Дополнительные материалы по теме Несостоявшиеся государства

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






ПРОБЛЕМА НЕСОСТОЯВШИХСЯ ГОСУДАРСТВ В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ


Сергунова Маргарита Владимировна












Введение

В 21 веке существует много глобальных проблем человечества. В 90х годах 20 века проблема несостоявшихся государств также приобрела глобальное значение. К сожалению, в настоящее время ситуация в таких государствах только ухудшается. 15 апреля 2012 года в ходе терактов в Афганистане, устроенных боевиками радикального движения Талибан, погибли 47 человек, еще 65 ранены. 23 апреля из пиратского плена были освобождены 18 членов экипажа грузового танкера Enrico levoli, которые были захвачены сомалийскими пиратами еще 4 месяца назад. 24 апреля президент Судана Омар Хасан аль-Башир объявил войну недавно отделившемуся Южному Судану. Основанием для этого стали территориальные споры частей некогда единого государства - все это происшествия, произошедшие с тремя несостоявшимися государствами всего за две недели 2012 года.1 А таких государств на современной карте мира значительно больше, и в каждом из них свои проблемы, которые требуют быстрого разрешения, но власти уже не могут повлиять на все происходящее в стране, это и приводит к таким печальным последствиям, как в Судане, Сомали или Афганистане. В результате подобных военных конфликтов гибнут сотни людей, причем часто не имеющие к войне никакого отношения. Проблемы этих стран влияют на положение всего региона их нахождения, распространяются на соседние государства. Власть в несостоявшихся государствах чаще всего очень слаба, и может быть захвачена кем угодно. На территории таких государств часто располагают свои военные базы различные террористические организации. Все это показывает актуальность проблемы несостоявшихся государств, особенно в настоящее время.

Целью моей работы было определить современное положение несостоявшихся государств в мире и выявить зависимость их нынешнего состояния от исторического развития.

Данная цель позволила сформулировать следующие задачи:

1. Рассмотреть основные признаки несостоявшихся государств.

2. Выделить основные причины превращения государств в несостоявшиеся.

3. Рассмотреть некоторые проблемы этих государств и угрозы, исходящих от них.

4. Рассмотреть историю Независимого Афганского государства 20 века.

5. Рассмотреть современные дипломатические отношения США - Афганистан - Талибан.

6. Изучить ход переговоров США с Талибаном и Афганистаном в 2012 году.

В начале 20 века во внешнеполитическом дискурсе сформировалось представление о том, что "failed states" только лишь фактом своего существования могут представлять угрозу для всего мирового сообщества. Такой точки зрения придерживались многие ученые, аналитики и политические деятели. Среди них председатель Комитета по международным делам Сената США Джозеф Байден. Он говорил, что ""слабые" и "неудавшиеся" государства - трещины в самом основании международной системы"2. Похожей позиции придерживается и Фрэнсис Фукуяма. "После окончания холодной войны, - пишет он, - "слабые" и "гибнущие" государства остались, вероятно, единственной важнейшей проблемой международной системы"3. Похожее мнение высказывает в своей статье «Чёрные дыры» глобализации Виктор Сергеев. Даже в "Национальной разведывательной стратегии США " (2005) отмечалось негативное воздействие "гибнущих" и "неудавшихся" стран на международную безопасность и стабильность "демократического сообщества".4В этом документе неудавшиеся государства рассматриваются не иначе как "убежища и очаги экстремизма"

Существует и другая точка зрения по этому поводу. Многие авторы не считают все несостоявшиеся государства проблемой международной безопасности. В подобном ключе рассуждают эксперт по внешней политике Института Катона Джастин Логэн и директор внешнеполитических исследований этого же учреждения Кристофер Пребл. Они указывают, что "неудавшиеся" страны не всегда представляют угрозу мировым интересам. Они считают что нужно сосредоточить внимание крупнейших держав не на проблемах Гаити и Боснии, а Пакистана и Индонезии, объективное влияние ситуации в которых на всю международную безопасность гораздо выше. 5Владимир Кулагин в своей статье также говорит о преувеличенной роли несостоявшихся государств в области мировой безопасности, он считает что само по себе наличие на планете слабых субъектов не означает, что от них исходят угрозы.6 В этом его точку зрения разделяет Генри Ричардсон, он акцентирует внимание на опасности слабых государств только в случае использования их пространства террористами, криминальными группировками или экстремистскими организациями. 7 В целом, исследователи этого направления призывают относиться к слабым странам дифференцированно, рассматривать каждый случай отдельно. Таким образом, существует два подхода к рассмотрению угрозы, исходящей от несостоявшихся государств. Никто не может отрицать глобальности этой проблемы в 21 веке, но вот относительно масштабов ее влияния на обстановку в мире мнения расходятся.








Глава 1. Общая характеристика несостоявшихся государств

1.1. Определения и признаки несостоявшегося государства

Государство занимает центральное место в современной системе международных отношений. Существует множество определений государства, наиболее полное получается при объединении некоторых из них. Под государством понимают организацию жизни людей, проживающих на одной территории, при которой существует определенная система защиты прав людей, а взаимоотношения между гражданами регулируются на основе законов. Любое государство обладает суверенитетом и определёнными методами сохранения и поддержания государственной целостности, правопорядка и традиций внутри общества. Все государства мира можно разделить на группы по какому-либо признаку. В предыдущем столетии особое место стала занимать типология, делящая все государства мира на пять категорий: критическое состояние (так называемые несостоявшиеся государства), опасное, межевое, стабильное, наиболее стабильное.8

Наибольшую опасность для международной обстановки таят в себе несостоявшиеся государства - failed states.

В 2011 году лидером «провального рейтинга» стало Сомали, следом идут Чад, Судан, Конго и Гаити. В первую «критическую» двадцатку вошли, в основном, африканские страны, а также такие ближневосточные государства, как Афганистан - 7 место, Ирак - 9 место, Пакистан - 12 место и Йемен - 13 место.9

Несостоявшиеся государства - не новое явление мировой политики. Уже в средневековой истории Европы, Ближнего и Среднего Востока большую часть государств можно было считать несостоявшимися. Слабость центральной власти, постоянные вооруженные столкновения группировок, использование военной силы для оказания влияния на население - все это существовало и в те времена, 10 но в 20 веке эта проблема приобрела новые оттенки, поскольку причины превращения государств в несостоявшиеся совершенно другие, и влияние таких государств на международные отношения возросло, сейчас они несут угрозу для всего человечества, для всех стран земли.

