карте условным знаком. Метод рассчитан на сильного ученика, учит чётко планировать распорядок дня, бережно относится ко времени, видеть перспективу правил жизни на день, неделю, месяц.
План дня
Важные и срочные дела
Время
Важные, но не срочные дела
Нужные, но не срочные дела
«Колесо успеха в самореализации»- приём самоучёта изменений в личном тайм-менеджменте. У каждого уч-ся имеется карточка со списком необходимых навыков самоорганизации: умею ставить цель, могу спланировать работу, могу правильно распределить время, могу распределить дела на важные и не очень важные, могу контролировать свою работу по плану , могу оценить себя и результаты своей работы, могу обозначить проблемы, могу самостоятельно решить многие проблемы(8 навыков) Список составляется с учётом возможностей зоны актуального развития данной возрастной группы уч-ся. На «колесе» успеха обозначаются те личные качества, которые освоены ребёнком, а значит «помогут» колесу «крутиться , двигаться, работать» с нужной скоростью. Это возможно будет только тогда, когда список навыков самоорганизации будет исчерпан.
Школьнику должна быть раскрыта суть такой деятельности как самомониторинг. Необходимо подвести уч-ся к такому уровню, когда самооценка становится механизмом, корректирующим деятельность, создающим условия , в которых возникает ситуация -стимул, позволяющая детям самоопределиться и выстроить самостоятельный план действий.
Очень важно дать ребёнку почувствовать свою успешность- это одно из главных назначений самомониторинга. С этой целью используется ещё один приём: в конце учебного года детьми оформляется своеобразная доска объявлений «Звездопад успеха», на которой каждый может поместить свою звёздочку с сообщениями: «Я научился…», «Я могу научиться…», « Я знаю как…». Педагогический анализ «Звёздного успеха» поможет учителю подвести итоги, скорректировать и спланировать дальнейшую работу.
Анализ педагогической практики показал, что в начальном звене обучения возможно успешно реализовать идею самоменеджмента, которые позволят школьнику эффективно пройти все этапы успешного пути к цели: сосредоточиться на главном, научиться управлять собой, продуктивно использовать время, приобрести навык решения проблем, овладеть универсальными учебными умениями в зоне актуального и ближайшего развития , научиться создавать условия для самостоятельной познавательной деятельности.
Владение навыками самоменеджмента ценно тем, что позволяет объединить в себе все процессы «самости» в их интегрированном виде: самопознание, самоопределение, самоуправление, самосовершенствование, самоконтроль, самосозидание, самооздоровление, а также процесс самореализации в одном или нескольких социально обусловленных видах творческой деятельности.
Начальный этап обучения- очень важный этап в развитии, становлении личности, поэтому задача учителей начальных классов не только заботиться о том, чтобы дети осваивали какую-то новую для них деятельностью, но и умели управлять ею.