Методическая разработка игры-путешествия для 5 класса

Пояснительная записка:Это методическая разработка экологического мероприятия в форме командной игры по станциям. Продолжительность мероприятия – 50 минут, для учащихся 5-ых классов. Для проведения этапов игры используются учебные кабинеты образовательного учреждения.Проведение игры желательно в осенне-весенний сезон, для того, чтобы обучающиеся смогли после мероприятия выполнить практические задания (посадить саженцы деревьев, выполнить их обрезку, провести наблюдения в природе и т. п.)Цель меро...
Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей-

Центр детского и юношеского туризма и экскурсий











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

экологического мероприятия

ИГРА - ПУТЕШЕСТВИЕ «Здравствуй, лес»

для 5 класса

















Составитель:

Полянская Ольга Владимировна,

педагог - организатор,

эколого-биологического отдела ЦДЮТЭ



Рыбинск, 2015 год.

Пояснительная записка:


Это методическая разработка экологического мероприятия в форме командной игры по станциям. Продолжительность мероприятия - 50 минут, для учащихся 5-ых классов. Для проведения этапов игры используются учебные кабинеты образовательного учреждения.

Проведение игры желательно в осенне-весенний сезон, для того, чтобы обучающиеся смогли после мероприятия выполнить практические задания (посадить саженцы деревьев, выполнить их обрезку, провести наблюдения в природе и т. п.)

Цель мероприятия: Повышение уровня информированности о роли учащихся в защите и охране лесов

Задачи мероприятия


  1. Повысить уровень культуры учащихся по охране городских зеленых насаждений

  2. Активизировать гражданскую позицию учащихся в практических делах по сохранению и распространению зеленых насаждений

  3. Развивать экологический потенциал подрастающего поколения

Оформление к мероприятию:

- Распечатки по охране природы

- Маршрутные листы по количеству команд

- Грамоты и призы

- Презентация по теме мероприятия

Предварительный этап:

Участникам игры нужно выбрать название команды, эмблему, девиз. Получив маршрутный лист, команда должна набрать за время, отведённое на каждой станции, максимально наибольший балл.

Для каждого участника игры можно подготовить памятки-распечатки по охране природы.

Также необходимо выбрать жюри для прохождения этапов (7 человек).







Ход игры:


  1. Вступление.

Ведущий: Привет тебе, мой край родной,

С твоими темными лесами,

С твоей великою рекой

И неоглядными полями!

Смотри, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита,

А в ней, какою негой веет

От каждой ветки и листа!

Войдем и сядем над корнями

Дерев, поимых родником

Там, где овеянный их мглами,

Он шепчет в сумраке немом…

Писатель и большой любитель природы М. Пришвин писал: «Мы - хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять и свою малую Родину».

Человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно дорог нам лес? Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесом, с жизнью дерева. Оглянитесь вокруг: мебель, пол, окна, двери сделаны из дерева. Из древесины сделаны книги, тетради, специальные масла, деготь, скипидар и многое другое. Без дерева сегодняшняя жизнь не мыслима. Однако с каждым годом лес все больше нуждается в защите, в восстановлении того, что бездумно истреблялось.

Сегодня мы предлагаем вам стать участниками игры «Здравствуй, лес» и узнать, готовы ли вы охранять и оберегать лес нашего края


  1. Представление команд (название, девиз, эмблема).

Капитаны получают маршрутный лист. Каждая команда начинает свой путь с той станции, которая выделена красным цветом.

Перечень станций:

  • Лесные чудеса - задания представляют собой викторину из 9 вопросов о деревьях леса. Учащиеся приходят к правильному ответу с помощью логических подсказок.

  • Птичьи гнёзда - гнезда птиц в целом чрезвычайно разнообразны по месту расположения, строительному материалу, величине, конструкции и форме. Но у каждого вида они имеют те или иные характерные особенности. Задание - определить, какой птице принадлежит гнездо.

  • 10 редких лесных животных России - С 15 по 17 сентября в России отмечается один из самых масштабных экологических праздников - Российские дни леса. Как известно, леса являются не только легкими планеты и кладовой разнообразных ягод, грибов и лекарственных трав, но и домом для множества удивительных животных. В связи с этим мы рассказываем вам о некоторых редких животных, которые обитают в российских лесах.

  • Интеллектуальное казино. Задания составлены в виде теста из 20 вопросов с тремя вариантами ответов. Задача участников выбрать правильный ответ.

  • Голоса зверей и птиц.

  • Грибное лукошко. Надежных методов различения съедобных и ядовитых грибов «на глазок» нет, поэтому единственный выход - знать каждый из них.

  • Фауна Ярославской области. Перед вами представлены наиболее распространённые млекопитающие Ярославской области.

Задания выполнены в виде презентации, состоящей из 29 слайдов.

  1. Заключительный (подведение общих итогов, выбор победителей).

Ведущий:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Давайте будем охранять лес, не загрязнять природу!

IV Завершение игры. Объявление команд победителей, награждение грамотами и призами, вручение памяток по охране природы с практическим заданием на дом.












Станция 1. «Лесные чудеса»

Задания на данной станции помогают формированию целостного представления о мире, способствуют воспитанию любви к природе, в частности, к такому уникальному явлению, как лес.