Феномен «несостоявшегося» государства - результат становления современного мирового сообщества. Оно начало складываться в Европе в середине XVII века. По Вестфальскому принципу все государства стали суверенны, они стали единственными субъектами международных отношений. Позже было введено правило о неприкосновенности границ, уже существующих государств, в то же время, пополнялся состав международного сообщества. В XIX веке политическая карта Европы почти сложилась, но в результате Первой мировой войны произошел распад империй и их колониальных систем, а значит и ситуация на международной арене изменилась. Окончание «холодной войны», крах СССР также привели к существенным геополитическим изменениям. Суверенных государств стало примерно в три раза больше. И оказалось что по большей части они «дефектны», особенно заметно это стало после прекращения помощи этим государствам от сверхдержав.

Как оказалось, формальное признание независимости иногда даже снижает шансы государства на успешное развитие. Это видно на примере Южной Осетии и Абхазии, обе страны получают многостороннюю помощь от России. У Абхазии вполне есть перспективы развития, если они смогут правильно использовать свои природные ресурсы и возможность развития туризма, но сейчас им в этом препятствует Россия, так как использование этой территории в своих военных и бизнес-интересах чрезвычайно выгодно. У Южной Осетии , к сожалению, нет никакой основы для создания национальной экономики, а без нее невозможно самостоятельное, полноценное развитие государства.11

В пользу глобальности проблемы несостоявшихся государств приводится множество аргументов. Во-первых, статистика. Количество несостоявшихся государств постоянно растет и не обращать на них внимания уже не получится. Еще недавно главными примерами были Сомали, Афганистан, Ливан, а сейчас к ним уже относится значительная часть африканских государств и ряд бывших республик СССР.

Во-вторых, как это ни странно, появление несостоявшихся государств часто связано с деятельностью сил по поддержанию мира (созданных под эгидой ООН и разных региональных организаций).

Третьим аргументом может служить связь феномена несостоявшихся государств с «третьей волной демократизации». В некоторых случаях образование несостоявшихся государств - следствие попыток установления демократических режимов по западному образцу. 12

В настоящее время нет общепринятого определения несостоявшегося государства, различные источники трактуют его по-разному. Так, например, согласно определению авторитетного политологического справочника, failed state - это «номинально суверенное государство, которое не может дальше поддерживать свое существование как жизнеспособная политическая и экономическая единица. Это государство, становящееся неуправляемым и недостаточно легитимным в глазах международного сообщества»13

Также широкораспространенным является следующее определение: «несосотоявшиеся государства - государственные образования, в которых властные институты утратили контроль над значительной частью территории и населения, социальные, этнические и религиозные конфликты стали повседневными явлениями, а люди живут в условиях специфической формы "военной экономики". При этом война между вооруженными группировками оказывается важнейшим элементом экономической жизни общества, обеспечивая средствами существования ее участников».14

Несмотря на разнообразие определений, можно выделить ряд общих, серьезных признаков падения государства, его вхождения в группу failed states:

- потеря физического контроля над территорией;

- потеря права (монополии) государства на законное употребление силы;

- невозможность выработки представителями власти коллективных решений;

- растущий уровень коррупции и организованной преступности;

- невозможность сбора налогов;

- широкомасштабные перемещения крупных масс беженцев и демографические катастрофы;

- экологические катастрофы (вспомните Чернобыль);

- вторжение извне15

1.2. Причины превращения государств в несостоявшиеся

Отсталость страны, ее бедность, коррумпированность чиновников и местных правителей - основные причины неэффективности государства, действие этих причин проявляется через множество факторов. Один из них - социальное неравенство, как между общественными группами, так и между территориями внутри одной и той же страны. Однако, не всякое неравенство влияет на стабильность общества и государства. Например, неравенство в традиционном обществе не воспринимается, как нечто необычное, оно придает стабильность и устойчивость социальной структуре. Но это же общество, будет воспринимать неравенство по-другому, если будет хотя бы поверхностно затронуто модернизацией. В таком случае неравенство может привести и к обострению социальной напряженности, и к ослаблению государства, поскольку в ходе модернизации общества меняется система ценностей, развивается общественное сознание. Люди требуют соблюдения своих неотъемлемых прав и равноправия в обществе.

Отдельное место среди факторов, которые могут усугубить хрупкость государства, занимают полезные ископаемые, находящиеся на его территории. Такое богатство может стать своего рода "ресурсным проклятием", обладающие ими страны чаще всего лишаются каких-либо стимулов к развитию. Интересно, что в условиях "ресурсного проклятия" рост экономики в целом не исключен, но это рост, который не отвечает целям подлинного развития . 16

В последнее время все большее значение приобретает дефицит воды, этот фактор стал напрямую влиять на общественно-политическую нестабильность. Из-за нехватки воды часто возникают конфликты внутри государств Африки. А программы орошения и строительства водопроводов дают возможность коррумпированным чиновникам нажиться на бедах простых людей. Впрочем, сейчас эта проблема распространилась и на Ближний Восток, и в Южной

Азии, она вызывает не только противоречия внутри страны, но влияет и на отношения между различными государствами.17

Рассуждая о разнообразных факторах дестабилизации государства в странах третьего мира нельзя не упомянуть случай Ирака. Причиной войн (имея в виду также события 1990- 91 гг.) в Ираке считается "запах нефти", оборотной стороной которого была обыкновенная жадность, поскольку было множество субъектов, понимающих весь потенциал данной территории и давно имевших виды на нефтяные месторождения в разных частях этой страны. В то же время, нефть и борьба за нее между государствами не были единственными факторами, определившими сегодняшнюю ситуацию там. На стандартное стремление к обогащению, наложились давние религиозные противоречия и конфликты. Конечно, до войны Ирак можно было считать довольно крепким государством, но уже в то время шли процессы разрушения старых социальных структур и общественных отношений, которые шли впереди процесса образования новых структур и социальных связей. Бюрократический капитал, контролировавший все сферы аграрной экономики, не мог обеспечить стабильного развития сельского хозяйства. Это вызывало недовольство со стороны как крестьян, так и крупных землевладельцев всей системой государственного капитализма. Таким образом, еще до 2003 года, когда американские войска заняли страну, закладывались предпосылки краха иракского государства.

1.3. Проблемы и угрозы несостоявшихся государств.

В государствах "слабых" или "неудачниках" нарушаются права человека, они подвержены массовым бедствиям, они - источник волн массовой иммиграции и нападений на соседние государства.18 Так формулирует основные проблемы слабых государств Фрэнсис Фукуяма.

Главным примером угрозы, исходящей от слабых государств, является трагедия 11 сентября, она показала, что эти страны служат прикрытием международным террористам, которые способны нанести огромный вред всем странам мира. С 80-х годов 20 века и вплоть до событий 2001 года многие международные кризисы имели место в слабых или несостоявшихся государствах. Международное сообщество всегда оказывалось втянутым в эти конфликты, иногда даже вставая во главе этих государств.19

События 11 сентября в США показали, что власть в несостоявшихся государствах, в том числе и в Афганистане настолько слаба, что ее может захватить кто угодно. Насилие в этих странах стало повсеместным, привычным явлением. Традиционные формы борьбы с преступностью в данном случае неприменимы, так как в несостоявшихся государствах не сложилось устойчивой системы защиты населения, люди в них привыкли к насилию и не воспринимают это как нечто неправильное, поэтому для обеспечения мировой безопасности требуется решение проблем внутри слабых государств, смена в них политических режимов. Ведь если новый установленный режим будет опираться на демократические принципы, будут разработаны новые законы, способы управления страной и поддержания в ней мира. Но для этого также потребуется много времени и сил, и скорее всего вмешательство иностранных держав, поскольку для установления сильной власти в таких государствах необходимо разрешить все противоречия и проблемы, копившиеся там десятилетиями, восстановить авторитет власти. Таким образом, проблема слабых стран, которая раньше рассматривалась только как гуманитарная или проблема прав человека, сегодня приобрела новую грань - международная безопасность.

Но многие ученые говорят, что роль слабых государств в обеспечении пристанища терроризму сильно преувеличена. Они не отрицают угрозы и опасности этих государств, но без их влияния на международную обстановку. Как пример приводится Демократическая республика Конго, которая напрямую связана с террористам. По самым скромным оценкам, в волнах насилия, которые захлестнули страну еще в середине 1990-х годов уже погибло более пяти миллионов человек. Сегодня Конго - один из самых страшных примеров несостоятельности. Но, однако, для США, как и для всего мира он не предоставляет серьезной угрозы.20

Другое дело, что международные террористические организации часто используют территории несостоявшихся государств для создания своих баз и пополнения численности террористов.21 Но их базы могут также располагаться и в менее развитых частях сильных государств. Поэтому разделение государств на слабые и сильные не имеет смысла в вопросе, касающемся терроризма. И на самом деле ни одно из первых десяти несостоявшихся государств не представляет угрозы экспорта терроризма.22 Конечно терроризм в этих странах есть, но он опасен в основном внутри самой страны, а не для всего мира. Для вынашивания терроризма и его экспорта нужна инфраструктура, которой чаще всего нет в слабых государствах.

В конце концов, теракты 11 сентября, хоть и направлялись из Афганистана, но финансировались в основном из Европы и некоторых стран Азии.23

Неспособность слабых стран управлять экономикой также приводит к нестабильности. Большинство ученых считают причинами, кризиса на Ближнем Востоке наряду со слабым развитием экономики и отсутствие реформ в этой сфере, неразвитость демократии, плюрализма, отсутствие политической активности населения в большинстве арабских стран.24

Из всего сказанного можно сделать вывод, что конфликты вокруг несостоявшихся государств имеют не политические или религиозные причины, а экономические и социальные. Правда экономические и социальные факторы, влияющие на несостоятельность государств, различаются на разных территориях и везде они весьма своеобразны.




Глава 2. Афганский вопрос

Наибольшей проблемой для мирового сообщества среди всех несостоявшихся государств является Афганистан, поскольку именно в этом государстве успешно развивается терроризм, там идет непрекращающаяся уже более 30 лет гражданская война, в которой активное участие принимают военные силы НАТО. Чтобы разобраться почему это государство находится сейчас в таком сложном положении, нужно проследить историческое развитие этого государства, со времен обретения им независимости.

2.1. История Афганистана

История создания независимого Афганского государства очень сложна. В результате трех англо-афганских войн 3 мая 1919 года Афганистан во главе с Амануллом все-таки объявил о своей независимости. 8 августа 1919 года Великобритания была вынуждена согласиться с этим. Первым государством, признавшим эту страну была Россия, которая в марте 1919 года установила с ним дипломатические отношения, а в ноябре 1921 года, заключила договор о дружбе. 25

После 10 лет нахождения у власти Аманулла отрекся от престола по причине народного восстания. В октябре 1929 года новым королем Афганистана стал Надир-Шах. Он находился у власти до 1933 года, после чего его сменил его сын - Захир Шах, который управлял страной долгих 40 лет. В период его правления правительство Афганистана смогло наладить отношения с другими странами мира (Великобританией, Советским Союзом и США). 26

Во время Второй мировой войны Афганистан заявляет о своем нейтралитете и придерживается политики неприсоединения, в это время правительство (его в то время возглавлял Мухаммед Дауд) занимается развитием промышленности и образования в стране. Фашисты, кстати, были заинтересованы в контроле над Афганистаном, так как оттуда они могли нападать на Индию, которая была сферой влияния Великобритании. Для этого даже был разработан план возвращения на престол Амануллы, но эта попытка провалилась и о сотрудничестве с фашистской Германией речь больше не шла.27

В послевоенные годы Афганистан сохранял нейтральную позицию между коммунистами и империалистами, получая помощь с обеих сторон. В 1964 году была принята конституция, ее принятие было вызвано серьезными изменениями, произошедшими в стране. Она закрепила существовавший экономический строй, изменения в классовой структуре афганского общества, облегчала участь женщин, демократизировала государственный строй и политический режим Афганистана. Но несмотря на все изменения, денег для нормального обеспечения народа не хватало, и потихоньку среди него зрело недовольство своей жизнью. В итоге, в июле 1973 года в Афганистане произошёл государственный переворот. Была провозглашена республика, но стабильности это не принесло, президент Мухаммед Дауд пробовал провести реформы, но в конечном счете это ни к чему не привело.28

В апреле 1978 года в стране началась очередная революция, к власти пришла коммунистическая Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА) во главе с ее генеральным секретарем Мухаммедом Тараки, была провозглашена Демократическая Республика Афганистан. Новое правительство стало проводить довольно радикальные реформы, что вызвало протесты в обществе.