Задания представляют собой викторину из 9 вопросов. Учащиеся приходят к правильному ответу с помощью логических подсказок. Викторина командная, поэтому ребята учатся общаться, обсуждать проблемы, находить верное решение. Поэтому в процессе выполнения задания развиваются коммуникативные способности детей.

На обсуждение ответа даётся 1 минута.

История.

У древних славян самым главным и могучим богом был Перун - бог Грома и Молнии. Его фигурки вырезали из древесины перунового дерева. Как это дерево мы называем сейчас?

Подсказки:

  • У древних греков это дерево было священным

  • В древнем Риме венком из листьев дерева награждали отважных людей.

  • 14 апреля 1961года оно было посажено в Кремле в память о первом полёте человека в космос

  • В сказке А.С. Пушкина на нём «…златая цепь…»

  • Леса из этих деревьев называются дубравами.

Ответ: дуб черешчатый.

Комментарии: Леса из дубов называются дубравами. Дуб - любимейшее дерево многих народов, символ долголетия, вечности жизни. Трехсотлетний дуб - это подросток. Встречаются деревья в возрасте до 2000 лет.

Искусство.

Леса, из каких деревьев любил изображать на своих полотнах великий русский художник И.И. Шишкин?

Подсказки:

  • Эти деревья 15 000 лет назад первыми заселили территорию Европы, освободившейся от громадного ледника

  • Из смолы этого дерева получают скипидар, дёготь и канифоль.

  • Деревья любят свет, совершенно не выносят затенения.

  • Они имеют листья в виде сдвоенных хвоинок.

  • Эти деревья преобладают в Барнаульском ленточном бору

Ответ: сосна обыкновенная

Комментарии: Сосновые леса занимают огромную территорию от Испании и Великобритании до побережья Охотского моря. Сосна имеет рыхлую и ажурную крону, которая пропускает много света, поэтому сосновый лес всегда светлый и приветливый.


Медицина.

Смолой этого дерева лечили загноившиеся раны, а настоем из хвои - цингу. Масло из семян замедляет процесс старения и даже лечит рак желудка. О каком дереве идёт речь?

Подсказки:

  • Это дерево плодоносит лишь раз в 4 года.

  • Семена этого дерева в 16 веке вывозили из Руси в Англию.

  • Хвоя очень длинная, до 13 см.

  • Это дерево у алтайцев считается священным.

  • Семена этого дерева ошибочно называют орехами.

Ответ: «кедр» или сосна кедровая.

Комментарии: Сибирская кедровая сосна - царственно могучий лесной богатырь, подаренный природой русскому народу. 99% кедровых лесов или кедрачей находится на территории России. Кедровые леса - основные охотничье-промысловые территории страны.

Народные промыслы.


Из коры этого дерева на Руси плели лапти, изготавливали рогожи и мочалки Его древесина не трескается и не коробится, поэтому именно из неё изготавливали Хохломскую расписную посуду. О каком дереве идёт речь?

Подсказки:

  • Это дерево лучше других чувствует себя в городе

  • Для прорастания семян необходимо их длительное промораживание в течение двух зим.

  • С одного растения пчёлы собирают столько же мёда, сколько с 1 га гречихи.

  • Название дерева у современного поколения ассоциируется с обманом.

  • В народе говорят: « ободрали, как ………»

Ответ: липа сердцевидная.

Комментарии: Чистые липовые леса встречаются очень редко, обычно липа растёт вместе с елью. Её крона плотная, густая, хорошо затеняющая почву. Поэтому летом в липовых лесах или парках много тени, царит благодатная прохлада.

Языкознание.

Название дерева немного отличается у разных народов. Но общим корнем является индоевропейское слово «бхе», что значит «сверкающий». Как называют это дерево в России?

Подсказки:

  • Кора может служить компасом, с севера на ней много трещин и пятен.

  • Кора этого дерева прохладна даже в самую жаркую погоду.

  • В старину из его древесины изготавливали лучины.

  • Это дерево произвело сильное впечатление на бразильского футболиста Пеле.

  • Из коры этого дерева в древней Руси изготавливали берестяные грамоты.

Ответ: берёза бородавчатая

Комментарии: Берёза - самое популярное дерево в нашей стране и, пожалуй, самое красивое. А как хорош берёзовый лес! И летом, когда снежно-белые стволы выделяются на фоне изумрудной зелени! И осенью, когда листва светится особым золотистым сиянием! И зимой, когда на фоне морозного неба нежное кружево ветвей покрыто сверкающим инеем!

Химия.

У какого дерева сок на 1/5 состоит из сахара?

Подсказки:

  • Дерево переселилось в Европу с Американского континента

  • Перед ненастьем это дерево «плачет» - выделяет сок.

  • Это дерево - прекрасный медонос.

  • Плоды этого дерева дети называют «ветролётиками»

  • На Канадском флаге изображён его лист

Ответ: клёны.

Комментарии: От одного дерева сахарного клёна можно получить от 2 до 4 кг сахара, в Канаде и США его ежегодно добывают около 4 млн. кг. В России встречается клён американский или ясенелистный, а также клён остролистный. В природе не образует больших скоплений, встречается в смешанных лесах.

Метеорология.

Сухие ветви этого дерева могут с большой точностью предсказать изменение влажности за 12 часов. Какое дерево является таким точным барометром?

Подсказки:

  • Древесину используют для получения искусственного шёлка.

  • Образуют очень мрачные, угрюмые, тенистые леса.

  • Одиночные хвоинки этого дерева очень колючие.

  • Это символ самого любимого праздника всех детей и взрослых

  • «… зимой и летом стройною, зелёною была….»

Ответ: ель обыкновенная

Комментарии: Северные еловые леса - это угрюмая тайга, настоящее царство Бабы Яги! На почве сплошной зелёный ковёр их мхов, на ветвях - хлопья и «бороды» из лишайников. Солнечный луч с трудом пробивается сквозь еловые ветви. Ели достигают высоты 30 м!

ОБЖ.

Вопрос-шутка. Назовите самое «пожароопасное» дерево.

Подсказки:

  • Из древесины этого дерева изготавливают спички

  • Это дерево - ближайший родственник тополя

  • Листья осенью становятся багрово-красными

  • При малейшем дуновении ветерка листья начинают дрожать.

  • В лесу рядом с этими деревьев люди собирают грибы подосиновики.

Ответ: осина или тополь дрожащий

Комментарии: Осина распространена по всей территории России. Нередко образует леса или осинники. Они имеют вид небольших рощиц, которые занимают неглубокие понижения на ровной безлесной местности. Это дерево очень влаголюбивое. Осина живёт мало - менее 100 лет.

Физика.

Древесина, какого дерева имеет такую высокую плотность, что стволы невозможно сплавить по реке?

Подсказки:

  • Древесина очень прочная и устойчивая к гниению

  • Отличаются долговечностью, доживают до 500 и более лет.

  • Леса из этих деревьев в старину назывались корабельными рощами.

  • Это дерево каждый год сбрасывает свои листовидные хвоинки.

  • Леса из этих деревьев называют листвягами.

Ответ: лиственница сибирская

Комментарии. Лиственничные леса отличаются особым колоритом, особенно осенью, когда листвяги окрашиваются в солнечно-жёлтый цвет. Ещё в 12 веке в центральной части России встречались непроходимые лиственничные леса. Но уже при Петре I лиственницу везли по зимнему пути с Урала. По приказу Петра I в 1739 году была посажена лиственничная роща, которая сохранилась до наших дней.

Литература

  1. Иллюстрированная энциклопедия лесов. Под ред. В.Лобачёва, Г.Матвеевой. - Прага: Артия, 1987.

  2. Жизнь растений. В 6-ти т. Гл. ред. Чл.-кор. АН СССР, проф. Ал. А. Фёдоров. Т.4. Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники. Голосеменные растения.

  3. Жизнь растений. В 6-ти т. Гл. ред. Чл.-кор. АН СССР, проф. Ал. А. Фёдоров. Т.5.Ч.1. Цветковые растения.

  4. Жизнь растений. В 6-ти т. Гл. ред. Чл.-кор. АН СССР, проф. Ал. А. Фёдоров. Т.5.Ч.2. Цветковые растения.

  5. Останин К. Богатства нашей тайги или ода кедровому ореху. - «Природа Кулунды», № 3-4, 2003.

  6. Петров В.В. Мир лесных растений. - М.: Наука, 1978.

  7. Семёнова - Тянь - Шанская А. М. Мир растений и люди. -Л.: Наука, 1986.


Станция 2. Птичьи гнёзда.

Гнезда птиц в целом чрезвычайно разнообразны по месту расположения, строительному материалу, величине, конструкции и форме. Но у каждого вида они имеют те или иные характерные особенности.

Прежде всего, следует отметить, что каждый вид гнездится в биотопах, соответствующих его образу жизни, в которых он находит все необходимое для успешного размножения: корм, гнездилища, защитные и другие условия.

Гнёзда:

1 - мыши-малютки;

2 - белки;

3 - общественного ткачика (гнездовая колония);

4 - зяблика;

5 - камышевки;

6 - дупло большого пёстрого дятла (в разрезе);

7 - синицы ремеза;

8 - славки-портнихи;

9 - яванской веслоногой лягушки (в разрезе);

10 - трёхиглой колюшки;

11 - термита;

12 - шмеля;

13 - осы одинера (в разрезе);

14 - осы эвмена;

15 - обыкновенной осы (частично вскрыто).


Источник: «Биологический энциклопедический словарь.» Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. - 2-е изд., исправл. - М.: Сов. Энциклопедия, 1986.)

Методическая разработка игры-путешествия для 5 класса




Станция 3. «10 редких лесных животных России»

С 15 по 17 сентября в России отмечается один из самых масштабных экологических праздников - Российские дни леса. Как известно, леса являются не только легкими планеты и кладовой разнообразных ягод, грибов и лекарственных трав, но и домом для множества удивительных животных. В связи с этим мы рассказываем вам о некоторых редких животных, которые обитают в российских лесах.

Методическая разработка игры-путешествия для 5 класса1. Кабарга. Это небольшое оленевидное животное с клыками обитает в горных хвойных лесах Саян, Алтая, Забайкалья и Приморья. Несмотря на свой устрашающий вид, кабарга питается исключительно растительностью. Однако примечательна кабарга не только этим, но и своим притягательным запахом, которым заманивает самок для спаривания. Этот запах появляется благодаря мускусной железе, находящейся в брюхе самца рядом с мочеполовым каналом.