Началась гражданская война, продолжающаяся в Афганистане по сей день. В скором времени НДПА раскололась на Хальк и Парчам, они вступили в ожесточенную борьбу за власть. После открытого вооруженного восстания в Герате в марте 1979 года руководство Афганистана просило СССР расширить военную помощь или даже ввести войска в их страну. После некоторых колебаний Политбюро ЦК КПСС приняло решение о вводе войск для помощи братскому народу. Так началась война в Афганистане 1979-1989 годов - «вооруженные столкновения между частями ограниченного контингента советских войск(ОКСВА) и промосковского правительства ДРА с одной стороны, и антисоветскими силами афганцев с другой стороны, за контроль над территорией Афганистана.»29 До начала вывода советских войск в мае 1988 года, моджахеды не смогли провести ни одной крупной операции, ни один крупный город не был занят ими.30

Цели и результаты Советского правительства в данной войне довольно четко сформулированы в книге «Ограниченный контингент» : «Не существует оснований для утверждения о том, что 40-я армия потерпела поражение, равно как и о том, что мы одержали военную победу в Афганистане. Советские войска в конце 1979 года беспрепятственно вошли в страну, выполнили - в отличие от американцев во Вьетнаме - свои задачи и организованно вернулись на Родину . . .

Перед 40-й армией стояло несколько основных задач. В первую очередь мы должны были оказать помощь правительству Афганистана в урегулировании внутриполитической ситуации. В основном эта помощь заключалась в борьбе с вооруженными отрядами оппозиции. Кроме того, присутствие значительного воинского контингента в Афганистане должно было предотвратить агрессию извне. Эти задачи личным составом 40-й армии были выполнены полностью.»31

Несмотря на все усилия советских войск и руководства Афганистана численность оппозиции только росла и в 1986 году моджахеды контролировали более 70% территории страны. Поэтому после вывода Советских войск из Афганистана просоветский режим просуществовал всего 3 года и был свергнут в 1992. В военные годы в Афганистане образовалась Аль-Каида и усилились группы исламских радикалов, в будущем ставшие участниками конфликтов в Алжире, Египте и Чечне.32

К сожалению, после освобождения союзными войсками территории Афганистана гражданская война там не закончилась. Правительственная армия, получающая материальную поддержку от СССР продолжала сражаться против оппозиции, которая также получала поддержку из-за рубежа. Но в итоге была вынуждена сдаться и управление страной захватили моджахеды, которые едва придя к власти перессорились из-за распределения должностей и продолжили гражданскую войну, но уже против вчерашних союзников.33

В период с 1992 по 2001 имела место борьба между движением «Талибан» и моджахедами, руководимые полевыми командирами, которые в свою очередь были противниками советского вмешательства. Успешные действия Талибана привели к тому, что к 1996 большая часть территории контролировалась ими. В то время Усама бин Ладен, которого разыскивали США, смог получить убежище в Афганистане и поддержку Талибана, которые категорически отказались его выдать, даже после ультиматума США в связи с терактами 11 сентября, ссылаясь на недостаток доказательств причастности аль-Каиды к этим актам.34

С этого времени начался новый этап войны в Афганистане, с непосредственным вмешательством иностранных держав, в первую очередь США. Интересно, что до сих пор (2010 год) 92 % опрошенных афганцев никогда не слышали о согласованных множественных атаках, совершённых на территории Соединённых Штатов 11 сентября 2001 г. Опрос также показал, что четверо из десяти афганцев полагают, что США присутствуют на их земле с целью «уничтожить ислам или оккупировать Афганистан».35

Начало войны относится к октябрю 2001 года, когда впервые были выпущены примерно 50 крылатых ракет и начались первые бомбардировки стратегически важных объектов Талибана. Своими целями в этой войне США объявили:

- свержение режима талибов,

- освобождение территории Афганистана от влияния талибов,

- пленение и суд над участниками Аль-Каиды.36

В ходе первого же года движение Талибан потерпело поражение и стало практически небоеспособным. Главой страны стал Хамид Карзай. Для обеспечения безопасности НАТО развернули в Афганистане специальную военную миссию, названную ISAF (International Security Assistance Force, создана согласно резолюции Совета Безопасности ООН 20 декабря 2001 года). 37

Первые годы после поражения Талибана прошли относительно спокойно, но лишь потому что они сосредоточились на восстановлении сил и пополнения рядов движения. В 2003-2004 Талибан набирает силы и начинает понемногу действовать в южных районах Афганистана, постепенно их влияние в этом регион растет. В ответ на это НАТО в январе 2006 года начинает размещение своих войск в южном Афганистане. С мая 2006 года начинается операция ISAF «Горный прорыв», она стала первой после четырех лет организованной боевой операцией. Следом последовали еще несколько боевых операций, сопровождающихся ожесточенными боевыми действиями, но результат их был неоднозначными. С одной стороны, Талибы были выбиты из некоторых районов и понесли немаленькие потери, но с другой стороны, желаемый результат достигнут не был, а потери понесла и международная коалиция. 2007-2008 года характеризуются взаимными наступлениями и переменным успехом то одной, то другой стороны. Возросшая интенсивность боевых действий привела к гибели мирных жителей, поскольку иногда международные силы наносили удары по гражданским объектам. Талибы в свою очередь часто прибегали к тактике партизанской войны. Они нападали и обстреливали различные конвои и патрули, минировали дороги и т.д. Из-за использования силами НАТО политики «силовой демократии» среди местного населения росло недовольство от присутствия НАТО в регионе.38

Главным итогом компании 2009 года стало освобождение провинции Нуристан от военного присутствия. Контроль над данной территорией был возложен на афганских полицейских. 39

В 2010 ничего нового в расстановке сил не произошло, несмотря на огромные потери понесенные обеими сторонами в течение этого года, даже когда американские войска добивались успеха на одном фронте, Талибам удавалось разбить американские силы в другом регионе или войска их союзников, как это было с немецкой и австралийской армиями. Во многих регионах страны удавалось поддерживать относительную стабильность, но в целом какого-либо улучшения в стране за 2010 год добиться не удалось, некоторые аналитики даже констатировали ухудшение общей обстановки.40

В 2011 году стратегическая инициатива перешла от боевиков к проправительственным силам. Число атак талибов сократилось на 9%, в отличие от предыдущих лет, когда этот показатель постоянно рос, причем к числу атак относятся не только открытые боевые действия, но и обстрелы патрулей и минирование дорог. Спад активности произошел главным образом в юго-западных провинциях, одновременно с этим отмечен рост смертности среди гражданского населения в результате боевых действий и числа уголовных преступлений против простых людей и госслужащих. В целом 2011 считается довольно успешным в борьбе с оппозицией: было сокращено число атак против войск международной коалиции, подорваны силы боевиков, увеличены сферы влияния Кабула во многих провинциях. 41

Новый 2012 год в Афганистане начался бурно, в один день в Кандагаре погибли 13 человек, в результате 3 взрывов. В это же время продолжается вывод войск НАТО из Афганистана, передавая ответственность афганским полицейским. В итоге вывод всех иностранных войск должен завершиться к 2014 году.42