Как известно, мускус - ценный компонент разных лекарств и парфюмерии. И именно из-за него нередко кабарга становится добычей охотников и браконьеров. Другой причиной, по которой это необычное животное относится к находящимся под угрозой исчезновения видам, является сокращение границ её ареала, что связано с усилением хозяйственной деятельности человека (в основном с проведением вырубок лесов).

Одним из решений проблемы сохранения вида в дикой природе является фермерское разведение кабарги и отбор мускуса у живых самцов. Впрочем, разводить кабаргу не так просто, как, например, коров.

Методическая разработка игры-путешествия для 5 класса2. Японский зеленый голубь. Эта необычная птица длиной около 33 см и массой приблизительно 300 граммов обладает яркой желтовато-зеленой окраской. Она распространена в Юго-Восточной Азии, но также встречается в Сахалинской области (полуостров Крильон, острова Монерон и Южные Курильские острова). Птица населяет широколиственные и смешанные леса с обилием деревьев вишни и черемухи, кустами бузины и других растений, плодами которых питается.

Японский зеленый голубь является редким видом, и потому о его жизни немногое известно. Сегодня ученые знают, что зеленые голуби - моногамные птицы. Они плетут свои гнезда из тонких прутиков и размещают их на деревьях на высоте до 20 метров. Считается, что партнеры высиживают яйца по очереди в течение 20 суток. А после этого на свет появляются беспомощные, покрытые пухом птенцы, которые научатся летать только спустя пять недель. Впрочем, в России редко встречаются пары или стаи зелёных голубей, чаще всего их замечают поодиночке.



3. Дальневосточные, или амурские леопарды.

Методическая разработка игры-путешествия для 5 класса Эти грациозные кошки сегодня населяют леса китайских провинций Цзилинь и Хейлунцзян и Приморского края России. На этой небольшой территории (площадью около 5000 км²) в наши дни живет около сорока этих кошек, 7−12 особей из которых обитает в Китае, а 20−25 - в России.

Ещё в начале 20-го века редких кошек было гораздо больше, а их ареал охватывал немалую территорию - восточную и северо-восточную часть Китая, Корейский полуостров, Амурский, Приморский и Уссурийский края. Однако в период с 1970-1983 года дальневосточный леопард потерял 80% своей территории! Основными причинами тогда послужили лесные пожары и преобразования участков леса для ведения сельского хозяйства.

Сегодня амурский леопард продолжает терять свою территорию, а также страдает от нехватки пищи. Ведь косуль, пятнистых оленей и других копытных, на которых охотится этот леопард, в огромном количестве убивают браконьеры. А поскольку дальневосточный леопард обладает красивым мехом, он и сам является весьма желанным трофеем для браконьеров.

Также из-за недостатка в дикой природе подходящей пищи дальневосточные леопарды вынуждены отправляться на её поиски в оленеводческие хозяйства. Там хищники нередко бывают убиты владельцами этих хозяйств. И ко всему прочему, из-за малого размера популяции амурских леопардов представителям подвида будет весьма сложно уцелеть во время различных катастроф вроде пожара.

Тем не менее, всё это не означает, что подвид скоро исчезнет. Сегодня ещё существуют большие участки леса, которые являются подходящей средой обитания для дальневосточного леопарда. И если эти области смогут быть сохранены и защищены от пожаров и браконьерства, то популяция этих удивительных животных в дикой природе увеличится.

Интересно, что дальневосточные леопарды - единственные леопарды, которые смогли научиться жить и охотиться в условиях суровой зимы. В этом, к слову, им помогает длинная шерсть, а также сильные и длинные ноги, которые позволяют догнать добычу, передвигаясь по снегу. Впрочем, амурские леопарды не только хорошие охотники, но и примерные семьянины. Ведь иногда самцы остаются с самками после спаривания и даже помогают им с воспитанием котят, что в принципе не свойственно леопардам.

Методическая разработка игры-путешествия для 5 класса4. Алкиной. Эти бабочки обитают на юго-западе Приморского края и встречаются вдоль ручьев и речек в горных лесах, где произрастает кормовое растение гусениц вида - лиана кирказон маньчжурский. Чаще всего к цветкам этого растения прилетают самцы бабочек, а самки большую часть времени сидят в траве. Самки алкиноя, как правило, задерживаются на этом растении, чтобы отложить яйца на его листьях.

Сегодня из-за нарушения среды обитания кирказона и сбора его в качестве лекарственного растения его количество в природе уменьшается, что, безусловно, влияет и на численность алкиноя. Ко всему прочему, бабочки страдают из-за сбора их коллекционерами.


Методическая разработка игры-путешествия для 5 класса5. Зубры. Ранее эти животные были широко распространены на территории бывшего СССР, но к началу 20 века они сохранились лишь в Беловежской Пуще и на Кавказе. Впрочем, и там их численность неуклонно сокращалась. Например, к 1924 году на Кавказе сохранилось лишь 5−10 зубров. Основными причинами сокращения зубров были истребление их охотниками и браконьерами, а также уничтожение во время военных действий. Восстановление их численности началось в 1940 году в Кавказском заповеднике, и теперь на территории России зубры населяют два региона - Северный Кавказ и центр Европейской части. На Северном Кавказе зубры обитают в Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Чечне, Ингушетии и в Ставропольском крае. А в Европейской части имеются изолированные стада зубров в Тверской, Владимирской, Ростовской и Вологодской областях. Зубры всегда были жителями лиственных и смешанных лесов, но избегали обширных лесных массивов. На Западном Кавказе эти животные обитают в основном на высоте 0,9 - 2,1 тысячи метров над уровнем моря, зачастую выходя на поляны или безлесные склоны, но никогда не удаляясь от лесных опушек. По внешнему виду зубр очень напоминает своего американского сородича - бизона. Тем не менее отличить их все же можно. Прежде всего, у зубра более высокий горб, более длинные рога и хвост, чем у бизона. А в жаркие месяцы задняя часть бизона покрыта очень короткой шерстью (кажется даже, что она лысая), тогда как у зубра в любое время года на всем теле шерсть одинаковой длины. Зубр занесен в Красную книгу России как исчезающий вид и сегодня обитает во многих заповедниках и зоопарках.

Методическая разработка игры-путешествия для 5 класса6. Рыбный филин. Этот вид селится по берегам рек на Дальнем Востоке от Магадана до Приамурья и Приморья, а также на Сахалине и Южных Курилах. Рыбный филин предпочитает жить в дуплах старых деревьев с обилием водной добычи поблизости, однако старолесья и дуплистые деревья часто подвергаются вырубке, что неизбежно вытесняет этих птиц с их мест обитания. Кроме того, рыбных филинов ловят браконьеры, и они нередко попадают в капканы во время попытки вытащить из них приманку. Развитие водного туризма на дальневосточных реках и, следовательно, усиление беспокойства этих птиц постепенно приводит к снижению численности филинов и мешает их размножению. Все это привело к тому, что сегодня этот вид находится под угрозой исчезновения.

Рыбный филин - это одна из крупнейших сов в мире, а также самый крупный представитель своего рода. Интересно, что эти птицы могут охотиться двумя разными способами. Чаще всего рыбный филин высматривает рыбу, сидя на камне в реке, с берега или с нависшего над рекой дерева. Заметив добычу, филин пикирует в воду и мгновенно хватает её острыми когтями. А в случае, когда этот хищник пытается поймать малоподвижных рыб, раков или лягушек, он просто заходит в воду и прощупывает лапой дно в поисках добычи.

Методическая разработка игры-путешествия для 5 класса7. Гигантская вечерница. Эта крупнейшая в России и Европе летучая мышь обитает в широколиственных лесах на территории от западных границ нашей страны до Оренбургской области, а также от северных границ до Московской и Нижегородской областей. Там они селятся в дуплах деревьев по 1−3 особи, в колониях других летучих мышей (обычно рыжих и малых вечерниц).

Гигантская вечерница - это редкий вид, однако экологи точно не знают, что является причиной их низкой численности. Согласно предположениям ученых, угрозу представляет вырубка широколиственных лесов. Тем не менее сегодня никаких специальных мер по охране этих животных нет, поскольку не ясно, какие меры окажутся эффективными. Интересно, что эти летучие мыши охотятся на крупных жуков и ночных бабочек, летая над лесными опушками и водоемами. Однако анализ крови и помета показал, что эти животные питаются также мелкими птицами во время миграций, впрочем, это никогда не было зафиксировано.

Методическая разработка игры-путешествия для 5 класса8. Усач небесный. В России, на юге Приморского края (в Тернейском, Уссурийском, Шкотовском, Партизанском и Хасанском районах) обитает жук с ярко-голубым окрасом. Он живет в широколиственных лесах в основном в древесине клена зеленокорого. Там самка жука откладывает яйца, а приблизительно через полмесяца появляются личинки. Они развиваются в древесине около 4-х лет, а затем, в июне, личинка выгрызает «колыбельку» и окукливается. Примерно через 20 дней жук выходит из древесины и сразу приступает к размножению. На это он будет тратить все свои силы до конца жизни, которая длится только две недели. Усач небесный внесен в Красную книгу России как редкий вид, численность которого сокращается. По данным экологов, причиной тому являются вырубка лесов и резкое уменьшение количества зеленокорого клена.

Методическая разработка игры-путешествия для 5 класса9. Гималайский, или белогрудый медведь. Уссурийский белогрудый медведь населяет широколиственные леса Приморского края, южных районов Хабаровского края и юго-восточной части Амурской области. До 1998 года он был занесен в Красную книгу России как малочисленный вид, а сегодня является охотничьим видом. Однако если в 90-е годы его численность составляла 4−7 тысяч особей, то теперь этот медведь находится на грани исчезновения (его популяция составляет до 1 тысячи особей). Причиной тому стали, прежде всего, вырубка лесов и массовая охота. Последнее, к слову обсуждалось во время международного экологического форума «Природа без границ» во Владивостоке, после чего в 2006 году было принято решение в Приморском крае ввести ограничения охоты на гималайского медведя во время спячки.

Белогрудый медведь ведет полудревесный образ жизни: на деревьях он добывает пищу и прячется от врагов (это, в основном, амурские тигры и бурый медведь). Почти весь рацион этого медведя состоит из растительной пищи, в частности орехов, плодов и ягод, а также побегов, луковиц и корневищ. Также не отказывается полакомиться муравьями, насекомыми, моллюсками и лягушками

Методическая разработка игры-путешествия для 5 класса10. Черный аист - это широко распространенный, но редкий вид, численность которого сокращается из-за хозяйственной деятельности человека, проявляющейся в сведении лесов и осушении болот. Сегодня птица встречается в лесах от Калининградской и Ленинградской областей до Южного Приморья. Черный аист предпочитает селиться возле водоемов в глухих, старых лесах.