В февраля начались антиамериканские демонстрации, в связи со слухами о сожжении Корана на авиабазе Баграм. В ходе беспорядков погибло несколько десятков людей, включая четырех американских военных. Этот инцидент заметно омрачил процедуру вывода войск Коалиции из Афганистана. 43

Еще тяжелее для войск НАТО оказался март. 11 марта сержант Армии США Роберт Бэйлс убил 17 гражданских афганцев, включая 9 детей. Блэйс сейчас находится под стражей и, вероятнее всего, его приговорят к смертной казни. Еще не утихли разговоры после сожжения Корана, когда сержант американской армии вновь дал повод антиамериканским настроениям и обострил напряженность в Афганистане. Все меньшей популярностью среди не только афганского населения, но и среди жителей США пользуется пребывание войск Коалиции в Афганистане, но администрация президента Барака Обамы не планирует менять график их вывода.44

Апрель запомнился всему миру событиями 15 апреля, в этот день была совершена одна из самых крупных вылазок талибов против сил НАТО. Во время тщательно спланированной атаки по были убиты 4 мирных жителя, 11 сотрудников сил безопасности, были ранены около 80 человек. Жертвы со стороны талибов составили 36 человек.45


2.2. Современные дипломатические отношения США - Афганистан - Талибан

Ряд новых задач встал перед США, после их заявления о выводе войск из Афганистана к 2014 году,. Главные из них: как безопасно вывести свои войска и сохранить стабильность в Афганистане? Конечно в ходе десятилетней войны Талибан был надломлен, но не разбит окончательно, и скорее всего, они попытаются использовать вывод иностранных войск для усиления своих позиций. Так что рост активности талибов в ближайшие годы вполне предсказуем, они используют любую возможность, чтоб создать приемлемые для себя условия, будь то недовольство населения или вывод войск НАТО. Конечно, в Афганистане есть свои войска и полиция для борьбы с талибами, но все-таки новое афганское правительство, которое будет сформировано после выборов 2014 года, окажется в неблагоприятных условиях, ведь ему будет необходимо укрепить свою власть и авторитет, а новый этап войны - не лучшие для этого условия.

В такой ситуации переговоры США и Талибана - на мой взгляд, единственный вариант, для обеспечения хотя бы временного затишья. Главное, что могут предложить американцы - это исключение Талибана из списка террористических организаций, но вряд ли только этого будет достаточно, чтобы заинтересовать талибов. Они могут согласиться на некоторые американские пожелания, только в обмен на значительное улучшение их положения. Ведь им также нужна передышка для восстановления сил, возможен даже отказ на время от боевых действий, но очевидно, что вскоре он будет нарушен талибами.

Ранее США основывала свою афганскую стратегию на позиции силы, но в последнее время Вашингтон все больше склонялся к позиции переговоров. Их новой идеей стало привлечение талибов к государственному управлению Афганистаном. Барак Обама в одном из своих выступлений даже признал Талибан "полноправным участником политического процесса в Афганистане".46 То, что США начали переговоры с Талибаном, говорит о несостоятельности некоторых аспектов политики Запада в этом регионе в последние годы.

НАТО и Соединенные Штаты в 2001 году сменили режим Талибана, но сейчас они не могут не признавать наличие талибов в стране. Обе стороны заявили о проведении переговоров в Катаре и об открытии там представительства Талибана.

В целом, основные требования для проведения переговоров, со стороны американцев уже выполнены:

  1. руководители талибов исключены из черного списка Совета Безопасности ООН,

  2. открыто представительство Талибана,

  3. Уже близок момент, когда будет отпущена талибская верхушка из американской тюрьмы Гуантанамо. Это считается большой политической победой Талибана.47

Что касается переговоров Талибана и президента Афганистан Хамида Карзая, здесь ситуация неоднозначна. С одной стороны, официально талибы считают президента западной марионеткой и нередко совершают террористические акты, направленные против афганской полиции и армии, показывая свое нежелание вести переговоры с Кабулом. С другой же стороны, Талибан довольно давно встречается с представителями Высшего совета мира (ВСМ), созданного по указу президента Карзая летом 2010 года.48 Также, по информации американской газеты Wall Street Journal. Кабул уже присоединился к переговорам талибов и американцев. В своем интервью этому изданию Карзай отмечает смену подхода талибов: «Талибы однозначно заинтересованы в прекращении 10-летней

войны. Народ Афганистана желает мира, включая талибов. Они - такие же люди, как и все мы, имеют семьи, детей, родственников, переживают нелегкие времена».49

После последних событий в Катаре (сожжение американцами Корана, бойня, устроенная американским солдатам в Кандагаре) переговоры были прекращены по инициативе талибов, но большинство аналитиков считают, что это всего лишь тактический ход, и вскоре переговоры будут возобновлены. 50

Эти переговоры вполне могут привести к расколу в самом движении Талибан. "умеренный" Талибан, вместе с исламскими партиями, возглавляемые Гульбеддином Хекматияром, будет участвовать в управлении Афганистаном. В свою очередь, радикальное крыло вместе с группировкой Хаккани, будет продолжать боевые действия. На сегодняшний день не существует сильных антиталибских коалиций, этот факт дает право говорить о малой вероятности повторения гражданской войны в Афганистане после вывода оттуда иностранных войск. Отношение простого населения к переговорам с талибами и выводу иностранных войск различно, большая часть афганцев хочет скорейшего освобождения их территории от иностранного присутствия, остальные боятся повторения событий конца 20 века, и поэтому они боятся привлечения талибов к государственному управлению. 51

К сожалению, сейчас никто не может сказать точно, что будет после вывода американских войск с территории Афганистана. Очевидно одно: «во всех политических спектаклях, которые происходят вокруг Афганистана в последние несколько десятков лет, афганцы - простые жители этой красивейшей, загадочной страны - своими жертвами и страданиями играют всего лишь роль зрителей» - утверждает эксперт Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА) Мирвайс Тарин.М. 52

В то же время США вели переговоры и с афганскими властями. На протяжении всего марта 2012 года обсуждались условия соглашения по поводу присутствия США в Афганистане, после освобождения международными войсками его территории. Афганские власти делали акцент на том, что договор должен учитывать интересы обоих государств, и должен быть основан на уважении суверенитета Афганистана. 53

Сторонам удалось достичь компромисса по проблеме тюрем - США пообещали передать управление всеми тюрьмами афганским властям, но лишь в течение полугода. А вот по поводу ночных рейдов коалиционных войск вопрос остался открытым, Хамид Карзай настаивает на прекращении таких операций, так как они не обходятся без вторжения в частную жизнь мирных жителей, а иногда приводят и к их гибели. США, в свою очередь, не хотят отказываться от такого рода операций, поскольку они являются достаточно эффективными в борьбе с талибами и иными боевиками. 54

В апреле 2012 года было объявлено о том, что Афганистан и США разработали долгожданное соглашение о стратегическом партнерстве. Подписан он был 23 апреля в Кабуле после нескольких месяцев напряженных переговоров. Детали договора держатся в тайне, но уже стало известно о том, что по этому договору Афганистан получит $3 млрд. в качестве финансовой поддержки и американские военные останутся на территории Афганистана до 2024 года. Этот договор стал основой "стратегии выхода" администрации Обамы, так как он предусматривает размещение небольших контингентов американских войск , которые будут продолжать бороться с боевиками и обучать армию и полицию Афганистана. Документ не уточняет число солдат и характер помощи. 55

"Обещание сохранение долгосрочного американского военного присутствия призвано также успокоить афганцев, которые опасаются, что вывод войск может привести к возобновлению международной изоляции и ввергнуть страну в гражданскую войну, как это произошло после ухода советских войск в 1989 году" - так видит цель пребывания войск в США ITAR-TASS.56

По словам посла США Дэвида Крокера и главы национальной безопасности Афганистана Рангира Дадфат Спанта соглашение уже одобрено обеими странами и все противоречия, не дававшие придти к общему соглашению почти полтора года (вопрос о содержании афганских заключенных в спецтюрьмах США и вопрос о ночных рейдах войск НАТО) успешно разрешены, они надеются, что этот договор станет фундаментом для развития Афганистана и укрепления его международного положения.




Заключение

Проблема несостоявшихся государств не нова, но до сих пор какого- либо действенного решения проблем этих государств не найдено. В настоящее время проводится много саммитов, дискуссий и т. д. по этой проблеме, мировая общественность пытается привлечь внимание к ней, но на мой взгляд никаких решительных действий не предпринимается. Несмотря на все попытки Соединенных Штатов, ситуация в Афганистане не улучшается, и что будет с этой страной в будущем не известно.

Многие страны мира используют территории слабых государств в своих интересах, другие же наоборот не устанавливают с ними дипломатических отношений из-за боязни нестабильности и угрозы. На многих территориях несостоявшихся государств уже образовались новые государства, но они пока не добились признания мировым сообществом.( Вазиристан в Пакистане, Сомалиленд на территория Сомали)

Из всего этого, можно сделать вывод, что положение несостоявшихся государств на мировой арене довольно шаткое, отношение к ним неоднозначное и причиной всему этому служит нестабильность внутри самих государств.

Что касается влияния истории государства на его нынешнее состояние, вполне очевидно, что историческое развитие государства напрямую влияет на его современное состояние, поскольку если в процессе развития государства не установился принцип распределения власти, не образовались стабильные социальные структуры и группы, поддерживающие существующий режим, не сложилось устойчивой экономической системы, нормальное развитие государства просто невозможно, поскольку в такой стране всегда будут справедливо недовольные своим положением люди или даже целые слои населения. Всегда будут находиться люди, понимающие нестабильность всей политической системы и желающие сосредоточить власть в своих руках. Вполне возможно, что современную ситуацию в Афганистане изменить просто невозможно, живущее сейчас поколение людей с малых лет живет в состоянии войны, они уже не представляют другой жизни и смирились с существующим положением дел в стране. Исторически должны закладываться моральные ценности и идеалы, уважение к правам других людей. Также большую роль играет культурное развитие государства, развитие образования, чего в большинстве несостоявшихся государств добиться не удается.


Список использованных источников и литературы

1. Rosa Ehrenreich Brooks. Failed states, or the state of failure? // University of Chicago Law Review. Vol. 72, No. 3. 2005. P. 1159.

2. Gerald Helman, Steven Ratner. Anarchy rules: Saving Failed States // Foreign Policy. Vol. 89, No. 3. 1992. P. 3.

3. Ralph Wilde. The skewed responsibility narrative of the "failed states" concept // ILSA Journal of International & Comparative Law. Vol. 9, No. 1. 2003. P. 425.

4. Henry J. Richardson. "Failed States", self-determination, and preventive diplomacy: Colonialist nostalgia and democratic expectations // Temple International and Comparative Law Journal. Vol. 10, No. 1. 1996. P. 1

5. Daniel Thurer. The "failed State" and international law // International Review of the Red Cross. No. 836. 1999. P. 731.

6. M. Griffits, T. O'Callaghan. International relations: the key concepts. Routledge, 2003, p. 105-107.

7. Statement of Senator J. R. Biden. Hearing on «Stabilization and Reconstruction - Building for Peace in a Hostile Environment». June 16, 2005. (foreign.senate.gov/testimony/2005/BidenStatement050616.pdf).

8. Ch. Preble, J. Logan. Failed States and Flawed Logic: The Case against a Standing Nation- Building Office // Policy Analysis. № 560. January 11, 2006 (cato.org/pubs/pas/pa560.pdf).

9. Громов Б. В. Ограниченный контингент / Б. В. Громов. - М. : Прогресс, 1994. - 190 с.

10. Коргун В. Г. История Афганистана. XX век / В. Г. Коргун. - М. : Крафт+, 2004. - 529 с.

11. Фукуяма Фрэнсис. Сильное государство / Фрэнсис Фукуяма. - М. : Астрель, 2006. - 220 с.

12. Кулагин В. Глобальная или мировая безопасность? / В. Кулагин // Международные процессы. - 2006. - № 1. - С. 34-38.

13. В.С.Бойко. Афганистан на начальном этапе независимого развития (1920-е годы): центрально-азиатский контекст внутренней и внешней политики// Афганистан и безопасность Центральной Азии. Вып. 1, Бишкек, 2004. - с. 57 - 87

14. М. Тарин Импортный мир [Электронный ресурс] / Афганистан.Ру - Всё об Афганистане, аналитика, новости, политика, экономика, общество / Информационный портал "Афганистан.Ру", 2002-2008. - URL: afghanistan.ru/ (дата обращения 25.04.2012)

15. Сергеев В. «Чёрные дыры» глобализации / В. Сергеев // Космополис . - 2004. - №2 (8). - С. 18-22.