Именно там, на старых высоких деревьях (а иногда на уступах скал) черные аисты строят гнезда, которые потом будут использовать в течение нескольких лет. Когда приходит время пригласить самку на гнездо (приблизительно в конце марта), самец распушает свое белое подхвостье и начинает издавать сиплый свист. Снесенные самкой яйца (от 4 до 7 штук) партнеры будут высиживать по очереди, пока через 30 дней из них не вылупятся птенцы.


Станция 4. «Интеллектуальное казино»


Цель: содействие формированию и развитию экологической культуры подрастающего поколения.

Задачи: повысить мотивацию участников при знакомстве с природным наследием родного края; воспитать любовь к малой родине.


Вопросы

1. Тропинка в лесу появляется после того, как пройдут:

а) 10 человек;

б) 15 человек;

в) 50 человек.

2. Самый обычный представитель копытных, встречающийся в лесах нашего края

а) лось;

б) косуля;

в) кабан.

3. Какие насекомые выкармливают своих личинок парализованными насекомыми, а взрослые особи питаются нектаром и пыльцой?

а) осы;

б) шмели;

в) муравьи.

4. Белка может выпотрошить шишку за:

а) 5 минут;

б) 1 минуту;

в) 80 секунд.

5. У кого уши на ногах?

а) у комаров и бабочек;

б) у кузнечика и сверчка:

в) у муравья и таракана.

6. Самая крупная и редкая ночная хищная птица в нашем районе:

а) неясыть;

б) филин;

в) ястребиная сова.

7. Что на обед у кукушки?

а) черви;

б) слизни;

в) мохнатые гусеницы.

8. Кому хвост служит опорой?

а) ястребу;

б) ворону;

в) дятлу.

9. Умываются ли насекомые?

а) никогда;

б) не всегда и не все;

в) многие и довольно тщательно.

10. Самка зайца - беляка вынашивает детёнышей:

а) 90 дней;

б) 60 дней;

в) 50 дней

11. Правда ли, что у мух и пчёл цветное зрение?

а) правда;

б) неправда;

в) есть сомнения.

12. Кто же все-таки нас кусает - слепни или оводы?

а) и слепни, и оводы;

б) только слепни;

в) только оводы.


13.Кого из млекопитающих издревле на Руси называли векшей?

а) белку;

б) мышь;

в) крысу.

14. Чем комар может быть полезен?

а) опылением растений;

б) служит пищей рыбам и птицам;

в) только вреден.

15. Следы лисицы обыкновенной расположены:

а) по прямой линии;

б) попарно;

в) по ломаной линии.

16. Марьин корень относиться к семейству:

а) кувшинковые;

б) лютиковые;

в) пионовые.

17. Ворон и ворона - «муж» и «жена»?

а) да, всегда;

б) не всегда;

в) нет, никогда.

18. Какого зверя называют «индикатором урожайности ели»?

а) белка;

б) бобр;

в) ондатра.

19. Какая птица может передвигаться только вверх по стволу дерева:

а) поползень;

б) дятел;

в) сойка.

20. Для чего у глухаря к зиме на лапе вырастают роговые щёточки?

а) чтобы удерживаться на обледеневших ветках;

б) для красоты;

в) чтобы было теплее.





Методическая разработка игры-путешествия для 5 классаСтанция 5. Голоса зверей и птиц.


ЛИСА


Методическая разработка игры-путешествия для 5 класса

























СЕРНА

Методическая разработка игры-путешествия для 5 класса

ОРЁЛ



Методическая разработка игры-путешествия для 5 класса

ГОЛУБЬ


Методическая разработка игры-путешествия для 5 класса

ОЛЕНЬ



Методическая разработка игры-путешествия для 5 класса

ГЛУХАРЬ

Методическая разработка игры-путешествия для 5 класса

ЛАНЬ


Методическая разработка игры-путешествия для 5 класса

КОСУЛЯ


Методическая разработка игры-путешествия для 5 класса

КАБАН



Методическая разработка игры-путешествия для 5 класса

КУРАПАТКА



Методическая разработка игры-путешествия для 5 класса

ТЕТЕРЕВ



Методическая разработка игры-путешествия для 5 класса

ПЕРЕПЁЛКА



СВИСТИТ


КЛЕКОЧЕТ


ВОРКУЕТ


ТОКУЕТ


ТРУБИТ


РЕВЁТ


ОХАЕТ


ЛАЕТ


ПЫХТИТ


СОПИТ


СКРЕЖЕЩЕТ ЗУБАМИ


ТОКУЕТ


ЧИРИКАЕТ


ШИПИТ


БУЛЬКАЕТ


ЧУФЫКАЕТ



Станция 6. «Грибное лукошко»

Надежных методов различения съедобных и ядовитых грибов «на глазок» нет, поэтому единственный выход - знать каждый из них.

Это задание на внимание. Впиши названия грибов в нужные клеточки.