16. Два Судана официально находятся в состоянии войны [Электронный ресурс] / Inca Group "War and Peace - Электрон. дан. 2006-2012. - URL: warandpeace.ru/ru/news/view/68868 (дата обращения 25.04.2012)

17. Война в Афганистане - что выгодно для США? [Электронный ресурс] / Информационный сайтТchest.org - Электрон. дан. 2010. - URL: tchest.org/america_vs_afghanistan/ (дата обращения 13.03.2012)

18. Афганистан-2011. Уйти нельзя остаться [Электронный ресурс] / Информационный сайт Рravda.ru - Электрон. дан. 1999-2012. - URL: pravda.ru/world/asia/centralasia/03-01-2011/1062647-afgan-0/ (дата обращения 30.09.2011)

19. Война в Афганистане (2001 - 2011 гг.): обзор и перспективы [Электронный ресурс] / Портал «Перспективы» - Электрон. дан. 2011. - URL: perspektivy.info/oykumena/vostok/vojna_v_afganistane_2001__2011_gg__obzor_i_perspektivy_2011-07-01.htm (дата обращения 30.11.11)

20. США начали переговоры с талибами [Электронный ресурс] / Информационный сайт Forbes - Электрон. дан. 2012. - URL: forbes.ru/news/78839-ssha-nachali-peregovory-s-talibami (дата обращения 29.03.2012)

21. США и Афганистан подписали договор о военном сотрудничестве [Электронный ресурс] / Информационное агентство Regnum - Электрон. дан. 1999-2012. - URL: regnum.ru/news/polit/1523594.html (дата обращения 24.04.2012)

22. Кабул примкнул к переговорам США с талибами [Электронный ресурс] / Официальный сайт Независимой газеты - Электрон. дан. 1997-2012. - URL: ng.ru/world/2012-02-17/8_kabul.html (дата обращения 15.04.2012)

23. Щербак Ю. Украина как failed state: мифы и реальность [Электронный ресурс] / Электронное периодическое издание «Интернет-проект «ИноСМИ.RU» - Электрон. дан. 2000-2012. - URL: inosmi.ru/world/20090521/249256.html (дата обращения 30.11.2011)

24. Рейтинг "несостоявшихся государств": Россия находится "на грани" [Электронный ресурс] / URL: for.kg/ru/news/154101/ (дата обращения 09.09.2011)

25. Независимость Южной Осетии и Абхазии: цена вопроса [Электронный ресурс] / Электронное периодическое издание «Интернет-проект «ИноСМИ.RU» - Электрон. дан. 2000-2012. - URL: inosmi.ru/world/20090521/249256.html

26. Дефицит пресной воды - глобальная проблема [Электронный ресурс] / URL : iwp.ru/monograf/ddwater/te/dd19.shtml

27. Афганистан в январе 2012 [Электронный ресурс] / Новости в фотографиях - Электрон. дан. - URL: pixelnews.com.ua/ (дата обращения 29.02.2012)

28. США сохранят военное присутствие в Афганистане и после 2014 года [Электронный ресурс] / Информационный сайт Интерновости.Ру - Электрон. дан. 2008. - URL: internovosti.ru/text/?id=55699 (дата обращения 12.04.2012)

29.Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс] / - URL: ru.wikipedia.org (дата обращения 18.04.2012)

30. Официальный сайт деловой газеты «Взгляд» [Электронный ресурс] / 2005-2012. - URL: vz.ru/ (дата обращения 13.10.2011)

31. Энциклопедия Кругосвет [Электронный ресурс]. - URL: krugosvet.ru/node/42646?page=8,4

32. Информационное телеграфное агентство России» ИТАР-ТАСС [Электронный ресурс] / 2012. - URL: itar-tass.com/ (дата обращения 18.12.2011)

33. Веб-сайт Русской службы Британской вещательной корпорации [Электронный ресурс] / 1998-2012. - URL: bbc.co.uk/russian/ (дата обращения 27.04.2012)

34. Информационное агенство РИА НОВОСТИ [Электронный ресурс] / 2006-2012. - URL: ria.ru/ (дата обращения 13.04.2012)

1Веб-сайт Русской службы Британской вещательной корпорации [Электронный ресурс] 1998-2012. - URL: bbc.co.uk/russian/ (дата обращения 27.04.2012)

2 Statement of Senator J. R. Biden. Hearing on «Stabilization and Reconstruction - Building for Peace in a Hostile Environment». June 16, 2005. (foreign.senate.gov/testimony/2005/BidenStatement050616.pdf).

3 Фукуяма Фрэнсис. Сильное государство / Фрэнсис Фукуяма. - М. : Астрель, 2006. - 220 с.

4 The National Intelligence Strategy of the United States of America. Office of the Director of National Intelligence. October 2005 (dni.gov/ publications/NISOctober2005.pdf). См.так же : The National Security Strategy of the United States of America. March 2006 (whitehouse.gov/nsc/nss/2006/nss2006.pdf).

5 Ch. Preble, J. Logan. Failed States and Flawed Logic: The Case against a Standing Nation-Building Office // Policy Analysis. № 560. January 11, 2006 (cato.org/pubs/pas/pa560.pdf).

6Кулагин В. Глобальная или мировая безопасность? / В. Кулагин // Международные процессы. - 2006. - № 1. - С. 34-38.

7 Henry J. Richardson. "Failed States", self-determination, and preventive diplomacy: Colonialist nostalgia and democratic expectations // Temple International and Comparative Law Journal. Vol. 10, No. 1. 1996. P. 1

8 Щербак Ю. Украина как failed state: мифы и реальность [Электронный ресурс] / URL: inosmi.ru/world/20090521/249256.html

99 Рейтинг "несостоявшихся государств": Россия находится "на грани" [Электронный ресурс] / URL: for.kg/ru/news/154101/

10 Сергеев В. «Чёрные дыры» глобализации / В. Сергеев // Космополис . - 2004. - №2 (8). - С. 18-22.

11Независимость Южной Осетии и Абхазии: цена вопроса [Электронный ресурс] / Электронное периодическое издание «Интернет-проект «ИноСМИ.RU» - Электрон. дан. 2000-2012. - URL: inosmi.ru/world/20090521/249256.html

12 Сергеев В. «Чёрные дыры» глобализации / В. Сергеев // Новая политика. - 2004. - № 3. - С. 18-22.

1313 M.Griffits, T. O'Callaghan. International relations: the key concepts. Routledge, 2003, p. 105-107

1414 Кулагин В. Глобальная или мировая безопасность? / В. Кулагин // Международные процессы. - 2006. - № 1. - С. 34-38.

1515 Щербак Ю. Украина как failed state: мифы и реальность [Электронный ресурс] . -URL: inosmi.ru/world/20090521/249256.html

16 Rosa Ehrenreich Brooks. Failed states, or the state of failure? // University of Chicago Law Review. Vol. 72, No. 3. 2005. P. 1159.

17Дефицит пресной воды - глобальная проблема [Электронный ресурс]. - URL : iwp.ru/monograf/ddwater/te/dd19.shtml

1818 Фукуяма Фрэнсис. Сильное государство / Фрэнсис Фукуяма. - М. : Астрель, 2006. - 220 с.

19Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: ru.wikipedia.org

20 Угрозы со стороны несостоявшихся государств: реальность или призрак [Электронный ресурс] . -URL: inosmi.ru/usa/20110718/172169811.html

21 Терроризм [Электронный ресурс] . -URL: privacyandterrorism.org/

22 Владимир Букарский . Несостоявшееся государство [Электронный ресурс] . -URL: apn.ru/publications/article1179.htm

23 Обнаружен источник финансирования терактов 11 сентября [Электронный ресурс] / ural.ru портал полезной информации. -1995-2012. -URL: ural.ru/news/life/news-17016.htm

24 Нестабильность мировой экономики [Электронный ресурс] . -URL: zapiskieconomista.com/ekonomicheskaya-teoriya/nestabilnost-mirovoj-ekonomiki.html

25В.С.Бойко. Афганистан на начальном этапе независимого развития (1920-е годы): центрально-азиатский контекст внутренней и внешней политики// Афганистан и безопасность Центральной Азии. Вып. 1, Бишкек, 2004. - с. 57 - 87

26В.С.Бойко. Афганистан на начальном этапе независимого развития (1920-е годы): центрально-азиатский контекст внутренней и внешней политики// Афганистан и безопасность Центральной Азии. Вып. 1, Бишкек, 2004. - с. 57 - 87

27 Внешняя политика Афганистана [Электронный ресурс] . -URL: uadream.com/tourism/Asia/Afghanistan/element.php?ID=22667

28 Энциклопедия Кругосвет [Электронный ресурс]. - URL: krugosvet.ru/node/42646?page=8,4

2929 Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: ru.wikipedia.org

30Коргун В. Г. История Афганистана. XX век / В. Г. Коргун. - М. : Крафт+, 2004. - 529 с.

31 31 Громов Б. В. Ограниченный контингент / Б. В. Громов. - М. : Прогресс, 1994. - 190 с.

32 Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: ru.wikipedia.org

33 Коргун В. Г. История Афганистана. XX век / В. Г. Коргун. - М. : Крафт+, 2004. - 529 с.

34Коргун В. Г. История Афганистана. XX век / В. Г. Коргун. - М. : Крафт+, 2004. - 529 с.

3535 Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: ru.wikipedia.org

36Война в Афганистане (2001 - 2011 гг.): обзор и перспективы [Электронный ресурс] / Портал «Перспективы» - Электрон. дан. 2011. - URL: perspektivy.info/oykumena/vostok/vojna_v_afganistane_2001__2011_gg__obzor_i_perspektivy_2011-07-01.htm

37Информационный портал "Афганистан.Ру", 2002-2008. - URL: afghanistan.ru/ (дата обращения 25.04.2012)

38. Война в Афганистане (2001 - 2011 гг.): обзор и перспективы [Электронный ресурс] / Портал «Перспективы» - Электрон. дан. 2011. - URL: perspektivy.info/oykumena/vostok/vojna_v_afganistane_2001__2011_gg__obzor_i_perspektivy_2011-07-01.htm

39Информационный портал "Афганистан.Ру", 2002-2008. - URL: afghanistan.ru/ (дата обращения 25.04.2012)

40Энциклопедия Кругосвет [Электронный ресурс]. - URL: krugosvet.ru/node/42646?page=8,4

41 Афганистан-2011. Уйти нельзя остаться [Электронный ресурс] / Информационный сайт Рravda.ru - Электрон. дан. 1999-2012. - URL: pravda.ru/world/asia/centralasia/03-01-2011/1062647-afgan-0/

42Афганистан в январе 2012 [Электронный ресурс] / Новости в фотографиях - Электрон. дан. - URL: pixelnews.com.ua/

43 Веб-сайт Русской службы Британской вещательной корпорации [Электронный ресурс] 1998-2012. - URL: bbc.co.uk/russian/

44Информационное агенство РИА НОВОСТИ [Электронный ресурс] 2006-2012. - URL: ria.ru/

45 Веб-сайт Русской службы Британской вещательной корпорации [Электронный ресурс] 1998-2012. - URL: bbc.co.uk/russian/

46 Obama's Strategy for Afghanistan and Pakistan, March 2009 cfr.org/pakistan/obamas-strategy-afghanistan-pakistan-march-2009/p18952

47 М. Тарин Импортный мир [Электронный ресурс] / Афганистан.Ру - Всё об Афганистане, аналитика, новости, политика, экономика, общество / Информационный портал "Афганистан.Ру", 2002-2008. - URL: afghanistan.ru/

48Официальный сайт деловой газеты «Взгляд» [Электронный ресурс] 2005-2012. - URL: vz.ru/

49 Кабул примкнул к переговорам США с талибами [Электронный ресурс] / Официальный сайт Независимой газеты - Электрон. дан. 1997-2012. - URL: ng.ru/world/2012-02-17/8_kabul.html

50 . США начали переговоры с талибами [Электронный ресурс] / Информационный сайт Forbes - Электрон. дан. 2012. - URL: forbes.ru/news/78839-ssha-nachali-peregovory-s-talibami

51 Война в Афганистане - что выгодно для США? [Электронный ресурс] / Информационный сайтТchest.org - Электрон. дан. 2010. - URL: tchest.org/america_vs_afghanistan/

5252 М. Тарин Импортный мир [Электронный ресурс] / Афганистан.Ру - Всё об Афганистане, аналитика, новости, политика, экономика, общество / Информационный портал "Афганистан.Ру", 2002-2008. - URL: afghanistan.ru/

53 США сохранят военное присутствие в Афганистане и после 2014 года [Электронный ресурс] / Информационный сайт Интерновости.Ру - Электрон. дан. 2008. - URL: internovosti.ru/text/?id=55699

54 Веб-сайт Русской службы Британской вещательной корпорации [Электронный ресурс] 1998-2012. - URL: bbc.co.uk/russian/

55. США сохранят военное присутствие в Афганистане и после 2014 года [Электронный ресурс] / Информационный сайт Интерновости.Ру - Электрон. дан. 2008. - URL: internovosti.ru/text/?id=55699

56Информационное телеграфное агентство России» ИТАР-ТАСС [Электронный ресурс] / 2012. - URL: itar-tass.com/ (дата обращения 18.12.2011)



© 2010-2022