Методическая разработка игры-путешествия для 5 класса






Методическая разработка игры-путешествия для 5 класса

Методическая разработка игры-путешествия для 5 класса




НЕЯДОВИТЫЕ ГРИБЫ:

1 - груздь;

2 - рыжик;

3 - шишкогриб;

4 - сыроежка зеленоватая;

5 - сыроежка пищевая;

6 - лисичка.

7 - масленок;

8 - сморчок;

9 - белый гриб;

10 - зонтик большой;

11 - рядовка;

12 - шампиньон полевой.








Станция 7. Фауна Ярославской области


Животный мир Ярославской области довольно разнообразен. Он насчитывает около 350 видов позвоночных животных. Из них рыб и круглоротых немного более 40 видов, земноводных - 9, пресмыкающихся - 5, птиц - 327 и млекопитающих - более 50 видов (включая случайно забеглых и выпущенных в специальных хозяйствах). Эти животные распределены по области неравномерно. И состав их не остается постоянным. Наиболее заметные изменения в животном мире происходят под влиянием рубки старых лесов, осушки торфяников и создания огромных водохранилищ. Перечисленные факторы резко преображают отдельные участки природы, а в связи с этим и условия обитания животных, вследствие чего одни виды животных исчезают совсем. А численность других уменьшается или увеличивается пропорционально изменению площади, удобной для заселения.

Перед вами представлены наиболее распространённых млекопитающих Ярославской области.

  1. МЕДВЕДЬ БУРЫЙ Методическая разработка игры-путешествия для 5 класса

Внешний вид: бурый медведь - очень крупный массивный зверь, один из самых больших наземных хищников. Окраска обычно бурая, но у разных животных может варьировать от почти черной до соломенно-желтой. В Европейской части России чаще всего попадаются звери весом 80-120 кг.

Продолжительность жизни: в природе около 30 лет, в неволе они доживают до 45-50 лет.

Питание: всеядное животное, поедающее больше растительных, чем животных кормов. Труднее всего ему прокормиться ранней весной, когда растительной пищи совершенно недостаточно. В это время года он иногда охотится даже на крупных копытных, а также поедает падаль.


2. ВОЛК ОБЫКНОВЕННЫЙ Методическая разработка игры-путешествия для 5 класса

Внешний вид: длина тела в среднем 105- 160 см, хвоста - 35-50 см, высота в плечах 80-85 см и до 100 см. Масса обычно 32-50 кг. Между подвидами волка имеются значительные различия в окраске. Лесные волки - серо-бурые. Тундровые - светлые, почти белые. Пустынные - серовато-рыжеватые

Продолжительность жизни: в природе они доживают до 15 лет, но уже в 10-12 лет у них обнаруживаются признаки старости.

Питание: типичный хищник, добывающий пищу активным поиском и преследованием жертв. Основу питания составляют копытные животные: в тундре - северные олени; в лесной зоне - лоси, олени, косули, кабаны; в степях и пустынях - антилопы. Нападают и на домашних животных, в том числе на собак. Ловят, особенно одиночные особи, и более мелкую добычу: зайцев, сусликов, мышевидных грызунов.



3Методическая разработка игры-путешествия для 5 класса. ЛОСЬ

Внешний вид: Длина тела самца до 3 м, высота в холке до 2,3 м, длина хвоста 12-13 см; масса 360-600 кг; на Дальнем Востоке России и в Канаде - до 655 кг. Самки мельче. Шерсть грубая, буровато-чёрная; ноги светло-серые, почти белые.

Продолжительность жизни: После 12 лет лось начинает стареть; в природе старше 10 лет не более 3 %. В неволе доживают до 20-22 лет.

Питание: питается листьями деревьев и кустарников, а также травой, грибами и ягодами; зимой переходит на веточный корм, кору молодых осин и сосен. Почти повсюду лоси посещают солонцы; зимой слизывают соль даже с шоссейных дорог.



4. КАБАН Методическая разработка игры-путешествия для 5 класса

Внешний вид: длина тела до 2 м, хвост 25 см, высота плеч 95 см; вес взрослого кабана может достигать 150-200 кг. Щетина чёрно-бурого цвета с примесью желтоватого, подшерсток буровато-серый, благодаря этому общая окраска серо-чёрно-бурая, морда, хвост, нижняя часть ног и копыта - чёрные.

Продолжительность жизни: в природе кабан живет 10 - 12 лет, в неволе способен прожить 20 лет.

Питание: всеядное парнокопытное нежвачное млекопитающее. Питается корневищами и луковицами растений, опавшими плодами, орехами, желудями, червями и насекомыми, а при случае также другими мелкими животными: детенышами из гнезд грызунов, змеями, лягушками, птенцами и яйцами птиц. Корм добывает в основном из лесной подстилки и почвы, которую раскапывает жестким пятачком и клыками.


5. ОБЫКНОВЕННАЯ ЛИСИЦА Методическая разработка игры-путешествия для 5 класса

Внешний вид: длина тела 60-90 см, хвоста 40-60 см. Окраска рыжая, часто с темным крестом на плечах.

Продолжительность жизни: в дикой природе редко живут более 7 лет. В неволе звери доживают до 20-25 лет.

Питание: питается грызунами, реже зайцами, птицами, насекомыми, падалью и отбросами, ягодами.




6. РЫСЬМетодическая разработка игры-путешествия для 5 класса

Внешний вид: тело ее имеет длину 82-105 см, хвост - 20-31 см, масса - 8-15 кг, редко больше.

Продолжительность жизни:

живут 15-20 лет.

Питание: основу её рациона составляют зайцы. Также она постоянно охотится на тетеревиных птиц, мелких грызунов, реже - небольших копытных, вроде косули, кабарги, пятнистого и северного оленей, изредка нападает на домашних кошек и собак, кроме того - на лис, енотовидных собак и других некрупных зверей.


7Методическая разработка игры-путешествия для 5 класса. РЕЧНОЙ БОБР

Внешний вид: длина его тела достигает 1-1,3 м, высота в плече - до 35,5 см, а масса - до 30-32 кг.

Продолжительность жизни: в неволе живёт до 35 лет, в природе 10-17 лет.

Питание: питаются они корой и побегами деревьев, предпочитая осину, иву, тополь и берёзу, а также различными травянистыми растениями (кувшинкой, кубышкой, ирисом, рогозом, тростником и т. п., до 300 наименований). Лещина, липа, вяз, черемуха и некоторые другие деревья имеют второстепенное значение в их рационе.




8. ЕНОТОВТИДНАЯ СОБАКА Методическая разработка игры-путешествия для 5 класса

Внешний вид: длина тела 65-80 см, хвоста 15-25 см; масса - 4-10 кг.

Продолжительность жизни: длительность жизни - 3-4 года в природе и 11 лет в неволе.

Питание: питается мелкими грызунами, птенцами и яйцами птиц, лягушками, рыбой, насекомыми, луковицами и корневищами растений, ягодами. Охотится в основном днем.




9Методическая разработка игры-путешествия для 5 класса.ЧЁРНЫЙ ХОРЬ

Внешний вид: весят от 1000 г до 1710 г, в длину 36-48 см, хвост 15-17 см. Самки в полтора раза меньше. Длина хвоста самок 8,5-15 см.

Продолжительность жизни: в природе 5-6 лет, в неволе до 11 лет.

Питание: питается некрупными грызунами, землеройками, лягушками, реже птицами, их птенцами и яйцами, рыбой и насекомыми. Хотя хорек иногда забирается в курятники, это случается очень редко, зато мышей и полевок он уничтожает круглый год.


10. ЗАЯЦ-РУСАК Методическая разработка игры-путешествия для 5 класса

Внешний вид: длина тела 57-68 см; масса 4-6 кг, редко - до 7 кг.

Продолжительность жизни: живут 6-7 лет (в исключительных случаях доживали до 10-12 лет), однако большая часть зверьков живёт не более 4-5 лет.

Питание: летом питаются травянистыми растениями, зимой - чаще корой и побегами деревьев и кустарников, иногда грибами. Зайцам часто не хватает минеральных солей, поэтому они поедают снег, на который попала моча.


11. ЗАЯЦ-БЕЛЯК Методическая разработка игры-путешествия для 5 класса

Внешний вид: длина тела взрослых животных от 44 до 65 см, изредка достигая 74 см; масса тела 1,6-4,5 кг.

Продолжительность жизни: Живут в природе до 7-17 лет, хотя подавляющее большинство не доживает и до 5 лет.

Питание: летом питаются травянистыми растениями, зимой - чаще корой и побегами деревьев и кустарников, иногда грибами.




12. ОБЫКНОВЕННАЯ БЕЛКА

ВМетодическая разработка игры-путешествия для 5 классанешний вид: длина её тела 19,5-28 см, хвоста - 13-19 см (примерно 2/3 длины тела); вес 250-340 г.

Продолжительность жизни: в неволе доживают до 10-12 лет, однако в природе белка старше 4 лет уже является старой.

Питание: Рацион белки очень разнообразен и включает более 130 наименований кормов, среди которых основную массу составляют семена хвойных деревьев: ели, сосны, кедра, пихты, лиственницы. Питаются семенами хвойных, грибами, почками, побегами, орехами, насекомыми. Изредка поедают птенцов и яйца птиц.


Методическая разработка игры-путешествия для 5 класса

13. ОНДАТРА

Внешний вид: вес взрослых особей может достигать 1,8 кг, хотя, как правило, они весят 1-1,5 кг. Длина тела - 23-36 см, длина хвоста почти равна длине тела - 18-28 см.

Продолжительность жизни: максимальная продолжительность жизни - 3 года, в неволе - до 10 лет.

Питание: питается прибрежными и водными растениями (предпочтительно - злаками, осоками, рогозами), а также моллюсками, лягушками, изредка мелкой рыбой.


Методическая разработка игры-путешествия для 5 класса

14. ОБЫКНОВЕННЫЙ ЁЖ

Внешний вид: длина его тела составляет 20-30 см, хвоста - около 3 см, масса тела - 700-800 г.

Продолжительность жизни: в природе обыкновенный еж доживает до 3-5 лет, в неволе до 8-10 лет.

Питание: обыкновенный ёж - это всеядное животное. Основу его питания составляют взрослые насекомые: гусеницы, слизни, иногда дождевые черви. В естественных условиях на позвоночных нападает редко, чаще всего жертвами ежа становятся оцепеневшие рептилии и амфибии. Из растений может поедать ягоды и фрукты.


© 2010-2022